Закономерности как предмет научного исследования
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Объект, предмет, задачи и категориальный аппарат психолого-педагогических дисциплин Разделы одной науки объединены общим объектом. Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука. Критерии выделения объекта исследования и науки в целом: - объектом науки может быть лишь существующая в действительности (не воображаемая) совокупность феноменов, явлений, процессов: - эта совокупность выделяется из окружающей среды по объективному объединяющему признаку; - исследование существующих в ней причинно-следственных связей вызвано потребностями человеческой жизнедеятельности, социального развития. Исходя их этих соображений можно определить объекты педагогической и психологической наук, а также линии их взаимосвязи. Объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе. Объект психологии — мир психических явлений как субъективная реальность, проявляющаяся в образах, мыслях и отношениях людей. Нетрудно увидеть то, что связывает объекты педагогики и психологии: образование является процессом, опирающимся на особенности отражения субъектом (в виде образов) объективной реальности. Отражение, в свою очередь, происходит благодаря механизмам и возможностям организации внутреннего мира психических явлений индивида. Предмет исследования в педагогике и психологии, как это следует из предшествующих рассуждений, множественен. Предметом педагогики являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе. Предмет психологии — общие закономерности (механизмы) организации внутреннего психического мира людей посредством «вторичного объекта» или «объекта-посредника». Такими посредниками могут выступать поведение, деятельность, взаимодействие и др.
Категориальный аппарат науки (система понятии науки) включает в себя общеупотребительные слова естественного языка. Но попадая в систему научных терминов, они приобретают такое качество, как однозначность, которая позволяет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы. Требование однозначности включено в число показателей научности психолого-педагогического исследования и изложения его результатов. Стремление заменить в научной работе строгое научное изложение популярным, образным приводит к «размытости» знания и, как следствие, к непрофессионализму в исследовательской деятельности. Наличие системы специальных терминов — признак не только науки, но и всякой профессиональной деятельности. Неграмотное употребление терминов профессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога. В педагогике к числу важнейших можно отнести следующие термины: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, образовательный (педагогический) процесс. В психологии категориальный аппарат обозначается так называемым объяснительным принципом, который предлагается той или иной научной школой. В соответствии с этим можно выделить следующие термины: сознание, бессознательное, образ, человек, личность, индивид, психика, эмоции, чувства, поведение, и др. Основными научными категориями многие авторы определяют: образ, действие, мотивация, общение, индивид, личность. Упрощение научной терминологии часто оказывается невозможным, потому что термин — как бы формула, за которой стоит многолетний путь научной работы, абстрагирования, открытий. Попытки «своими, простыми, всем понятнымисловами» заменить научный термин, как правило, несостоятельны, поскольку дляэтого пришлось бы вместо краткой фразы писать целую книгу, а точнее, переписывать, так как книги, на основании которых принят этот термин, уже написаны.
Закономерности как предмет научного исследования Под закономерностями понимаются устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями. В психологии поиск общих закономерностей отличается обобщенностью полученной научной информации. Психологические особенности отдельного индивид а представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях возрастной психологии, педагогической психологии, психологии личности и индивидуальных различий, социальной психологии. В образовательной деятельности выделяются следующие общие психологические закономерности: - обучение ведет за собой развитие; - развитие связано со становлением натуральных и высших психических функций (логическое запоминание, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольность психических процессов); - расширение зоны актуального состояния знаний и умений ребенка задается компетентным взрослым (педагогом и родителем) через зону ближайшего развития-, - учет возрастных психологических особенностей учащихся осуществляется через понимание педагогом состояния социальной ситуации развития ребенка, возможностей становления ведущей деятельности, возрастных психологических новообразований', - учебная деятельность формируется на основе завершенности развития ведущей деятельности на предыдущем возрастном этапе (игровая деятельность), а ее эффективное освоение закладывает основу для разворачивания последующей (деятельность общения); - основой эффективности овладения обучающимся учебной деятельностью является учебная задача, которая решается через поэтапное формирование умственных действий', эффективное взаимодействие в деятельности общения педагога и обучающегося представляет собой следующую взаимозависимую последовательность: взаимоотношения, взаимовлияние, взаимопонимание. В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. В. В. Краевский выделяет следующие из них:
- освоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений (к нему обращаются всякий раз, когда речь идет о педагогической науке и ее объекте); - социальная сущность образования, обусловленность всех его элементов социально-экономическим состоянием общества; - взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе, без которого нет самого этого процесса; - единство содержательной и процессуальной сторон обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|