3.7 Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристика и проблемы развития
К специализированным (от лат. specialis – особый, особенный и species – род, вид, разновидность) видам транспорта следует отнести виды транспорта или разновидности традиционного вида транспорта, ориентированные на определенную номенклатуру грузов или особые условия перевозки. Часто употребляемое понятие " новые виды транспорта" является относительным, так как сроки реализации новых идей могут быть большими, поэтому правильнее термин " нетрадиционные виды транспорта", который принят и за рубежом. Основными признаками нетрадиционного вида транспорта следует считать двигатель, движитель и способ взаимодействия с опорной поверхностью. Появление нетрадиционных видов транспорта обусловлено двумя основными причинами: во-первых, кризисным состоянием традиционных видов транспорта во многих странах, связанным прежде всего с экологией, недостатком скоростей сообщения, повышенными транспортными издержками, а также с недостаточной провозной способностью отдельных видов транспорта; во-вторых, новыми возможностями, открытыми современным уровнем научно-технического прогресса в условиях растущих транспортных потребностей, связанных с ростом производства, населения, урбанизацией, туризмом, стремлением к экономии времени и др. Известно, что срок реализации идеи летательного аппарата составил 500 лет, радио – 50 лет, телефона – 30 лет, телевидения – 12–14 лет, лазерного луча – 3 года. Поэтому можно считать, что в наш век научно-технических разработок практически можно осуществить любой технический проект, но целесообразность реализации любой идеи, ее жизненность решает экономика и экологическая безвредность.
Из имеющегося разнообразия нетрадиционных видов транспорта нужно отметить транспорт энергии, гидро- и пневмотранспорт, дирижабли, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и магнитном подвесе, электромобили, солнцемобили, монорельс, конвейерный и космический транспорт. Специализированный пневмо- и гидротранспорт, осуществляющий перевозку твердых и жидких не нефтяных грузов по трубам в виде водно-угольной суспензии. Парусные суда. В частности, в 1980 г. в Японии создан танкер " Шин Айтоку Мару" каботажного плавания использующий энергию ветра позволяет экономить до 38% топлива. Транспорт, основанный на новых принципах движения. На внутреннем водном транспорте наряду с водоизмещающими используются суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Идея таких судов связана с тем, что сопротивление движению у водоизмещающих судов растет пропорционально кубу скорости, так как суда находятся в среде " воздух–вода" (плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха). Отрыв корпуса судна от поверхности воды позволяет снизить сопротивление движению и добиться увеличения скорости без больших затрат энергии. В России эксплуатируется большое количество речных пассажирских судов на подводных крыльях типа " Метеор". Скорость пассажирского судна на подводных крыльях 60–100 км/ч, а также суда амфибийного типа, которые могут перемещаться по земле и болотистой местности. В 1912 г. во Франции был предложен принцип магнитного подвешивания (магнито-план). Оба указанных принципа начали реализовывать на многих видах транспорта с 1960-х годов (испытания поездов на магнитной подвеске в России начались в 1978 г. ). Основным преимуществом таких транспортных систем является отсутствие трения между подвижным составом и путевым полотном, что позволяет резко повысить скорость, уменьшить необходимую тягу, а главное – эти системы экологически более чистые, имеют низкий уровень шума (практически бесшумность); отсутствие пылеобразования и вибрации. Недостаток: такая система на 40% дороже системы " колесо-рельс".
Электромобили. Этот вид транспортных средств приводится в движение одним или несколькими электрическими двигателями, питаемыми от аккумуляторных батарей или топливных элементов. Достоинства электромобиля–бесшумность, отсутствие токсичных выпускных газов, высокие динамические качества. Недостатки– малый запас хода и большая масса. Транспортные системы непрерывного действия. К таким системам относится, в частности, движущийся тротуар. Пневмопоезда. История применения трубопроводного транспорта для перемещения грузов и пассажиров началась в 1840 г. (" атмосферические дороги" и " пневмопоезд" ) Основные преимущества пневмопоезда в трубе – высокая скорость, обособленный путь, независимость от климатических условий, экологическая чистота и возможность полной автоматизации управления. Высокая первоначальная стоимость может быть отнесена к единственному недостатку. Монорельсовый транспорт. Монорельсовые системы с полуавтоматизированным и автоматизированным управлением делятся на системы с фиксированными маршрутами и маршрутами индивидуального пользования. Стоимость поездки на этих дорогах в два раза дешевле метро. Этот вид транспорта экологически чист, однако пока не преодолены шум и вибрация. Примером может быть система Airtrans в Далласском аэропорту (США). Подобные системы имеются в Англии, Франции, Японии и других странах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|