Интервью в системе диагностики
Интервью — разновидность беседы, при которой исследователь строго придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Рассмотрим сам процесс интервьюирования и установления контакта с респондентом. На первом этапе интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой респондент побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования— создание дружеской атмосферы. На втором этапе процесс интервьюирования сводится к задаванию вопросов и фиксации ответов респондента. Исключительно важно, чтобы интервьюер постоянно сохранял нейтральную позицию в ходе интервью. На заключительном третьем этапе очень важное значение имеет завершение интервью: следует поблагодарить респондента, не спешить с уходом от него, что, в свою очередь, обеспечивает ослабление напряжения и появление возможности узнать о каких-либо важных вещах, которые в силу различных причин оказались не освещены в ходе интервьюирования.
Неформализованное групповое интервью, сфокусированное на выяснение мнений, суждений членов группы по какой-либо узкой проблеме, называют методом фокус-групп. Фактически фокус-группа представляет собой синтетический метод, в котором сочетается групповое неформализованное интервью с элементами экспериментальных методик, тестовых испытаний, групповой дискуссии, наблюдения. Весь ход дискуссии фиксируется широкоугольной видеокамерой и записывается на видеомагнитофон для последующего более углубленного анализа. К позитивным сторонам данного метода следует отнести его дешевизну и оперативность получения информации, важную для прикладных исследований. Кроме того, когда взаимодействие интервьюера с респондентом дополняется взаимодействием респондентов между собой, обнаруживается информация, которая не может быть получена в индивидуальном интервью: высказывания одних респондентов по обсуждаемой проблеме могут стать побуждающим фактором для высказываний других; в групповых дискуссиях рождаются суждения, идеи, которые вряд ли могли появиться в индивидуальных интервью; в таких групповых дискуссиях удается добиться высокой степени раскрепощенной участников и спонтанности в их ответах (при условии, что ведущий фокус-группы имеет опыт ее проведения). Кроме того, один из основателей данного метода Д. Морган считает, что фокусгруппы являются хорошим способом наблюдения за такой стороной групповой динамики, как процесс развития и формирования мнений. При проведении самого обсуждения ведущий должен соблюдать следующие требования: постоянно активизировать высказывание мнений, оценок, суждений всеми участниками группы без исключения, стимулируя робких и приглашая наиболее активных; гасить возникающие конфликты; постоянно следить за основной темой и сценарием групповой дискуссии, возвращая группу в русло обсуждаемой проблемы в случае отклонения от нее. Чтобы дискуссия не затухала, ведущий использует разнообразные приемы: помимо классического обмена мнениями по кругу, можно применить групповые моменты — просмотр видеоматериалов, изготовление микро группами каких-либо аппликаций по теме беседы и т.п. Максимальная длительность работы группы без перерыва — 2 ч. Если сценарий и задачи требуют большего времени, необходимо сделать перерыв.
47 Анкетирование Анкетирование—форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. По форме анкеты могут быть открытыми, в которых вопросы предполагают свободные ответы по усмотрению респондента, и закрытыми, в которых к вопросам даны готовые ответы («да», «нет», «не знаю», «иногда» и др.), и респондент должен выбрать один из них или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из предложенных ответов. ■ Анкета может (и должна) содержать вопросы разного типа: ■ основные вопросы; ■ вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (например, на отдельные вопросы просят ответить только учителей, которые собираются в ближайшее время повышать свою квалификацию); ■ проверочные или контрольные вопросы, основная функция которых — проверить достоверность информации. ■ Анкетирование может быть очным или заочным. В первом случае респонденты заполняют анкету в присутствии исследователя или заменяющего его лица, во втором анкеты рассылаются по почте. В психолого-педагогических исследованиях чаще применяется первый способ; заочное анкетирование более характерно для социологических опросов. При заочном анкетировании у человека, заполняющего анкету, нет возможности уточнить тот или иной вопрос, поэтому тематика таких анкет должна быть несложной, а вопросы сформулированы в краткой и доступной форме. Основные требования к анкете: ■ во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал на него;
■ вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности; * необходимо сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»); ■ в начале анкеты задаются вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса; ■ вопросы располагаются по принципу «подготовка — сложные вопросы — классификация»; при группировке вопросов можно взять за основу и другую структуру: в начале анкеты предлагаются легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем трудные (выявляющие суждения, оценки), далее самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение — снова простые вопросы; ■ вопросы реквизитной части анкеты, позволяющие идентифицировать респондентов по группам (по возрасту, полу, уровню квалификации и т.п.) располагаются в самом конце анкеты; ■ на заполнение анкеты должно уходить возможно меньше времени (от 4-5 до 15-20 мин. в зависимости от возраста опрашиваемых). Анкета, как правило, являются анонимными. Но в том случае, когда проводится опрос большой группы испытуемых, которая к тому же является неоднородной по возрасту, социальному статусу, стажу работы и т.п., в анкету включают так называемую реквизитную часть: испытуемого просят указать пол, возраст, род занятий, стаж работы и т.п. \ Подготовка анкеты: ■ разработка вопросов — перевод основных исследовательских предположений на язык вопросов; ■ оценка вопросов — определение их оптимального типа и количества; ■ тестирование — предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом (до 10 человек) числе испытуемых в «пилотажном» диагностировании; ■ уточнение анкет— конкретизация вопросов и уточнение их последовательности; ■ тиражирование. Достоинствами анкетирования являются: массовость обследования; большая скорость сбора информации; легкость обработки результатов; возможность широкого применения математических методов анализа данных; возможность получения ответов на такие вопросы, на которые респондент по каким-либо причинам не желает отвечать в устной форме; возможность сравнения результатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа).
Вместе с тем, используя в психолого-педагогическом исследовании метод анкетирования, следует иметь в виду, что с его помощью нельзя получить всесторонние, исчерпывающие данные или рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию; трудно рассчитывать на то, что все респонденты правильно поймут вопросы, а потому часто возникают трудности при классификации ответов; нет гарантии, что все ответы являются искренними; в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя, в отличие от беседы, назвать гибким; жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить их ответить не то, что они думают в действительности; среди вариантов ответа в закрытой анкете может не оказаться того, который устраивал бы конкретного респондента.
Метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем называют шкалированием. Метод полярных профилей Метод полярных профилей основан на сопоставлении положительного проявления показателя с его же отрицательным проявлением. Суть метода состоит в количественной оценке по определенной шкале проявлений каждого показателя. Преимущества сравнительных методов состоят в следующем. Во-первых, они позволяют обнаружить даже небольшие различия в предпочтениях. Во-вторых, респондент производит сравнение, исходя из известных только ему критериев. Поэтому правила сравнительного шкалирования легко объяснить респонденту, а результаты - легко применить. В-третьих, в силу того что исследователь не навязывает свои критерии респондентам, снижается и возможность перенесения ими оценок, производимых по одному критерию, на оценки, производимые по другому критерию. У сравнительных методов шкалирования есть и недостатки. Во-первых, они дают возможность работать только с порядковой шкалой. Во-вторых, они позволяют получать оценки только тех объектов, которые были включены в список при исследовании. Если же появился новый объект (например, молочные продукты "Большая кружка"), недостаточно оценить только его, а нужно заново проводить все исследование. В-третьих, - и это главное, - тот факт, что респондент предпочитает бренд А бренду В, не означает, что он хорошо относится к бренду А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|