Связи психологиии педагогики с другиминауками
Педагогика и психология, в центре которых находятся проблемы человека, относится к числу гуманитарных наук. Место педагогики и психологии в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении их связей с другими науками. Связь педагогики и психологии с философией — наиболее длительная и органичная. Первоначально они, как и другие науки, существовали в рамках философских учений, задачей которых изначально было осмыслить место человека в мире. Впоследствии, когда педагогика (а затем и психология) оформились в самостоятельные науки, философия стала выполнять по отношению к ним методологическую функцию. Методологическая функция философии по отношению к психолого-педагогической науке проявляется в том, что философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения психолого-педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. В настоящее время сближение педагогики и психологии с философией идет очень активно и проявляется наиболее наглядно. Философия позволяет педагогике и психологии проникнуть в суть вещей, но не имеет непосредственного выхода на образовательную практику. Используя философские идеи напрямую, нельзя корректно, грамотно, технологично осуществлять педагогическую деятельность. Педагогика и психология тесно сотрудничают с филологией. Филологический анализ психологических и педагогических понятий, в том числе заимствованных из других языков, позволяет понять их содержание, выявить среди них многозначные понятия и раскрыть все множество их значений. Сотрудничество с филологией необходимо при проведении исследований в рамках этнопедагогики, поскольку ее выводы часто основываются на изучении фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок и т.п.). Наконец, в психолого- педагогических исследованиях нашли широкое применение идеи герменевтики (науки о способах интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки), возникшей как система методов понимания разного рода текстов.
Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регуляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста. Устанавливая оптимальную продолжительность урока, чередование отдельных его частей, разрабатывая различные формы обучения и воспитания, ученые-педагоги опираются не только на выводы психологии, но и на результаты исследований в области физиологии. Особое значение для психологии и педагогики имеет физиология высшей нервной деятельности, данные которой широко используются при организации обучения и разработке технологий оказания человеку психолог педагогической помощи. Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. В психолого- педагогических исследованиях широко используются данные о выявленных социологами тенденциях развития образования как общественного явления, отдельных групп и слоев населения, закономерностях социализации в различных общественных институтах, особенностях возрастных и профессиональных субкультур и т.п. Наиболее тесно сотрудничают с социологией социальная педагогика и социальная психология.
Связь педагогики и психологии с экономическими науками послужила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как экономика образования. Экономическая жизнь общества во многом определяет характер образования в данном обществе; образование наряду с другими сферами общественной жизни подвергается экономическому регулированию. Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка и защита прав и четкое определение обязанностей субъектов образования - педагогов и учащихся (воспитанников) — необходимое условие их плодотворного взаимодействия Со статистикой, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, педагогика сотрудничает тогда, когда необходимо выявить общие связи и зависимости, общие закономерности и тенденции развития педагогических явлений, которые могут быть выражены количественно. В этом случае в психолого- педагогических исследованиях могут использоваться готовые результаты статистических исследований либо статистические методы исследования. Нужно лишь помнить о том, что результаты применения таких методов, во-первых, действительны лишь для большого числа однородных объектов (требуют большой выборки), а во-вторых, должны обязательно сочетаться с качественным анализом. Все более интенсивными становятся связи педагогики и психологии с информатикой. Информатизацию образования связывают обычно с внедрением в образовательный процесс компьютеров. В связи с этим в системе образования сформировалась целая отрасль, работники которой занимаются созданием обучающих программ, электронных учебников, разрабатывают проблемы, связанные с дистанционным обучением. Кибернетика в переводе с греческого означает «искусство управления», но, в отличие от теории управления, она рассматривает проблемы управления получением, хранением, передачей и переработкой информации. Выводы кибернетики используются главным образом в дидактике, где сотрудничество двух наук касается теории алгоритмов. На ее основе разработаны различные варианты программированного обучения, при котором весь процесс обучения разбивается на отдельные операции, расположенные в строго определенной последовательности.
8 Объекты и типы связи различных наук Связь психолого-педагогической науки с другиМИ науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики и психологии с другими науками: Термины (понятия). Психолого-педагогическая наука широко использует термины, заимствованные из других наук («бытие», «неравновесная система», «функция» и др.). При этом заимствованные термины нередко приобретают новый смысл. В то же время и сама психолого-педагогическая наука обогащает категориальные системы других наук. Закономерности. Примером творческого использования психолог педагогической наукой открытых другими науками закономерностей может служить применение в ней философских положений о закономерной связи теории и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономерностях развития систем и т.п. Концепции. В своих научных построениях психолого-педагогическая наука часто либо берет за основу философские или общенаучные концепции, либо использует такие концепции как инструмент анализа в педагогических исследованиях. Модели. Разработанные в рамках других наук модели часто служат основой при моделировании явлений и процессов в образовании. Эмпирические данные. Данные социологии, часто выраженные в конкретных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся основой для разработки конкретных проблем образования, например, проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения. Критерии. Критерий (греч. kriterion — средство для суждения)— признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогическая наука пользуется критериями, разработанными другими науками. Методы. Психолого-педагогическая наука широко использует методы исследования, применяемые в других науках — социологии, физиологии и др.
Можно выделить несколько типов связей педагогики и психологии с другими науками. Заимствование. Заимствоваться психологией и педагогикой из других наук могут термины, методы, критерии и другие объекты. Взаимовлияние. Этот тип связей, в отличие от предыдущего «однонаправленного», носит двусторонний характер. Примером могут служить отношения между педагогикой и философией. Не только педагогика широко использует достижения философии, но и философия пользуется научными достижениями в области педагогики— в тех случаях, когда использует для обобщения выявленные в психолого-педагогических исследованиях закономерности. Взаимодействие. Такой тип связей характерен для комплексных исследований, при проведении которых каждая наука рассматривает определенный аспект какого-либо образовательного объекта, явления, процесса, относительно которого нужно получить новое знание. Психолого-педагогическая наука в таких исследованиях выступает в роли объединяющего начала: задает цели и направление научного поиска, формулирует обобщающие выводы. Взаимопроникновение. Подобные связи между психологий, педагогикой и другими науками возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции и парадигмы, возникают новые отрасли в рамках другой науки. Комплементарность. Такой тип связей часто возникает между педагогикой и психологией, внутри самой системы психолого-педагогических научных дисциплин. Термин «комплементарность» обычно переводят как «дополнительность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина. Интегративные. Под интеграцией (от лат. integratio — восстановление, восполнение) понимают связывание отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегративных связей между философией и педагогикой, например, является философия образования— научно-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит философский способ познания педагогической действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|