Доцент кафедры финансов и кредита НИУ «БелГУ»,
Кандидат экономических наук Г.Белгород, Россия Белгородская область отличается от многих регионов России высоким научно-производственным и инновационным потенциалом. Научные исследования и научно-технические разработки ведут около 70 организаций, научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук. Для научно-технического комплекса области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50 % специалистов, выполняющих более 60% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наличие в Белгородской области большого количества промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и академических вузов способствовало концентрации высококвалифицированных специалистов в регионе, которые являются интеллектуальным потенциалом инновационного бизнеса области [1, с. 211]. Несмотря на то, что отмечается рост объемов научно-технических работ и количества заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, ситуация в целом в инновационной сфере продолжала оставаться сложной. В основных отраслях промышленности число крупных и средних предприятий, применяющих инновационные технологии, не превышало 14 %. Всего в последние годы промышленными предприятиями использованы только около 340 передовых технологий. Сложность этой ситуации во многом объясняется недостатком финансовых средств для осуществления инновационной деятельности на предприятиях. Для выработки основных приоритетов и направлений областной инновационной политики, четких практических рекомендаций по развитию инновационной деятельности в масштабах необходимы финансовые инвестиции.
Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала. В связи с принятием на федеральном уровне концепции поляризованного развития регионов и учитывая совокупность социально-экономических и институциональных условий регионов, обладающих инновационным потенциалом, главная задача органов регионального управления состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере в полях стратегического прорыва. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений [2].
Считаем, что для реализации инновационного сценария необходимы следующие действия: – формирование областных механизмов регулирования организации фундаментальных и прикладных исследований в целях повышения капитализации их результатов; – модернизация областной системы образования в целях повышения качества воспроизводства человеческого капитала; – формирование государственной политики в сфере информационного обеспечения инновационных процессов в интересах создания благоприятного инновационного имиджа региона. Финансовое обеспечение инновационной деятельности должно основываться на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и осуществляется за счет: 1) собственных средств юридических лиц, физических лиц; 2) средств бюджета Белгородской области в пределах сумм, предусмотренных на эти цели законом Белгородской области о бюджете на соответствующий финансовый год; 3) средств иных источников, не запрещенных законом, в том числе банковских и бизнес-ангелов. Государственная поддержка инновационной деятельности в Белгородской области осуществляется в следующих формах: 1) предоставление государственных гарантий Белгородской области при реализации инновационных программ и проектов; 2) предоставление в аренду на льготных условиях помещений, находящихся в собственности Белгородской области; 3) предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам; 4) создание специализированных фондов поддержки инновационной деятельности; 5) предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 6) выделение грантов субъектам инновационной деятельности; 7) оказание помощи инициаторам инновационных проектов в поиске инвесторов, в том числе содействие созданию на территории области организаций бизнес-ангелов; 8) представление интересов субъектов инновационной деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
9) развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности; 10) организация и создание инфраструктуры инновационной деятельности; 11) предоставление возможности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности; 12) оказание содействия в оформлении документов на получение патентов и авторских свидетельств, а также в изготовлении опытных образцов и рекламе нового продукта. Требуется детальная проработка такого важного в рамках концепции вопроса как, привлечение инвестиций в инновационную сферу региона с использованием механизма выхода инвесторов из предприятий региона, то есть предоставление, таким образом, гарантий инвесторам в том, что они, безусловно, сохранят свои капиталы и у них не возникнет никаких организационных или юридических трудностей в реинвестировании средств. Принципиальным моментом для инвестора является готовность и заинтересованность местных организаций и предприятий вкладывать свои ресурсы и нести риск вместе с инвестором. Самым важным является то, что существующие инвесторы – это лучшие рекомендации для будущих инвесторов. Поэтому так важно осуществлять политику поддержания контактов с инвесторами после осуществления инвестиций. Таким образом, роль инвесторов, уже укрепивших свои позиции и прочно обосновавшихся на региональном рынке, чрезвычайно важна по следующим причинам: они – источник будущих инвестиций; они могут привлечь новых потенциальных инвесторов. В этой связи выполнение обязательств перед инвесторами со стороны органов управления, в том числе по предоставлению налоговых льгот, безусловно, является одним из главных составляющих деятельности. Считаем, что наиболее распространенной формой финансирования в последние годы во многих развитых странах становится венчурное финансирование. По определению Европейской Ассоциации венчурного финансирования, венчурный капитал – это акционерный капитал, предоставляемый профессиональными фирмами, которые инвестируют средства в частные предприятия, демонстрирующие значительный потенциал роста, на их начальном этапе развития, в процессе расширения и трансформациях, одновременно управляя этими предприятиями.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: 1. Путем приобретения акций новых фирм. 2. Посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. В отличие от других форм инвестирования венчурный бизнес отличается тем, что: – финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантии; – обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы, то есть рисковый капитал выступает как паевой взнос; – средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе. Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период – на 5-7 лет, а в современной компьютерной сфере – и при реализации краткосрочных проектов – на 1-2 года. Для современных компаний венчурное инвестирование проще и дешевле, чем выход с заимствованием на иностранные фондовые рынки, эмиссия собственных ценных бумаг, получение кредита. Использование рискового или венчурного капитала становится одним из важнейших факторов экономического роста. Венчурный капитал оказал огромное влияние на развитие таких отраслей промышленности как полупроводниковая электроника, вычислительная техника, информационные технологии, биотехнология. Наличие венчурного капитала является определяющим фактором для запуска компаний, особенно на ранних этапах их деятельности. Являясь важнейшим фактором экономического успеха, развитие венчурного бизнеса превратилось в самостоятельную отрасль. В России рост венчурного инвестирования является важнейшим фактором для развития высокотехнологичных отраслей. Привлечение в российскую экономику венчурных инвестиций будет способствовать созданию конкурентоспособной технологической базы страны, формирующей перспективу общего роста экономики России. Таким образом, инновационная политика в регионах должна иметь селективный, строго избирательный характер, ориентированный на узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня на основе активизации интеллектуальной составляющей инновационного потенциала, концентрации основной части ограниченных материальных, финансовых, интеллектуальных, организационных ресурсов.
Литература 1. Анисимов Ю.П. Мониторинг состояния и пути развития инновационного бизнеса региона / Ю.П. Анисимов, А.А. Грачев, С.В. Шапошникова, Е.В. Солнцева, Е.В. Шапошников, А.А. Слепых; Под ред. Ю.П. Анисимова; Белгород: БЕЛГОРОДИНТЕХ, 2010. – С. 200. – 324 с. Доклад по вопросу: «О формировании Концепции ФЦП «Научно-технологическая база России на 2007-2012 годы» на заседании коллегии Минобрнауки России 15.03.2006г.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|