Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование в психолого-педагогическом исследовании




Основа научной деятельности в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных и на всех других этапах исследования — моделирование. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании.

Основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.

Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность сле­дующих целенаправленных действий субъекта:

конструирование модели;

экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;

сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;

обнаружение расхождений между ними;

корректировка модели;

интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;

практическая проверка результатов моделирования.

Можно представить следующую последовательность этапов построения модели:

нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой сис­темой и некоторой другой, более изученной;

проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблю­даемой реакции;

введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;

проверка существенности, ценности аналогии, то есть установление зна­чимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.

Если учет этапов не приводит к серьезным поправкам в образе, то модель- аналог признается полезной. После этого начинаются этапы детализации модели:

установление масштабов входящих в логическую модель величин и пре­делов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия яв­ляется вполне справедливой;

исследование возможностей интерпретации в терминах модели второсте­пенных отношений прототипа, от которых могло быть отвлечение на первых этапах;

описание предложенной модели возможно более формальным способом.

В исследовании объектов образования используются различные модели, которые можно классифицировать по разным основаниям. Если моделирование применяется для совершенствованияобразовательной практики, то целесообразно опираться на систему следующих трех моделей:

модель процесса становления исследуемого феномена (свойства, качества или деятельности) как целостной саморазвивающейся системы;

модель педагогических условий (или совокупности типов деятельности воспитанника) как педагогической среды становления этого свойства;

модель профессиональной деятельности педагога по организации дея­тельности воспитанника (или педагогических условий), предусмотренной пре­дыдущей моделью.

30 Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании

Под проектом (от лат. projectus – брошенныйвперед) понимается замысел, план чего-либо.

Проектирование - процесс создания про­екта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состоя­ния, а также деятельность по созданию прототипа. Условно можно сказать, что проектирование противоположно моделированию. Если модель отражает опре­деленный прототип (реально существующие системы), то проект сам является прототипом — образом того, что в действительности еще не существует.

Проектирование является важным звеном, связывающим психолог педагогическую науку и педагогическую практику.Основой разработки проектов выступают так называемые нормативные мо­дели. Это может быть модель педагогических условий, необходимых для ста­новления какого-либо качества, свойства, модель профессиональной деятель­ности педагога по организации деятельности воспитанника. От нормативных моделей проект отличается большей степенью конкретизации, соотнесенно­стью не с отвлеченными, а с совершенно определенными условиями педагоги­ческой деятельности.

Проектирование в психолого-педагогическом исследовании может исполь­зоваться не только как собственно исследовательский метод, но и как способ определения возможных траекторий развития образовательного учреждения, воспитанника, содержания образования и других феноменов. В этом случае предлагается несколько вариантов проекта; впоследствии из их числа отбирает­ся оптимальный для данных условий.

В психолого-педагогическом проектировании важную роль играют не толь­ко теоретические и эмпирические исследовательские методы, но также лично­стные и индивидуальные качества исследователя. Уровень выполнения проекта во многом зависит от того, насколько развиты у исследователя воображение, интуиция, творческие способности.

31 Методы психолого-педагогического исследования

Понятие метода. Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явлений и процессов. Чем богаче арсенал исследовательских методов, тем технологичное, рациональнее и эффективнее его деятельность. Этот запас исследовательского инструментария педагогики и психологии непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования методов других наук.

Многие педагоги отмечают тенденцию превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов образования.

Метод (сгг греч. methodos— путь исследования, теория, учение)— способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

По логике применения Б. Г. Ананьев предложил следующую классификацию методов: ■ организационные методы — сравнительный, лонгитюдный (т.е. исследование одних и тех же лиц и процессов в течение длительного времени) и комплексный методы;

* эмпирические способы добывания научных данных— обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометре, профессиографическое описание, оценка выполненных работ), моделирование (математическое, кибернетическое) и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);

■ методы обработки результатов эксперимента и наблюдений — как стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка), так и приемы качественного анализа, включая дифференциацию материала по классам, разработку типологии, составление психологической казуистики (описание случаев);

■ интерпретационные методы — генетический (интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития) и структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы) методы.

По способам выбора детьми вариантов действий Н. Е. Щуркова выделяет следующие три группы методик:

* рациональный выбор детей, производимый ими в ходе осмысления (ран-жирование, недописанный тезис, анкета, альтернативный тезис, социометрия);

■ эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации (фантастический выбор, тест-рисунок, недописанный диалог, письмо другу, «волшебник»);

■ деятельный выбор как описание либо свершение конкретного действия в предложенной ситуации (акт добровольцев, просьба о помощи, ситуация выбора, минуты свободы, роль в игре).

По способам сбора информации Р. С. Немов предлагает выделять следующие группы методов:

■ методы психодиагностики на основе наблюдения;

* опросные психодиагностические методы;

■ объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;

■ экспериментальные методы психодиагностики.

Этот же автор для разделения психодиагностических методик на группы предлагает в качестве критериев тип применяемых в методике тестовых задач; адресата используемого в методике тестового материала; форму представления тестового материала испытуемым; характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики; наличие в методике тестовых норм; внутреннее строение методики.

Гуманитарная взаимосвязь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...