Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связи психологиии педагогики с другиминауками




Педагогика и психология, в центре которых находятся проблемы человека, относится к числу гуманитарных наук. Место педагогики и психологии в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении их связей с другими науками.

Связь педагогики и психологии с философией — наиболее длительная и органичная. Первоначально они, как и другие науки, существовали в рамках философских учений, задачей которых изначально было осмыслить место че­ловека в мире. Впоследствии, когда педагогика (а затем и психология) оформи­лись в самостоятельные науки, философия стала выполнять по отношению к ним методологическую функцию. Методологиче­ская функция философии по отношению к психолого-педагогической науке проявляется в том, что философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения психолого-педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.

В настоящее время сближение педагогики и психологии с философией идет очень активно и проявляется наиболее наглядно. Философия позволяет педагогике и психологии проникнуть в суть вещей, но не имеет непосредственного выхода на образовательную практику. Используя философские идеи напрямую, нельзя кор­ректно, грамотно, технологично осуществлять педагогическую деятельность. Педагогика и психология тесно сотрудничают с филологией. Филоло­гический анализ психологических и педагогических понятий, в том числе заим­ствованных из других языков, позволяет понять их содержание, выявить среди них многозначные понятия и раскрыть все множество их значений. Сотрудни­чество с филологией необходимо при проведении исследований в рамках этнопедагогики, поскольку ее выводы часто основываются на изучении фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок и т.п.). Наконец, в психолого- педагогических исследованиях нашли широкое применение идеи герменевтики (науки о способах интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки), возникшей как система методов понимания разного рода текстов.

Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человече­ского организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регу­ляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста. Устанавливая оптимальную про­должительность урока, чередование отдельных его частей, разрабатывая раз­личные формы обучения и воспитания, ученые-педагоги опираются не только на выводы психологии, но и на результаты исследований в области физиоло­гии. Особое значение для психологии и педагогики имеет физиология высшей нервной деятельности, данные которой широко используются при организации обучения и разработке технологий оказания человеку психолог педагогической помощи.

Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдель­ных социальных институтах, процессах, общественных группах. В психолого- педагогических исследованиях широко используются данные о выявленных со­циологами тенденциях развития образования как общественного явления, от­дельных групп и слоев населения, закономерностях социализации в различных общественных институтах, особенностях возрастных и профессиональных суб­культур и т.п. Наиболее тесно сотрудничают с социологией социальная педаго­гика и социальная психология.

Связь педагогики и психологии с экономическими науками по­служила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как эко­номика образования. Экономическая жизнь общества во многом определяет характер образования в данном обществе; образование наряду с другими сферами общественной жизни подвергается экономическому регулированию.

Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка и защи­та прав и четкое определение обязанностей субъектов образования - педагогов и учащихся (воспитанников) — необходимое условие их плодотворного взаи­модействия

Со статистикой, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, педаго­гика сотрудничает тогда, когда необходимо выявить общие связи и зависимо­сти, общие закономерности и тенденции развития педагогических явлений, ко­торые могут быть выражены количественно. В этом случае в психолого- педагогических исследованиях могут использоваться готовые результаты ста­тистических исследований либо статистические методы исследования. Нужно лишь помнить о том, что результаты применения таких методов, во-первых, действительны лишь для большого числа однородных объектов (требуют большой выборки), а во-вторых, должны обязательно сочетаться с качествен­ным анализом.

Все более интенсивными становятся связи педагогики и психологии с ин­форматикой. Информатизацию образования связывают обычно с внедре­нием в образовательный процесс компьютеров. В связи с этим в системе обра­зования сформировалась целая отрасль, работники которой занимаются созда­нием обучающих программ, электронных учебников, разрабатывают проблемы, связанные с дистанционным обучением.

Кибернетика в переводе с греческого означает «искусство управле­ния», но, в отличие от теории управления, она рассматривает проблемы управ­ления получением, хранением, передачей и переработкой информации. Выводы кибернетики используются главным образом в дидактике, где сотрудничество двух наук касается теории алгоритмов. На ее основе разработаны различные варианты программированного обучения, при котором весь процесс обучения разбивается на отдельные операции, расположенные в строго определенной по­следовательности.

8 Объекты и типы связи различных наук

Связь психолого-педагогической науки с другиМИ науками проявляется по-разному в зависимо­сти от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи пе­дагогики и психологии с другими науками:

Термины (понятия). Психолого-педагогическая наука широко использует термины, заимствованные из других наук («бытие», «неравновесная система», «функция» и др.). При этом заимствованные термины нередко приобретают но­вый смысл. В то же время и сама психолого-педагогическая наука обогащает категориальные системы других наук.

Закономерности. Примером творческого использования психолог педагогической наукой открытых другими науками закономерностей может служить применение в ней философских положений о закономерной связи тео­рии и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономер­ностях развития систем и т.п.

Концепции. В своих научных построениях психолого-педагогическая нау­ка часто либо берет за основу философские или общенаучные концепции, либо использует такие концепции как инструмент анализа в педагогических ис­следованиях.

Модели. Разработанные в рамках других наук модели часто служат осно­вой при моделировании явлений и процессов в образовании.

Эмпирические данные. Данные социологии, часто выраженные в конкрет­ных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся ос­новой для разработки конкретных проблем образования, например, проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения.

Критерии. Критерий (греч. kriterion — средство для суждения)— при­знак, на основании которого производится оценка, определение или классифи­кация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогическая наука пользуется критериями, разработанными другими науками.

Методы. Психолого-педагогическая наука широко использует методы исследования, применяемые в других науках — социологии, физиологии и др.

Можно выделить несколько типов связей педагогики и психологии с другими науками.

Заимствование. Заимствоваться психологией и педагогикой из других наук могут термины, методы, критерии и другие объекты.

Взаимовлияние. Этот тип связей, в отличие от предыдущего «однонаправ­ленного», носит двусторонний характер. Примером могут служить отношения между педагогикой и философией. Не только педагогика широко использует достижения философии, но и философия пользуется научными достижениями в области педагогики— в тех случаях, когда использует для обобщения выяв­ленные в психолого-педагогических исследованиях закономерности.

Взаимодействие. Такой тип связей характерен для комплексных исследо­ваний, при проведении которых каждая наука рассматривает определенный ас­пект какого-либо образовательного объекта, явления, процесса, относительно которого нужно получить новое знание. Психолого-педагогическая наука в та­ких исследованиях выступает в роли объединяющего начала: задает цели и на­правление научного поиска, формулирует обобщающие выводы.

Взаимопроникновение. Подобные связи между психологий, педагогикой и другими науками возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции и парадигмы, возникают новые отрасли в рамках другой науки. Комплементарность. Такой тип связей часто возникает между педагоги­кой и психологией, внутри самой системы психолого-педагогических научных дисциплин. Термин «комплементарность» обычно переводят как «дополни­тельность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.

Интегративные. Под интеграцией (от лат. integratio — восстановление, восполнение) понимают связывание отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегратив­ных связей между философией и педагогикой, например, является философия образования— научно-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит философский способ познания педагогической действительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...