Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.7 Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристика и проблемы развития




 

К специализированным (от лат. specialis – особый, особен­ный и species – род, вид, разновидность) видам транспорта сле­дует отнести виды транспорта или разновидности традиционного вида транспорта, ориентированные на определенную номенкла­туру грузов или особые условия перевозки. Часто употребляемое понятие " новые виды транспорта" является относительным, так как сроки реализации новых идей могут быть большими, поэто­му правильнее термин " нетрадиционные виды транспорта", кото­рый принят и за рубежом.

Основными признаками нетрадиционного вида транспорта следует считать двигатель, движитель и способ взаимодействия с опорной поверхностью. Появление нетрадиционных видов транспорта обусловлено двумя основными причинами: во-пер­вых, кризисным состоянием традиционных видов транспорта во многих странах, связанным прежде всего с экологией, недостат­ком скоростей сообщения, повышенными транспортными из­держками, а также с недостаточной провозной способностью от­дельных видов транспорта; во-вторых, новыми возможностями, открытыми современным уровнем научно-технического прогрес­са в условиях растущих транспортных потребностей, связанных с ростом производства, населения, урбанизацией, туризмом, стремлением к экономии времени и др.

Известно, что срок реализации идеи летательного аппарата составил 500 лет, радио – 50 лет, телефона – 30 лет, телевиде­ния – 12–14 лет, лазерного луча – 3 года. Поэтому можно счи­тать, что в наш век научно-технических разработок практически можно осуществить любой технический проект, но целесообраз­ность реализации любой идеи, ее жизненность решает экономи­ка и экологическая безвредность.

Из имеющегося разнообразия нетрадиционных видов транс­порта нужно отметить транспорт энергии, гидро- и пневмотранс­порт, дирижабли, суда на подводных крыльях, на воздушной по­душке и магнитном подвесе, электромобили, солнцемобили, мо­норельс, конвейерный и космический транспорт.

Специализированный пневмо- и гидротранспорт, осуществляющий перевозку твердых и жидких не нефтяных грузов по трубам в виде водно-угольной суспензии.

Парусные суда. В частности, в 1980 г. в Японии создан танкер " Шин Айтоку Мару" каботажного плавания использующий энергию ветра позволяет экономить до 38% топлива.

Транспорт, основанный на новых принципах движения. На внутреннем водном транспорте наряду с водоизмещающими используются суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Идея таких судов связана с тем, что сопротивление движению у водоизмещающих судов растет пропорционально ку­бу скорости, так как суда находятся в среде " воздух–вода" (плот­ность воды в 800 раз выше плотности воздуха). Отрыв корпуса судна от поверхности воды позволяет снизить сопротивление движению и добиться увеличения скорости без больших затрат энергии.

В России эксплуатируется большое количество речных пасса­жирских судов на подводных крыльях типа " Метеор". Скорость пассажирского судна на подводных крыльях 60–100 км/ч, а также суда амфибийного типа, которые могут перемещаться по земле и болотистой местности.

В 1912 г. во Франции был предложен принцип магнитного подвешивания (магнито-план). Оба указанных принципа начали реализовывать на многих видах транспорта с 1960-х годов (испытания поездов на магнит­ной подвеске в России начались в 1978 г. ). Основным преимуще­ством таких транспортных систем является отсутствие трения между подвижным составом и путевым полотном, что позволяет резко повысить скорость, уменьшить необходимую тягу, а глав­ное – эти системы экологически более чистые, имеют низкий уровень шума (практически бес­шумность); отсутствие пылеобразования и вибрации. Недостаток: та­кая система на 40% дороже системы " колесо-рельс".

Электромобили. Этот вид транспортных средств приводится в движение одним или несколькими электрическими двигателями, питаемыми от аккумуляторных батарей или топливных элементов. Достоинства электромобиля–бесшумность, отсутствие токсичных выпускных газов, высокие динамические качества. Недостатки– малый запас хода и большая масса.

Транспортные системы непрерывного действия. К таким систе­мам относится, в частности, движущийся тротуар.

Пневмопоезда. История применения трубопроводного транс­порта для перемещения грузов и пассажиров началась в 1840 г. (" атмосферические дороги" и " пневмопоезд" ) Основные преиму­щества пневмопоезда в трубе – высокая скорость, обособленный путь, независимость от климатических условий, экологическая чистота и возможность полной автоматизации управления. Вы­сокая первоначальная стоимость может быть отнесена к единст­венному недостатку.

Монорельсовый транспорт. Монорельсовые системы с полуав­томатизированным и автоматизированным управлением делятся на системы с фиксированными маршрутами и маршрутами ин­дивидуального пользования. Стоимость поездки на этих доро­гах в два раза дешевле метро. Этот вид транспорта экологически чист, однако пока не преодолены шум и вибрация. Примером может быть система Airtrans в Далласском аэропорту (США). Подобные системы имеются в Англии, Франции, Японии и дру­гих странах.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...