Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3.3 Научно-технические проблемы автомобильного транспорта




3. 3. 3 Научно-технические проблемы автомобильного транспорта

 

Развитие рыночных реформ и научно-технический прогресс ставят новые проблемы в области организации перевозок, струк­турных преобразований и технической политики на автомобиль­ном транспорте.

Основными задачами по развитию автомобильного транспор­та в России являются:

· совершенствование конструкции и тех­нических характеристик автомобилей и их двигателей в отноше­нии экономичности,

· экологичности, лучшего дизайна и удобст­ва управляемости;

· рационализация структуры автопарка, уве­личение выпуска автомобилей специализированных и раз­личной грузоподъемности;

· совершенствование системы диагно­стики, технического обслуживания и ремонта автомобилей;

· улучшение организации и безопасности движения в системе " ав­томобиль – водитель – дорога – среда";

· значительное расширение дорож­ного строительства и повышение качества автомобильных дорог.

На рынке транспортных услуг доминирующей является про­блема качества перевозок грузов и пассажиров, которая может быть решена благодаря увеличению доли специализированного подвижного состава, изменению подхода к диагностированию, техническому обслу­живанию и ремонту и повышению скоростей движения.

Эта проблема стоит остро на любом виде транспорта и связа­на с сущностью, ролью транспорта в жизни общества. Скорости имеют тенденцию к повышению, однако их увеличение связано неоднозначно с проблемой капиталовложений, расхода топлива и эксплуатационных расходов. Для реализации таких скоростей нужны особые условия эксплуата­ции, чему препятствуют большая плотность движения, несовер­шенство геометрии дорог и дорожного покрытия, пересечение с пешеходным движением. Выбор рациональных скоростей зави­сит от груза, типа автомобиля, категории дороги, погодных усло­вий, профессионализма водителя, т. е. представляет собой слож­ную комплексную задачу.

Обостряется и проблема регулярности перевозок в рыночных условиях: так как выпуск продукции (или формирование пасса­жиропотока) цикличен, следовательно, и вывоз ее должен быть соответствующим. Кроме того, стоимость грузов, находящихся в процессе складирования и транспортировки, классифицируется как " омертвленный капитал", а большая часть поездок пассажи­ров в городах связана с трудовым процессом и увеличением дальности перевозок. Поэтому проблема регулярности в настоя­щее время рассматривается в новом аспекте - в плане создания непрерывной системы транспортировки грузов и пассажиров по принципам логистической системы, основным условием которой является своевременное удовлетворение потребности (спроса) в транспортной услуге.

На автомобильном транспорте очень остро стоит проблема организации и безопасности движения, которая должна рассмат­риваться в системе «автомобиль-водитель-дорога-среда» (А-В-Д-С). Совершенствование автомобиля идет по линии активной безо­пасности с целью предотвращения дорожно-транспортных про­исшествий (использование регулируемых тормозов, диафрагми­рующих неслепящих фар, специальных устройств бортового кон­троля режима движения, более надежных шин и пр. ) и пассив­ной безопасности для уменьшения последствий аварий (упрочне­ние кузова, травмобезопасные стекла, ремни безопасности, уст­ройства для предотвращения вытекания топлива и пр. ).

Глобаль­ной задачей при решении проблемы безопасности движения сле­дует считать создание новой транспортной системы с изоляцией пешеходов от транспортных средств (планировка дороги в раз­ных уровнях, строительство альтернативных проездов, пешеход­ных тоннелей, увеличивающих скорость транспортного потока на 30-40%, снятие движения в отдельных частях города и т. п. ).

Другим направлением решения рассматриваемой проблемы является полная автоматизация управления движением, при ко­торой автомобили снабжаются радарами и бортовыми компьюте­рами, а дороги имеют устройства, передающие информацию о состоянии и режимах движения.

На автомобильном транспорте особо острой является топлив­но-энергетическая проблема. Ведутся работы по совершенствова­нию структуры подвижного состава, применению новых видов топлива двигателей (водородное топливо, нетрадиционные виды топли­ва), совершенствованию диагностирования авто­мобилей. Из новых видов двигателей интерес представляют двигатель внешнего сгорания Стирлинга, роторный двигатель Ванкеля, га­зотурбинный, двигатель с аксиальными поршнями, форкамерный двигатель и др.

 

 

3. 4 Внутренний водный транспорт, его особенности и основные физические компоненты

 

3. 4. 1 Особенности внутреннего речного транспорта

 

Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров при­речных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Россий­ской Федерации. Речной транспорт особо важен в перевозках массовых грузов: леса, нефти и нефтепродуктов, хлебных грузов, машин и строительных материалов.

Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные пере­возки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания.

В Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщенность внутрен­них водных путей и создана единая грубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря.

Ежегодно судами речного флота перевозится более 14 млн. т экспортно-импортных грузов. Специальные суда, приспособлен­ные для перевозок как по внутренним водным путям, так и по прибрежным морским трассам, доставляют грузы более чем в 500 портов разных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее развиты такие перевозки в скандинавские страны (Финляндию, Шве­цию), в страны Северной Европы (Данию, Голландию), Южной Европы (Италию, Грецию, Турцию), а также в Англию, Герма­нию, Бельгию, Польшу и Китай.

Преимущества водного транспорта:

· Глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью. Их можно сравнить с многопутными железными дорогами, и они приспособлены к массовым пере­возкам грузов и пассажиров. Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным пу­тям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным желез­ным дорогам.

· Сравнительно небольшая себестоимость перевозок и малые капитальные вложения. Поскольку внутренние водные пути являются в основном ес­тественными, то при организации судоходства требуются значи­тельно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вло­жения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомо­бильной дороги равной пропускной способности.

· Удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопро­тивления движению судов. Эта особенность присуща водному транспорту в целом.

Недостатки водного транспорта: Использование речного транспорта ограничивается рядом факторов.

· Извилистость пути, ступенчатость глубин, удлинение маршрутов следования. В соответствии с географическими особен­ностями речной транспорт работает преимущественно в мери­диональном направлении, обеспечивая грузообмен между север­ными и южными районами страны. В то же время основные гру­зопотоки проходят в широтном направлении. Это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, ис­пользуя, например, смешанные железнодорожно-водные пере­возки.

· Скорость доставки грузов речным транспортом, как правило, ниже по сравнению с другими видами транспорта.

· Речные перевозки носят сезонный характер и ограничены погодными условиями и иногда временем суток.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...