Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знания как способ связи науки и практики




Связь психолого-педагогической науки и практики образования можно пред ставить и через связьосновных типов знаний.К ним относятся:

Знания о сущем, т.е. о том, что существует в настоящее время в педагоги­ческой действительности:

а) эмпирические — знания об объективных реальных фактах, которые мож­но зафиксировать. Для получения такого знания используются, как пра­вило, эмпирические методы исследования;

б) теоретические — знания о существенных связях и закономерностях педа­гогического процесса. Теорети­ческое знание не очевидно, требует глубокого научного обоснования, для чего применяются в комплексе теоретические и эмпирические методы психолог педагогического исследования.

Знания о должном (нормативные знания), т.е. знания о нормах осуществ­ления педагогической деятельности, о том, что и как нужно делать. Именно эти знания непосредственно внедряются в образовательную практику.

Связь между этими типами знаний можно представить в виде своеобразного цикла. Первым звеном в этом цикле является получение эмпирических знаний, которые представляют собой целенаправленное описание системы фактов, ха­рактеризующих то или иное образовательное явление. Такое описание представляет собой результат эмпирического исследования педагогической действительности и первичных обобщений.

Следующим звеном является получение теоретических знаний. Главное их содержание составляют законы и закономерности образовательного процесса, которые служат объективным основанием педагогической деятельности. Чтобы получить теоретическое знание, необходимо проанализировать, систематизиро­вать и обобщить полученный фактический материал, поскольку простое описа­ние не дает оснований для понимания сущности того, что происходит в обуче­нии и воспитании, каковы их движущие силы и т.п.

Далее необходимо осуществить переход от знаний о сущем к знаниям о должном (нормативным знаниям). Однако невозможно от законов и закономер­ностей сразу перейти к рекомендациям педагогам, как надо действовать в каж­дом конкретном случае.Поэтому переход от теоретическо­го знания к нормативному осуществляется на высоком уровне обобщения и представляет собой выражение закономерностей в наиболее общих нормах пе­дагогической деятельности — принципах.

Существуют различные формы взаимодействия науки и практики образования. Одна из них — учебно-научно-педагогические комплексы. Учебно-научно педагогический комплекс представляет собой систему, включающую научно- исследовательские и образовательные учреждения. В такой комплекс могут вхо­дить, например, педагогический университет, научно-исследовательские институ­ты и лаборатории, педагогические колледжи и школы, где проводится опытно экспериментальная работа и внедряются научные разработки. Еще одна форма взаимодействия педагогической науки и педагогической практики — участие педагогов-практиков в научных исследованиях. Основой единства психолого-педагогической науки и практики образования выступает гуманитарный характер психолого-педагогического знания, обращен­ность педагогики и психологии к проблемам человека.

Понятие «методология образования»

Методология как теоретический ориентир в науках об образовании

Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.

В понимании методологии образования можно выделить два аспекта:

во-первых, методология образования понимается как системное изложе­ние ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), кото­рые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической деятельности и в формировании содержания исследования. Именно такое по­нимание методологии образования имеется в виду, когда говорят о методоло­гических основах отдельного исследования или о методологических основани­ях профессиональной позиции педагога;

во-вторых, методология образования понимается как нормативное зна­ние о способах организации научного исследован в образовании, его програм­ме, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследова­тельской работы.

Методология образования — это учение о самом психолог педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах подхода и спо­собах его добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре психоло­го-педагогической теории.

Под функцией понимается связь какого-либокомпонента с системой, его назначение, роль вэтой системе.

Методология образования выполняет различные функции:

Познавательная функция состоит в получении системы новых знаний. Критическая функция позволяет педагогу осознать необходимость пре­образования педагогической действительности.

Реализуя рефлексивную функцию, методология образования как бы под­нимается над психолого-педагогической наукой и смотрит на нее сверху. Важнейшим методологическим умением педагога является умение осмысливать свою дея­тельность в терминах психоло­го-педагогической науки.

В качестве важнейшей закономерности методологии образования выступает внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содержания, философских и общена­учных установок, принципов и средств исследования.

14 Выделяют четыре уровня методологии образования: философский, обще­научный, конкретно научный и технологический.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...