Становлениекатегориального аппарата науки
Совершенствование категориального аппаратапсихолого-педагогического знания, осуществляется, во-первых, за счет увеличения числа понятий, во-вторых, за счет обогащения их содержания. В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики и психологии прослеживаются следующие тенденции: * Активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространство», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управление», «неравновесная система», «концепт» и др.). * Включение в категориальный аппарат педагогики и психологии слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение», «событие» и др.). Многие педагогические термины поначалу были включены в повседневный язык, поскольку обозначаемые ими явления представляли собой часть обыденной жизни людей. Любая категория может быть рассмотрена, определена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное, онтологическое); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие этих трех аспектов само по себе порождает большое количество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и также категория может пониматься по-разному. Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятие можно определить, лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (социологии, философии и др.), педагогика или психология наполняют их своим специфическим содержанием.
Парадигма Парадигма (отгреч. paradeigma — пример,образец) — модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксируется в трех ведущих образовательных парадигмах. Эти парадигмы различаются главным образом пониманием целей образования, от чего зависит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника и многое другое. Технократическая парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека»! Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов я способностей. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитарная парадигма. В центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим ми-: ром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога высту-1 пает диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.
Т е о р и я (от греч. theoreo — рассматриваю, исследую)— комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Соотношение парадигмы и теории можно представить, как соотношение общего и особенного. Концепция (от лат. conceptio — понимание,система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Образовательная концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и воплощается в практику педагогической деятельности в программах и методиках. Зачастую в концепции выражаются взгляды конкретного исследования на то или иное педагогическое явление, которое наряду с данным ученым рассматривает целый ряд других исследователей. Поэтому, говоря о концепции, как правило, называют ее автора (концепция личностно ориентированного образования Резкой границы между образовательными парадигмами не существует. Так, закономерности и способы гуманизации педагогического взаимодействия, раскрытые в рамках гуманистической парадигмы, могут использоваться в технократической и гуманитарной парадигмах. Кроме того, сущность педагогическо- I о знания остается неизменной, к какой бы образовательной парадигме оно ни относилось. В рамках каждой концепции воспитания Е. В. Бондаревская предлагает выделять следующие блоки понятий: • первый — объединяет понятия, с помощью которых в концепциях раскрывается сущность современного воспитания-, ценности, смысл, цели, принципы, процесс воспитания; ■ второй — включает понятия, характеризующие современную педагогическую реальность-, воспитательное пространство, среда воспитания, мир детства; Третий — объединяет понятия, характеризующие взаимодействие участников воспитательного процесса: субъект, объект, личность, личностный смысл, развитие, духовность, воспитанность, меж субъектное взаимодействие, воспитательные взаимоотношения;
Четвертый — включает понятия, необходимые для характеристики базовых воспитательных процессов: социализация, культурная идентификация, индивидуализация, жизнетворчество, сотрудничество, духовно-нравственное развитие. Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволит сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.. Свободное самоопределение педагога в понимании педагогических категорий при условии соблюдения правил их использования предполагает его толерантные установки в отношении иных педагогических позиций и является одним из проявлений гуманитарности педагогического знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|