4. Основные характеристики пассажирских и грузовых перевозок
4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК 4. 1 Основы пассажирских перевозок 4. 2 Пассажиропотоки и качество транспортного облуживания 4. 3 Грузопотоки и качество грузовых перевозок 4. 4 Основы прогнозирования перевозок в регионе 4. 5 Основные функции и направления маркетинга на транспорте
4. 1 Основы пассажирских перевозок
Пассажирский транспорт имеет большое социальное значение, поскольку удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в перемещении. Выполняемые пассажирские перевозки наиболее ярко характеризуют тот или иной вид транспорта, так как пассажиры исходя из своих соображений по-разному оценивают его достоинства и недостатки. На рынке пассажирских перевозок более сильная конкуренция между видами транспорта, чем при грузовых перевозках. Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые чаще всего не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту. Пассажир, руководствуясь своими возможностями, целями и вкусами, а иногда и вынужденно, отдает предпочтение тому или иному виду транспорта. При этом часто решающими являются не экономические, а качественные характеристики видов транспорта, поэтому при анализе транспортного рынка пассажирских перевозок необходимо учитывать не только экономику перевозок, но и качество транспортного обслуживания, демографические, социально-бытовые, производственные и другие факторы. Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях.
Первое место по пассажирообороту в России занимает также автомобильный транспорт – более 46%. Однако если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то первенство принадлежит железным дорогам, доля которых в пассажирообороте увеличится до 60%. Важное место в пассажирских перевозках занимает воздушный транспорт. Его доля в общем пассажирообороте составляет 14%. Однако число пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, из-за значительного повышения стоимости билетов и снижения платежеспособности населения в последние годы на убыль пошло. На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится относительно очень небольшая доля (менее 1%). Суда морского флота в большей мере используются для туристических, в том числе круизных путешествий, для отдыха и экскурсий. Речные суда, в частности на подводных крыльях, широко используются для перевозок пассажиров на внутренних водных магистралях в Поволжском, Северо-Западном и других районах страны. Стратегия развития пассажирского транспорта России должна предусматривать не только увеличение объемов перевозок, но и значительное повышение качества обслуживания пассажиров, повышение скоростей движения, расширение круга сопутствующих перевозкам услуг (гостиницы, питание, досуг и т. п. ). Большее развитие должны получить перевозки пассажиров с участием разных видов транспорта по единому билету. 4. 2 Пассажиропотоки и качество транспортного облуживания
Пассажиропотоком принято называть количество пассажиров, следующих на транспорте в определенном направлении. Он характеризуется размерами, пунктами зарождения и погашения. Пассажиропотоки могут быть постоянными или переменными, одно- и двусторонними, равномерными и неравномерными, периодически возникающими и прекращающимися. Изучение характера колебания пассажиропотоков в пространстве и времени дает возможность установить их количественное изменение по часам суток, дням недели, месяцам года и протяженности маршрутов, вскрыть основные факторы, влияющие на формирование пассажиропотоков как по всей транспортной сети, так и по каждому маршруту в отдельности. Систематическое изучение пассажиропотоков позволяет выявить основные закономерности их колебания для последующего использования результатов изучения при организации пассажирских перевозок.
Для получения фактических данных о колебаниях пассажиропотоков периодически проводятся их обследования. Пассажиры осуществляют поездки с разнообразными целями, которые следует учитывать при анализе размеров и структуры пассажиропотоков Качество обслуживания пассажиров зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов. Надежность и своевременность поездки – один из основных критериев оценки качественного обслуживания пассажиров. Движение пассажирского транспорта по расписанию без нарушения регулярности создает условия гарантированной поездки населения во времени. Это увеличивает спрос на перевозки и способствует повышению эффективности работы транспорта. К пассажирским перевозкам можно применить понятие простого, сложного и интегрального качества. Простое качество пассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным свойством (показателем) их потребительной стоимости, например скоростью (временем) перемещения пассажиров или уровнем комфорта (удобства) при обслуживании их в пути следования и на вокзалах. Сложное качество характеризуется всеми основными натуральными свойствами (показателями) их потребительной стоимости: безопасностью, скоростью (временем) перемещения, уровнем сервиса в пути следования и на вокзалах и др. Интегральное качество пассажирских перевозок характеризуется не только вышеперечисленными натуральными показателями их потребительной стоимости, но и показателями затрат (эксплуатационных, капитальных или приведенных) на их осуществление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|