Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.2 Принципы выбора видов транспорта




5. 2 Принципы выбора видов транспорта

 

Задача выбора вида транспорта является основополагающей в транспортной логистике, причем решается она в тесной взаимосвязи с другими задачами. При этом следует различать условия выбора вида транспорта: текущее и перспективное. При те­кущем планировании потребители транспортных услуг делают вы­бор из существующих в стране или регионе видов транспорта. При перспективном планировании – учитывая возможное их развитие и создание новых способов перемещения товаров и людей.

Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостат­ки, которые должен учитывать менеджер при выборе способа транс­портировки, транспортного средства и конкретного перевозчика.

К основным принципам выбора видов транспорта относятся:

1 принцип – выбор вида транспорта осуществляют сами потреби­тели транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в об­ласти перевозок грузов централизованного распределения. Это озна­чает, что транспортники должны научиться продавать транспортные услуги на транспортном рынке.

2 принцип – основным критерием выбора вида транспорта являют­ся затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями могут быть минимальные сроки доставки, безопасность, надежность, сохранность, экологичность и другие показатели.

3 принцип – обеспечение сопоставимости стоимостных и нату­ральных показателей сравнимых вариантов перевозок. Сопоставля­ются все элементы затрат на всем пути следования груза от склада отправителя до склада получателя. Расчет вариантов перевозки не­обходимо выполнять для одинакового объема перевозок между од­ними и теми же пунктами перемещения.

4 принцип – обеспечение достоверной и достаточной информи­рованности потребителей транспортных услуг, в частности через ре­кламу, о качестве и стоимости транспортных услуг по облуживанию клиентов. Объективная информация позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт, рационализировать перевозку, определять более выгод­ные рынки сбыта своей продукции, управлять транспортной состав­ляющей в цене товара.

Перечисленные принципы предопределяют методы выбора транс­порта, которые различаются между собой способами учета тех или иных показателей. В связи с тем, что одновременно учесть много­численные факторы, оказывающие влияние на выбор вида транс­порта, очень трудно, на практике сначала рассчитывают обобщен­ные стоимостные показатели, а затем сопоставляют натуральные и технико-эксплуатационные.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта (время доставки, частота, надежность, скорость доставки, доставки способность перевозки)

Выбор способа транспортировки грузов является одной из важ­ных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления:

1) выбор вида или видов транспорта;

2) выбор определенных транспортных средств конкретного вида транспорта;

3) выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза.

 

 

5. 3 Прямые смешанные перевозки и их эффективность

Проблема выбора способа перевозки возникает в тех случаях, ког­да для перевозки грузов возможно использование нескольких видов транспорта. Использование нескольких видов транспорта существен­но усложняет процесс перемещения товара, что вызывает потреб­ность в новых, более совершенных формах организации транспор­тировки.

Прямые перевозки – это перевозка грузов одним видом транспор­та. Базовым типом транспортировки является унимодальная пере­возка.

Унимодальная (одновидовая) перевозка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным, как правило, в тех случаях, когда заданы начальный и конечный пункты транспорти­ровки логистической цепи без промежуточных операций склади­рования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в ко­нечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорож-ный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие рас­стояния – автомобильный.

Смешанная перевозка (combined transport) – перевозка грузов, пассажиров и багажа, осуществляемая двумя видами транспорта. При смешанных перевозках доставка грузов осуществляется последо­вательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пун­ктах перевалки с одного вида транспорта на другой (железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная, морская-железнодорожная и т. п. ) транспорт. При этом груз доставляется первым видом транс­порта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей пере­грузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами же­лезнодорожных станций или морского (речного) порта транспорт­ного узла.

Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тариф­ной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участ­ников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действу­ющим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет мате­риальную ответственность за сохранность груза только на соответ­ствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка (combined transport) отличается от сме­шанной наличием более чем двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обу­словлено структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, отправка крупных партий готовой продукции производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального сни­жения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной тор­говли осуществляется автомобильным транспортом.

К смешанным перевозкам относятся мультимодальные и интер­модальные перевозки.

Мультимодальная перевозка (multimodal transport) – это сме­шанная перевозка грузов двумя или более видами транспорта, кото­рая осуществляется на основании договора смешанной перевозки, из места в одной стране, где грузы поступают в ведение операто­ра смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в дру­гой стране по единому перевозочному документу. При этом опера­тор смешанной перевозки, который организует перевозку, берет на себя ответственность за всю перевозку и выдает документ мультимодальной перевозки.

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных пла­тежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление меж­дународной смешанной перевозки. Когда грузы принимаются опе­ратором смешанной перевозки в свое ведение, он должен выдать документ смешанной перевозки.

Признаками мультимодальной перевозки являются:

– наличие оператора доставки от начального до конечного пун­кта логистической цепи (канала);

– единая сквозная ставка фрахта;

– единый транспортный документ;

– единая ответственность за груз и исполнение договора пере­возки.

Принцип внедрения новых форм взаимодействия особенно ва­жен для функционирования мультимодальной транспортной систе­мы, поскольку эффективность такой системы существенно зависит от ее организации.

Интермодальная перевозка (intermodal transport) – смешанная пе­ревозка груза одним оператором смешанной перевозки по единому транспортному документу в одной и той же грузовой единице не­сколькими видами транспорта или на автотранспортном средстве без перегруза самого груза при смене вида транспорта. При интер­модальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протя­жении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договор­ные отношения с другими транспортными предприятиями. Главным отличительным признаком интермодальной перевозки (в сравнении с мультимодальной) является перевозка груза в укрупненной грузо­вой единице. Примером интермодальных перевозок являются кон­тейнерные перевозки.

Трейлерная перевозка – система перемещения железнодорожных вагонов на специальных платформах по шоссе. Грузовую единицу перегружают лебедкой автомобиля-тягача в течение 3–5 мин (си­стемы Франции, Швеции) или 10–15 мин (система Германии, Ита­лии). В Германии эксплуатируются два типа вагонов, ходовые части которых легко переоборудуются для движения на автомобильных дорогах. Эффективное расстояние перевозки – 10 км, что вполне соответствует вспомогательной роли автомобильного транспорта в смешанном сообщении.

Контрейлерная перевозки – это система перевозки автотранспорт­ных средств по железной дороге на вагоне-платформе, имеющем по­ниженную высоту (рис. 5. 1). По этой схеме осуществляются пере­возки автомобилей, съемных кузовов, контейнеров. Рациональная сфера применения контрейлеров определяется годовым объемом пе­ревозок не более 25 тыс. т, расстоянием перевозок железнодорожным транспортом до 2000 км при подвозе-вывозе автомобильным транс­портом в пределах 50 км.

Контрейлерные перевозки достаточно сложны, и на российском транспортном рынке они пока не развиты.

Технология контрейлерных перевозок зародилась в США и Ка­наде, и при переносе в Западную Европу столкнулась со значитель­ными трудностями: многие искусственные сооружения, такие как

мосты, тоннели, контактная сеть, не позволяли успешно применять данную технологию. Для решения данной проблемы реконструиро­вали часть искусственных сооружений, углубили карманы в площади днища платформ, куда опускаются колеса автопоездов и автотрейле­ров. Такую технологию называют «бегущее шоссе». Технология «бе­гущее шоссе» имеет ряд значительных недостатков:

– перевозка избыточного веса, т. е. тягача, полуприцепа, масса которого составляет 20–30 % всего перевозимого груза;

– необходимость создания комфортабельных условий для сопро­вождающего водителя во время пути.

Тем не менее, такая технология находит свое применение в ряде государств с сильно развитым автомобильным транспортом, посколь­ку увеличение объема железнодорожно-автомобильных контрейлер­ных перевозок, их маршрутизация привели к выводу о возможности сокращения как количества специальных перевалочных грузовых рамп на железнодорожных терминалах, так и самих терминалов на дорогах. Применение контрейлеров имеет некоторые преимущества перед контейнерами. Количество погрузочно-разгрузочных опера­ций при перевозках в смешанном сообщении уменьшается в 2 раза. Если контейнеры при перевозках в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении минимум 4 раза подвергаются погрузке-разгрузке, то при контрейлерных перевозках погрузочно-разгрузочные операции на железнодорожных станциях сводятся к установке полу­прицепов на железнодорожные платформы в пункте отправления и снятию их с платформ в пункте назначения.

Для этих операций нужны более простые и дешевые стационар­ные механизмы. Загрузка и разгрузка железнодорожных платформ при контрейлерном способе может быть осуществлена за 8–10 мин, тогда как при использовании универсальных контейнеров это вре­мя составляет 30–40 мин. Таким образом, применение контрейлеров обеспечивает снижение себестоимости перегрузочных работ.

Контрейлеры по сравнению с контейнерами имеют более низ­кий коэффициент тары, составляющий у лучших образцов зарубеж­ных контрейлеров 0, 24, но они дороже в эксплуатации и имеют более высокую первоначальную стоимость. Поэтому при решении вопроса о применении контрейлеров необходимо предварительно путем эко­номических расчетов определить, при каком грузообороте и каких расстояниях перевозок целесообразен контрейлерный способ пере­возки груза. Для сокращения времени перевозки контейнеры ставят­ся на шасси и перевозятся как трейлеры.

 С 1980 г. в США стали применяться роудрейлерные перевозки. Ро-удрейлеры (Road Railer) – это прицепы или полуприцепы с комби­нированной ходовой частью, способные передвигаться как по ав­тостраде, так и по рельсам. Они имеют постоянные или съемные взаимозаменяемые ходовые части и предназначены для движения по железным и автомобильным дорогам (рис. 5. 3). Роудрейлеры мо­гут крепиться и к автомобилю-тягачу, и к локомотиву, образуя це­лые роудрейлерные поезда.

Принцип действия роудрейлеров основан на применении желез­нодорожной колесной пары, которая пневмоприводом поднимает­ся при движении по автодорогам или опускается при движении по рельсам. Использование ходовых частей роудрейлеров признается целесообразным, однако сфера их использования ограничена осе­выми нагрузками автомобильных дорог.

Составы из роудрейлеров формируются и расформировывают­ся на специально оборудованных путях железнодорожных станций. При формировании составов передняя часть роудрейлера сцепляется с задней частью предыдущего. Первый роудрейлер подается задним ходом автомобилем-тягачом на железнодорожные пути, затем опу­скаются опорные катки и из-под него выезжает автомобиль-тягач. Потом подается второй роудрейлер, третий и т. д. После формиро­вания состава подается локомотив, к которому прицеплена специ­альная тележка, устанавливаемая под переднюю часть роудрейлера,

находящегося в голове состава, и опорные катки поднимаются. При расформировании составов операции производятся в обратном по­рядке.

Кузова контрейлеров и роудрейлеров выполняют из различных сплавов, алюминия, листового железа, обеспечивающих небольшую собственную массу контрейлеров и роудрейлеров.

Грузы в роудрейлерах перевозятся в Англии, США, Германии. Роудрейлеры имеют установленные на раме кузова: закрытые, от­крытые – с откидными бортами, с опрокидывающим устройством и т. д. Преимущества использования контрейлерных грузоперевозок очевидны: они позволяют сочетать маневренность и скорость авто­транспорта с безопасностью и независимостью от погодных условий железнодорожного транспорта. При этом уменьшается загружен­ность автомагистралей, снижается аварийность, обеспечивается со­хранность дорожного полотна. Основная же причина, по которой в западных странах так много уделяется внимания развитию контрей­лерных перевозок, – их экологичность.

 

Контейнерные перевозки. Контейнерные перевозки грузов осуществляются в рамках кон­тейнерной транспортной системы (КТС), которая представляет со­бой совокупность технических средств, объектов, технологии пере­возок и переработки контейнеров, системы управления перевозка­ми. КТС включает в себя следующие компоненты:

– парк контейнеров со всеми их типами, параметрами, характе­ристиками, конструкцией, техническими требованиями и условия­ми изготовления, транспортирования, хранения;

– подвижной состав разных видов транспорта (универсальный и специализированный) со всеми его параметрами и характеристи­ками;

– грузовые терминалы, размещаемые в пунктах взаимодействия разных видов транспорта и служащие для преобразования контейне-ропотоков при передаче их с одних видов транспорта на другие;

– информационное обеспечение контейнерных перевозок на всех видах транспорта, включая маркетинговые исследования в этой об­ласти, автоматизированные системы управления контейнерными перевозками, слежение за продвижением контейнеропотоков и учет движения контейнеров;

– юридическое обеспечение контейнерных перевозок на внутри­государственных и международных перевозках, включая законода­тельства отдельных государств, международные конвенции, догово­ры, создание единого юридического пространства, законодательных норм и правил для всех участников контейнерных перевозок;

– инженерно-техническое обеспечение контейнерных перевоз­ок, включающее проектно-конструкторские, технологические, эко­номические методы расчетов.

Под грузовым контейнером для международных перевозок пони­мается единица транспортного оборудования многократного исполь­зования. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что до­стигается достаточной прочностью контейнера в течение установ­ленного срока службы. Независимо от назначения, все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транс­порта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип «от двери до двери».

Значительное применение контейнеров обусловлено тем, что они имеют ряд преимуществ:

§ применение контейнеров ускоряет и удешевляет погрузочно-разгрузочные работы;

§ грузы предохраняются от порчи/ влаги, распыления, боя, хищений и т. д.;

§ существенно облегчаются операции по учету;

§ доставка грузов происходит от склада к складу без промежуточного хранения;

§ имеется возможность размещения рекламы на боковых стенках контейнера.

Недостатками контейнерных перевозок являются:

§ снижение использования грузоподъемности ПС;

§ затраты на изготовление и ремонт контейнеров;

§ организация обратной доставки порожних контейнеров;

§ необходимость в мощных перегрузочных коплексах;

§ не исключена возможность безвозвратной потери контейнера.

Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных кон­тейнеров регламентированы стандартом ИСО 668 «Грузовые контей­неры. Наружные размеры и максимальная масса брутто» и ГОСТ 18477–79 «Контейнеры универсальные.

Специализированные автотранспортные и экспедиторские ком­пании для доставки контейнеров на грузовые терминалы или с тер­миналов грузополучателям используют автомобили-самопогрузчики, которые оснащены гидравлическими кранами (для малотоннажных и среднетоннажных контейнеров) или специальными рычажно-канатными грузоподъемными устройствами для погрузки и разгруз­ки крупнотоннажных контейнеров с автомобиля без применения до­полнительных подъемно-транспортных машин в конечных пунктах перевозок. Такие устройства позволяют экономить время и деньги на операциях погрузки и выгрузки контейнеров с автомобилей на контейнерных терминалах.

Для перевозки контейнеров водным транспортом используют­ся суда-контейнеровозы. Различают несколько поколений океан­ских контейнеровозов с вместимостью от 1200 до 13 000 контейне­ров. Контейнеро вместимость трюмов увеличивается за счет высоты надводного борта

В контейнерной транспортной системе транспортный процесс начинается и заканчивается в контейнерных терминалах. Понятие «терминал» происходит от английского слова «terminal» и обознача­ет конечный пункт чего-либо.

Грузовым терминалом можно назвать перегрузочно-складской комплекс на магистральном транспорте, предназначенный для вы­полнения логистических операций по преобразованию грузопото­ков. На магистральном транспорте такие объекты иногда называют транспортно-складскими или транспортно-грузовыми комплекса­ми, желая подчеркнуть их взаимосвязи и непосредственное участие в транспортных процессах.

На железнодорожном транспорте понятие «грузовой терминал» полностью вытесняет и заменяет более старое понятие «грузовой двор». На морском транспорте грузовой терминал может представ­лять собой грузовой район порта.

Контейнерный терминал – это грузовой терминал, специализиро­ванный на переработке контейнерных грузов. Назначение контей-нерных терминалов в транспортных сетях состоит в преобразова­нии контейнеропотоков (размеров транспортных партий, времени их прибытия и отправления и др. ) при передаче их с одного вида транс­порта на другой. Цель этого преобразования состоит в том, чтобы обеспечить наиболее эффективное дальнейшее транспортирование грузов, товаров, материалов в контейнерах.

В состав грузового терминала могут входить: крытые склады, открытые складские площадки для контейнеров, железнодорож­ные и автомобильные подъездные и внутренние пути, служебно-технические и административно-бытовые здания, охраняемые стоянки для автомобилей, гаражи и ремонтные мастерские для транс­портных средств, тары, контейнеров, подъемно-транспортных ма­шин, таможенный пост, причалы и пирсы (у морского терминала), контрольно-пропускные пункты и т. д.

Таким образом, контейнерный терминал – это более широкое по­нятие, чем контейнерный склад или площадка. Контейнерная пло­щадка является элементом, составной частью контейнерного терми­нала – наряду с другими сооружениями и объектами, входящими в состав терминала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...