3.5 Воздушный транспорт, его особенности и его основные физические компоненты
3. 5 Воздушный транспорт, его особенности и его основные физические компоненты 3. 5. 1 Особенности воздушного транспорта Воздушный транспорт России играет значительную роль в пассажирских перевозках. Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах страны, особенно на востоке. Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: · высокая скорость доставки пассажиров; · маневренность в организации пассажирских перевозок; · большая беспосадочная дальность полета и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25% короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% – чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2-3 раза). Воздушным транспортом перевозится относительно небольшой объем грузов (менее 1 млн. т в год), однако это ценные и требующие особенно срочной доставки грузы – медикаменты, гуманитарная помощь, скоропортящиеся грузы, ценные металлы, почта, а также продовольственные и промышленные товары для труднодоступных районов. Воздушный транспорт выполняет также некоторые работы в народном хозяйстве, например авиахимические на посевных площадях, лесоохранные и др. Распад СССР привел и к распаду единственной монополистической (холдинговой) компании " Аэрофлот", состоявшей из региональных управлений гражданской авиации, расположенных в крупных аэропортах страны. В настоящее время в России функционирует около 400 частных авиакомпаний, 50 международных аэропортов, 130 крупных аэропортов, осуществляющих внутренние перевозки, и 3000 местных аэропортов. Образована крупная авиакомпания – Аэрофлот " Российские международные авиалинии", которая владеет несколькими сотнями воздушных судов. Мелкие частные компании имеют всего лишь по 5-10 самолетов.
Из-за снижения платежеспособности населения, резкого роста цен на авиабилеты, увеличение возраста парка воздушных судом, снижение безопасности перевозок имеется тенденция снижения объемов перевозок на воздушном транспорте.
3. 5. 2 Физические компоненты воздушного транспорта Подвижной состав воздушного транспорта – это прежде всего парк самолетов и вертолетов. Летательные аппараты разделяют на: пассажирские, грузовые, комбинированные и специального применения (сельскохозяйственные, аэрофотосъемные, санитарные и т. п. ), а также учебно-тренировочные. Важнейшими технико-эксплуатационными показателями. летательных аппаратов являются вместимость и грузоподъемность, скорость, дальность (беспосадочного) полета. Самолеты классифицируются в зависимости от по скорости полета, в зависимости от дальности беспосадочного полета, от взлетной массы. Терминалы воздушного транспорта – это прежде всего аэропорты, представляющие собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих отправление на линии и прием с линий пассажиров и грузов, а также подготовку и экипировку летательных аппаратов для эффективного выполнения ими транспортных функций. Различают аэропорты международные и местных линий. в зависимости от величины пассажирооборота выделяют пять классов аэропортов. Аэропорт включает аэродром, приаэродромную территорию и служебно-техническую территорию с аэровокзалом. Важнейшей частью аэропорта является аэродром, главным элементом которого, в свою очередь, является полосы для осуществления взлета и посадки самолетов.
Кроме летных полос здесь имеется комплекс средств навигации и управления воздушным движением (радиомаячные системы, светосигнальное оборудование, радары и др. аппаратура высшей сложности, в т. ч. ЭВМ). Тяговые средства воздушного транспорта – это реактивные, турбореактивные и турбовентиляторные (Боинг 747) двигатели. К авиационным двигателям предъявляются три основные требования: а) безопасность и надежность; б) максимальная экономичность; в) экологичность (прежде всего «бесшумность»).
3. 6 Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития
К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Прообразы трубопроводов – водоводы по бамбуковым трубам – известны с древнейших времен. Первые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870–90-х годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изменениями в топливно-энергетическом балансе страны, повышением в нем доли нефти и газа до 70–75%. Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико. Трубопроводный транспорт делится на нефте- и продуктопроводы магистральные, подводящие и промысловые и газопроводы магистральные и местные. Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса. К основным технико-экономическим особенностям и преимуществам трубопроводного транспорта относят: · возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
· массовость размеров перекачки; · самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100%, то на трубопроводном транспорте она составит 30%, на железнодорожном – 80%, на автомобильном – 1600%); · полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и количества грузов; · полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке; меньшие капитальные первоначальные вложения; · независимость от климатических условий, а также отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при соответствующей изоляции и малочисленность обслуживающего персонала. Основной недостаток – узкая специализация по видам грузов. Одной из основных технических проблем является проблема повышения провозной способности трубопроводов, коррозия труб, снижение давления перекачки и т. д. Остается сложной проблема уменьшения количества персонала, работающего, как правило, вахтовым методом на промежуточных компрессорных станциях. Для этого продолжаются исследования по широкому внедрению средств автоматизации управления работой трубопроводов. Такие системы позволяют обеспечить оптимальное функционирование трубопровода по заданным параметрам, а также вести учет и анализ производственной и экономической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|