Современные категории и понятия наук об образовании
В современном обществе наблюдаются такие явления, как национальная и религиозная нетерпимость, вражда между различными социальными группами, конфликты между поколениями, кризис семьи. Ценности и установки, реализуемые в образовании, во многом могут способствовать решению этих проблем. Образование как общественное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, миучно-технический и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образования. Главной же ценностью образования, в свою очередь, выступает человек во всем многообразии его социальных и I духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе. Образование может быть рассмотрено не только как общественное явление, но и как процесс. Процесс (от лат. processus — продвижение) понимается кик закономерная последовательная смена состояний, стадий развития какого- ни будь феномена. I Рассматривая образование как процесс, мы рассматриваем его в движении, выявляем и анализируем его динамические характеристики. При этом смена состояний, стадий развития характерна не только для самого процесса, но и для людей, организующих этот процесс и включенных в него (в данном случае — для I педагогов и обучающихся, воспитанников). Важнейшей характеристикой любого процесса, протекающего в обществе (в том числе и педагогического), является интенциональность (от лат. in- tentio — стремление, направленность на нечто). Интенция определяет направление движения процесса, зависящее от высших ориентиров, достижению которых служат в конечном итоге все изменения, происходящие в рамках данного процесса. Она обусловливает также закономерный, неслучайный характер изменений, происходящих в рамках процесса.
Поскольку образование как процесс представляет собой разворачивающуюся во времени последовательность состояний, важной характеристикой образовательного процесса выступает стадийность. Каждая стадия (ступень, период, этап в развитии) отличается качественно новым состоянием самого образовательного процесса и включенных в него субъектов, а механизмом движения от одной стадии к другой выступает переход количественных изменений в качественные. Образование осуществляется на протяжении всей жизни человека. Освоение и присвоение человеком социокультурного опыта в виде знаний, способов осуществления деятельности, норм и форм взаимодействия, развитие его внутреннего мира в разной мере, с разной степенью интенсивности и в разных формах осуществляются во все периоды жизни человека. Поэтому одной из характеристик образовательного процесса является его принципиальная не завершением о с т ь, открытость для продолжения в иных условиях иными средствами. Педагогический процесс организуется в конечном итоге ради человека, для помощи ему в решении встающих перед ним (или могущих встать в будущем) задач. В рамках педагогического процесса осуществляется как становление качеств, необходимых для жизни человека в определенном обществе в определенное время, так и тех качеств, которые составляют неизменную сущность человека, «собственно человеческое в человеке». 26 Подготовительный этап Подготовительный этап исследования включает в себя определение его объекта, предмета, целей и задач. Объект— это та часть действительности, которая будет изучаться в процессе исследования. При определении объекта исследования необходимо сужение его границ, т.е. четкое определение времени и пространства, в рамках которых можно реально проводить исследование. Предмет исследования, как определено ранее, — это та сторона (аспект), которая будет непосредственно исследоваться в объекте, его область, в которой ищутся закономерности и пр.
Выделение предмета исследования — ответственный момент его проектирования. Ведь если объект— это часть педагогической действительности, то предмет отражает «угол зрения» исследователя на эту реальность, его позицию н восприятии системы образования. Цель исследования отражает то знание об объекте, которое предполагает получить ученый Задачи в своей совокупности конкретизируют цель исследования и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие в достижении цели. Гипотеза — это научно обоснованное предположение. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что исследователь предполагает обнаружить и проверить в ходе работы. Она должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения. Исследовательская гипотеза — это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической. Описательная гипотеза — это предположение или о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени взаимодействияЧаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности, которая затем проверяется в диагностике. Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выдвинет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез. Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.
Интерпретация понятий — это процедура истолкования, уточнения значения понятий, которые будут применяться в исследовании. Интерпретация возможна в одном из следующих трех вариантов: Теоретическая интерпретация — раскрытие содержания понятия через понятия меньшей общности; -эмпирическая интерпретация — это выделение эмпирических (наблюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основного понятия; Общенациональная интерпретация — это дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению. Планирование исследования включает в себя оп исследовательских действии разделение экспериментальной базы, отбор методистов сборапервичной информации, обоснованиелогической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации данных. Здесь же проводится подбор и подготовка используемых в исследовании материалов.На этапе планирования исследования требуется решить ряд принципиальных вопросов, от которых зависит продуктивность последующих действий: определить критерии и показатели диагностики исследуемого объекта, выделить стадии или уровни становления (развития, функционирования) изучаемого свойства. После завершения подготовительного этапа реализуются два уровня, свойственные всем психолого-педагогическим исследованиям,- эмпирический и теоретический.Сбор эмпирических данных Эмпирическое исследование включает три э т а п а: сбор эмпирических данных, анализ эмпирических данных, формулирование выводов и заключения 27 Анализ эмпирических данных Анализ эмпирических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов. Для этого проводится классификация, систематизация, количественная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагогического диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, прогноза его дальнейшего развития.
Основное назначение аналитического этапа — дать содержательную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций. Для этого данные группируются по сходству признаков, сравниваются с экспериментальной группой или с начальными величинами, составляются сводные таблицы и используются другие средства визуализации данных, сравниваются с их теоретической моделью и среднестатистическими показателями. На основе синтеза компонентов объекта исследования вырабатывается некоторое новое его видение. Количественный и качественный анализ данных — это основной материал для теоретических выводов. Здесь важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны; главное — полученная информация должна превращать исследование из инструмента познания в инструмент совершенствования образовательной практики. Формулирование выводов Главное на этом этапе — выработка и формировка обоснованного заключения о состоянии исследуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; прогноз тенденций развития объекта исследования; разработка рекомендаций. На этом этапе оцениваются оптимальные условия протекания процесса, степень достоверности полученных выводов, перспективы дальнейших исследований. 28 Теоретический этап и уровень исследования. Он связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования: «Изучать – значит: а) не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; б) измерять все, что подлежит измерению; в) определять место изучаемого в системе известного, пользоваться как качественными, так и количественными сведениями; г) находить закон; д) составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; е) проверять гипотезы опытом; ж) составлять теорию изучаемого». Теоретический этап включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и через них.
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы. Это значит: - определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей; - сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки; - наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы. Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений. Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание. Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами. Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей практике. Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание: - получение и описание фактов – постановка научных проблем; - выдвижение гипотез новых идей и положений; - формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений. Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|