Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью в системе диагностики




Интервью — разновидность беседы, при которой исследователь строго придерживается за­ранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому ин­тервьюер ведет беседу. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и после­довательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных от­ветов).

Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежу­точных вопросов

Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандарти­зованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Рассмотрим сам процесс интервьюирования и установления контакта с респондентом.

На первом этапе интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой респондент побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования— создание дружеской атмосферы.

На втором этапе процесс интервьюирования сводится к задаванию вопросов и фиксации ответов респондента. Исключительно важно, чтобы интервьюер постоянно сохранял нейтральную позицию в ходе интервью.

На заключительном третьем этапе очень важное значение имеет завершение интервью: следует поблагодарить респондента, не спешить с уходом от него, что, в свою очередь, обеспечивает ослабление напряжения и появление возможности узнать о каких-либо важных вещах, которые в силу различных причин оказались не освещены в ходе интервьюирования.

Неформализованное групповое интервью, сфокусированное на выяснение мне­ний, суждений членов группы по какой-либо узкой проблеме, называют методом фокус-групп. Фактически фокус-группа представляет собой синтетический метод, в котором сочетается групповое неформализованное интервью с элементами экс­периментальных методик, тестовых испытаний, групповой дискуссии, наблюде­ния. Весь ход дискуссии фиксируется широкоугольной видеокамерой и записыва­ется на видеомагнитофон для последующего более углубленного анализа.

К позитивным сторонам данного метода следует отнести его дешевизну и опе­ративность получения информации, важную для прикладных исследований. Кроме того, когда взаимодействие интервьюера с респондентом дополняется взаимодей­ствием респондентов между собой, обнаруживается информация, которая не мо­жет быть получена в индивидуальном интервью: высказывания одних респонден­тов по обсуждаемой проблеме могут стать побуждающим фактором для высказы­ваний других; в групповых дискуссиях рождаются суждения, идеи, которые вряд ли могли появиться в индивидуальных интервью; в таких групповых дискуссиях удается добиться высокой степени раскрепощенной участников и спонтанности в их ответах (при условии, что ведущий фокус-группы имеет опыт ее проведения). Кроме того, один из основателей данного метода Д. Морган считает, что фокусгруппы являются хорошим способом наблюдения за такой стороной групповой динамики, как процесс развития и формирования мнений.

При проведении самого обсуждения ведущий должен соблюдать следующие требования: постоянно активизировать высказывание мнений, оценок, суждений всеми участниками группы без исключения, стимулируя робких и приглашая наи­более активных; гасить возникающие конфликты; постоянно следить за основной темой и сценарием групповой дискуссии, возвращая группу в русло обсуждаемой проблемы в случае отклонения от нее. Чтобы дискуссия не затухала, ведущий ис­пользует разнообразные приемы: помимо классического обмена мнениями по кру­гу, можно применить групповые моменты — просмотр видеоматериалов, изготов­ление микро группами каких-либо аппликаций по теме беседы и т.п. Максимальная длительность работы группы без перерыва — 2 ч. Если сценарий и задачи требуют большего времени, необходимо сделать перерыв.

47 Анкетирование Анкетирование—форма опроса, для кото­рого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц.

По форме анкеты могут быть открытыми, в которых вопросы предпола­гают свободные ответы по усмотрению респондента, и закрытыми, в которых к вопросам даны готовые ответы («да», «нет», «не знаю», «иногда» и др.), и рес­пондент должен выбрать один из них или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из предложенных ответов.

■ Анкета может (и должна) содержать вопросы разного типа:

■ основные вопросы;

■ вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (например, на отдельные во­просы просят ответить только учителей, которые собираются в ближайшее время повышать свою квалификацию);

■ проверочные или контрольные вопросы, основная функция которых — проверить достоверность информации.

■ Анкетирование может быть очным или заочным. В первом случае респон­денты заполняют анкету в присутствии исследователя или заменяющего его лица, во втором анкеты рассылаются по почте. В психолого-педагогических ис­следованиях чаще применяется первый способ; заочное анкетирование более характерно для социологических опросов. При заочном анкетировании у чело­века, заполняющего анкету, нет возможности уточнить тот или иной вопрос, поэтому тематика таких анкет должна быть несложной, а вопросы сформулиро­ваны в краткой и доступной форме.

Основные требования к анкете:

■ во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовле­творения от того, что выбор пал на него;

■ вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изучаемое явле­ние и задаваться в логичной последовательности;

* необходимо сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нра­вится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);

■ в начале анкеты задаются вопросы на определение компетентности рес­пондента в теме опроса;

■ вопросы располагаются по принципу «подготовка — сложные вопросы — классификация»; при группировке вопросов можно взять за основу и другую структуру: в начале анкеты предлагаются легкие вопросы (касающиеся кон­кретных действий, событий, фактов), затем трудные (выявляющие суждения, оценки), далее самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение — снова простые вопросы;

■ вопросы реквизитной части анкеты, позволяющие идентифицировать респондентов по группам (по возрасту, полу, уровню квалификации и т.п.) рас­полагаются в самом конце анкеты;

■ на заполнение анкеты должно уходить возможно меньше времени (от 4-5 до 15-20 мин. в зависимости от возраста опрашиваемых).

Анкета, как правило, являются анонимными. Но в том случае, когда прово­дится опрос большой группы испытуемых, которая к тому же является неодно­родной по возрасту, социальному статусу, стажу работы и т.п., в анкету вклю­чают так называемую реквизитную часть: испытуемого просят указать пол, возраст, род занятий, стаж работы и т.п. \

Подготовка анкеты:

■ разработка вопросов — перевод основных исследовательских предполо­жений на язык вопросов;

■ оценка вопросов — определение их оптимального типа и количества;

■ тестирование — предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом (до 10 человек) числе испытуемых в «пилотажном» диаг­ностировании;

■ уточнение анкет— конкретизация вопросов и уточнение их последова­тельности;

■ тиражирование.

Достоинствами анкетирования являются: массовость обследования; большая скорость сбора информации; легкость обработки результатов; возможность широкого применения математических методов анализа данных; возможность получения ответов на такие вопросы, на которые респондент по каким-либо причинам не желает отвечать в устной форме; возможность сравнения результатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа).

Вместе с тем, используя в психолого-педагогическом исследовании метод анкетирования, следует иметь в виду, что с его помощью нельзя получить всесторонние, исчерпывающие данные или рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию; трудно рассчитывать на то, что все респонденты правильно поймут вопросы, а потому часто возникают трудности при классификации ответов; нет гарантии, что все ответы являются искренними; в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя, в отличие от беседы, назвать гибким; жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить их ответить не то, что они думают в действительности; среди вариантов ответа в закрытой анкете может не оказаться того, который устраивал бы конкретного респондента.


48 Шкалирование

Метод моделирования реальных процессов с по­мощью числовых систем называют шкалиро­ванием.

Метод полярных профилей

Метод полярных профилей основан на сопоставлении положительного проявления показателя с его же отрицательным проявлением.

Суть метода состоит в количественной оценке по определенной шкале про­явлений каждого показателя.

Преимущества сравнительных методов состоят в следующем.

Во-первых, они позволяют обнаружить даже небольшие различия в предпочтениях.

Во-вторых, респондент производит сравнение, исходя из известных только ему критериев. Поэтому правила сравнительного шкалирования легко объяснить респонденту, а результаты - легко применить.

В-третьих, в силу того что исследователь не навязывает свои критерии респондентам, снижается и возможность перенесения ими оценок, производимых по одному критерию, на оценки, производимые по другому критерию.

У сравнительных методов шкалирования есть и недостатки.

Во-первых, они дают возможность работать только с порядковой шкалой.

Во-вторых, они позволяют получать оценки только тех объектов, которые были включены в список при исследовании. Если же появился новый объект (например, молочные продукты "Большая кружка"), недостаточно оценить только его, а нужно заново проводить все исследование.

В-третьих, - и это главное, - тот факт, что респондент предпочитает бренд А бренду В, не означает, что он хорошо относится к бренду А.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...