Панъевропейский транспортный коридор – система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Данная система автомобильных дорог, первоначально определенная на второй Общеевропейской транспортной конференции, дополнена на третьей конференции, пр
Панъевропейский транспортный коридор – система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Данная система автомобильных дорог, первоначально определенная на второй Общеевропейской транспортной конференции, дополнена на третьей конференции, проходившей в Хельсинки в 1997 г. Поэтому независимо от географического положения эти транспортные коридоры также иногда называют критскими или хельсинскими коридорами. Через три года на совещании в Хельсинки Евросоюз сформировал еще один, десятый МТК. Три из них (№ 1, 2 и 9) проходят по территории России. Последние десятилетия состояние экономики Российской Федерации характеризовалось падением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, высоким уровнем монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях, финансовым кризисом и ростом неплатежей, стремительным падением уровня жизни населения, негативной реструктуризацией и свертыванием инвестиций. Однако в настоящее время наметились положительные тенденции в росте ВВП. В этих условиях требуется поиск новых эффективных путей повышения темпов экономического развития экономики страны. Таблица 5. 1 –Характеристики международных транспортных коридоров
По территории нашей страны проходят три из девяти общеевропейских транспортных коридоров. Это коридоры № 1, 2 и 9. Кроме того, Россия является участником международного транспортного коридора «Север-Юг». Коридор № 2 проходит по направлению Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород. На состоявшемся в середине мая 2003 г. в Берлине VIII заседании руководящего комитета коридора № 2 был поддержан предложенный Россией проект продления коридора до Екатеринбурга. В январе 1995 г. в Москве парафирован Меморандум о взаимопонимании между Европейским союзом и причастными странами (Финляндия, Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Румыния, Болгария) по развитию Трансъевропейского транспортного коридора № 9, который связывает страны Северной Европы со странами Черноморского региона. В настоящее время продолжается работа по продлению российской части коридора на юг до Новороссийска и Астрахани с выходами к крупнейшим российским портам на побережье Черного, Азовского и Каспийского морей.
Еще одним, имеющим важное значение для России, является международный коридор «Север-Юг», который проходит по традиционному пути торговых связей России и европейских стран с Ираном и Индией. В настоящее время основной маршрут доставки грузов по коридору – это сообщение между российскими и иранскими, туркменскими и казахскими портами на Каспийском море (около 6 млн т грузов). В навигационный период по МТК осуществляются сквозные перевозки из Европы в Казахстан, Туркмению, Азербайджан, Иран, а также из Каспийского бассейна в порты Черного, Средиземного и Балтийского морей. Основными критериями при выборе транспортных коммуникаций для включения в состав международных транспортных коридоров являются: – совпадение их с согласованными международным сообществом интегрированными направлениями международных транспортных связей; – максимальное использование существующих, хорошо технически оснащенных транспортных коммуникаций, имеющих значительные резервы провозной способности; – конкурентоспособность цены перевозки на всем маршруте следования груза; – приемлемые сроки следования грузов от производителя до потребителя продукции по сравнению с конкурентными маршрутами; – надлежащее качество перевозок – безопасность, своевременность доставки, сохранность грузов, полнота информации о состоянии груза и его местоположении в любой момент времени; – обеспечение интермодальных перевозок на основе логистических принципов и современной информационной базы с использованием оптико-волоконных линий связи и спутниковых систем. Основные задачи формирования и развития международных транспортных коридоров на территории России: – согласованное развитие транспортной инфраструктуры в целях интеграции евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов;
– рационализация взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи, основанной на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения; – оптимизация транспортного процесса в целях повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров; – содействие освоению новых территорий и развитию приграничного сотрудничества, новых внутренних и международных рынков; – переключение транзитных и российских внешнеторговых грузопотоков с портов других стран на отечественные морские порты и железные дороги; – повышение привлекательности инвестиционных проектов развития международных транспортных коридоров. Для более полного использования преимуществ географического положения страны, обеспечения возрастающих объемов внешнеторговой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйственной системе необходимо формирование и планомерное развитие российских международных транспортных коридоров.
5. 6 Транспортные потоки Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развита транспортная система в Центрально-Черноземном, Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском районах; наименее развита – в Дальневосточном, Восточносибирском, Западно-Сибирском, Северном экономических районах. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.
Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: 1) широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги; 2) меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями; 3) меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|