Тесты в психолога- педагогической диагностике
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Тест — это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека Существуют классификации тестов по различным основаниям: ■ по форме заданий — устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные; ■ по содержанию (предмету) диагностирования — изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.; ■ по цели тестирования — предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора; ■ по задачам — вербальные и практические; ■ по формам процедуры обследования — индивидуальные и групповые; * по направленности — тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы; ■ по наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий — тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, и тесты результативности; ■ по уровню стандартизации — высоко стандартизированные и слабо Формы тестовых вопросов заданий. Основу для составления 1. Закрытые вопросы, когда испытуемому предлагается выбрать ответ из нескольких (как правило, 3-5) предложенных. Один из этих вариантов — полный и правильный, другие — либо неполные, либо представляющие типичные ошибки. 2. Открытые вопросы, когда в каком-либо утверждении делается пропуск 3. Вопросы на соответствие, когда начала и окончания фраз располагаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия, справа — их определения). Как правило, вариантов справа дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть верные и ошибочные).
4. Вопросы на установление правильной последовательности, которые предполагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательности действий и т.п. Тестирование возможно в бумажном варианте, когда каждому испытуемому выдается список заданий, или в автоматизированной форме с помощью компьютера. После окончания тестирования начинается математическая обработка полученных результатов. Итогом тестирования определенной группы учащихся является матрица результатов. Преимущества использования тестов: •удобство и относительная простота применения; •стандартизация условий обследования и результатов тестирования; •оперативность сбора и обработки данных; •возможность измерения и применения математико-статистических процедур и средств компьютерной обработки тестовых показателей; •возможность дифференцированного использования и сравнения показателей испытуемых; •оптимальная трудность заданий; •относительная объективность получаемых данных; •надежность; •справедливость. К недостаткам применения тестовых методик относятся: •зависимость результатов тестирования от социального опыта, адекватности самооценки, искренности и желания опрашиваемых давать правдивые ответы; •«срезовый» характер большинства тестов, не позволяющий вскрыть причины отклонений и спрогнозировать пути дальнейшего развития личности; •жесткая ориентация на психометрическую норму; •эффект тренировки; •опасность «слепых», автоматических ошибок испытуемого и оператора; •потеря индивидуального подхода; •отсутствиедоверительнойобстановкииконтактапсихологаиис-пытуемого.
Типы тестов в психолого- педагогической Диагностике Личностные тесты — методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из форм: 1) шкалы и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия с перцептивными, когнитивными или оценочными задачами (определяется усвоение знаний), оценкой себя, своих личностных конструктов и пр.
Проективные тесты — совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Составители проективных тестов исходят из предположения о том, что человек всегда преобразует ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия всегда обусловлен следами прошлых впечатлений. Тесты интеллекта — методики психодиагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида. Обычно в интеллектуальных тестах испытуемому предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Тесты креативности — методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих способностей ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности; анализ творческого мышления и его продуктов. Критериально-ориентированные тесты — методики, направленные на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. В. П. Беспалько предлагает выделять уровни тестов в соответствии с уровнем усвоения учебного материала: Тесты I уровня предназначаются для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами являются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотнесение. Тесты II уровня предназначаются для выявления умений учащихся самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания и умения. К ним относятся: тесты на подстановку
Тесты III уровня предназначаются для выявления способности учащихся к продуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся нетипичные задачи и задачи на принятие решений в нетипичных ситуациях. Тесты IV уровня предназначены для выявления умений творчески использовать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы. Задания теста разрабатываются в соответствии с требованиями валидности (соответствия уровня контроля изучения учебного материала, содержания задания — выявляемому уровню усвоения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|