Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование»




(млрд. рублей)

Наименование      
Закон №261-ФЗ Проект Отклон.от закона Закон №261-ФЗ Проект Отклон.от закона Проект Отк-лон.от закона
Раздел «Образование» 569,4 593,4 24,0 592,0 623,5 31,6 639,2 15,7
Подраздел «Высшее и послевузовское профессио-нальное образование» 504,0 507,4 3,4 530,7 540,9 10,2 558,9 18,1

 

Однако, несмотря на общий количественный рост финансирования системы образования, его доля в общем объеме расходов федерального бюджета все равно ежегодно будет снижаться: с 5,1 процента в 2013 году до 3,9 – в 2016 году.

 

 

Таблица 2

Объем расходов федерального бюджета по разделу «Образование»

(в % к общему объему расходов)

Наименование       2016 проект
Закон №261-ФЗ Проект Закон №261-ФЗ Проект
Образование 5,1 4,0 4,3 3,8 4,1 3,9

 

Как следует из таблицы 1, в последующие годы финансирование образовательной деятельности будет увеличиваться. Так, в 2016 году планируется затратить средства в объеме 639,2 млрд. рублей, что на 69,8 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Соответственно, на финансирование высшего и послевузовского профессионального образования планируется потратить 559,1 млрд. рублей в 2016 году, тогда как в 2014 году этот объем составит 507,4 млрд. рублей.

В частности, запланирован рост ассигнований на заработную плату педагогам, индексацию стипендиального фонда, поддержку ведущих вузов, поддержку программ развития ведущих классических университетов РФ, прикладные научные исследования в вузах медицинского профиля, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

До 2011 года высшие учебные заведения финансировались по смете, а с 2013 года в вузах применяется нормативно-подушевое финансирование: по каждой специальности или направлению подготовки Минобрнаукиопределило величину нормативных затрат на одного студента в год. Это суммы от 63 000 до 134 000, в зависимости от того, какое оборудование требуется для обучения и какое количество студентов приходится на одного преподавателя. Умножив величину нормативных затрат, которая включает в себя зарплату всех сотрудников, затраты на коммуналку и текущее содержание зданий, приобретение материалов, учебной литературы, организацию практик, культурно-массовую работу, на число студентов, получается часть суммы субсидии, которая и выделяется вузу. Однако, полный объем субсидии рассчитывается с учетом поправочных коэффициентов, таких, например, как статус вуза и регион, в котором он находится. Наука финансируется отдельно. Дополнительные же средства выделяются не через нормативные затраты, а через финансирование программ развития, научно – исследовательских работ.

Для смягчения возможных негативных последствий перехода на нормативно-подушевое финансирование Минобрнауки РФ предложено применять следующие общие принципы формирования нового механизма финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере высшего образования:

– введение системы корректирующих коэффициентов, обеспечивающей максимально возможный в рамках бюджетных ограничений учет особенностей направлений подготовки (специальностей) и специфики отдельных вузов;

– постепенность перехода к единым нормативам по специальностям (на 2012-2013 учебный год финансовое обеспечение государственного задания на основе единых нормативов рассчитывалось только в отношении студентов первого курса, на 2013-2014 учебный год – для студентов первого и второго курсов, на 2014-2015 учебный год – для студентов первого-третьего курсов, на 2015-2016 учебный год – для студентов первого-четвертого курсов и, наконец, на 2016-2017 учебный год – для студентов всех курсов).

При такой ситуации вуз может самостоятельно спланировать свои затраты и постепенно, в течение пяти переходных лет, перестроиться на новые принципы расчета субсидии на выполнение государственного задания в части оказания образовательных услуг. Окончательный переход вузов, подведомственных Минобрнауки РФ, на единые нормативы затрат планируется осуществить к 2016 году, когда завершат обучение студенты, принятые на первый курс в 2012 учебном году. Для вузов, подведомственных другим федеральным органам исполнительной власти, переходный период закончится в 2017-2018 учебном году – при условии, что переход к единым нормативным затратам у них начался в 2013 году. Очевидно, система сложная, но деятельность глубоко продуманная и планомерная.

Несмотря на принятое нормативно-подушевое финансирование высших учебных заведений, решение об объемах дальнейшего финансирования федеральных университетов в России будет приниматься по итогам анализа расходования средств по предыдущим программам и с учетом имеющихся источников, о чем заявил Владимир Путин на встрече со студентами Северо-Восточного федерального университета 1 сентября 2014 года. Он напомнил, что ранее всем федеральным университетам в стране было выделено по 5 миллиардов рублей на пять лет. Благодаря этому, в вузы, в частности, закуплено много нового оборудования. Кроме того, высшим учебным заведениям выделяется и грантовая поддержка. Российский президент добавил, что также у вузов есть целевые образовательные фонды и они ведут инновационную деятельность, которая приносит определенный доход. Он призвал ведущие российские компании вносить средства в целевые образовательные фонды при вузах для подготовки специалистов, необходимых для работы на их предприятиях.

 

Литература

1. О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 2 декабря 2013г. №349-ФЗ [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант-Плюс». Режимдоступа: http://www.consultant.ru/

3. Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования [Электронный ресурс]: Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании». Режимдоступа: http://www.akvobr.ru

4. Ивойлова, И. Большинство вузов перейдут на нормативно-подушевое финансирование [Текст]/ И.Ивойлова: Российская газета. – №6117. – 2.07.2013.

5. Клячко, Т.Л. О реформировании системы финансирования вузов [Текст]/ Т.Л.Клячко, С.Г. Синельников-Мурылев // Вопросы экономики. – 2012. – № 7. – С. 133-146

6. Синдеева, Е.П. Внедрение нормативно-подушевого финансирования [Электронный ресурс]/ Е.П.Синдеева: Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании». Режимдоступа: http://www.akvobr.ru

7. Финансирование вузов будет зависеть от их расходов (01.09.2014) [Электронный ресурс]/ Сетевое издание «РИА Новости». Режимдоступа: http://www.ria.ru

8. Финансирование высшего образования [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Режимдоступа: http://www.russia.edu.ru

 

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА АКЦИЙ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ

Паутинка Татьяна Ильинична,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...