Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности как предмет научного исследования




Объект, предмет, задачи и категориальный аппарат психолого-педагогических дисциплин

Разделы одной науки объединены общим объек­том. Объектом называют область действитель­ности, которую изучает данная наука.

Критерии выделения объекта исследования и науки в целом:

- объектом науки может быть лишь существующая в действительности (не воображаемая) совокупность феноменов, явлений, процессов:

- эта совокупность выделяется из окружающей среды по объективному объединяющему признаку;

- исследование существующих в ней причинно-следственных связей вы­звано потребностями человеческой жизнедеятельности, социального развития.

Исходя их этих соображений можно определить объекты педагогической и психологической наук, а также линии их взаимосвязи.

Объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе.

Объект психологии — мир психических явлений как субъективная реальность, проявляющаяся в образах, мыслях и отношениях людей.

Нетрудно увидеть то, что связывает объекты педагогики и психологии: об­разование является процессом, опирающимся на особенности отражения субъ­ектом (в виде образов) объективной реальности. Отражение, в свою очередь, происходит благодаря механизмам и возможностям организации внутреннего мира психических явлений индивида.

Предмет исследования в педагогике и психологии, как это следует из предшествующих рассуждений, множественен.

Предметом педагогики являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе.

Предмет психологии — общие закономерности (механизмы) органи­зации внутреннего психического мира людей посредством «вторичного объекта» или «объекта-посредника». Такими посредниками могут выступать поведение, деятельность, взаимодействие и др.

Категориальный аппарат науки (система понятии науки) включает в себя общеупотребительные сло­ва естественного языка. Но попадая в систему научных терминов, они приобре­тают такое качество, как однозначность, которая позволяет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы. Требование однозначности включено в число показателей научности психолого-педагогического исследо­вания и изложения его результатов. Стремление заменить в научной работе строгое научное изложение популярным, образным приводит к «размытости» знания и, как следствие, к непрофессионализму в исследовательской деятель­ности.

Наличие системы специальных терминов — признак не только науки, но и вся­кой профессиональной деятельности. Неграмотное употребление терминов про­фессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога.

В педагогике к числу важнейших можно отнести следующие термины: обра­зование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, образовательный (педагогиче­ский) процесс.

В психологии категориальный аппарат обозначается так называемым объяс­нительным принципом, который предлагается той или иной научной школой. В соответствии с этим можно выделить следующие термины: сознание, бессозна­тельное, образ, человек, личность, индивид, психика, эмоции, чувства, поведе­ние, и др. Основными научными катего­риями многие авторы определяют: образ, действие, мотивация, общение, инди­вид, личность.

Упрощение научной терминологии часто оказывается невозможным, потому что термин — как бы формула, за которой стоит многолетний путь научной рабо­ты, абстрагирования, открытий. Попытки «своими, простыми, всем понятнымисловами» заменить научный термин, как правило, несостоятельны, поскольку дляэтого пришлось бы вместо краткой фразы писать целую книгу, а точнее, перепи­сывать, так как книги, на основании которых принят этот термин, уже написаны.

Закономерности как предмет научного исследования

Под закономерностями понимаются устойчиво повторяю­щиеся причинно-следственные связи между явлениями.

В психологии поиск общих закономерностей отличается обобщенностью полученной научной информации. Психологические особенности отдельного индивид а представляют ценность как факт для обобщенных выводов о законо­мерностях возрастной психологии, педагогической психологии, психологии личности и индивидуальных различий, социальной психологии. В образова­тельной деятельности выделяются следующие общие психологические законо­мерности:

- обучение ведет за собой развитие;

- развитие связано со становлением натуральных и высших психических функций (логическое запоминание, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольность психических процессов);

- расширение зоны актуального состояния знаний и умений ребенка зада­ется компетентным взрослым (педагогом и родителем) через зону ближайшего развития-,

- учет возрастных психологических особенностей учащихся осуществляет­ся через понимание педагогом состояния социальной ситуации развития ребен­ка, возможностей становления ведущей деятельности, возрастных психологи­ческих новообразований',

- учебная деятельность формируется на основе завершенности развития ведущей деятельности на предыдущем возрастном этапе (игровая деятель­ность), а ее эффективное освоение закладывает основу для разворачивания по­следующей (деятельность общения);

- основой эффективности овладения обучающимся учебной деятельностью является учебная задача, которая решается через поэтапное формирование ум­ственных действий', эффективное взаимодействие в деятельности общения педагога и обу­чающегося представляет собой следующую взаимозависимую последователь­ность: взаимоотношения, взаимовлияние, взаимопонимание.

В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. В. В. Краевский выделяет сле­дующие из них:

- освоение подрастающими поколениями социального опыта старших по­колений (к нему обращаются всякий раз, когда речь идет о педагогической нау­ке и ее объекте);

- социальная сущность образования, обусловленность всех его элементов социально-экономическим состоянием общества;

- взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в обра­зовательном процессе, без которого нет самого этого процесса;

- единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...