4.4 Основы прогнозирования перевозок в регионе
4. 4 Основы прогнозирования перевозок в регионе
В основу планирования (прогнозирования) перевозок в регионе (от отдельного населенного пункта до страны в целом) положены четыре главных пункта: · соответствие планов грузовых перевозок прогнозируемым объемам производства промышленности и с/х, а также строительства, материально-технического обеспечения, внутреннего и внешнего товарооборота по всей номенклатуре грузов; · оптимальное распределение грузопотоков между различными видами транспорта, исходя из экономически целесообразных сфер применения каждого из них и учета реальной провозной способности отдельных направлений и линий; · полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках (скорости доставки, уровня комфорта и сезонных особенностей) при условии рационального распределения пассажиропотоков между различными видами транспорта; · эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспортной системы региона. Соблюдение указанных принципов обеспечивают высокий уровень транспортного обслуживания экономики и населения региона при минимальных затратах труда, материальных и финансовых средств. План перевозок в регионе содержит информацию по объему и географии грузо- и пассажиропотоков. Исходя из этой информации рассчитывается потребность в развитии технической базы, необходимые трудовые ресурсы и порядок оперативной эксплуатационной работы каждого вида транспорта и транспортной системы в целом. В настоящее время планы перевозок разрабатываются и утверждаются транспортными объединениями. 4. 5 Основные функции и направления маркетинга на транспорте
На всех видах транспорта России созданы или формируются маркетинговые структуры на различных уровнях управления транспортной деятельностью. Работу по изучению транспортного рынка, планированию, рекламе и формированию спроса на транспортные услуги проводят маркетологи. Основные направления транспортного маркетинга можно сформулировать следующим образом: · комплексное изучение транспортного и товарных рынков, конкурентов, размещения производительных сил и анализ транспортной обеспеченности (обслуженности) регионов, предприятий и населения; · маркетинговое обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий и определение потребительского спроса на транспортные услуги по объему, направлениям, сегментам рынка и качеству транспортного обслуживания; · планирование и прогнозирование перевозок грузов и пассажиров и других видов транспортных услуг; · разработка гибкой тарифной политики на основе анализа спроса и предложений, цен (тарифов) конкурентов и собственных издержек в целях обеспечения определенного уровня доходов и прибыли транспортных предприятий; · формирование заказов, оформление перевозочных документов и расчетов по перевозкам и услугам; · активное воздействие на транспортный рынок, организация рекламы и стимулирование спроса на транспортные услуги; · разработка мероприятий по расширению транспортного рынка, диверсификации, повышению качества перевозок и эффективности транспортного производства; · управление маркетингом, контроль за выполнением планов перевозок и своевременное реагирование на динамику транспортного рынка. Как видим, значительная часть функций транспортного маркетинга посвящена планированию перевозок и формированию спроса на транспортные услуги. С этой точки зрения транспортный маркетинг можно считать наиболее приемлемой методологической основой планирования и управления транспортно-дорожным комплексом как единой транспортной системой страны.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА 5. 1 Сферы рационального использования различных видов транспорта 5. 2 Принципы выбора видов транспорта 5. 3 Прямые смешанные перевозки и их эффективность 5. 4 Мультимодальные транспортные узлы и их классификация 5. 5 Транспортные коридоры 5. 6 Транспортные потоки 5. 1 Сферы рационального использования различных видов транспорта Практика эксплуатации различных видов транспорта накопила значительную аналитическую информацию о преимущественных сферах их использования. В основном это преимущество основано на: – технико-экономических особенностях различных видов транспорта; – стоимостных характеристиках перевозок; – размещении транспортной инфраструктуры на путях сообщения; – характеристике и объемах грузов; – возможных схемах транспортировки; – видах сообщений и условиях перевозки. При этом речь идет о сферах, устанавливаемых конкурирующими транспортными линиями на основе расчетов сравнительной эффективности нескольких вариантов перевозок. В некоторых же случаях существует естественная монополия отдельных видов транспорта. Так, массовые грузовые межконтинентальные перевозки осуществляет в основном морской транспорт. Для перевозки срочных и ценных грузов используется преимущественно воздушный транспорт. Вместе с тем при планировании и организации перевозок часто приходится делать выбор между конкурирующими вариантами доставки грузов и перемещения пассажиров. Поскольку не всегда имеется возможность делать подробные сравнительные расчеты, для грузовых перевозок используют заранее обоснованные типовые сферы эффективного использования видов транспорта. Они различаются по родам грузов, возможным схемам транспортировки, видам сообщения и условиям перевозок. Ориентировочно определены следующие сферы целесообразности использования различных видов транспорта для грузовых перевозок, основанные на следующей классификации расстояний перевозок: 1) до 100–200 км – короткие;
2) от 200 до 800 км – средние; 3) от 800 до 1500 – дальние; 4) свыше 1500–2000 км – сверхдальние. Железнодорожный транспорт наиболее эффективно используется при перевозках грузов на средние и дальние расстояния, а при наличии у грузоотправителей и грузополучателей подъездных железнодорожных путей – и на короткие расстояния. При перевозках массовых грузов (уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, строительные и лесные материалы) железнодорожный транспорт выгодно использовать на сверхдальних расстояниях. Наличие железнодорожных подъездных путей в пунктах грузоотправителей и грузополучателей с одновременным значительным потоком мелкопартионных грузов значительно расширяет сферы эффективного использования железнодорожного транспорта и создает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, повышения качества перевозки и сохранности грузов. Автомобильный транспорт традиционно используется на короткие расстояния перевозки грузов, как правило, в промышленных районах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах. При отсутствии альтернативных способов доставки грузов может быть эффективно использован на средних и дальних расстояниях. Грузовые автомобили активно используются при перевозке грузов к магистральному транспорту и доставке их грузополучателем от пунктов назначения магистрального транспорта. Водный внутренний транспорт преимущественно используется при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния между пунктами, расположенными на одних и тех же судоходных речных путях. Речной транспорт применяется в районах, в которых отсутствуют другие виды транспорта, а также в смешанном сообщении с другими видами по направлениям, где он более эффективен по сравнению с прямыми перевозками грузов одним видом транспорта без перевалок. Сферу использования речного транспорта значительно расширяет применение судов смешанного плавания – речного и морского транспорта. Морской транспорт используется при перевозке в основном экспортно-импортной внешнеторговой продукции на средние, дальние и сверхдальние расстояния, а также при внутренней перевозке массовых грузов в отдаленные территориальные образования.
Воздушный транспорт может быть эффективно использован на дальних и сверхдальних расстояниях при перевозке дорогостоящей, срочной и скоропортящейся продукции в промышленные центры и отдаленные территориальные образования. В практике перевозочного процесса достаточно часто встречаются варианты, при которых использование одного вида транспорта при перевозке грузов невозможно по ряду объективных обстоятельств или неприемлемо по субъективным причинам с позиции эффективности доставки грузов. Поэтому используются смешанные перевозки грузов, при которых доставка грузов осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. Наибольшее распространение получили такие виды смешанных перевозок, как железнодорожно-водные, речные-морские и железнодорожно-автомобильные. Смешанные железнодорожно-водные перевозки применяются в ряде случаев: – при невозможности доставки грузов в порт назначения одним видом транспорта; – при экономической целесообразности перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, когда суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом железнодорожном или водном; – при высокой загрузке железнодорожных участков, в связи с чем применение прямой железнодорожной перевозки оказывается невозможным. Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок во многом определяется затратами на перевалку – чем меньше затрат на перевалку грузов, тем большее количество грузов может быть отправлено в смешанном сообщении. При этом снижение затрат на перевалку обеспечивается рациональной концентрацией грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных воднотранспортных узлах. При смешанном речном-морском сообщении грузы, следующие из морского порта в речной или в обратном направлении, перевозят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских и речных условиях. При этом перегрузка груза из морского судна в речное полностью исключается, в результате сокращается время оборота транспортных средств и повышается их производительность. Суда смешанного плавания имеют различные технические и эксплуатационные характеристики, которые зависят от назначения и района плавания. Значительная часть этих судов эксплуатируетсяпрактически круглый год, а в навигацию они осуществляют бесперегрузочные перевозки грузов между морскими и речными портами. Суда смешанного плавания широко используются при перевозках грузов внешней торговли.
При смешанных железнодорожно-автомобильньж сообщениях перевозочный процесс, начатый на железнодорожном транспорте, продолжается после передачи груза на автомобильный транспорт. Основными факторами, повышающими эффективность смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок, являются: во-первых, применение централизованной системы завоза и вывоза грузов автотранспортом; во-вторых, контейнеризация и пакетизация перевозок; в-третьих, концентрация перевозочных, складских и других грузовых операций на небольшом количестве оснащенных станций и контейнерных пунктов с созданием терминалов, выполняющих распределительные функции. Централизованный завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом остается эффективной формой координации и улучшения показателей работы различных видов транспорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|