Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки




1. Раскройте содержание понятий “этика”, “нравственность”.

2. В чем суть религиозного подхода по вопросу о происхождении морали?

3. Назовите особенности натуралистического обоснования морали.

4. В чем состоит регулятивная функция морали?

5. Выделите структурные элементы морали.

6. Какое место среди моральных явлений, имеющихся в обществе, отводилось профессиональной этике западными философами и социологами?

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (в ред. Федеральных Конституцион­ных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.

Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе в органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 43. Ст. 5808.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3 – ФЗ// Российская газета №25 от 08.02.2011г.

Основная литература

Аристотель. Большая этика. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т.4.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие/

О.А. Баева. 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003. – 368 с.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.

Кальченко Н.В., Резников Е.В. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Учебное пособие. Волгоград, 2005.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., МосУ МВД России, 2008.

Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» (В. Я. Кикоть и др.) под ред. В. Я. Кикотя. – М.: ЮНИТА-ДАНА: Закон и право, 2012. – 559 с.

Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Академический Проект, 2004. – 624 с.

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М., 1993.

Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998. Гл. 4.

Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? – М., 2002.

Егорышев С.В., Ротовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика: Курс лекций. Москва, 2005

Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 2000.

Конфуций Лунь-юй // Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т. Т.1 М.: Мысль, 2004.

 

Тема 2. Мораль в жизни общества

Семинар 2 часа

 

Учебные вопросы

1. Путь формирования нравственно - правового послушания
в этике Древнего Востока. Античная система воспитания
граждан.

2. Мораль в системе социальных факторов: мораль и политика, мораль и искусство, мораль и религия.

 

Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

Цель занятия: Охарактеризуйте основные признаки воспитания граждан Древнего Востока и Античности. Дать понятие морали.

Приступая к рассмотрению первого вопроса необходимо обратиться к политико-правовой мысли (Древних народов на Востоке и на Западе, у Индусов, Китайцев, вавилонян, персов, евреев и др.) к мифологическим истокам и мифологическим представлениям о месте человека в мире. Мифологические и религиозные представления сформировалась и развивались с политико-правовой мыслью Древней Индии. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников второго тысячелетия до н.э. именуемых Ведами. Раскройте роль в истории этической и политической мысли Китая основанное на учении Конфуция: патриархально патерналистскую концепцию государства; т.е. государство, трактуется им как большая семья. Опишите систему воспитания и послушания граждан Древнего Египта, Древней Греции (Спарты, Афины).

Во втором вопросеопределите систему социальных факторов, регулирующих отношения в обществе (право, политика, искусство, религия). Изучение политической, экономической и иных социальных сфер показывает, что в процессе их реформирования были допущены существенные просчеты. Размывание нравственных ценностей и духовных ориентиров, падение престижа интеллектуального труда, коммерциализация искусства ведут к ослаблению моральных устоев во всех сферах жизни. Видимо, здесь можно говорить о феномене «разочарованного сознания». Перечислите основные факторы, отрицательно сказывающиеся на состоянии правопорядка в обществе. Подумайте о соотношении морали и права. Покажите, что в нормах права закреплены подлинно гуманистические и высоко моральные общечеловеческие принципы взаимоотношений в обществе. Охарактеризуйте взаимосвязь морали и политики. Основной вопрос политики - это вопрос о власти. Может ли политика отвечать требованиям нравственности? В чем выражено их единство и различие? Как единство и противоречие сказываются на правоохранительной деятельности?

Покажите связь морали и искусства. Искусство - творческая деятельность, направленная на освоение эстетических ценностей, т.е. осмысления таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится одухотворенной, осознанной. Искусство - великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности. Покажите единство нравственной и эстетической культуры личности.

Что общее и особенное имеют нормы морали и религии? Раскройте гетерономный характер религиозных заповедей.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Охарактеризуйте основные отличительные признаки воспитания граждан Древнего Востока и Античности.

2. Выделите и законспектируйте педагогические идеи античности: Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.

3. Почему нравственные ценности, идеалы и образ жизни преступного мира, осуждаемые в обществе, не всегда получают адекватную оценку на уровне закона? Проиллюстрируйте это положение выдержками из УК РФ.

4. Чем определяется нравственный характер права?

5. Существуют ли социальные нормы, безразличные морали?

6. Почему мораль является ценностным критерием права?

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (в ред. Федеральных Конституцион­ных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.

Основная литература

Аристотель. Большая этика. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т.4.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие/

О.А. Баева. 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003. – 368 с.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.

Кальченко Н.В., Резников Е.В. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Учебное пособие. Волгоград, 2005.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., МосУ МВД России, 2008.

Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» (В. Я. Кикоть и др.) под ред. В. Я. Кикотя. – М.: ЮНИТА-ДАНА: Закон и право, 2012. – 559 с.

Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Академический Проект, 2004. – 624 с.

Статья: Мельниченко Р.Г. Виды мер профессиональной ответственности адвокатов // Адвокатская практика. 2011. N 1. С. 23 - 26.

Дополнительная литература

Аристотель. Этика. Учебник. М., 2002.

Бачинин В.А. Энциклопедический словарь. М., 2005.

Бердяев Н. Эрос и личность. Учебник. М., 2007.

Дэйв Коллинз. Этика и этикет в бизнесе. М.: Изд-во "Феникс", 2006.

Геффдинг Г. Этика или наука о нравственности. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. Гребенник Г.П. Проблема отношений политики и морали. М.: Изд-во "Астропринт", 2007.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Изд-во "Гардарики",2005.

Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия?/ А.А. Гусейнов// Вопросы философии. – 2004. - № 3. – С. 19 – 27.

Гусейнов А.А. Философия. Мораль. Политика: [Сб. статей]/ А.А. Гусейнов. – М., 2002. – С. 7 – 26, 193 – 223.

Завалько Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии. М.: Изд-во "КомКнига", 2006.

Зеленкова И.Л. Рассуждения о счастливой и достойной жизни. М., 2007.

Золотухина-Аболина Е.В., Современная этика. М.: Издат. центр "МарГ, ИКЦ"МарТ',2005.

Иванов В.Г. Этика. СПб.: Питер, 2006.

Мишаткина ТВ., Бражникова З.В., Мушинский Н.И. и др. Этика: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006.

Саймон Блэкберн. Этика. Краткое введение. М.: Изд-во "ACT', "Астрель", 2007.

Этика: Энцикл. слов./ Ред. Р.Г. Апресян, А.А. Гуссейнов. – М., 2001. Статьи: Мораль, Этика, Индийская этика, Китайская этика, Иудаизма этика, Софисты, Эпикурейцы, Кантианство, Протестантская этика, Утилитаризм, Абсолютизм и релятивизм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...