Учение об обществе и государстве 5 глава
В 17-летнем возрасте Аристотель прибыл в Афины — столицу тогдашнего просвещения — с целью завершить свое образование и привлекаемый, без сомнения, славою Платона. В год своего прибытия (367 до Р. Хр.) он, если и мог видеть Платона, то только i ia короткое время, потому что как раз тогда 11латон отнранился во второе свое сицилийское пу-тппсчтнис, продолжавшееся около трех лет. Платон, по ношр.ицгмии н Афины, не мог не отличить Аристотеля среди своих учеников: по свидетельствам, заслуживающим доверия, он называл Аристотеля «философом истины», «умом своей школы» и «чтецом» за его сильный и проницательный ум, за неутомимое искание истины, за ревностное изучение тогдашней философской литературы. Со своей стороны и Аристотель питал уважение и любовь к своему великому учителю, которого «худым людям и хвалить не приличествует», как гласила надпись на жертвеннике, поставленном Аристотелем, по одному древнему известию, Платону. Встречающиеся у позднейших писателей рассказы о личной вражде между Платоном и Аристотелем — плод досужей фантазии людей, не расположенных к Аристотелю. Конечно, в основе подобных легенд есть нечто действительное: отношения между Платоном и Аристотелем не всегда могли быть ровными уже в силу несходства их натур и различия философских точек зрения, а также ввиду того, что Аристотель не мог мириться с ролью простого последователя Платона, а стареющий Платон не мог равнодушно относиться к несогласию с ним лучшего из своих учеников. Однако Аристотель, которого главным образом обвиняют позднейшие источники как человека упрямого, неблагодарного и честолюбивого, уже в сочинениях своих дает опровержение этим наветам. Он во многих случаях полемизирует с Платоном, но никогда не проявляет личной раздражительности по отношению к нему. Более всего он полемизирует протип 11латон(лн)й теории идей, но в заявлении, которым он нрсднаряст мчу полемику в «Этике Нико-маха» (I, 4), он огонарпвастся, что сознает все неудобство подобной полемики: учение об идеях принадлежит дорогим для него людям, по н интересах истины он должен пожертвовать своими личными чувствами: оба дороги для него (и Платон и истина), тем не менее он должен отдать предпочтение истине. Даже в позднейшие времена Аристотель сам причислял себя к Платоновой школе, а с одним из самых верных и твердых в своих убеждениях платоников — Ксенократом находился в дружественных отношениях. Во всяком случае, до смерти Платона Аристотель в течение 20 лет был членом Платоновой академии, не порывая с ней и не выступая в качестве главы особой школы.
Хотя учительская деятельность Аристотеля началась при жизни Платона, но в то время она ограничивалась лекциями по риторике, в которых Аристотель выступал против известного тогда ритора Исо-крата. Влияние Платона не только в первые годы писательской деятельности Аристотеля отразилось и на содержании, и на форме его произведений, но и в последующие, уже самостоятельные годы философствования Аристотеля он заявляет себя существенным образом. Наряду с философией Платона Аристотель уделял внимание и другим мыслителям, особенно представителям естественнонаучных изысканий, из которых главнейшего, Демокрита, он так часто упоминает в своих сочинениях. • После смерти Платона Аристотель, следуя приглашению своего друга, тирана атарнейского Гер-мия, переселяется в Атарней, где проживает три года, а затем, по смерти Гермия, женится на его сестре и переезжает и Митилспу. Отсюда, вероятно, Филипп, царь македонский, и.VI3 ''• призывает его в воспитатели к своему сипу Александру, которому было и то нремя 13 лет и воспитание которого дотоле на- л. ходил ось в неумелых руках двух придворных педа-<! гогон. Несмотря на то, что Аристотелю приходилось > исправлять педагогические промахи других, а также f вести постоянную борьбу с вредным влиянием на» душу Александра окружающей придворной атмосферы, несмотря на то, что Аристотель занимался воспитанием Александра недолго — не более 4 лет, он, несомненно, успел оказать сильное и благотворное влияние на своего воспитанника; последний любил своего воспитателя не менее, чем отца, потому что «от отца он получил жизнь, а от него (т. е. от Аристш'еля) i мучился жить прекрасно». Все лучшие стороны п личности и деятельности Александра — мудрость " управлении, храбрость, великодушие, гу-» манность, любом, к наукам и искусствам, стремление не к завоеваниям только, но и к насаждению культуры — все это должно быть приписано воспитательному воздействию Аристотеля. Заслуживающие доверия древние источники сообщают, что i Александр изучал прежде всего этику и политику, затем с достаточным правом можно предполагать, что ему преподавались также естественные науки, диалектика, риторика, история, поэзия и, наконец, ме-J тафизика.
J В 340 г. на Александра были возложены отцом S некоторые административные и военные обязан- 1 ности, и воспитание его должно было закончиться. Аристотель поселился тогда в своем родном городе Стагире, а когда Александр предпринял поход в Персию, то, не видя причин оставаться долее в Македонии, философ возвратился в Афины. Близкие отношения к македонскому и атарнейскому дворам имели для Аристотеля, между прочим, то значение, что он получал от них значительные субсидии для своих естественнонаучных изысканий. Сохранилось свидетельство, что Александр подарил ему для этих целей 800 талантов и предоставил в его распоряжение несколько тысяч человек на всем протяжении Азии и Греции для собирания и доставки ему разных экземпляров животного царства: так составился материал для замечательных «Исследований о животных». В Афины Аристотель возвратился в 335 г., 13 лет спустя после смерти Платона. Теперь он выступает как ociK житель соГктнсмний школы, которая по всесторонности научных интересом, по систематичной сти п методичности и шпнтпнх стала выше Платоно-вой академии. Замятин проходили н лицее — так на^ зывалась гимназия, находишнанся и предместье Афин, около храма Аполлона Ликсйского, которому она и была посвящена. Аристотель имел обыкновение вести свои беседы с учениками, прохаживаясь в аллеях этой гимназии, почему и сам он, и ученики его получили прозвание перипатетиков. Но, конечно, при большом стечении слушателей философ уже должен был оставлять эту привычку. Точно так же и самый способ преподавания, смотря по обстоятельствам, должен был носить различную форму: диалогическую или монологическую. Преподавание происходило в утренние и вечерние часы: первые предназначались для избранного кружка посвятивших себя изучению философии и предметом своим имели метафизику, физику и диалектику, а последние — для широкой публики, которой предлагались лекции по риторике, софистике и политике. Сообщающий об этом Геллий первый род преподавания называет акроаматическим, второй — экзотерическим; однако нет оснований полагать, что в первом случае сообщалось какое-то только избранным открываемое, таинственное учение: дело, очевидно,
касалось не более чем различия предметов и форм преподавания. Школа Аристотеля имела особый внешний строй: на каждые 10 дней в ней выбирался архонт, обязанностью которого было следить за порядком, были в ней, как и в Платоновой, и периодические пиршества. Аристотелем были даже изданы особые письменные законы, до мелких деталей определяющие устройство таких собраний. Гораздо важнее была внутренняя организация, нмсшпая и «иду распределение научного труда. Аристотель не был только преподавателем в сноси школе: он был вместе с тем и руководителем своих слушателей в самостоятельных научных занятиях, выдвигая известные проблемы, ставя задачи и распределяя материал. Справедливо указывают, что только совместной работой многих сил, направляемых к одной определенной цели и действующих по одному определенному плану, можно объяснить и то изобилие фактического материала, и ту его обработку, какие нам даны в сочинениях Аристотеля. И если в короткий срок своего управления школой, продолжавшийся не более 12 лет, Аристотель сделал изумительно много (количество всего написанного им древние определяют в 1000 книг), то это, кроме его личной неутомимости и работоспособности, кроме того, что многие философско-научные подготовительные работы были выполнены им до вторичного прибытия в Афины, нужно объяснять и тем, что он работал не один, а совместно с руководимой им школой.
В отношениях Аристотеля к Александру Македонскому в последние годы жизни философа произошел переворот. Самое удаление учителя от ученика вело уже ко взаимному охлаждению; но дружественные отношения между ними должны были окончательно порваться после печальной истории с философом Каллисфеном, племянником Аристотеля, сопровождавшим (по рекомендации Аристотеля и, вероятно, с целью нравственной поддержки молодого царя) Александра в Азию. Нрав и образ жизни Александра после персидского похода изме- нились к худшему: это побуждало Каллисфена, человека твердых нравственных принципов и прямого характера, выступать с резкими обличениями, обращаемыми и к самому царю, и к окружившим его льстецам. По интригам последних Каллисфен был несправедливо обвинен в политическом преступлении и казнен, причем недовольство Александра обратилось и на Аристотеля. Разумеется, Аристотель был глубоко опечален трагической смертью Каллисфена; однако ничто не дает повода доверять вымыслам некоторых древних писателей, утверждавших, будто бы Аристотель замышлял отомстить Александру, и даже обвиняющих его в отравлении последнего. Нелепость этой выдумки ясна уже из того, что, когда по смерти Александра в Афинах вспыхнуло шххтание против македонского владычества, ил Аристотеля началось гонение как на пред ста и и тел я македонской партии. Это гонение, осложнившееся тем, что у Аристотеля были и личные враги, имело для него трагический исход. Так как он в действительности не играл никакой политической роли, то и личная, и политическая неприязнь могла предъявить к нему только одно, притом не новое, обвинение: в оскорблении господствующей религии. Подобные обвинения редко в Афинах не достигали своей цели, и Аристотель был принуж-I ден бежать в Халкиду (на остров Евбей), оставив школу в заведовании своего лучшего ученика и друга, Теофраста. В 322 г. Аристотель умер от болезни желудка, которою давно страдал. Тело его, по одному известию, было перевезено в Стагиру (по ходатайству Аристотеля восстановленную Александром после разрушения) и здесь погребено; соотечественники поставили ему памятник, и могила его служила местом собрания вдень ежегодных «аристотелий» — празднеств,устраиваемых в честь философа.
Один из самых достоверных биографов Аристотеля, Аристокл, отрывки из сочинения которого сохранились до нас у Евсевия, замечает, что Аристотель из-за своей дружбы с царями и из-за своего умствен- ного превосходства не мог не служить предметом зависти тогдашних софистов. Действительно, насколько он был почитаем учениками и приверженцами, настолько ненавидим врагами, которые не стеснялись в вымыслах, чтобы не только очернить нравственную репутацию философа, но даже представить в карикатурном виде его наружность, по дошедшим до нас отрывочным сведениям, видимо, не отличавшуюся представительностью, Беспристрастный исследователь, допуская и Аристотеле как в человеке иек(хгорые сстестиеииыс недостатки нравственного свойства, должен был решительно отвергнуть те обвинения в неблагодарности (к Платону и Филиппу), в честолюбии и корыстолюбии, в наклонности к роскоши, в безнравственном отношении к Гермию и т. п., которые шли от врагов философа. Не говоря уже о том, что эти обвинения, сохранившиеся у менее заслуживающих доверия писателей древности, признавались ложными и с негодованием отвергались другими писателями, более достоверными и беспристрастными. Для суждения о нравственном характере Аристотеля могут иметь известное значение и его сочинения: трудно допустить, чтобы в основе проводи мой в них высокой морали не лежал собственный внутренний опыт философа, собственное его внутреннее убеждение, собственное его благородное на-стр< >ei me. Наиболее ценные биографии Аристотеля, принадлежащие древним перипатетикам, не дошли до нас или дошли в скудных отрывках; из позднейших писателей древнего времени сведения о жизни Аристотеля мы почерпываем более всего у Диогена Ла-эртского, затем у Дионисия Галикарнасского, Гези-хия, Свиды и нескольких псевдонимов и анонимов. (Д. Миртов) Отрывки из произведений Аристотеля приводятся по следующим изданиям: Метафизика, перевод А В. Ку-бицкого. М; Л, 1934; «Категории», перевод А В. Кубиц-кого. М., 1939; Аналитика, перевод Б. А Фохта. М., 1952; Физика, перевод В. П. Карпова. М., 1936; Психологи- 350 ческие сочинения («О душе»), перевод В. Снегирева. Казань, 1885; Этика, перевод Э. Радлова, СПб., 1908; Политика, перевод С. А. Жебелева. М., 1911; «О поэзии», перевод Б. Ордынского, по книге: Аристотель. «Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории», Мн., 1998. «МЕТАФИЗИКА» Книга четвертая ГЛАВАПЕРВАЯ Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как такое и то, что ему присуще самому по себе. [•Угл 11иука i ic тс >ждсо'нп и m ih с одной из частных наук: ни одна и:1 других паук не исследует общую природу сущего как такого, 110 нес oi ш выделяют себе какую-нибудь часть его, [сущего], и затем рассматривают относительно этой части то, что ей окажется присущим; так поступают, например, науки математические. А так как предмет нашего исследования составляют начала и высшие причины, то они, очевидно, должны быть началами и причинами некоторой существующей реальности (physeos tinos) согласно ее собственной природе. Если теперь те, которые искали элементы вещей, также искали эти первые начала, то элементы сущего, [которые они искали], со своей стороны должны стоять не в случайном отношении [к сущему], но поскольку это — сущее. А потому и нам нужно выяснить, [установить] первые начала для сущего как такого. глава вторая О сущем говорится, правда, в различных значениях, [с различных точек зрения], но при этом всегда в отношении к чему-то одному и к одной основной реальности, так что здесь не одна только общность названия; [напротив], [дело обстоит] здесь по образцу того, как все здоровое, например, находится в том или другом отношении к здоровью — или потому, что сохраняет его, или потому, что его производит, или потому, что является его признаком, или, наконец, потому, что способно воспринять его; и подобным же образом и лечебное стоит в отношении к лечебному искусству (одно называется так потому, что владеет этим искусством, другое — потому, что имеет способность к нему, третье — потому, что является результатом его применения), и мы можем привести и ряд других случаев подобного же словоупотребления. Так вот таким и, же точно образом и о сущем говорится с различ-(I ных точек зрения, но всегда в отношении к одному началу; в одних случаях [это название применяет-, ся] потому, что мы имеем [перед собой] сущности,: в других — потому, что это состояния сущности,,, иногда потому, что это путь (промежуточные ступе-5§-ни) к сущности или уничтожение и отсутствие ее, иногда это — какое-нибудь качество сущности или то, что производит или порождает как самую сущность, так и то, что стоит в каком-либо отношении к ней, или, [наконец], это — отрицание каких-либо подобных свойств сущности или ее самой, почему мы и шпорим, что не-сущее есть не-сущее. Теперь, подобно тому как все, что носит название здорового, счктанлиет предмет одной науки, так точно обстоит дело и в остальных [указанных] случаях. Ибо I одна наука должна рассматривать не только то, что:| принадлежит к одному [роду], но и то, о чем [так | или иначе] говорится в отношении к одной основ-t ной реальности: ведь и это все в известном смысле охватывается одним [родом]. Поэтому ясно, что и рассмотрение сущего, поскольку оно сущее, есть дело одной науки. А наука во всех случаях основным образом имеет дело с первым (toy protoy) [в данной области] — с тем, от чего все остальное 1 зависит и благодаря чему оно обозначается [как та-? кое]. Следовательно, если это сущность, то философ должен, думается, обладать познанием начал - и причин сущностей.: ^ ГЛАКАТРЕГЬЯ: ^ Теперь нужно сказать, должна ли одна [и та же] наука или различные иметь дело с положениями, которые в математике носят название аксиом, с одной стороны, и с сущностью — с другой. Конечно, ясно, что и рассмотрение таких аксиом составляет [вместе с рассмотрением сущности] предмет одной науки, а именно той, которою занимается философ, ибо аксиомы эти имеют силу для всего существующего, а не специально для одного какого-нибудь рода отдельно от всех других. И пользуются ими все, потому что это аксиомы, определяющие сущее как такое, а каждый род [изучаемых предметов] есть некоторое сущее; но имеют с ними дело в той мере, насколько это каждому нужно, а это значит |н зависимости от того], как далеко простирается род, и области которого [при этом] даются доказательства. Таким образом, ясно, что аксиомы применяются ко всему, поскольку оно есть [нечто] сущее (это ведь то свойство, которое одинаково присуще всему), и, следовательно, человеку, который занимается познанием [относительно] сущего как такого, надлежит также рассматривать и эти аксиомы. Поэтому никто из тех, кто ведет исследование частного характера, не берется что-либо сказать про них, истинны ли они или нет, — [на это не решается] ни геометр, ни арифметик, но только некоторые из физиков, со стороны которых поступать так [вполне] естественно: они ведь одни полагали, что подвергают исследованию всю природу и сущее [как такое). Но так как есть еще [исследователь], который выше физика (ибо природа есть [только] отдельный род существующего), то тому, кто производит рассмотрение всеобщим образом и [производит его] в отношении первой сущности, надо будет сделать предметом разбора и аксиомы; что же касается физики, то она также есть некоторая мудрость, но не первая. А соображения, которые начинают развивать относительно аксиом некоторые из тех, кто рассуждает Античность об истине, ставя вопрос, при каких условиях следует принимать ее, — эти соображения высказываются вследствие полного незнакомства с аналитикой: [к доказательству] следует приступать, уже будучи знакомым с этими аксиомами, а не заниматься только еще их установлением, услышав про них. Что выяснение начал умозаключения также находится в ведении философа и того, кто рассматривает относительно всякой сущности вообще, какова она от природы, — это очевидно. А тот, кто в какой-либо области располагает наибольшим знанием, должен иметь нозможность указать наиболее достоверные начала [своего] предмета, и, следовательно, тот, кто располагает таким знанием относительно существующих вещей как таких, должен быть в состоянии указать эти начала для всего вообще. Таковым является философ. А самым достоверным из всех началом [надо считать] то, по отношению к которому невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наилучшим образом познаваемым (все ведь впадают в ошибки по отношению к тому, чего не постигают) и должно выступать как безусловное. Действительно, начало, которым должен владеть псякий, кто постигает какую-либо вещь, — такое начало не гипотеза; а то, что необходимо знать человеку, сел и (м 11 к >:и ист хан. что-i шбудь, — это он должен иметь и своем распоряжении уже с самого начала. Таким образом, ясно, что начало, обладающее указанными свойствами, есть наиболее достоверное из всех; а теперь укажем, что это за начало. Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле (пусть будут здесь также присоединены все [оговорки], какие только мы могли бы присоединить, во избежание словесных затруднений), — это, конечно, самое достоверное из всех начал: к нему [полностью] применимо данное выше определение. В самом деле, не может кто бы то ни было признавать, что одно и то же [и] существует, и не существует, как это, по мнению некоторых, утверждает Гераклит, ибо ист необходимости действительно принимать то, что ут11гржд:1см1Ы1а слонах. И если невозможно, чтобы iiponmom шожпые нсщи вместе находились йодном и и)М же (чудсм считать, что и к данному положению ирпшкч сны у пас обычные [уточнения]), а и то же иремм там, где имеется противоречие, одно мнение противоположно другому, — тогда, очевидно, одному и тому же человеку невозможно вместе принимать, что та же самая вещь существует и не существует; в самом деле, у того, кто в этом вопросе держится [такого] ошибочного взгляда, были бы вместе противоположные мнения. Поэтому все, кто дает доказательство, возводят [его] к этому положению как к послед! 1ему, по существу это ведь и начало для иссх других аксиом. гллна чтшггля Петь, однако же (de), люди, которые, как мы указали, и сами говорят, что одно и то же может существовать и не существовать вместе, и утверждают, что стоять на этой точке зрения возможно. К этому тезису прибегают многие и среди исследователей природы. А мы со своей стороны приняли теперь, что вместе существовать и не существовать нельзя, и, пользуясь этим положением, показали, что мы имеем здесь самое достоверное из всех начал. Так нот, некоторые требуют, чтобы и это [положение само) было доказано, [требуют] по невежественности, так как ито иедь непежестиепность — не знать, дли чего следует искать доказательства и для чего не следует. На самом деле, дли нсего без исключения доказательства существовать не может (ведь ряд уходил бы в бесконечность, так что и в этом случае доказательства не было бы); а если для некоторых начал не следует искать доказательства, то они, вероятно, не будут и состоянии сказать, какое же начало считают они таким [не требующим доказательства] в большей мере. И кроме того, возможно и по отношению к их утверждению доказать путем [его] изобличения, что так дело обстоять не может, если только возражающий [против нас] вкладывает в свои слова какое-нибудь содержание; если же в них нет никакого содержания, то было бы смешно искать обоснования [в споре] против того, кто не имеет обоснования ни для чего, [именно] поскольку он не имеет его: ведь такой человек, поскольку он такой, это все равно что растение. Что же касается доказательства путем изобличения, то я отмечаю у него вот какое отличие по сравнению с [обыкновенным] доказательством: человеку, который [в этом случае) дает (обыкновенное) доказательство, можно было бы приписать предвосхищение того, что вначале подлежало доказательству; если же в подобном проступке оказывается повинен другой, то это уже изобличение, а не доказательство. Исходным пунктом против всех подобных возражений является не требование [у противника] признать, что что-нибудь или существует, или не существует (это можно было бы, пожалуй, принять за требование признать то, что вначале подлежало доказательству); но [он должен согласиться], что в свои слова он во всяком случае вкладывает какое-нибудь значение — и для себя, и для другого; это ведь необходимо, если только он высказывает что-нибудь, так как иначе такой человек не может рассуждать ни сам с собой, ни |с кем либо] другим. По если это принимается, тогда [уже] будет возможно доказательство; в самом деле, тогда уже будет налицо нечто определенное. Однако ответственность за это доказательство лежит не на том, кто его проводит, а на том, против кого оно направлено; этот последний, упраздняя рассуждение, испытывает его на себе. А кроме того, тот, кто дал по этому вопросу свое согласие, тем самым признал, что есть нечто истинное независимо от доказательства... Прежде всего, очевидно, надо во всяком случае считать верным то, что слово «быть» или слово «не-быть» имеет данное определенное значение, так что, следовательно, не все может обстоять так и [вместе с тем] иначе. Далее, если слово «человек» обозначает что-нибудь одно, то пусть это будет двуногое животное. Тем, ЧТО слово означает что-нибудь одно, я хочу ска-в§ТЪ, ЧТО если у слона «человек» будет то значение, Которое и указал (т, с, животное двуногое), тогда у •Сего, К чему ириложимо наименование «человек», Сущность бытия человеком будет именно в этом (при STOM не играет никакой роли также, если кто скажет, что [то или другое] слово имеет несколько значений, только бы их было определенное число; и таком случае для каждого понятия можно было бы установить особое имя; так [обстояло бы, например, дело], если бы кто сказал, что слово «человек» имеет НС одно значение, а несколько, причем одному из них соответствовало бы одно понятие двуногого животного, а кроме того, имелось бы и несколько других нонмтий, число которых было бы, однако же, определено: иедь тогда для каждого понятия можно было бы устаноиить особое имя. Если же это было бы не так, но было бы заявлено, что у слова неопре-делейное количество значений, в таком случае речь, очевидно, не была бы возможна; в самом деле, иметь не одно значение — это значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет [определенных] значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно; а если мыслить возможно, тогда для [этого] предмета [мысли всегда] можно будет установить одно имя. Итак, признаем, что < лово, как это было сказано вначале, имеет то или другое значение, и при этом [только] одно. Тогда, конечно, бытие человеком не может значить то же, что нс-бытис человеком, если только слово «человек» означает не только [какой-нибудь] предикат одного объекта, но и самый этот объект [как один] (мы ведь выражение «означать одно» принимаем не в смысле «означать» [те или другие] предикаты одного, так как в этом случае и «образованное», и «белое», и «человек» значили бы одно [и то же], и, следовательно, все будет [тогда] одним; ибо всем этим именам будет соответствовать одно и то же понятие). И точно также бытие и не-бытие [чем-нибудь] не бу- дут представлять собою одно и то же, разве лишь при употреблении одного и того же слова в разных значениях, так, йапример, в том случае, если бы то, что мы называем человеком, другие называли не-че-ловеком; но перед нами стоит не вопрос, может ли одно и то же вместе быть и не быть человеком по имени, но [вопрос, может ли оно вместе быть и не быть человеком] на деле. Если же слова «человек» и «не-человек» не отличаются друг от друга по своим значениям, тогда, очевидно, и бытие не-человеком не будет отличаться от бытия человеком; следовательно, бытие человеком будет представлять собою бытие не-человеком. В самом деле, то и другое будет [в таком случае] составлять одно, потому что ведь составлять одно — это значит [относиться] как одежда и платье, [а именно в том случае], если понятие и здесь и там одно. Если же «человек» и «не-человек» будут составлять одно, тогда бытие человеком будет обозначать то же самое, что и бытие не-человеком. Между тем было показано, что у слов «человек» и «не-человек» разные значения. Поэтому, если про что-нибудь правильно сказать, что оно человек, тогда оно необходимо должно быть двуногим животным (ведь именно это означает, как было сказано, слово «человек»); а если это необходимо, тогда не-во:»м< >Ж1 к >, чтобы оно же вместе с тем не было двуногим животным (ибо слова «необходимо должно быть» значат именно «невозможно, чтобы не было»). Итак, невозможно, чтобы вместе было правильно сказать про одно и то же, что оно и является человеком, и не является человеком. И то же рассуждение применимо и к не-бытию человеком; в самом деле, бытие человеком и не-бытие человеком различаются по своим значениям, если только «быть белым» и «быть человеком» — выражения, имеющие различные значения; ведь [нельзя не заметить, что] два первых выражения противоречат друг другу в значительно большей степени, так что они, [уж конечно], имеют различные значения. Если же станут утверждать, что и белое не отличается по значению [от человека], тогда мы снова скажем то же самое, что бы- ло сказано и раньше, [а именно] что в таком случае вес будет одним, а не только то, что противолежит друг другу. Но если это невозможно, то получается указанный выше результат, если только [противник] отвечает то, о чем его спрашивают. Если же он в ответе на поставленный прямо и просто вопрос указывает и отрицание, то он не дает в нем того, о чем его спрашивают. Конечно, одно и то же вполне может быть и человеком, и белым и иметь еще огромное множество других определений, однако же на вопрос, правильно ли сказать, что это вот есть человек или нет, надо давать ответ, имеющий одно значение, и не нужно прибавлять, что оно также бело и велико; ведь и нет никакой возможности перечислить все случайные свойства, количество которых ведь бес-предемп.мо; тик пусть противник или перечислит все яти свойства, или |нг укапывает) ни одного. И точно так же поэтому пусть одно и то же будет сколько угодно раз человеком и (имеете) не-человеком, все-таки в ответ на вопрос, есть ли это человек, не следует дополнительно указывать, что это вместе и не-человек, или уже [здесь] надо добавлять все другие случайные свойства, какие только есть и каких нет; а если противник делает это, тогда он [уже] разговора не ведет. Вообще люди, выставляющие это положение (утверждающие возможность противоречия), уничтожают сущность и суть бытия. Им приходится утверждать, что все носит случайный характер и что Оытис человеком или бытие животным в собственном смысле не существует. Н самом деле, если что-нибудь будет представлять собою бытие человеком в собственном смысле, это не будет тогда бытие нечеловеком или не-бытие человеком (хотя это — отрицания первого); у того, о чем мы здесь говорили, значение было одно, и этим одним значением (toyto) была сущность некоторой вещи. А если что-нибудь обозначает сущность [вещи], это имеет тот смысл, что бытие для него не заключается в чем-либо другом. Между тем, если у человека бытие человеком в собственном смысле будет заключаться в бытии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|