3.3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные физические компоненты
3. 3 Автомобильный транспорт, его особенности и основные физические компоненты 3. 3. 1 Автомобильный транспорт и его особенности
Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: · высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте, · способность обеспечивать доставку " от двери до двери" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; · высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния, · широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; · необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства). Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткопробежные перевозки. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 12-13 км. Автобусы перевозят более 60% пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности – 100%. К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести: · высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);
· высокий уровень загрязнения окружающей среды; · большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте) низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей; · большие металлоемкость и энергоемкость Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно широко используется автотранспорт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России может расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особенно в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава. К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобили можно разделить на: · грузовые; · пассажирские; · грузо-пассажирские; · спортивные; · специальные. К грузовому подвижному составу относят: · универсальные бортовые всех марок, · автомобили-самосвалы, · автомобили-тягачи (автопоезда), · прицепы и полуприцепы. К пассажирскому подвижному составу относят: автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузо-пассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов. К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций – автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные, рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др.
В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили. В настоящее время в России принята единая классификация автомобилей, в соответствие с которой все автомобили делятся на 9 типов: 1 – легковые, 2 – автобусы, 3 – грузовые с универсальной платформой (бортовые), 4 – седельные тягачи, 5 – самосвалы, 6 – цистерны, 7 – фургоны, 8 – резервный тип, 9 – специальные. Обозначаются автомобили следующим образом: ЗИЛ-431410. Здесь по порядку обозначены: 4 – класс; 3 – тип; 14 – модель; 1 – модификация; 0 – исполнение автомобиля. Автомобили различают по: · грузоподъемности (особо малой, малой, средней, большой и особо большой); · вместимости (автобусы и легковые автомобили); · роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурбинные, электрические); · максимальной конструкционной скорости движения; · числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные); · максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля; · габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).
3. 3. 2 Физические компоненты автомобильного транспорта Автодороги – это автомобильные пути сообщения, представляющие собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих независимо от времени года, суток и погодных условий возможность непрерывного, безопасного и экономичного движения автомобилей с расчетными нагрузками и скоростями. По техническим параметрам дороги классифицируются на пять категорий в зависимости от среднесуточной интенсивности, расчетной скорости (> 150¸ 60 км/ч), ширины проезжей части (15¸ 4, 5 м), наименьших радиусов поворотов (1000¸ 125 м), наибольшей нагрузки на одиночную ось (10, 10, 6, 6, 6 т). В России самая низкая плотность автомобильных дорог из всех стран СНГ (2, 3 км/100 км2). Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость перевозок, расход горючего повышается, возрастает стоимость эксплуатации автомобиля, уменьшается срок службы.
Терминалы АТ – это все сооружения, обеспечивающие эффективную эксплуатацию автомобилей и создающие удобства клиентуре. К ним относятся автобусные остановки (элементарный терминал), также грузовые станции, автовокзалы и автостанции, базы механизации ПРР и др.
Главным подразделением АТ является АТП, которые подразделяются на: грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные и прокатные) и смешанные. Отдельной категорией АТП выделяют транспортно-экспедиционные агентства, организующие перевозку пассажиров и доставку грузов, принадлежащих различным организациям и населению. Тяговые средства АТ – это в основном ДВС (карбюраторные и дизельные). Преимущества данных двигателей по сравнению с другими настолько большие, что в ближайшие 20-30 лет они будут оставаться безальтернативными для ПС АТ. Существенные их недостатки (потребление дорогого и ценного сырья, низкая экономичность, шум и др. ) будут постепенно уменьшаться за счет органико-технических мероприятий (применение альтернативных видов топлива, улучшение конструкции, повышение экономичности, экологичности и пр. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|