Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4 Основы прогнозирования перевозок в регионе




4. 4 Основы прогнозирования перевозок в регионе

 

В основу планирования (прогнозирования) перевозок в регионе (от отдельного населенного пункта до страны в целом) положены четыре главных пункта:

· соответствие планов грузовых перевозок прогнозируемым объемам производства промышленности и с/х, а также строительства, материально-технического обеспечения, внутреннего и внешнего товарооборота по всей номенклатуре грузов;

·  оптимальное распределение грузопотоков между различными видами транспорта, исходя из экономически целесообразных сфер применения каждого из них и учета реальной провозной способности отдельных направлений и линий;

·  полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках (скорости доставки, уровня комфорта и сезонных особенностей) при условии рационального распределения пассажиропотоков между различными видами транспорта;

· эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспортной системы региона.

Соблюдение указанных принципов обеспечивают высокий уровень транспортного обслуживания экономики и населения региона при минимальных затратах труда, материальных и финансовых средств.

План перевозок в регионе содержит информацию по объему и географии грузо- и пассажиропотоков. Исходя из этой информации рассчитывается потребность в развитии технической базы, необходимые трудовые ресурсы и порядок оперативной эксплуатационной работы каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

В настоящее время планы перевозок разрабатываются и утверждаются транспортными объединениями.

4. 5 Основные функции и направления маркетинга на транспорте

 

На всех видах транспорта России созданы или формируются маркетинговые структуры на различных уровнях управления транспортной деятельностью. Работу по изучению транспорт­ного рынка, планированию, рекламе и формированию спроса на транспортные услуги проводят маркетологи.

Основные на­правления транспортного маркетинга можно сформулировать следующим образом:

· комплексное изучение транспортного и товарных рынков, конкурентов, размещения производительных сил и анализ транс­портной обеспеченности (обслуженности) регионов, предпри­ятий и населения;

· маркетинговое обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий и определение потребительского спроса на транспортные услуги по объему, направлениям, сег­ментам рынка и качеству транспортного обслуживания;

· планирование и прогнозирование перевозок грузов и пасса­жиров и других видов транспортных услуг;

· разработка гибкой тарифной политики на основе анализа спроса и предложений, цен (тарифов) конкурентов и собствен­ных издержек в целях обеспечения определенного уровня дохо­дов и прибыли транспортных предприятий;

· формирование заказов, оформление перевозочных документов и расчетов по перевозкам и услугам;

· активное воздействие на транспортный рынок, организация рекламы и стимулирование спроса на транспортные услуги;

· разработка мероприятий по расширению транспортного рын­ка, диверсификации, повышению качества перевозок и эффек­тивности транспортного производства;

· управление маркетингом, контроль за выполнением планов перевозок и своевременное реагирование на динамику транс­портного рынка.

Как видим, значительная часть функций транспортного мар­кетинга посвящена планированию перевозок и формированию спроса на транспортные услуги. С этой точки зрения транспортный маркетинг можно считать наиболее приемлемой методологической основой плани­рования и управления транспортно-дорожным комплексом как единой транспортной системой страны.

 

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

5. 1 Сферы рационального использования различных видов транспорта

5. 2 Принципы выбора видов транспорта

5. 3 Прямые смешанные перевозки и их эффективность

5. 4 Мультимодальные транспортные узлы и их классификация

5. 5 Транспортные коридоры

5. 6 Транспортные потоки

5. 1 Сферы рационального использования различных видов транспорта

Практика эксплуатации различных видов транспорта накопи­ла значительную аналитическую информацию о преимуществен­ных сферах их использования. В основном это преимущество осно­вано на:

– технико-экономических особенностях различных видов транс­порта;

– стоимостных характеристиках перевозок;

– размещении транспортной инфраструктуры на путях сообщения;

– характеристике и объемах грузов;

– возможных схемах транспортировки;

– видах сообщений и условиях перевозки.

При этом речь идет о сферах, устанавливаемых конкурирующими транспортными линиями на основе расчетов сравнительной эффек­тивности нескольких вариантов перевозок. В некоторых же случаях существует естественная монополия отдельных видов транспорта. Так, массовые грузовые межконтинентальные перевозки осуществля­ет в основном морской транспорт. Для перевозки срочных и ценных грузов используется преимущественно воздушный транспорт.

Вместе с тем при планировании и организации перевозок часто приходится делать выбор между конкурирующими вариантами до­ставки грузов и перемещения пассажиров. Поскольку не всегда име­ется возможность делать подробные сравнительные расчеты, для гру­зовых перевозок используют заранее обоснованные типовые сферы эффективного использования видов транспорта. Они различаются по родам грузов, возможным схемам транспортировки, видам сооб­щения и условиям перевозок.

Ориентировочно определены следующие сферы целесообразности использования различных видов транспорта для грузовых перевозок, основанные на следующей классификации расстояний перевозок:

1) до 100–200 км – короткие;

2) от 200 до 800 км – средние;

3) от 800 до 1500 – дальние;

4) свыше 1500–2000 км – сверхдальние.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективно используется при перевозках грузов на средние и дальние расстояния, а при нали­чии у грузоотправителей и грузополучателей подъездных железнодо­рожных путей – и на короткие расстояния. При перевозках массовых грузов (уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, строитель­ные и лесные материалы) железнодорожный транспорт выгодно ис­пользовать на сверхдальних расстояниях. Наличие железнодорожных подъездных путей в пунктах грузоотправителей и грузополучателей с одновременным значительным потоком мелкопартионных грузов значительно расширяет сферы эффективного использования желез­нодорожного транспорта и создает условия для комплексной меха­низации и автоматизации грузовых операций, повышения качества перевозки и сохранности грузов.

Автомобильный транспорт традиционно используется на корот­кие расстояния перевозки грузов, как правило, в промышленных районах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах. При отсутствии альтернативных способов доставки грузов может быть эффективно использован на средних и дальних расстояниях. Грузо­вые автомобили активно используются при перевозке грузов к маги­стральному транспорту и доставке их грузополучателем от пунктов назначения магистрального транспорта.

Водный внутренний транспорт преимущественно используется при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния меж­ду пунктами, расположенными на одних и тех же судоходных реч­ных путях. Речной транспорт применяется в районах, в которых от­сутствуют другие виды транспорта, а также в смешанном сообщении с другими видами по направлениям, где он более эффективен по сравнению с прямыми перевозками грузов одним видом транспор­та без перевалок. Сферу использования речного транспорта значи­тельно расширяет применение судов смешанного плавания – речно­го и морского транспорта.

Морской транспорт используется при перевозке в основном экспортно-импортной внешнеторговой продукции на средние, даль­ние и сверхдальние расстояния, а также при внутренней перевозке мас­совых грузов в отдаленные территориальные образования.

Воздушный транспорт может быть эффективно использован на дальних и сверхдальних расстояниях при перевозке дорогостоящей, срочной и скоропортящейся продукции в промышленные центры и отдаленные территориальные образования.

В практике перевозочного процесса достаточно часто встреча­ются варианты, при которых использование одного вида транспор­та при перевозке грузов невозможно по ряду объективных обсто­ятельств или неприемлемо по субъективным причинам с позиции эффективности доставки грузов. Поэтому используются смешан­ные перевозки грузов, при которых доставка грузов осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. Наиболь­шее распространение получили такие виды смешанных перевозок, как железнодорожно-водные, речные-морские и железнодорожно-автомобильные.

Смешанные железнодорожно-водные перевозки применяются в ряде случаев:

– при невозможности доставки грузов в порт назначения одним видом транспорта;

– при экономической целесообразности перевалки грузов с одно­го вида транспорта на другой, когда суммарные затраты на перевоз­ку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом желез­нодорожном или водном;

– при высокой загрузке железнодорожных участков, в связи с чем применение прямой железнодорожной перевозки оказывается невоз­можным.

Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок во многом определяется затратами на перевалку – чем меньше затрат на перевалку грузов, тем большее количество грузов может быть от­правлено в смешанном сообщении. При этом снижение затрат на перевалку обеспечивается рациональной концентрацией грузопо­токов смешанного сообщения в нескольких крупных воднотран­спортных узлах.

При смешанном речном-морском сообщении грузы, следующие из морского порта в речной или в обратном направлении, перевозят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских и речных условиях. При этом перегрузка груза из морского судна в речное полностью исключается, в результате сокращается вре­мя оборота транспортных средств и повышается их производитель­ность. Суда смешанного плавания имеют различные технические и эксплуатационные характеристики, которые зависят от назначения и района плавания. Значительная часть этих судов эксплуатируетсяпрактически круглый год, а в навигацию они осуществляют беспе­регрузочные перевозки грузов между морскими и речными порта­ми. Суда смешанного плавания широко используются при перевоз­ках грузов внешней торговли.

При смешанных железнодорожно-автомобильньж сообщениях пе­ревозочный процесс, начатый на железнодорожном транспорте, продолжается после передачи груза на автомобильный транспорт. Основными факторами, повышающими эффективность смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок, являются: во-первых, применение централизованной системы завоза и вывоза грузов авто­транспортом; во-вторых, контейнеризация и пакетизация перевозок; в-третьих, концентрация перевозочных, складских и других грузовых операций на небольшом количестве оснащенных станций и контей­нерных пунктов с созданием терминалов, выполняющих распредели­тельные функции. Централизованный завоз и вывоз грузов автомо­бильным транспортом остается эффективной формой координации и улучшения показателей работы различных видов транспорта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...