Знания как способ связи науки и практики
Связь психолого-педагогической науки и практики образования можно пред ставить и через связьосновных типов знаний.К ним относятся: Знания о сущем, т.е. о том, что существует в настоящее время в педагогической действительности: а) эмпирические — знания об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать. Для получения такого знания используются, как правило, эмпирические методы исследования; б) теоретические — знания о существенных связях и закономерностях педагогического процесса. Теоретическое знание не очевидно, требует глубокого научного обоснования, для чего применяются в комплексе теоретические и эмпирические методы психолог педагогического исследования. Знания о должном (нормативные знания), т.е. знания о нормах осуществления педагогической деятельности, о том, что и как нужно делать. Именно эти знания непосредственно внедряются в образовательную практику. Связь между этими типами знаний можно представить в виде своеобразного цикла. Первым звеном в этом цикле является получение эмпирических знаний, которые представляют собой целенаправленное описание системы фактов, характеризующих то или иное образовательное явление. Такое описание представляет собой результат эмпирического исследования педагогической действительности и первичных обобщений. Следующим звеном является получение теоретических знаний. Главное их содержание составляют законы и закономерности образовательного процесса, которые служат объективным основанием педагогической деятельности. Чтобы получить теоретическое знание, необходимо проанализировать, систематизировать и обобщить полученный фактический материал, поскольку простое описание не дает оснований для понимания сущности того, что происходит в обучении и воспитании, каковы их движущие силы и т.п.
Далее необходимо осуществить переход от знаний о сущем к знаниям о должном (нормативным знаниям). Однако невозможно от законов и закономерностей сразу перейти к рекомендациям педагогам, как надо действовать в каждом конкретном случае.Поэтому переход от теоретического знания к нормативному осуществляется на высоком уровне обобщения и представляет собой выражение закономерностей в наиболее общих нормах педагогической деятельности — принципах. Существуют различные формы взаимодействия науки и практики образования. Одна из них — учебно-научно-педагогические комплексы. Учебно-научно педагогический комплекс представляет собой систему, включающую научно- исследовательские и образовательные учреждения. В такой комплекс могут входить, например, педагогический университет, научно-исследовательские институты и лаборатории, педагогические колледжи и школы, где проводится опытно экспериментальная работа и внедряются научные разработки. Еще одна форма взаимодействия педагогической науки и педагогической практики — участие педагогов-практиков в научных исследованиях. Основой единства психолого-педагогической науки и практики образования выступает гуманитарный характер психолого-педагогического знания, обращенность педагогики и психологии к проблемам человека. Понятие «методология образования» Методология как теоретический ориентир в науках об образовании Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности. В понимании методологии образования можно выделить два аспекта: во-первых, методология образования понимается как системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической деятельности и в формировании содержания исследования. Именно такое понимание методологии образования имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или о методологических основаниях профессиональной позиции педагога;
во-вторых, методология образования понимается как нормативное знание о способах организации научного исследован в образовании, его программе, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследовательской работы. Методология образования — это учение о самом психолог педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах подхода и способах его добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре психолого-педагогической теории. Под функцией понимается связь какого-либокомпонента с системой, его назначение, роль вэтой системе. Методология образования выполняет различные функции: Познавательная функция состоит в получении системы новых знаний. Критическая функция позволяет педагогу осознать необходимость преобразования педагогической действительности. Реализуя рефлексивную функцию, методология образования как бы поднимается над психолого-педагогической наукой и смотрит на нее сверху. Важнейшим методологическим умением педагога является умение осмысливать свою деятельность в терминах психолого-педагогической науки. В качестве важнейшей закономерности методологии образования выступает внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содержания, философских и общенаучных установок, принципов и средств исследования. 14 Выделяют четыре уровня методологии образования: философский, общенаучный, конкретно научный и технологический.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|