Матвийчук Людмила Николаевна
Доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита НИУ «БелГУ», Кандидат экономических наук Г. Белгород, Россия Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификация конкуренции среди участников финансового рынка. Для решения этих задач, необходимы, с одной стороны, консолидация предпринимательского сообщества, а с другой – диалог с властью для выработки общественно-значимых законодательных решений в сфере малого и среднего предпринимательства – при активной поддержке широкой общественности и средств массовой информации. На сегодняшний день система финансовой поддержки малых предприятий в России не достаточно отлажена. У коммерческих банков нет интереса заниматься кредитным финансированием малого предпринимательства, так как данные операции связаны с риском невозврата кредитов. Создавать резервные фонды для покрытия возможных убытков для банков влечет за собой изъятие из оборота части финансовых ресурсов. В свою очередь, малым предприятиям нечего предложить банкам в залог. В данной ситуации помочь может система микрофинансирования. Микрофинансирование зарекомендовало себя у нас в стране и за рубежом, как эффективный инструмент стимулирования роста малого предпринимательства, увеличение занятости и жизненного уровня населения [2, c.280]. В России технологии микрофинансирования начинают находить все большее распространение. По данным ежегодных обследований Российского микрофинансового центра (РМЦ) в реестре МФО на 1 января 2013 года было зарегистрировано 2504 МФО, на 1 января 2014 года их количество увеличилось до 3860 МФО. В третьем квартале 2013 года средневзвешенная годовая ставка по выданным займам уменьшилась с 25,5% до 25,4%, также как и ставка по привлеченным инвестициям, займам/кредитам – с 11,0% до 10,7% [3].
В среднем данные фонды позволяют бизнесменам получить займы до 500 тыс. – 1 млн. рублей на срок от 3 до 12 месяцев. Многие фонды классифицируются по отраслевому признаку и предоставляют финансирование в определенных сферах деятельности, например, материальное производство, наука и научное обслуживания, здравоохранение и предоставления социальных услуг. В Белгородской области зарегистрировано 41 МФО. В рамках и нвестиционной поддержки малых и средних предприятий в Белгородской области действует некоммерческая организация «Фонд смешанных инвестиций в малые и средние компании», которая оказывает поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса до 60 млн. рублей в расчете на одно предприятие. При этом необходимо обеспечить участие собственных средств инициатора в проекте в размере не менее 25% акционерного капитала. Инвестиции предприятию поступают по принципу купли-продажи: предприятию – деньги, фонду – акции предприятия. Фонд участвует в управлении производством – пока акции предприятия находятся у него. Предприятие развивается, акции растут в цене, когда нужда в помощи фонда отпадает, предприятие выкупает их обратно. Деньги, полученные от продажи, фонд реинвестирует в другие предприятия. В России постепенно формируется многоукладная модель микрофинансового рынка, в которую входят институты кредитной кооперации, фонды поддержки малого предпринимательства, коммерческие микрофинансовые организации. Но им пока не удается полностью удовлетворить потребности малого бизнеса в микрофинансировании.
Изменения физических объемов промышленного производства в России с 1990 г. по 2013 г. по оценкам экспертов превысило 60% [4]. Физический износ основных производственных мощностей в зависимости от отрасли народного хозяйства колеблется от 60 до 90%, подавляющее большинство машин и механизмов морально устарело. При этом большинство предприятий утратило оборотные средства, амортизационные фонды и фонды развития производства еще в начале 90-х годов в результате девальвации и инфляции. Таким образом, при недостатке собственных средств, которые могли направляться на инвестирование в основные фонды, и практической недоступности внешних заимствований в банковской системе у предприятия желающего обновить оборудование и машины возникает необходимость поиска нетрадиционных для России источников финансирования. Наиболее остро эта проблема встает перед малыми предприятиями, а ведь именно их деятельность может и должна обеспечить рост экономики России. Таким источником финансирования малых предприятий может стать финансовый лизинг. Лизинг является наиболее эффективной и безопасной формой кредитования. Но, несмотря на это, финансовая аренда (лизинг) остаётся у основной массы российских предпринимателей невостребованной. По некоторым данным объём лизинговых операций в России составляет около 1,4% всего объёма инвестиций в основной капитал. Тогда как доля лизинговых сделок в поставках оборудования в развитых странах составляет: в США 32,3%, в Австралии 33,3%, в Швеции 27%, в Великобритании 30,2%, в Германии 13,2%, в Испании 13,1%. Так по данным Рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX) в первом полугодии 2013г. объем российского рынка лизинга, рассчитанный по методике Leaseurope, составил 353 млрд руб., сократившись на 8,2%, (против прироста в 20,2% в 1 пол. 2012г.) [5]. Главными факторами, сдерживающими развитие рынка, являются нехватка надежных клиентов и ограниченные у многих компаний возможности доступа к «длинным» и «дешевым» ресурсам. Фактор нехватки «длинных» денег стал более важным и занял второе место по значимости. Вместе с тем, следует отметить, что работа с малыми предприятиями не является особо выгодной для лизинговых компаний: объекты лизинга не велики, а объем работы по небольшому проекту – тот же, что и для крупного. Но для малого бизнеса лизинг чрезвычайно важен, поскольку из всех предприятий страны малые испытывают недостаток оборудования особо остро.
Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется программа содействия развитию лизинга оборудования. Предприниматели могут приобрести в лизинг новое оборудование, транспорт, сельхозтехнику и получить субсидии: возмещение первоначального взноса (аванса) по договору и части расходов, потраченных на уплату лизинговых платежей. С 2010 по 2012 годы программой субсидирования лизинговых договоров воспользовались 143 индивидуальных предпринимателя и юридических лица. При реализации своих бизнес-проектов получатели субсидий создали 1 117 новых рабочих мест и сохранили 5 742 существующих. Следует отметить, что в целом муниципалитеты области активно участвуют в программе субсидирования лизинговых договоров. За два года получателями господдержки стали 79 предпринимателей из Белгорода, 22 – из Старооскольского городского округа, 10 – из Белгородского района, 4 – из Шебекинского района и т.д. На субсидирование лизинговых проектов малого и среднего бизнеса из средств областного и федерального бюджета, в 2014 г. запланировано выделить – 162,4 млн.рублей. В соответствии с программой «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы» правительством Белгородской области предусмотрены следующие меры поддержки лизинговых проектов предприятий малого и среднего бизнеса: а) субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом малого и среднего предпринимательства лизинговых платежей, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя, из расчета не более двух третьих ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент уплаты процентов субъектом малого и среднего предпринимательства от остаточной стоимости предмета лизинга.
б) субсидирование уплаты субъектом малого предпринимательства со среднесписочной численностью работников менее 30 человек первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 3 млн. рублей на одного получателя поддержки; в) субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства со среднемесячной численностью работников 30 и более человек первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 10 млн. рублей на одного получателя поддержки. Для получения субсидии в расчет принимается стоимость предмета лизинга (или его часть), не превышающая 50 млн. рублей в совокупности по всем договорам финансовой аренды (лизинга), представленным субъектом малого или среднего предпринимательства. Кроме рассмотренных выше форм поддержки в 2014 году субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Белгородской области, предлагаются следующие основные формы государственной поддержки: 1. Целевые безвозвратные гранты размером до 300 тыс. рублей на развитие бизнеса. 2. Целевые займы размером до 1 млн. рублей под 10% годовых сроком пользования до трех лет за счет кредитных ресурсов коммерческих банков на реализацию инвестиционных проектов под поручительство физических лиц 3. Поручительства (гарантии) Белгородского гарантийного фонда содействия кредитованию по частично обеспеченному банковскому кредиту (до 70% требуемого банковского обеспечения кредита). 4. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных видов деятельности по уходу и присмотру за детьми [1]. Таким образом, для развития малого бизнеса необходимо существование многих финансовых институтов. К сожалению, за последнее время в России так и не сложилась стройная и отлаженная кредитно-финансовая система поддержки малого предпринимательства. Для решения этой задачи необходимо: – разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса; – в качестве кредитно-финансового механизма развивать негосударственные небанковские организации, такие как общества взаимного кредитования и взаимного страхования, кредитных кооперативов, лизинговых компаний. Именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малого предпринимательства, особенно производственного малого бизнеса.
– эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере; – уменьшение налогового бремени и бюрократизации органов, осуществляющих надзорные функции.
Литература 1. Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 522-пп [Электронный ресурс]. URL: http://www.31msb.ru/content/legislation/regionalleg/ 2. Матвийчук, Л.Н. Кредитование малого предпринимательства / Л.Н. Матвийчук // Вестник МГТУ. – 2003. – т.6, № 2. – С.280-283 3. Материалы интернет-портала Российского микрофинансового центра 4. Электронный ресурс].URL http://www.rmcenter.ru/analitics/materialy_i_publikatsii 5. 4.Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. [Электронный ресурс]. URL: http://problemanalysis.ru/ 6. Аналитические обзоры российского рынка лизинга. [Электронный ресурс]. URL: http://expert-online.ru/researches/leasing/)
АНАЛИЗ ПРЯМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ В СВИНОВОДЧЕСОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГРАФОВСКИЙ СВИНОКОМПЛЕКС)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|