Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Основные характеристики пассажирских и грузовых перевозок




4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

4. 1 Основы пассажирских перевозок

4. 2 Пассажиропотоки и качество транспортного облуживания

4. 3 Грузопотоки и качество грузовых перевозок

4. 4 Основы прогнозирования перевозок в регионе

4. 5 Основные функции и направления маркетинга на транспорте

 

4. 1 Основы пассажирских перевозок

 

Пассажирский транспорт имеет большое социальное значе­ние, поскольку удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в перемещении. Выполняемые пас­сажирские перевозки наиболее ярко характеризуют тот или иной вид транспорта, так как пассажиры исходя из своих сооб­ражений по-разному оценивают его достоинства и недостатки. На рынке пассажирских перевозок более сильная конкуренция между видами транспорта, чем при грузовых перевозках.

Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые чаще всего не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту. Пассажир, руководствуясь своими возможностями, целями и вкусами, а иногда и вынужденно, отдает предпочтение тому или иному виду транспорта. При этом часто решающими являются не экономические, а качественные характеристики ви­дов транспорта, поэтому при анализе транспортного рынка пас­сажирских перевозок необходимо учитывать не только экономи­ку перевозок, но и качество транспортного обслуживания, демо­графические, социально-бытовые, производственные и другие факторы.

Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугородном, пригородном и внутригород­ском сообщениях.

Первое место по пассажирообороту в России занимает также автомобильный транспорт – более 46%. Однако если не учиты­вать внутригородские автобусные перевозки, то первенство при­надлежит железным дорогам, доля которых в пассажирообороте увеличится до 60%.

Важное место в пассажирских перевозках занимает воздуш­ный транспорт. Его доля в общем пассажирообороте составляет 14%. Однако число пассажиров, перевезенных воздушным транс­портом, из-за значительного повышения стоимости билетов и снижения платежеспособности населения в последние годы на убыль пошло.

На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится относительно очень небольшая доля (менее 1%). Су­да морского флота в большей мере используются для туристиче­ских, в том числе круизных путешествий, для отдыха и экскур­сий. Речные суда, в частности на подводных крыльях, широко используются для перевозок пассажиров на внутренних водных магистралях в Поволжском, Северо-Западном и других районах страны.

Стратегия развития пассажирского транспорта России долж­на предусматривать не только увеличение объемов перевозок, но и значительное повышение качества обслуживания пассажиров, повышение скоростей движения, расширение круга сопутст­вующих перевозкам услуг (гостиницы, питание, досуг и т. п. ). Большее развитие должны получить перевозки пассажиров с уча­стием разных видов транспорта по единому билету.

4. 2 Пассажиропотоки и качество транспортного облуживания

 

Пассажиропотоком принято называть количество пассажи­ров, следующих на транспорте в определенном направлении. Он характеризуется размерами, пунктами зарождения и погашения. Пассажиропотоки могут быть постоянными или переменными, одно- и двусторонними, равномерными и неравномерными, пе­риодически возникающими и прекращающимися.

Изучение характера колебания пассажиропотоков в простран­стве и времени дает возможность установить их количественное изменение по часам суток, дням недели, месяцам года и протя­женности маршрутов, вскрыть основные факторы, влияющие на формирование пассажиропотоков как по всей транспортной се­ти, так и по каждому маршруту в отдельности. Систематическое изучение пассажиропотоков позволяет выявить основные зако­номерности их колебания для последующего использования ре­зультатов изучения при организации пассажирских перевозок.

Для получения фактических данных о колебаниях пассажиро­потоков периодически проводятся их обследования.

Пассажиры осуществляют поездки с разнообразными целя­ми, которые следует учитывать при анализе размеров и структу­ры пассажиропотоков

Качество обслуживания пассажиров зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и тех­нического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов. Надежность и своевременность поездки – один из основных критериев оценки качественного обслуживания пассажиров. Движение пассажир­ского транспорта по расписанию без нарушения регулярности создает условия гарантированной поездки населения во времени. Это увеличивает спрос на перевозки и способствует повышению эффективности работы транспорта.

К пассажирским перевозкам можно применить понятие про­стого, сложного и интегрального качества.

Простое качество пассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным свойством (показа­телем) их потребительной стоимости, например скоростью (вре­менем) перемещения пассажиров или уровнем комфорта (удоб­ства) при обслуживании их в пути следования и на вокзалах.

Сложное качество характеризуется всеми основными нату­ральными свойствами (показателями) их потребительной стои­мости: безопасностью, скоростью (временем) перемещения, уровнем сервиса в пути следования и на вокзалах и др.

Интегральное качество пассажирских перевозок характеризу­ется не только вышеперечисленными натуральными показателя­ми их потребительной стоимости, но и показателями затрат (экс­плуатационных, капитальных или приведенных) на их осуществ­ление.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...