Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Имамат 1 страница




 

Обратившись к Священному и лучезарному Корану, мы найдём большое количество аятов, указывающих на право имамата (духовно-политической власти) имама Али и имамов из его рода. (стр 29)

 

И далее Алмат приводит излюбленную сказку шиитских ученых.

История эта такова: Однажды в мечеть пророка зашёл нищий и стал просить милостыню, Али в это время совершал молитву и, выполняя поясной поклон, указал нищему на своё кольцо, которое тот снял. После чего ангел Джабраиль (мир ему! ) ниспослал Посланнику Аллаха Мухаммаду следующий аят: «Поистине, ваш покровитель только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые простаивают молитву, дают милостыню, и они преклоняются».

Сказал ибн Теймия: «Ахли Хадис (мухадисы) не имеют противоречий, что этот хадис выдуманный»[28].

 

Перед тем как указать мнения ученых, книги в которых есть эта история, хочется провести небольшой анализ.

1. Нет ни одного достоверного предания, что этот аят был ниспослан об Али ибн Абу Талибе . Ибн Касир приведя предание о зякяте в поясном поклоне, сказал: «Этот хадис, ни с какой точки зрения не может рассматриваться как достоверный. Потому, то его цепочка слабая. Отдельно об Али , не был ниспослан ни один из аятов Корана» [29] .

2. Те предания, которые повествуют о «зякяте» в поясном поклоне, слабые, как с точки зрения риджала, так и логики. Потому, что молитва считается совершенной, если во время её не делается ничего лишнего.

3. Если принять эти предания за достоверные, то лучший зякят это тот, который дадут в поясном поклоне. А подобного нет ни в одной книге по «фикху».

4. Зачем давать «зякят» в поясном поклоне? Разве не лучше было бы, окончить молитву, а затем подать «зякят» бедняку?

5. Слово «вали» также имеет несколько значений: управляющий, руководитель, помогающий, друг и т. д. В данном контексте предельно понятно, какое значение несет это слово. Достаточно взглянуть на преведущие и последующие аяты.

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» [30] .

«О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас, и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» [31] .

Речь идет не о руководстве, и управление уммой, а о дружбе во имя Аллаха. Аллах ясно даёт понять, что друзьями мусульман, не являются христиане и иудеи, а правоверные.

В качестве примера стоит также привести вот эти аяты:

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» [32] .

«Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников» [33] .

То есть везде здесь употребляется слово «вали», и несет оно не смысл правления, а дружбы.

6. Далее, предания подобного на самом деле не свидетельствуют о превосходстве Али , а наооборот. Ведь Аллах в Коране говорит: «1. Воистину, преуспели верующие, 2. которые смиренны во время своих намазов». [34] Бесспорно, что Али (р. а) молился именно таким образом, и мы считаем его одним из самых богобоязненных людей, живших на этой земле. Но если мы примем, предания о «зякяте» во время «руку» за истину, то получится, что Али (р. а) во время намаза слушал кто заходит в мечеть, о чем они говорят, что просят. И услышав это во время «руку», он подал знак нищему, чтобы тот забрал его кольцо?

7. Есть определенные условия «зякята» как и любого другого столпа ислама. Если речь о золоте, то должно быть 85 грамм, и должен пройти год. «Зякят» не дается по просьбе нищего, и тем более кольцо. Это более уместно назвать милостыней.

8. Если обратить внимание на слова этого аята, то мы увидим, что определения множественного числа.

«و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ » -----те, «ي ُ ق ِ ي م ُ و ن َ »----- совершают намаз, «و َ ي ُ ؤ ْ ت ُ و ن َ »-----выплачивают зякят. То есть говорится о множественном числе, а не об одном человеке.

 

Предания:

Этот хадис, или хадисы с похожим смыслом, но отличным текстом, к сожалению, присутствуют во многих книгах.

Ибн Касир в «Бидая ва нихая» со ссылкой на Табарани, приведя этот хадис, он сказал: «Отдельно об Али , не был ниспослан ни один из аятов Корана» [35] .

Проблемным звеном у Табарани является передатчик Иса ибн Абдуллах Алави. Имам Даракутни сказал о нем: «Его хадисы отвергаются»[36].

 

Абдурразаг также передавал от ибн Аббаса , что этот аят был нсипослан об Али .

Абдурразаг:

ع ب د ا ل ر ز ا ق ح د ث ن ا ع ب د ا ل و ه ا ب ب ن م ج ا ه د ع ن أ ب ي ه ع ن ا ب ن ع ب ا س ف ي ق و ل ه « إ ن م ا و ل ي ك م ا ل ل ه و ر س و ل ه » ا ل آ ي ة ن ز ل ت ف ي ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب

(Цепочка передатчиков) от ибн Аббаса, который сказал, что аят: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник»[37] ниспослан об Али

 

Передатчики:

1) Абдульвахаб ибн Муджахид.

Сказал Ахмад: «Ничто, (он) слабый». Сказал Йахъя: «Ничто» [38] . Насаи и другие говорили: «Матрук»[39].

 

Другая цепочка восходящая к ибн Аббасу , была приведена ибн Мардавейхом. Её слабость заключается в том, что Даххак никогда не встречал ибн Аббаса [40].

Историю о зякяте в поясном поклоне также передал Вахиди [41] . В иснаде его предания есть Мухаммад ибн Сааб Кальби, Абу Надр Куфи. Его перу принажлежит комментарий Корана. Имама Ахмада спросили: «Можно ли читать (смотреть) комментарий Кальби? » Он ответил: «Нет». Об этом передатчике сказал Даракутни: «Матрук». Сказал ибн Муин: «Не заслуживает доверия». Сказал Джузаджани: «Лжец» [42] . Сказал Насаи: «Его хадисы отвергаются» [43] . Сказал хафиз Хейсами о Мухаммаде Кальби: «Лжец» [44] .

 

Аят «Инзар»

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

 «Поистине, ты - только увещатель, и у всякого народа есть водитель! » (Коран; 13: 7).

Многие учёные к комментарию данного аята приводят хадис от посланника Аллаха, в котором его светлость сказал: «Я увещатель, а Али водитель. О, Али! Ведомые по пути, будут наставлены на путь истины посредством тебя».

Девять сподвижников посланника Аллаха являются передатчиками данного хадиса и четыре суннитских авторитетных учёных приводят хадис к комментарию данного аята.

Во первых то, что кто-то привел предание в комментарии, не означает, что это предание достоверно.

Во вторых, этот хадис вымышленный, как отметил шейх Албани в «Сильсиля ад даифа»[45].  Ибн Касир в своем тафсире, таже отмечал, что это предание крайне неприемлимо.

 

Имам Табари привел этот хадис в своем комментарии[46]:

ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ي ح ي ى ا ل ص و ف ي ق ا ل: ح د ث ن ا ا ل ح س ن ب ن ا ل ح س ي ن ا ل أ ن ص ا ر ي ق ا ل: ح د ث ن ا م ع ا ذ ب ن م س ل م ، ب ي ا ع ا ل ه ر و ي ، ع ن ع ط ا ء ب ن ا ل س ا ئ ب ، ع ن س ع ي د ب ن ج ب ي ر ، ع ن ا ب ن ع ب ا س ق ا ل: ل م ا ن ز ل ت (إ ن م ا أ ن ت م ن ذ ر و ل ك ل ق و م ه ا د ) ، و ض ع ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ي د ه ع ل ى ص د ر ه ف ق ا ل: أ ن ا ا ل م ن ذ ر =(و ل ك ل ق و م ه ا د )، و أ و م أ ب ي د ه إ ل ى م ن ك ب ع ل ي ، ف ق ا ل: أ ن ت ا ل ه ا د ي ي ا ع ل ي ، ب ك ي ه ت د ي ا ل م ه ت د و ن ب ع د ي

 

Передатчик Хасан ибн Хусайн аль-Ансари, также известный как Аруни, был шиитом и не достойным доверия человеком. Его честность ставили под сомнение такие критики /риджала/ как Абу Хатим, ибн Ади и ибн Хиббан[47].

Другой рассказчик этого хадиса Муаз ибн Муслим неизвестен[48].

 

3. Аят «Таблиг»

Всевышний Аллах говорит:

 «О, посланник! Передай, что низведено тебе от Твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послание. Аллах защитит тебя от людей» (Коран; 5: 67).

 Ибн Асакир приводит посредством достоверного санада (передатчиков хадиса) от Абу Саида Худри, что данный аят был ниспослан в день «Гадир Хум» и непосредственно касается руководства имама Али (мир ему! ).

Это предание приводят восемь сподвижников посланника Аллаха и четырнадцать авторитетных суннитских учёных (стр 31).

 

Каждый раз когда я считаю, что больше ничем меня удивить шиитские авторы не могут, они прилагают максимум усилий, чтобы своей наглой ложью вновь ввергнуть меня в ужас.

 

Вот арабский текст этого предания из книги ибн Асакира «Тарих мадинатуль димашк» (42/237):

أ خ ب ر ن ا أ ب و ب ك ر و ج ي ه ب ن ط ا ه ر أ ن ا أ ب و ح ا م د ا ل أ ز ه ر ي أ ن ا أ ب و م ح م د ا ل م خ ل د ي أ ن ا أ ب و ب ك ر م ح م د ب ن ح م د و ن ن ا م ح م د ب ن إ ب ر ا ه ي م ا ل ح ل و ا ن ي ن ا ا ل ح س ن ب ن ح م ا د س ج ا د ة ن ا ع ل ي ب ن ع ا ب س ع ن ا ل أ ع م ش و أ ب ي ا ل ج ح ا ف ع ن ع ط ي ة ع ن أ ب ي س ع ي د ا ل خ د ر ي ق ا ل ن ز ل ت ه ذ ه ا ل ا ي ة " ي ا أ ي ه ا ا ل ر س و ل ب ل غ م ا أ ن ز ل إ ل ي ك م ن ر ب ك " ع ل ى ر س و ل ا ل ل ه ( ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ) ي و م غ د ي ر خ م ف ي ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب

 

Передатчик Атия ибн Саид аль-Ауфи, рассказывал это предание со слов Абу Саида . Во первых Атия Ауфи как передатчик был подвергнут критики со стороны ученых ахли-сунны. Сказал Насаи: «Слабый» [49] . Сказал Абу Хатим: «Слабый» [50] . Сказал Захаби: «Слабый» [51] . Сказал Ахмад: «Даифаль хадис» [52] .

Во вторых касательно конкретно этого звена шейх Албани сказал: «... что со слов Абу Саида его передал Атийя аль-Ауфи, который был слабым рассказчиком. Об этом сообщил ан-Навави в книге " аль-Азкар", Ибн Теймийя в книге " аль-Каида аль-Джалила", аз-Захаби в " аль-Мизане". Последний в книге " ад-Дуафа" (1/88) даже отметил, что богословы были единодушны в том, что он был слабым рассказчиком. Неоднократно назвал его слабым аль-Хафиз аль-Хейсами в книге " Маджма аз-Заваид" (5/236, например). Абу Бакр б. аль-Мухибб аль-Балабаки упомянул о нем в книге " ад-Дуафа ва аль-Матрукун" (сборник слабых и отвергаемых рассказчиков). Слабым его считал и аль-Бусыри, о чем мы еще поговорим впоследствии. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: «Правдивый рассказчик, который часто ошибался, был шиитом и фальсификатором». Таким образом, он указал на две причины его слабости как рассказчика.

Во-первых, Атийя обладал слабой памятью. Ибн Хаджар подчеркнул это, когда сообщил о том, что он часто ошибался. В книге " Табакат аль-Мудаллисин" он прямо отметил, что у него была слабая память. Еще более конкретную оценку ему Ибн Хаджар дал в книге " Талхис аль-Хабир" (с. 241, индийское издание). В комментарии к другому хадису он сказал: «Одним из его рассказчиков был Атийя б. Саид аль-Ауфи, который был слабым».

Во-вторых, он был фальсификатором. Однако Ибн Хаджар должен был разъяснить, какого рода фальсификациями он занимался. Известно, что хадисоведы различают несколько видов фальсификаций, наиболее известными среди которых являются следующие:

В одном случае рассказчик передает от имени того, кого он повстречал, то, что не слышал от него. Или же он передает хадисы от имени своего современника, которого он не встречал, представляя все так, будто он слышал эти слова от него. При этом он пересказывает хадисы от его имени или ссылается на его слова.

В другом случае рассказчик называет своего учителя по имени или по прозвищу, которое малоизвестно, чтобы скрыть его личность. Богословы ясно высказывались о том, что поступать так запрещено, если этот учитель не заслуживает доверия, и рассказчик фальсифицирует цепочку рассказчиков, чтобы хадисоведы не узнали об этом или приняли его за другого заслуживающего доверия рассказчика из-за сходства их имен или прозвищ. Этот вид фальсификации известен как " фальсификация шейха" .

Что касается фальсификации Атийи, то она относилась к этому запрещенному виду. Я разъяснил это в своей книге " Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа". Если быть кратким, то Атийя рассказывал хадисы со слов Абу Саида аль-Худри . После его кончины он посещал собрания одного из лжецов, известного своими лживыми хадисами, которого звали аль-Калби. Рассказывая хадисы с его слов, Атийя называл его Абу Саидом, и слушатели ошибочно полагали, что он имеет в виду Абу Саида аль-Худри! Полагаю, одного этого вполне достаточно, чтобы отнести Атийу к несправедливым рассказчикам. Что же говорить, если к этому прибавляется его слабая память! » [53] .

 

Другой рассказчик этого предания Али ибн Абис (ع ل ي ب ن ع ا ب س ) ничто, как сказал имам Йахъя ибн Маин[54]. Насаи, Азди и Джузаджани считали его слабым[55].

 

Клянусь Аллахом! Раб своих страстей Алмат солгал, сказав, что это предание ибн Асакир передал через достоверную цепочку передатчиков!

4. Аят «Икмал»

Аллах говорит в Коране:

«Сегодня Я завершил для Вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Коран; 5: 3).

Хатиб Багдади приводит хадис, в котором мы читаем: «Всякий, кто 18-го числа месяца «Зи хаджа», (т. е. в день «Гадир Хум») будет поститься, Всевышний воздаст ему вознаграждение, как будто он постился 60 месяцев. Это день, когда посланник Аллаха, подняв руку Али, сказал: «Разве я не ближе к верующим, чем они сами к себе? ». Все сказали: «Да... ». Тогда посланник Аллаха сказал: «Кому я покровитель, тому и Али покровитель». После чего, Умар дважды поздравил Али, сказав: «О, сын Абу Талиба! Ты покровитель каждого мусульманина и мусульманки! » Тогда Всевышний и Достославный Аллах ниспослал данный аят.

Этот хадис констатировали в своих книгах пятнадцать суннитских учёных (стр 32).

 

Хочется посоветовать шиитским авторам не пытаться доказать свою правоту ложью, и количеством. А лишь правдой и качеством.

Право фразы типа «передали 817. 5 выдающихся ученых» смешны.

 

Аят о завершение религии не был ниспослан в Гадир хуме.

Как передал имам Тирмизи: «Тарик ибн Шихаб передал: «Группа иудеев обратилась к Умару ибн Аль Хаттабу со словами: «О повелитель, правоверных, для нас был бы праздником тот день, в который нам был бы ниспослан подобный аят «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». Умар сказал: «Я хорошо знаю тот день, когда был ниспослан этот аят. Это было тот день, когда Арафа (стояние на Арафе) попало на пятницу»[56].

Бедретдин Четинер пишет: «Это предание пришло не только от Умара , его передали: Али , Муавии ибн Абу Суфьян , Самура ибн Джундуб , есть также «мурсал» предания от Ша’би, Катады, Шехр ибн Хавшеб и многих других»[57].

Ат Табари передал: «Соглано Тарику ибн Хишабу, Абдуллах Ибн Аббасу, Мухаммад ибн Ка’б Аль Курайзи, Амиру ибн Шаби, Катаде, Икриме, Шехр ибн Хавшебу, Эсме бинт Йазид, Муавие ибн Абу Суфьяну, и одному из преданий от Умар ибн Хатаба, этот аят был ниспослан, вечером в пятницу, во время прощального паломничества, у Арафы»[58].

Ибн Касир в своём комментарии пишет: «Асбат передал от Судди, что этот аят был ниспослан в день Арафы. То что этот аят был ниспослан во времы Арафы, в пятницу, истина в которой нет сомнения»[59].

Ас Суюти также придерживается этого мнения: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию».

«В «Сахихе» выводится от Умара, что этот айат был ниспослан в пятницу вечером, в год прощального паломничества. У этой версии есть много изводов, однако ибн Мардавейх выводил от Абу Саида аль-Худри, что это ниспослано у источника Гадир Хум. То же самое он выводит от Абу Хурайры, где говорится, что это произошло в восемнадцатый день месяца зуль-хиджа, когда Пророк  возвращался из прощального паломничества. Но оба эти сообщения (от ибн Мардавейха) не верны»[60].

Куртуби в своём тафсире пишет: «Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию». То есть: когда пророк (с. а. с) был в Мекке, мусульмане только молились. После переселения в Мекку и вплоть до хаджа, были ниспосланы все о запрещенном и дозволенным. После того, как посланник Аллаха совершил хадж, был ниспослан аят: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию».

Имам мухаддисов Тарик ибн Шихаб (Аз Зухри) передал: «Группа иудеев обратилась к Умару ибн Аль Хаттабу со словами: «О повелитель, правоверных, день в который нам был бы ниспослан этот аят «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам», был бы для нас праздником. Умар сказал: «Я хорошо знаю тот день, когда был ниспослан этот аят. Это было тот день, когда Арафа (стояние на Арафе) попало на пятницу». Этот хадис также передал имам Муслим и Насаи. Только у Насаи окончание такое: «В пятницу ночью».

Этот аят ниспослан во время великого хаджа. После того как посланник Аллаха прочитал этот аят, Умар заплакал. Пророк (с. а. с) спросил: «Зачем ты плачешь? ». Тот ответил: «Я плачу по тому что наша религия стала совершенной, в любом совершенным рано или поздно бывают упущения»[61]. Пророк : «Ты сказал правду»[62].

Муджахид считал, что этот аят был ниспослан во время завоевания Мекки.

Я говорю, что первая точка зрения более правильная. Этот аят был ниспослан в пятницу, когда пророк  был у Арафы. Во время откровения верблюда пророка , по кличке Адба, не выдержив тяжести, опустилась на землю»[63].

 

Но вернемся к ссылке Алмата на книгу по истории имама Багдади. В сноске Абсаликов написал «Тарих Багдад» том 8, стр 290.  

Вот арабский текст из книги имама аль-Хатиба:

أ ن ب أ ن ا ع ب د ا ل ل ه ب ن ع ل ي ب ن م ح م د ب ن ب ش ر ا ن أ ن ب أ ن ا ع ل ي ب ن ع م ر ا ل ح ا ف ظ ح د ث ن ا ض م ر ة ب ن ر ب ي ع ة ا ل ق ر ش ي ع ن ب ن ش و ذ ب ع ن م ط ر ا ل و ر ا ق ع ن ش ه ر ب ن ح و ش ب ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة ق ا ل م ن ص ا م ي و م ث م ا ن ع ش ر ة م ن ذ ي ا ل ح ج ة ك ت ب ل ه ص ي ا م س ت ي ن ش ه ر ا و ه و ي و م غ د ي ر خ م ل م ا أ خ ذ ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ب ي د ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ف ق ا ل أ ل س ت و ل ي ا ل م ؤ م ن ي ن ق ا ل و ا ب ل ى ي ا ر س و ل ا ل ل ه ق ا ل م ن ك ن ت م و ل ا ه ف ع ل ي م و ل ا ه ف ق ا ل ع م ر ب ن ا ل خ ط ا ب ب خ ب خ ل ك ي ا ب ن أ ب ي ط ا ل ب أ ص ب ح ت م و ل ا ي و م و ل ى ك ل م س ل م ف أ ن ز ا ل ل ه ا ل ي و م أ ك م ل ت ل ك م د ي ن ك م

 

Передатчик Матар ибн Тахман аль-Варрак. Сказал о нем Насаи: «Не сильный». Сказал Абу Хатим: «Слабый». И сказал ибн Сад: «В нем (есть) слабость в хадисах». Йахъя аль-Каттан сравнивал его с ибн Абу Лайлой, в вопросе плохой памяти[64].

И есть противоречия в другом передатчике Хашр ибн Хавшабе.

 

1. Сура «Человек»

Аллах говорит в Коране:

 «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, и бедняка и сироту и пленника. Поистине, мы кормим вас ради лика Аллаха, мы не хотим от вас никакой награды и благодарности» (Коран; 76: 8, 9).

Тридцать четыре авторитетных суннитских учёных, комментируя данный аят, приводят, что он был ниспослан относительно Ахл Аль Байт посланника Аллаха (мир им! ).

Так, известные суннитские толкователи Корана, как Фахр Рази в тафсире «Кабир», Кади Байдави в «Анвар ат-Танзил», Суйути в «Дур аль Мансур», исследователи как Абу аль Фада «Тарих», Багдади «Тарих» и многие другие пишут, что этот аят был ниспослан относительно пророческого рода Ахл аль Байт (стр 33).

Суюти в «Дурр аль мансур» передал со ссылкой на ибн Мардавейха, что ибн Аббас сказал, что этот аят был ниспослан о Али и Фатиме (да будет доволен ими Аллах). К сожалению в этой работе ас-Суюти нет цепочек передатчиков хадисов, и насколько мне известно книга ибн Мардавейха не дошла до наших дней.

Если судить по книге аль-Вахиди «Асбаб ан нузуль»

ب س م ا ل ل ه ا ل ر ح م ن ا ل ر ح ي م. ق و ل ه ت ع ا ل ى (و ي ط ع م و ن ا ل ط ع ا م ع ل ى ح ب ه م س ك ي ن ا ) ق ا ل ع ط ا ء ع ن ا ب ن ع ب ا س: و ذ ل ك أ ن ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ن و ب ة أ ج ر ن ف س ه ي س ق ي ن خ ل ا ب ش ي ء م ن ش ع ي ر ل ي ل ة ح ت ى أ ص ب ح و ق ب ض ا ل ش ع ي ر و ط ح ن ث ل ث ه ، ف ج ع ل و ا م ن ه ش ي ئ ا ل ي أ ك ل و ا ي ق ا ل ل ه ا ل خ ز ي ر ة ، ف ل م ا ت م إ ن ض ا ج ه أ ت ى م س ك ي ن ف أ خ ر ج و ا إ ل ي ه ا ل ط ع ا م ، ث م ع م ل ا ل ث ل ث ا ل ث ا ن ي ، ف ل م ا ت م إ ن ض ا ج ه أ ت ى ي ت ي م ف س أ ل ف أ ط ع م و ه ث م ع م ل ا ل ث ل ث ا ل ب ا ق ي ، ف ل م ا ت م إ ن ض ا ج ه أ ت ى أ س ي ر م ن ا ل م ش ر ك ي ن ف أ ط ع م و ه و ط و و ا ي و م ه م ذ ل ك ، ف أ ن ز ل ت ف ي ه ه ذ ه ا ل آ ي ة.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...