Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные категории и понятия наук об образовании




В современном обществе наблюдаются такие явления, как на­циональная и религиозная нетерпимость, вражда между различными социаль­ными группами, конфликты между поколениями, кризис семьи. Ценности и установки, реализуемые в образовании, во многом могут способствовать реше­нию этих проблем.

Образование как общественное явление — это прежде всего объективная об­щественная ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, миучно-технический и экономический потенциал любого общества непосредст­венно зависит от уровня развития образования. Главной же ценностью образова­ния, в свою очередь, выступает человек во всем многообразии его социальных и I духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе.

Образование может быть рассмотрено не только как общественное явление, но и как процесс. Процесс (от лат. processus — продвижение) понимается кик закономерная последовательная смена состояний, стадий развития какого- ни будь феномена.

I Рассматривая образование как процесс, мы рассматриваем его в движе­нии, выявляем и анализируем его динамические характеристики. При этом смена состояний, стадий развития характерна не только для самого процесса, но и для людей, организующих этот процесс и включенных в него (в данном случае — для I педагогов и обучающихся, воспитанников).

Важнейшей характеристикой любого процесса, протекающего в обществе (в том числе и педагогического), является интенциональность (от лат. in- tentio — стремление, направленность на нечто). Интенция определяет направ­ление движения процесса, зависящее от высших ориентиров, достижению ко­торых служат в конечном итоге все изменения, происходящие в рамках данного процесса. Она обусловливает также закономерный, неслучайный характер из­менений, происходящих в рамках процесса.

Поскольку образование как процесс представляет собой разворачивающую­ся во времени последовательность состояний, важной характеристикой образо­вательного процесса выступает стадийность. Каждая стадия (ступень, пе­риод, этап в развитии) отличается качественно новым состоянием самого обра­зовательного процесса и включенных в него субъектов, а механизмом движения от одной стадии к другой выступает переход количественных изменений в ка­чественные.

Образование осуществляется на протяжении всей жизни человека. Освоение и присвоение человеком социокультурного опыта в виде знаний, способов осу­ществления деятельности, норм и форм взаимодействия, развитие его внутрен­него мира в разной мере, с разной степенью интенсивности и в разных формах осуществляются во все периоды жизни человека. Поэтому одной из характери­стик образовательного процесса является его принципиальная не завершением о с т ь, открытость для продолжения в иных условиях иными средствами.

Педагогический процесс организуется в конечном итоге ради человека, для помощи ему в решении встающих перед ним (или могущих встать в будущем) задач. В рамках педагогического процесса осуществляется как становление ка­честв, необходимых для жизни человека в определенном обществе в опреде­ленное время, так и тех качеств, которые составляют неизменную сущность че­ловека, «собственно человеческое в человеке».

26 Подготовительный этап

Подготовительный этап исследования включает в себя определение его объекта, предмета, целей и задач.

Объект— это та часть действительности, которая будет изучаться в процессе исследования. При определении объекта исследова­ния необходимо сужение его границ, т.е. четкое определение времени и про­странства, в рамках которых можно реально проводить исследование. Предмет исследования, как определено ранее, — это та сторона (аспект), которая будет непосредственно исследоваться в объекте, его область, в которой ищутся закономерности и пр.

Выделение предмета исследования — ответственный момент его проектиро­вания. Ведь если объект— это часть педагогической действительности, то предмет отражает «угол зрения» исследователя на эту реальность, его позицию н восприятии системы образования.

Цель исследования отражает то знание об объекте, которое предполагает получить ученый

Задачи в своей совокупности конкретизируют цель исследования и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие в достижении цели. Гипотеза — это научно обоснованное предположение. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что исследователь предполагает обнаружить и проверить в ходе работы. Она должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

Исследовательская гипотеза — это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его со­ставляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза являет­ся своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается.

Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической. Описательная гипотеза — это предположение или о существенных свойст­вах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени взаимодействияЧаще всего гипотеза формулируется в виде модели феноме­на, условий или деятельности, которая затем проверяется в диагностике.

Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выдв­инет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.

Интерпретация понятий — это процедура истолкования, уточне­ния значения понятий, которые будут применяться в исследовании. Интерпретация возможна в одном из следующих трех вариантов:

Теоретическая интерпретация — раскрытие содержания понятия через по­нятия меньшей общности;

-эмпирическая интерпретация — это выделение эмпирических (наблюдае­мых) признаков, конкретизирующих содержание основного понятия;

Общенациональная интерпретация — это дальнейшее расчленение эмпириче­ских индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению.

Планирование исследования включает в себя оп исследовательских действии разделение экспериментальной базы, отбор методистов сборапервичной информации, обоснованиелогической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации данных. Здесь же проводится подбор и подготовка используемых в исследовании материалов.На этапе планирования исследования требуется решить ряд принципиаль­ных вопросов, от которых зависит продуктивность последующих действий: оп­ределить критерии и показатели диагностики исследуемого объекта, выделить стадии или уровни становления (развития, функционирования) изучаемого свойства. После завершения подготовительного этапа реализуются два уровня, свой­ственные всем психолого-педагогическим исследованиям,- эмпирический и теоретический.Сбор эмпирических данных Эмпирическое исследование включает три э т а п а: сбор эмпирических данных, анализ эмпириче­ских данных, формулирование выводов и заключения

27 Анализ эмпирических данных

Анализ эмпирических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов.

Для этого проводится классификация, систематизация, количественная и каче­ственная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагогического диагноза и заключения о состоя­нии диагностируемого объекта, прогноза его дальнейшего развития.

Основное назначение аналитического этапа — дать содержательную интер­претацию полученным результатам и выявленным закономерностям для после­дующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций. Для этого дан­ные группируются по сходству признаков, сравниваются с экспериментальной группой или с начальными величинами, составляются сводные таблицы и ис­пользуются другие средства визуализации данных, сравниваются с их теорети­ческой моделью и среднестатистическими показателями. На основе синтеза компонентов объекта исследования вырабатывается некоторое новое его виде­ние.

Количественный и качественный анализ данных — это основной материал для теоретических выводов. Здесь важно не только то, какая информация полу­чена и какие выводы на ее основе сделаны; главное — полученная информация должна превращать исследование из инструмента познания в инструмент со­вершенствования образовательной практики.

Формулирование выводов

Главное на этом этапе — выработка и формировка обоснованного заключения о состоянии ис­следуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; про­гноз тенденций развития объекта исследования; разработка рекомендаций.

На этом этапе оцениваются оптимальные условия протекания процесса, сте­пень достоверности полученных выводов, перспективы дальнейших исследований.

28 Теоретический этап и уровень исследования.

Он связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

«Изучать – значит:

а) не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

б) измерять все, что подлежит измерению;

в) определять место изучаемого в системе известного, пользоваться как качественными, так и количественными сведениями;

г) находить закон;

д) составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

е) проверять гипотезы опытом;

ж) составлять теорию изучаемого».

Теоретический этап включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и через них.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы.

Это значит:

- определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

- сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки;

- наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

- получение и описание фактов – постановка научных проблем;

- выдвижение гипотез новых идей и положений;

- формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...