Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становлениекатегориального аппарата науки




Совершенствование категориального аппаратапсихолого-педагогического знания, осуществляется, во-первых, за счет увеличения числа поня­тий, во-вторых, за счет обогащения их содержания.

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики и пси­хологии прослеживаются следующие тенденции:

* Активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространст­во», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управле­ние», «неравновесная система», «концепт» и др.).

* Включение в категориальный аппарат педагогики и психологии слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхожде­ние», «событие» и др.).

Многие педагогические термины поначалу были включены в повседневный язык, поскольку обозначаемые ими явления представляли собой часть обыденной жизни людей.

Любая категория может быть рассмотрена, опре­делена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное, онтологическое); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие этих трех аспектов само по себе порождает большое ко­личество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и также категория может пониматься по-разному.

Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе дру­гих категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение об­щего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей от­дельных предметов данного класса. Понятие можно определить, лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (социологии, философии и др.), педагогика или пси­хология наполняют их своим специфическим содержанием.

Парадигма

Парадигма (отгреч. paradeigma — пример,образец) — модель постановки проблем и их ре­шения, методов исследования, господствующих в течение определенного исто­рического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксируется в трех ведущих образо­вательных парадигмах. Эти парадигмы различаются главным образом понима­нием целей образования, от чего зависит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника и многое другое.

Технократическая парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, ка­чествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога.

В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека»! Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов я способностей. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми.

В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитарная парадигма. В центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим ми-: ром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога высту-1 пает диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие «человеческо­го качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотне­сенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.

Т е о р и я (от греч. theoreo — рассматриваю, ис­следую)— комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

Соотношение парадигмы и теории можно представить, как соотношение об­щего и особенного.

Концепция (от лат. conceptio — понимание,система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Образовательная концепция опре­деляет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, про­ектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и во­площается в практику педагогической деятельности в программах и методиках. Зачастую в концепции выражаются взгляды конкретного исследования на то или иное педагогическое явление, которое наряду с данным ученым рассматривает целый ряд других исследователей. Поэтому, говоря о концепции, как правило, на­зывают ее автора (концепция личностно ориентированного образования

Резкой границы между образовательными парадигмами не существует. Так, закономерности и способы гуманизации педагогического взаимодействия, рас­крытые в рамках гуманистической парадигмы, могут использоваться в техно­кратической и гуманитарной парадигмах. Кроме того, сущность педагогическо- I о знания остается неизменной, к какой бы образовательной парадигме оно ни относилось.

В рамках каждой концепции воспитания Е. В. Бондаревская предлагает вы­делять следующие блоки понятий:

• первый — объединяет понятия, с помощью которых в концепциях рас­крывается сущность современного воспитания-, ценности, смысл, цели, прин­ципы, процесс воспитания;

■ второй — включает понятия, характеризующие современную педагогиче­скую реальность-, воспитательное пространство, среда воспитания, мир детства;

Третий — объединяет понятия, характеризующие взаимодействие участ­ников воспитательного процесса: субъект, объект, личность, личностный смысл, развитие, духовность, воспитанность, меж субъектное взаимодействие, воспитательные взаимоотношения;

Четвертый — включает понятия, необходимые для характеристики базо­вых воспитательных процессов: социализация, культурная идентификация, ин­дивидуализация, жизнетворчество, сотрудничество, духовно-нравственное раз­витие.

Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволит сделать педагогическую концепцию более стройной, ло­гичной, доступной для понимания..

Свободное самоопределение педагога в понимании педагогических катего­рий при условии соблюдения правил их использования предполагает его толе­рантные установки в отношении иных педагогических позиций и является од­ним из проявлений гуманитарности педагогического знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...