Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные физические компоненты




3. 3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные физические компоненты

3. 3. 1 Автомобильный транспорт и его особенности

 

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем:

· высокая маневренность и подвиж­ность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте,

· способность обеспечивать доставку " от двери до двери" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования;

· высокая скорость дос­тавки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния,

· широкая сфера применения по ви­дам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки;

· необ­ходимость меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильно­го транспорта являются короткопробежные перевозки.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 12-13 км. Автобусы перевозят более 60% пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности – 100%.

К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести:

· высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

· высокий уровень загрязнения окружающей среды;

· большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте) низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

· большие металлоем­кость и энергоемкость

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно широко используется автотранс­порт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России мо­жет расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особен­но в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы.

Автомобили можно разделить на:

· грузовые;

· пассажирские;

· грузо-пассажирские;

· спортивные;  

· спе­циальные.

К грузовому подвижному составу относят:

· универсаль­ные бортовые всех марок,

· автомобили-самосвалы,

· автомобили-тягачи (автопоезда),

· прицепы и полуприцепы.

К пассажирскому подвижному составу относят: автобусы и легковые автомобили.

Отдельно выделяют грузо-пассажирские автомобили, создавае­мые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.

К специальному подвижному составу относятся транспорт­ные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций – автокраны, передвижные электростан­ции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные, рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесово­зы и др.

В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомо­били.

В настоящее время в России принята единая классификация автомобилей, в соответствие с которой все автомобили делятся на 9 типов: 1 – легковые, 2 – автобусы, 3 – грузовые с универсальной платформой (бортовые), 4 – седельные тягачи, 5 – самосвалы, 6 – цистерны, 7 – фургоны, 8 – резервный тип, 9 – специальные.

Обозначаются автомобили следующим образом: ЗИЛ-431410. Здесь по порядку обозначены: 4 – класс; 3 – тип; 14 – модель; 1 – модификация; 0 – исполнение автомобиля.

Автомобили различают по:

· грузоподъемности (особо малой, ма­лой, средней, большой и особо большой);

· вместимости (автобу­сы и легковые автомобили);

· роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотур­бинные, электрические);

· максимальной конструкционной скорости движения;

· числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные);

· максимальной на­грузке на дорогу от осей автомобиля;

· габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда.

Тягачи разделяют на седель­ные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной про­ходимости).

 

3. 3. 2 Физические компоненты автомобильного транспорта

Автодороги – это автомобильные пути сообщения, представляющие собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих независимо от времени года, суток и погодных условий возможность непрерывного, безопасного и экономичного движения автомобилей с расчетными нагрузками и скоростями.

По техническим параметрам дороги классифицируются на пять категорий в зависимости от среднесуточной интенсивности, расчетной скорости (> 150¸ 60 км/ч), ширины проезжей части (15¸ 4, 5 м), наименьших радиусов поворотов (1000¸ 125 м), наибольшей нагрузки на одиночную ось (10, 10, 6, 6, 6 т).

В России самая низкая плотность автомобильных дорог из всех стран СНГ (2, 3 км/100 км2). Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость пере­возок, расход горючего повышается, возрастает стои­мость эксплуатации автомобиля, уменьшается срок службы.

 

Терминалы АТ – это все сооружения, обеспечивающие эффективную эксплуатацию автомобилей и создающие удобства клиентуре. К ним относятся автобусные остановки (элементарный терминал), также грузовые станции, автовокзалы и автостанции, базы механизации ПРР и др.

Главным подразделением АТ является АТП, которые подразделяются на: грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные и прокатные) и смешанные.

Отдельной категорией АТП выделяют транспортно-экспедиционные агентства, организующие перевозку пассажиров и доставку грузов, принадлежащих различным организациям и населению.

Тяговые средства АТ – это в основном ДВС (карбюраторные и дизельные). Преимущества данных двигателей по сравнению с другими настолько большие, что в ближайшие 20-30 лет они будут оставаться безальтернативными для ПС АТ.

Существенные их недостатки (потребление дорогого и ценного сырья, низкая экономичность, шум и др. ) будут постепенно уменьшаться за счет органико-технических мероприятий (применение альтернативных видов топлива, улучшение конструкции, повышение экономичности, экологичности и пр. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...