Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Панъевропейский транспортный коридор – система автомобиль­ных дорог в Центральной и Восточной Европе. Данная система ав­томобильных дорог, первоначально определенная на второй Обще­европейской транспортной конференции, дополнена на третьей конференции, пр




Панъевропейский транспортный коридор – система автомобиль­ных дорог в Центральной и Восточной Европе. Данная система ав­томобильных дорог, первоначально определенная на второй Обще­европейской транспортной конференции, дополнена на третьей конференции, проходившей в Хельсинки в 1997 г. Поэтому незави­симо от географического положения эти транспортные коридоры также иногда называют критскими или хельсинскими коридорами.

Через три года на совещании в Хельсинки Евросоюз сформиро­вал еще один, десятый МТК. Три из них (№ 1, 2 и 9) проходят по тер­ритории России.

Последние десятилетия состояние экономики Российской Феде­рации характеризовалось падением объемов промышленного и сель­скохозяйственного производства, высоким уровнем монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях, финансо­вым кризисом и ростом неплатежей, стремительным падением уровня жизни населения, негативной реструктуризацией и свертыванием инвестиций. Однако в настоящее время наметились положительные тенденции в росте ВВП. В этих условиях требуется поиск новых эф­фективных путей повышения темпов экономического развития эко­номики страны.

Таблица 5. 1 –Характеристики международных транспортных коридоров

 

Номер Дорожные сети
«Север-Юг»: Хельсинки – Таллин – Рига – Каунас и Клайпеда – Варша­ва и Гданьск Ветвь A (Via/Rail Hanseatica): Рига – Калининград – Гданьск По Балтийскому морю (Е67) – Хельсинки – Варшава
«Восток – Запад»: Берлин – Познань – Варшава – Брест – Минск – Смо­ленск – Москва – Нижний Новгород
Брюссель – Аахен – Кельн – Дрезден – Вроцлав – Катовице – Краков – Львов – Киев
Дрезден/Нюренберг – Прага – Вена – Братислава – Дьер – Будапешт – Арад – Бухарест – Констанца/Краиова – София – Фессалоники/Плов-див – Стамбул
«Восток-Запад»: Венеция – Триест/Копер – Любляна – Марибор – Буда­пешт – Ужгород – Львов – Киев (протяженность 1600 км) Ветвь А: Братислава – Жилина – Кошице – Ужгород Ветвь В: Риека – Загреб – Будапешт Ветвь С: Плоче – Сараево – Осиек – Будапешт
«Север-Юг»: Гданьск – Катовице – Жилина, западная ветвь Катовице – Брно
«Дунай» («Северо-запад – Юго-восток»); протяженность 2300 км
Дуррес – Тирана – Скопье – Битола – София – Димитровград – Бургас – Варна (протяженность 1300 км)
Хельсинки – Выборг Санкт-Петербург Псков Москва Калининград Киев – Любашевка/Роздильна (Украина) – Кишинев – Бухарест – Ди-митровград – Александрополис Ветвь от Любашевки/Роздильны до Одессы (протяженность 3 400 км) Ветвь А: Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва Ветвь В: Калининград – Киев Ветвь D: Калининград – Вильнюс – Минск
Зальцбург – Любляна – Загреб – Белград – Ниш – Скопье – Велес – Фес-салоники Ветвь А: Грац – Марибор – Загреб Ветвь В: Будапешт – Новы Сад – Белград Ветвь С: Ниш – София – Димитровград – Стамбул Ветвь D: Велес – Прилеп – Битола – Флорина – Игуменица

 

По территории нашей страны проходят три из девяти общеевро­пейских транспортных коридоров. Это коридоры № 1, 2 и 9. Кроме того, Россия является участником международного транспортного коридора «Север-Юг».

Коридор № 2 проходит по направлению Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород. На состоявшемся в середине мая 2003 г. в Берлине VIII заседании руководящего комитета коридо­ра № 2 был поддержан предложенный Россией проект продления ко­ридора до Екатеринбурга.

В январе 1995 г. в Москве парафирован Меморандум о взаимопо­нимании между Европейским союзом и причастными странами (Финляндия, Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Румыния, Болгария) по развитию Трансъевропейского транспортного коридо­ра № 9, который связывает страны Северной Европы со странами Черноморского региона. В настоящее время продолжается работа по продлению российской части коридора на юг до Новороссийска и Астрахани с выходами к крупнейшим российским портам на побе­режье Черного, Азовского и Каспийского морей.

Еще одним, имеющим важное значение для России, является международный коридор «Север-Юг», который проходит по тради­ционному пути торговых связей России и европейских стран с Ира­ном и Индией. В настоящее время основной маршрут доставки гру­зов по коридору – это сообщение между российскими и иранскими, туркменскими и казахскими портами на Каспийском море (около 6 млн т грузов). В навигационный период по МТК осуществляют­ся сквозные перевозки из Европы в Казахстан, Туркмению, Азер­байджан, Иран, а также из Каспийского бассейна в порты Черного, Средиземного и Балтийского морей.

Основными критериями при выборе транспортных коммуника­ций для включения в состав международных транспортных коридо­ров являются:

– совпадение их с согласованными международным сообществом интегрированными направлениями международных транспортных связей;

– максимальное использование существующих, хорошо техни­чески оснащенных транспортных коммуникаций, имеющих значи­тельные резервы провозной способности;

– конкурентоспособность цены перевозки на всем маршруте сле­дования груза;

– приемлемые сроки следования грузов от производителя до по­требителя продукции по сравнению с конкурентными маршрутами;

– надлежащее качество перевозок – безопасность, своевремен­ность доставки, сохранность грузов, полнота информации о состоя­нии груза и его местоположении в любой момент времени;

– обеспечение интермодальных перевозок на основе логистиче­ских принципов и современной информационной базы с использо­ванием оптико-волоконных линий связи и спутниковых систем.

Основные задачи формирования и развития международных транс­портных коридоров на территории России:

– согласованное развитие транспортной инфраструктуры в це­лях интеграции евроазиатских транспортных систем для беспрепят­ственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов;

– рационализация взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи, основанной на логистических принципах и совершенствовании информационно­го обеспечения;

– оптимизация транспортного процесса в целях повышения ка­чества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;

– содействие освоению новых территорий и развитию пригранич­ного сотрудничества, новых внутренних и международных рынков;

– переключение транзитных и российских внешнеторговых гру­зопотоков с портов других стран на отечественные морские порты и железные дороги;

– повышение привлекательности инвестиционных проектов раз­вития международных транспортных коридоров.

Для более полного использования преимуществ географического положения страны, обеспечения возрастающих объемов внешнетор­говой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйствен­ной системе необходимо формирование и планомерное развитие рос­сийских международных транспортных коридоров.

 

5. 6 Транспортные потоки

Уровень развития транспортной системы экономических рай­онов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по об­щей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отли­чается в десять и более раз. Наиболее развита транспортная система в Центрально-Черноземном, Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском районах; наименее развита – в Дальневосточном, Восточносибирском, Западно-Сибирском, Се­верном экономических районах. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатыва­ются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основ­ные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добы­вают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес вну­треннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодо­рожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском райо­не преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добы­вающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше мас­сы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, то­плива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистраль­ных направления транспортной системы страны:

1) широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопровод­ные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2) меридиональное магистральное центральноевропейское на­правление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, об­разованное в основном железнодорожными путями;

3) меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным пу­тям, связывающее Поволжье и Кавказ с центром, севером европей­ской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и особенно тесно взаимодействуют железно­дорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспор­та. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухо­путными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.

По мере развития производительных сил страны в целом и отдель­ных ее районов транспортная система нуждается в постоянном со­вершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой си­стемы, использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...