5.2 Принципы выбора видов транспорта
5. 2 Принципы выбора видов транспорта
Задача выбора вида транспорта является основополагающей в транспортной логистике, причем решается она в тесной взаимосвязи с другими задачами. При этом следует различать условия выбора вида транспорта: текущее и перспективное. При текущем планировании потребители транспортных услуг делают выбор из существующих в стране или регионе видов транспорта. При перспективном планировании – учитывая возможное их развитие и создание новых способов перемещения товаров и людей. Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должен учитывать менеджер при выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного перевозчика. К основным принципам выбора видов транспорта относятся: 1 принцип – выбор вида транспорта осуществляют сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения. Это означает, что транспортники должны научиться продавать транспортные услуги на транспортном рынке. 2 принцип – основным критерием выбора вида транспорта являются затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями могут быть минимальные сроки доставки, безопасность, надежность, сохранность, экологичность и другие показатели. 3 принцип – обеспечение сопоставимости стоимостных и натуральных показателей сравнимых вариантов перевозок. Сопоставляются все элементы затрат на всем пути следования груза от склада отправителя до склада получателя. Расчет вариантов перевозки необходимо выполнять для одинакового объема перевозок между одними и теми же пунктами перемещения.
4 принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг, в частности через рекламу, о качестве и стоимости транспортных услуг по облуживанию клиентов. Объективная информация позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт, рационализировать перевозку, определять более выгодные рынки сбыта своей продукции, управлять транспортной составляющей в цене товара. Перечисленные принципы предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собой способами учета тех или иных показателей. В связи с тем, что одновременно учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на выбор вида транспорта, очень трудно, на практике сначала рассчитывают обобщенные стоимостные показатели, а затем сопоставляют натуральные и технико-эксплуатационные. Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта (время доставки, частота, надежность, скорость доставки, доставки способность перевозки) Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления: 1) выбор вида или видов транспорта; 2) выбор определенных транспортных средств конкретного вида транспорта; 3) выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза.
5. 3 Прямые смешанные перевозки и их эффективность Проблема выбора способа перевозки возникает в тех случаях, когда для перевозки грузов возможно использование нескольких видов транспорта. Использование нескольких видов транспорта существенно усложняет процесс перемещения товара, что вызывает потребность в новых, более совершенных формах организации транспортировки.
Прямые перевозки – это перевозка грузов одним видом транспорта. Базовым типом транспортировки является унимодальная перевозка. Унимодальная (одновидовая) перевозка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным, как правило, в тех случаях, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорож-ный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния – автомобильный. Смешанная перевозка (combined transport) – перевозка грузов, пассажиров и багажа, осуществляемая двумя видами транспорта. При смешанных перевозках доставка грузов осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой (железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная, морская-железнодорожная и т. п. ) транспорт. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.
Комбинированная перевозка (combined transport) отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, отправка крупных партий готовой продукции производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом. К смешанным перевозкам относятся мультимодальные и интермодальные перевозки. Мультимодальная перевозка (multimodal transport) – это смешанная перевозка грузов двумя или более видами транспорта, которая осуществляется на основании договора смешанной перевозки, из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране по единому перевозочному документу. При этом оператор смешанной перевозки, который организует перевозку, берет на себя ответственность за всю перевозку и выдает документ мультимодальной перевозки. Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление международной смешанной перевозки. Когда грузы принимаются оператором смешанной перевозки в свое ведение, он должен выдать документ смешанной перевозки. Признаками мультимодальной перевозки являются: – наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала); – единая сквозная ставка фрахта; – единый транспортный документ; – единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки. Принцип внедрения новых форм взаимодействия особенно важен для функционирования мультимодальной транспортной системы, поскольку эффективность такой системы существенно зависит от ее организации.
Интермодальная перевозка (intermodal transport) – смешанная перевозка груза одним оператором смешанной перевозки по единому транспортному документу в одной и той же грузовой единице несколькими видами транспорта или на автотранспортном средстве без перегруза самого груза при смене вида транспорта. При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Главным отличительным признаком интермодальной перевозки (в сравнении с мультимодальной) является перевозка груза в укрупненной грузовой единице. Примером интермодальных перевозок являются контейнерные перевозки. Трейлерная перевозка – система перемещения железнодорожных вагонов на специальных платформах по шоссе. Грузовую единицу перегружают лебедкой автомобиля-тягача в течение 3–5 мин (системы Франции, Швеции) или 10–15 мин (система Германии, Италии). В Германии эксплуатируются два типа вагонов, ходовые части которых легко переоборудуются для движения на автомобильных дорогах. Эффективное расстояние перевозки – 10 км, что вполне соответствует вспомогательной роли автомобильного транспорта в смешанном сообщении. Контрейлерная перевозки – это система перевозки автотранспортных средств по железной дороге на вагоне-платформе, имеющем пониженную высоту (рис. 5. 1). По этой схеме осуществляются перевозки автомобилей, съемных кузовов, контейнеров. Рациональная сфера применения контрейлеров определяется годовым объемом перевозок не более 25 тыс. т, расстоянием перевозок железнодорожным транспортом до 2000 км при подвозе-вывозе автомобильным транспортом в пределах 50 км. Контрейлерные перевозки достаточно сложны, и на российском транспортном рынке они пока не развиты. Технология контрейлерных перевозок зародилась в США и Канаде, и при переносе в Западную Европу столкнулась со значительными трудностями: многие искусственные сооружения, такие как мосты, тоннели, контактная сеть, не позволяли успешно применять данную технологию. Для решения данной проблемы реконструировали часть искусственных сооружений, углубили карманы в площади днища платформ, куда опускаются колеса автопоездов и автотрейлеров. Такую технологию называют «бегущее шоссе». Технология «бегущее шоссе» имеет ряд значительных недостатков:
– перевозка избыточного веса, т. е. тягача, полуприцепа, масса которого составляет 20–30 % всего перевозимого груза; – необходимость создания комфортабельных условий для сопровождающего водителя во время пути. Тем не менее, такая технология находит свое применение в ряде государств с сильно развитым автомобильным транспортом, поскольку увеличение объема железнодорожно-автомобильных контрейлерных перевозок, их маршрутизация привели к выводу о возможности сокращения как количества специальных перевалочных грузовых рамп на железнодорожных терминалах, так и самих терминалов на дорогах. Применение контрейлеров имеет некоторые преимущества перед контейнерами. Количество погрузочно-разгрузочных операций при перевозках в смешанном сообщении уменьшается в 2 раза. Если контейнеры при перевозках в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении минимум 4 раза подвергаются погрузке-разгрузке, то при контрейлерных перевозках погрузочно-разгрузочные операции на железнодорожных станциях сводятся к установке полуприцепов на железнодорожные платформы в пункте отправления и снятию их с платформ в пункте назначения. Для этих операций нужны более простые и дешевые стационарные механизмы. Загрузка и разгрузка железнодорожных платформ при контрейлерном способе может быть осуществлена за 8–10 мин, тогда как при использовании универсальных контейнеров это время составляет 30–40 мин. Таким образом, применение контрейлеров обеспечивает снижение себестоимости перегрузочных работ. Контрейлеры по сравнению с контейнерами имеют более низкий коэффициент тары, составляющий у лучших образцов зарубежных контрейлеров 0, 24, но они дороже в эксплуатации и имеют более высокую первоначальную стоимость. Поэтому при решении вопроса о применении контрейлеров необходимо предварительно путем экономических расчетов определить, при каком грузообороте и каких расстояниях перевозок целесообразен контрейлерный способ перевозки груза. Для сокращения времени перевозки контейнеры ставятся на шасси и перевозятся как трейлеры. С 1980 г. в США стали применяться роудрейлерные перевозки. Ро-удрейлеры (Road Railer) – это прицепы или полуприцепы с комбинированной ходовой частью, способные передвигаться как по автостраде, так и по рельсам. Они имеют постоянные или съемные взаимозаменяемые ходовые части и предназначены для движения по железным и автомобильным дорогам (рис. 5. 3). Роудрейлеры могут крепиться и к автомобилю-тягачу, и к локомотиву, образуя целые роудрейлерные поезда. Принцип действия роудрейлеров основан на применении железнодорожной колесной пары, которая пневмоприводом поднимается при движении по автодорогам или опускается при движении по рельсам. Использование ходовых частей роудрейлеров признается целесообразным, однако сфера их использования ограничена осевыми нагрузками автомобильных дорог. Составы из роудрейлеров формируются и расформировываются на специально оборудованных путях железнодорожных станций. При формировании составов передняя часть роудрейлера сцепляется с задней частью предыдущего. Первый роудрейлер подается задним ходом автомобилем-тягачом на железнодорожные пути, затем опускаются опорные катки и из-под него выезжает автомобиль-тягач. Потом подается второй роудрейлер, третий и т. д. После формирования состава подается локомотив, к которому прицеплена специальная тележка, устанавливаемая под переднюю часть роудрейлера, находящегося в голове состава, и опорные катки поднимаются. При расформировании составов операции производятся в обратном порядке. Кузова контрейлеров и роудрейлеров выполняют из различных сплавов, алюминия, листового железа, обеспечивающих небольшую собственную массу контрейлеров и роудрейлеров. Грузы в роудрейлерах перевозятся в Англии, США, Германии. Роудрейлеры имеют установленные на раме кузова: закрытые, открытые – с откидными бортами, с опрокидывающим устройством и т. д. Преимущества использования контрейлерных грузоперевозок очевидны: они позволяют сочетать маневренность и скорость автотранспорта с безопасностью и независимостью от погодных условий железнодорожного транспорта. При этом уменьшается загруженность автомагистралей, снижается аварийность, обеспечивается сохранность дорожного полотна. Основная же причина, по которой в западных странах так много уделяется внимания развитию контрейлерных перевозок, – их экологичность.
Контейнерные перевозки. Контейнерные перевозки грузов осуществляются в рамках контейнерной транспортной системы (КТС), которая представляет собой совокупность технических средств, объектов, технологии перевозок и переработки контейнеров, системы управления перевозками. КТС включает в себя следующие компоненты: – парк контейнеров со всеми их типами, параметрами, характеристиками, конструкцией, техническими требованиями и условиями изготовления, транспортирования, хранения; – подвижной состав разных видов транспорта (универсальный и специализированный) со всеми его параметрами и характеристиками; – грузовые терминалы, размещаемые в пунктах взаимодействия разных видов транспорта и служащие для преобразования контейне-ропотоков при передаче их с одних видов транспорта на другие; – информационное обеспечение контейнерных перевозок на всех видах транспорта, включая маркетинговые исследования в этой области, автоматизированные системы управления контейнерными перевозками, слежение за продвижением контейнеропотоков и учет движения контейнеров; – юридическое обеспечение контейнерных перевозок на внутригосударственных и международных перевозках, включая законодательства отдельных государств, международные конвенции, договоры, создание единого юридического пространства, законодательных норм и правил для всех участников контейнерных перевозок; – инженерно-техническое обеспечение контейнерных перевозок, включающее проектно-конструкторские, технологические, экономические методы расчетов. Под грузовым контейнером для международных перевозок понимается единица транспортного оборудования многократного использования. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что достигается достаточной прочностью контейнера в течение установленного срока службы. Независимо от назначения, все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип «от двери до двери». Значительное применение контейнеров обусловлено тем, что они имеют ряд преимуществ: § применение контейнеров ускоряет и удешевляет погрузочно-разгрузочные работы; § грузы предохраняются от порчи/ влаги, распыления, боя, хищений и т. д.; § существенно облегчаются операции по учету; § доставка грузов происходит от склада к складу без промежуточного хранения; § имеется возможность размещения рекламы на боковых стенках контейнера. Недостатками контейнерных перевозок являются: § снижение использования грузоподъемности ПС; § затраты на изготовление и ремонт контейнеров; § организация обратной доставки порожних контейнеров; § необходимость в мощных перегрузочных коплексах; § не исключена возможность безвозвратной потери контейнера. Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных контейнеров регламентированы стандартом ИСО 668 «Грузовые контейнеры. Наружные размеры и максимальная масса брутто» и ГОСТ 18477–79 «Контейнеры универсальные. Специализированные автотранспортные и экспедиторские компании для доставки контейнеров на грузовые терминалы или с терминалов грузополучателям используют автомобили-самопогрузчики, которые оснащены гидравлическими кранами (для малотоннажных и среднетоннажных контейнеров) или специальными рычажно-канатными грузоподъемными устройствами для погрузки и разгрузки крупнотоннажных контейнеров с автомобиля без применения дополнительных подъемно-транспортных машин в конечных пунктах перевозок. Такие устройства позволяют экономить время и деньги на операциях погрузки и выгрузки контейнеров с автомобилей на контейнерных терминалах. Для перевозки контейнеров водным транспортом используются суда-контейнеровозы. Различают несколько поколений океанских контейнеровозов с вместимостью от 1200 до 13 000 контейнеров. Контейнеро вместимость трюмов увеличивается за счет высоты надводного борта В контейнерной транспортной системе транспортный процесс начинается и заканчивается в контейнерных терминалах. Понятие «терминал» происходит от английского слова «terminal» и обозначает конечный пункт чего-либо. Грузовым терминалом можно назвать перегрузочно-складской комплекс на магистральном транспорте, предназначенный для выполнения логистических операций по преобразованию грузопотоков. На магистральном транспорте такие объекты иногда называют транспортно-складскими или транспортно-грузовыми комплексами, желая подчеркнуть их взаимосвязи и непосредственное участие в транспортных процессах. На железнодорожном транспорте понятие «грузовой терминал» полностью вытесняет и заменяет более старое понятие «грузовой двор». На морском транспорте грузовой терминал может представлять собой грузовой район порта. Контейнерный терминал – это грузовой терминал, специализированный на переработке контейнерных грузов. Назначение контей-нерных терминалов в транспортных сетях состоит в преобразовании контейнеропотоков (размеров транспортных партий, времени их прибытия и отправления и др. ) при передаче их с одного вида транспорта на другой. Цель этого преобразования состоит в том, чтобы обеспечить наиболее эффективное дальнейшее транспортирование грузов, товаров, материалов в контейнерах. В состав грузового терминала могут входить: крытые склады, открытые складские площадки для контейнеров, железнодорожные и автомобильные подъездные и внутренние пути, служебно-технические и административно-бытовые здания, охраняемые стоянки для автомобилей, гаражи и ремонтные мастерские для транспортных средств, тары, контейнеров, подъемно-транспортных машин, таможенный пост, причалы и пирсы (у морского терминала), контрольно-пропускные пункты и т. д. Таким образом, контейнерный терминал – это более широкое понятие, чем контейнерный склад или площадка. Контейнерная площадка является элементом, составной частью контейнерного терминала – наряду с другими сооружениями и объектами, входящими в состав терминала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|