Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диоген лаэртский о Зеноне из Кития 8 глава




14- Да живи ты хоть три тысячи лет, хоть трид­цать тысяч, только помни, что человек никакой дру­гой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и жи­вет лишь той, которую теряет. Вот и выходит одно на одно длиннейшее и кратчайшее. Ведь настоящее у всех равно, хотя и не равно то, что утрачивается; так оказывается каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и будущее терять нельзя, потому что нель­зя ни у кого отнять то, чего у него нет. Поэтому по­мни две вещи. Первое, что все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. А другое, что и долговечнейший и тот, кому рано

умирать, теряет ровно столько же. Ибо настоящее — единственное, чего они могут лишиться, раз это и только это имеют, а чего не имеешь, то нельзя поте­рять.

15- Что все — признание. Верно, конечно, то, что отвечали на это кинику Мониму, но верно и то, что изречение это пригодно, если принять его силу в пределах истины.

16. Душа человека глумится над собой более все­го, когда он начинает, насколько это в его силах, от­рываться и как бы нарывать на мировом теле, пото­му что негодовать на что-либо — значит отрываться от природы, которой крепко держится природа вся­кой другой части. Глумится также, когда отвращает­ся от кого-нибудь или еще кидается во вражду, как бывает с душой разгневанных. В-третьих, глумится, когда сдается наслаждению или боли. В-четвертых, когда делает или говорит что-нибудь притворно и лживо. В-пятых, когда отправит безо всякой цели какое-либо деяние или устремление, действуя про­извольно или бессвязно, между тем как надо, чтобы и самая малость сообразовалась с некоторым назна­чением. А назначение существ разумных — следо­вать разуму и установлениям старейшего града и его государственности.

1 J. Срок человеческой жизни — точка; естест­во — текуче; ощущения — темны, соединение целого тела — тленно; душа — юла, судьба — непостижима, слава — непредсказуема. Сказать короче: река — все телесное; слепота и сон — все душевное; жизнь — война и пребывание на чужбине, а память после — забвение. Тогда что способно сопутствовать нам? Одно и единственное — философия. Она в том, что­бы беречь от глумления и от терзаний поселенного внутри гения — того, что сильнее наслаждения и бо­ли, ничего не делает произвольно или лживо и при­творно, не нуждается в том, чтобы другой сделал что-нибудь или не сделал; и который приемлет, что случается или уделено, ибо оно идет откуда-то, отку­да он сам; который, наконец, ожидает смерти в кро­тости разумения, видя в ней не что иное, как распад

первостихии, из которых составляется всякое живое существо. Ведь если для самих первостихии нет ни­чего страшного в том, чтобы вечно превращаться во что-то другое, для чего тогда нам коситься на пре­вращение и распад всего? Оно же по природе, а что по природе — не зло.

Третья книга

Писано в Карпуите.

/. Высчитывать не только, как с каждым днем растрачивается жизнь и остается все меньшая часть ее, — и то высчитай, что проживи человек дольше, неизвестно, достанет ли у него силы-то ума для по­нимания вещей и того умозрения, которое заботит­ся об искушенности в божественном и человечес­ком. Ведь начнет же дуреть: дышать, кормиться, представлять, устремляться и все такое будет без не­достатка, а вот располагать собой, в надлежащее по всем числам вникать, первопредставления расчле­нять и следить за тем, не пора ли уже уводить себя и прочее, что нуждается в разумной мощи, — это все раньше угасает. Значит, должно нам спешить не от­того только, что смерть становится все ближе, но и оттого, что понимание вещей и сознание кончаются еще раньше.

2. Следует примечать и в том, что сопутствует происходящему по природе, некую прелесть и при­влекательность. Пекут, скажем, хлеб, и потрескались кое-где края — так ведь эти бугры, хоть несколько и противоречащие искусству пекаря, тем не менее чем-то хороши и особенно возбуждают к еде. Или вот смоквы лопаются как раз тогда, когда пере­спели; у перезрелых маслин самая близость к гние­нию добавляет плодам какую-то особенную красоту. Так и колосья, гнущиеся к земле, сморщенная морда льва, пена из кабаньей пасти и многое другое, что да­леко от привлекательности, если рассматривать его 1 отдельно, однако в сопутствии с тем, что по приро­де, вносит еще более лада и душу увлекает; поэтому кто чувствует и вдумывается поглубже, что происхо-

дит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно слажено. Он и на подлинные звериные пасти станет смотреть с тем же наслаждением, как и на те, что выставляются живописцами и ваятелями как подражание; своими здравомысленными глаза­ми он сумеет увидегь красоту и некий расцвет у ста­рухи или старика и притягательность новорожден­ного; ему встретится много такого, что внятно не всякому, а только тому, кто от души расположен к природе и ее делам.

3. Гиппократ, излечивший много болезней, забо­лел и умер. Халдеи многим предрекли смерть, а по­том их самих взял рок. Александр, Помпеи, Гай Це­зарь, столько раз до основания изничтожавшие го­рода, сразившие в бою десятки тысяч конных и пеших, потом и сами ушли из жизни. Гераклит, столько учивший об исиламснении мира, сам на­полнился водой и, обложенный навозом, умер. Де­мокрита погубили вши, Сократа — другие вши. Так что же? — сел, поплыл, приехал, вылезай. Если для иной жизни, то и там не без богов, а если в бесчувст­вии, то перестанешь выдерживать наслаждение и боль и услужение сосуду, который тем хуже, что сам он в услужении, ибо одно — разум и гений, дру­гое — земля и грязь.

4- Не переводи остаток жизни за представления­ми о других, когда не соотносишь это с чем-либо об-щеполезным. Ведь от другого-то дела откажешься, воображая, значит, что делает такой-то и зачем бы, и что говорит, и что думает, и что такое замышляет, и еще много всякого, отчего сбивается внимание к собственному ведущему. Должно поэтому укло­няться того, чтобы в цепи представлений было слу­чайное или напрасное, а еще более — суетное или злонравное; приучать себя надо только такое иметь в представлении, чтобы чуть, тебя спросят: «О чем сейчас помышляешь?», отвечать сразу и откровенно, что так и так; и чтобы вполне явственно было, что все там просто и благожелательно и принадлежит существу общественному, не озабоченному видени-

ями услад или вообще каких-нибудь удовлетворе­ний, а еще — что нет там какой-нибудь вздорности, или алчности, или подозрительности, или еще чего-

! нибудь такого, в чем не сможешь признаться не

j краснея, что оно у тебя на уме. И вот такой человек, который более уж не откладывает того, чтобы быть среди лучших, есть некий жрец и пособник богов, распоряжающийся и тем, что поселилось внутри его, благодаря чему человек этот наслажденьями не запятнан, не изранен никакой болью, ни к какому насилию не иричастсн, ни к какому не чувствителен

, злу; подвижник он подвига великого — ни единой не

< покорился страсти, справедливостью напоен до дна;

4 от всей принимает души все, что есть и дано судь-

! бой. А представлениями о том, что говорит, делает или думает другой, он себя без крайней и общепо-•\ лезной надобности не часто займет. То, что при нем, то ему для действия, а что отмерено судьбой, в то он вглядывается непрестанно; в том он поступает пре­красно, а в этом уверился, что оно благо. Ибо удел, отмеренный каждому, несом целым и целое несет.

. А еще он и то помнит, что единородно все разумное и что попечение о всех людях отвечает природе че­ловека, а славы стоит добиваться не у всех, а у тех только, кто живет в согласии с природой. А кто не так живет, про тех он всегда помнит, каковы они до­ма и вне дома, ночью и днем и с кем водятся. Вот и не

, станет он считаться хотя бы и с хвалой таких людей,

«которые и сами-то себе не нравятся.

5. Не действуй как бы нехотя, необщественно, или же необдуманно, или же зависимо. Пусть вычур­ность не изукрасит твою мысль; многословен и мно­госуетен не будь. И пусть Бог, что в тебе, будет покро­витель существа мужеского, зрелого, гражданствен­ного, римлянина, правителя, того, кто сам поставил себя в строй и по звуку трубы с легкостью уйдет из жизни, не нуждаясь ни в клятвах, ни в людском свиде­тельстве; в нем лишь веселие, и независимость от по-

< мощи другого, и независимость от того покоя, кото­рый исходит от других. Верно: «исправным быть, а не исправленным».

6. Если находишь в человеческой жизни что-ни­будь лучше справедливости, истины, здравомыслия, мужества или вообще того, чтобы мысль твоя до­вольствовалась собою, когда ты благодаря ей дейст­вуешь по прямому разуму, и судьбой довольствова­лась, когда принимаешь то, что уделено нам не по нашему выбору; если, говорю я, усмотрел ты что-ни­будь лучше этого, то, обратившись к нему всей ду­шой, вкуси от этой прекраснейшей из находок. Если же не появится ничего, что лучше поселенного в те­бе гения, который и собственные устремления себе подчинил, и свои представления обследует, и от чув­ственных переживаний себя, как выражается Со­крат, оттащил, и богам себя подчинил, а о людях печется; если ты находишь, что все прочее более мелко и убого, чем он, то не давай места такому, к че­му однажды потянувшись и прибившись, уже без су­дорожного усилия не сможешь предпочитать то, что есть благо и само по себе, и твое. Недозволительно выставлять против разумного и деятельного блага что бы то ни было чужеродное, хоть бы хвалу от мно­гих, или должности, богатство, или вкушение наслаж­дений. Все эти вещи, даже если кажется, что понем­ногу они кстати, вдруг овладевают и несут за собой. Так избери же, говорю, просто и свободно то, что лучше, и этого держись. Тем лучше, чем больше при­носят пользы. Если как разумному тебе полезно, храни. А если как животному, то докажи и соблюдай свое суждение без ослепленья. Смотри только, основа­тельно рассуди.

7. Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нару­шить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-ни­будь, заподозрить, проклясть, притворствовать, воз­желать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах. Право, тот, кто предпочел собственный разум и своего гения и таинства его добродетели, тот не разыгрыва­ет трагедию, не стенает, не нуждается ни в одиноче­стве, ни в многолюдстве. А главное — станет жить, не гоняясь и не избегая, а будет ли он больший отре­зок времени распоряжаться душой и объемлющим ее

телом или же меньший, это ему ничуть не важно. Да хоть бы и пора было удалиться — уйдет так же лег­ко, как на всякое другое дело из тех, которые можно сделать почтительно и мирно. Всю жизнь он будет остерегаться единственно того, как бы мысль его не оказалась в каком-нибудь развороте, не подходящем для разумного государственного существа.

8. Не отыщешь в мысли выученного и очищен­ного никакого нагноения, пятна или воспаления, и рок не застанет его жизг 1ь незавершенной, так что­бы можно было сравнить его с лицедеем, который ушел, не кончив, не доиграв. А еще ничего рабского, никаких ухищрений, никак он не скован и не отщеп­лен, не подотчетен, не зарылся в нору.

9. Силу признавать — чти. В ней все для того, что­бы признание в твоем ведущем не было больше не­связно с природой и устроением разумного сущест­ва. Они ведь требуют неопрометчивости, располо­жения к людям и покорности богам.

10. Так брось же все и только этого немногого — держись. И еще помни, что каждый жив только в на­стоящем и мгновенном. Остальное либо прожито, либо неявственно. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в котором живем. Малость и длиннейшая из всех слав, что и сама-то живет сменой человечков, которые вот-вот умрут, да и себя же самих не знают — где там давным-давно умершего.

11. К названным выше опорным положениям пусть приложится еще и то, чтобы всегда находить пределы и очертания тому или иному представляе­мому, рассматривая его естество во всей наготе, пол­но и вполне раздельно, и говорить себе как собствен­ное его имя, так и имена тех вещей, из которых оно составилось и на которые распадается. Ничто так не возвышает душу, как способность надежно и точно выверить все, что выпадает в жизни, и еще так смот­реть на это, чтобы заодно охватывать и то, в каком - :таком мире и какой прок оно дает и какую ценность имеет для целого, а какую для человека, гражданина высочайшего града, перед которым остальные горо-

да — что-то вроде домов. Что оно, из чего соедини­лось и как долго длиться дано ему природой — тому, что сейчас создает мое представление? И какая нуж­на здесь добродетель — нестроптивость, мужество, честность, самоограничение, самодостаточность, верность и прочие. Вот почему всякий раз надо себе говорить: это идет от Бога, а это по жребию и вплете­но в общую ткань, а это так получается или случай, а это — единоплеменника, родственника и сотовари­ща, не ведающего только, что тут ему по природе. А я вот ведаю и потому отнесусь к нему и преданно, и справедливо по естественному закону нашей общ­ности. Вместе с тем в вещах средних ищу должную оценку каждой.

12. Если будешь, действуя в настоящем, следовать за прямым разумом с рвением, силой и благожела­тельностью, и не привходящее что-нибудь, а собст­венного гения сохранишь в устойчивой чистоте, как будто бы надо уже вернуть его; если увяжешь это, ни­чего не ожидая и ничего не избегая, довольствуясь в настоящем деятельностью по природе и правдиво­стью времен героических в том, что говоришь и про­износишь, — поведешь благую жизнь. И нет никого, кто помешал бы этому.

13. Как у врача всегда под рукой орудия и желез­ки на случай неожиданного вмешательства, так пусть у тебя будут наготове основоположения для распознания дел божественных и человеческих и для того, чтобы даже и самое малое делать, памятуя о взаимной связи того и другого. Ведь не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с бо­жественным, и наоборот.

14. Не заблуждайся доле; не будешь ты читать своих заметок, деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей, которые ты откладывал себе на старость. Поспешай-ка лучше к своему назначе­нию и, оставив пустые надежды, самому себе — если есть тебе дело до самого себя — помогай, как мо­жешь.

15- Они же не знают, сколь различное значит «воровать», «сеять», «прицениваться», «не беспоко-

иться», «смотреть, что делаешь», что делается не гла­зами, а неким иным зрением.

16. Тело, душа, ум; телу — ощущения, душе — уст­ремления, уму — основоположения. Впитывать пред­ставления — это и скотское, дергаться устремления­ми—и звериное, и двуполое, и Фаларидово, и Нероно-во. Руководствоваться умом, когда нечто представилось как надлежащее, — это и для тех, кто в богов не верует, бросает родину или берется действовать, разве что заперев двери. Так вот если остальное — общее с те­ми, кто назван выше, то свойством собственно до­стойного человека остается любить и принимать судьбу и то, что ему отмерено, а гения, поселившегося,у него внутри, не марать и не оглушать надоедливыми представлениями, а беречь его милостивым, мирно следующим Богу, ничего не произносящим против правды и не делающим против справедливости. И ес­ли даже не верят ему все люди, что он живет просто, почтительно и благоспокойно, он ни на кого из них не досадует и не сворачивает с дороги, ведущей к на­значению его жизни, куда надо прийти чистым, спо­койным, легким, приладившимся неприневоленно к своей судьбе.

Четвертая книга

1. Главенствующее внутри, когда оно в сообразии с природой, поворачивается к происходящему так, что ему всегда легко перестроиться на то, что воз­можно и дается ему. Не склонно оно к какому-нибудь определенному веществу и, устремляясь к тому, что само же себе с оговоркой поставило, само себе дела­ет вещество из того, что выводят ему навстречу, — так огонь одолевает то, что в него подбрасывают; малый светильник от этого угас бы, а яркий огонь скоро ус­ваивает себе то, что ему подносят, берет себе на по­требу и отсюда-то набирает силу.

2. Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.

3. Ищут себе уединения в глуши, у берега моря, в горах. Вот и ты об этом тоскуешь. Только как уж по-

обывательски все это, когда можно пожелать только и сей же час уединиться в себе. А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя в душе, осо­бенно если внутри у него то, на что, чуть взглянув, он сразу же обретает совершеннейшую благоустроен­ность — под благоустроенностью я разумею не что иное, как благоупорядоченность. Вот и давай себе постоянно такое уединение и обновляй себя. И пусть кратким и основополагающим будет то, что, едва выйдя навстречу, всю ее омоет и отпустит тебя уже не сетующим на то, к чему ты возвращаешься. Правда, на что ты сетуешь — на порочность людей? Так повтори себе суждение о том, что существа ра­зумные рождены одно для другого, что часть спра­ведливости — сносить и что против воли проступки; и то вспомни, сколько уж их, кто жили во вражде, по­дозрениях, ненависти и драке, потом протянули но­ги и сгорели, — и перестань наконец. Или ты сету­ешь на то, что уделено тебе из целого? Так обнови в уме разделительное: либо промысл, либо атомы; а также все то, откуда доказа] ю было, что мир подо­бен городу. Или вновь затронет тебя телесное? Но ты же понял, что мысль не смешивается с гладкими или шероховатыми движениями дыхания, если она од­нажды обрела себя и узнала присущую ей власть и прочее, что ты слушал о наслаждении и боли, с чем и сам согласился. Или издергает тебя тщеславие? Но ты же видел, как быстро забывается все, как зияет вечность, бесконечная в обе стороны, как пуст этот звон, как переменчиво и непредсказуемо то, что мнится зависящим от нас, также и узость места, ко­торым все это ограничено. Ведь и вся-то земля — точка, а уж какой закоулок это вот селенье, и опять же — сколько их, кто восхваляет и каковы. Вот и по­мни на будущее об уединении в этой твоей ограде: прежде всего не дергайся, не напрягайся — будь сво­боден и смотри на вепщ как мужчина, человек, граж­данин, как существо смертное. И пусть прямо под ру­кой будет у тебя двойственное, на что можно быстро бросить взгляд. Одно — что вещи души не касаются и стоят недвижно вне ее, а досаждает только внут-

реннее признание. И второе: все, что ни видишь, скоро подвергнется превращению и больше не бу­дет — постоянно помышляй, скольких превращений ты и сам уже был свидетель. Мир — изменение, жизнь — признание.

4. Если духовное у нас общее, то и разум, которым мы умны, у нас общий. А раз так, то и тот разум об­щий, который велит делать что-либо или не делать; а раз так, то и закон общий; раз так, мы граждане; раз так, причастим некоей государственности; раз так, мир есть как бы город. Ибо какой, скажи, иной общей государственности причастен весь человеческий род? Это оттуда, из этого общего города идет само ду­ховное, разумное и законное начало — откуда же еще? Что во мне землисто — от земли какой-нибудь уделено мне, влажное — от другого начала, душев­ное — из некоего источника, а горячее и огненное — из собственного источника (ведь ничто не происхо­дит из ничего, как и не уходит в ничто); так и духов­ное идет же откуда-то.

5- Смерть — такое же, как рождение, таинство природы, соединение из тех же первооснов в те же. И нет в ней ничего ни для кого постыдного: нет в ней для духовного существа непоследовательнос­ти, нет и противоречия с его строением.

6. 'Гак оно и должно со всей необходимостью происходить у этих людей; кто не желает этого — не желает, чтобы смоковница давала свой сок. И вооб­ще помни, что так мало пройдет времени, а уж и ты, и он умрете, а немного еще — и даже имени вашего не останется.

7. Сними признание — снимается «обидели ме­ня»; снято «обидели» — снята обида.

8. Что не делает человека хуже самого себя, то и жизнь его не делает хуже и не вредит ему ни внешне, ни внутренне.

9- Природа того, что приносит пользу, вынужде­на делать это.

10. Что происходит, по справедливости проис­ходит: проследи тщательно — увидишь. Я не о сооб­разности только говорю, а именно о справедливос-

ти, как если бы некто воздавал всякому по достоин­ству. Так следи же за этим, как уже начал; что бы ни делал, делай так, как достойный человек, в том смыс­ле, в каком и мыслится достоинство. Сохраняй это в любой деятельности.

11. Не то признавай, как судит твой обидчик или как он хочет, чтобы ты сам судил, а смотри, как оно на деле.

12. Две готовности надо всегда иметь. Одна: де­лать только то, что поручает тебе смысл власти и за­кона на пользу людей. И еще: перестраиваться, если явится кто-нибудь, чтобы поправить или переубе­дить в каком-нибудь мнении. Только чтобы пере­убеждение шло от некой достоверности, будь то справедливость, или общая польза, или что-нибудь такое, а не оттого, что поманила сладость или там слава.

13. Разум есть у тебя? Есть. Зачем же без него об­ходишься? Или чего еще желаешь, когда он делает свое дело?

14. Как часть в целом ты во:н ihk и в породившем тебя исчезнешь. Вернее, превратившись, будешь принят в его осеменяющий разум.

15- Много комочков ладана на одном алтаре. Один раньше упал, другой позже — вполне безраз­лично.

16. Десяти дней не пройдет, и ты Богом пока­жешься тем, для кого ты сейчас зверь и обезьяна, — сверни только к основоположениям и к почитанию разума.

17. Жить не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив, покуда можно — стань хорош.

18. Сколько досуга выгадывает тот, кто смотрит не на то, что сказал, сделал или подумал ближний, а единственно на то, что сам же делает, чтобы оно было справедливо и праведно; и в достойном чело­веке не высматривает он темноту нрава, а спешит прямо и без оглядки своим путем.

19. Кого слава у потомков волнует, тот не пред­ставляет себе, что всякий, кто его поминает, и сам-то

очень скоро умрет, а следом тот, кто его сменит, и так, пока не погаснет в волнующихся и угасающих всякая память о нем. Ну предположим, бессмертны были бы воспоминающие и память бессмертна — тебе что с того? Не говорю уж мертвому — что проку тебе живому от похвал? или другой у тебя расчет? Ибо некстати ты пренебрегаешь тем, что сейчас да­рует природа, которая получает у тебя некий иной смысл.

20. Впрочем, все сколько-нибудь прекрасное прекрасно само по себе и в себе завершено, не включая в себя похвалу: от хвалы оно не становится I 'ни хуже, ни лучше. Это я отношу и к тому, что при-Йнято называть прекрасным, будь то создания при-( роды или искусства, ибо воистину прекрасное нуж­дается ли в чем? Не более, чем закон, не более, чем истина, не более, чем преданность и скромность. Что из этого украсит хвала, что испортит брань? Изумруд хуже станет, когда не похвалили его? А зо­лото как? слоновая кость, багряница, лира, клинок, цветочек, деревце?

21. Если ввек пребывают души, как вмещает их воз­дух? А как земля вмещает тела всех погребенных от ве­ка? Подобно тому как тут превращение и распад дают место другим мертвым для некоего продленного пребывания, так и перешедшие в воздух души, неко­торое время сохраняясь, превращаются, изливаются и воспламеняются, воспринимаемые в осеменяю­щий разум целого, и дают таким образом место вновь подселяемым. Вот что можно отвечать относи­тельно предположения, что души пребывают. Доста­точно представить себе не только множество погре­баемых тел, но и бесчисленных животных, изо дня в день поедаемых нами и другими животными, — сколько их истребляется и некоторым образом погре­бено в телах поедающих, и все же благодаря переходу в кровь и преобразованиям в воздушное и огненное то

•1 ;же место приемлет их.

j Что значит здесь расследование истины? Разделе-

: -ние на вещественность и причинность.

; 22. Не сбиваться: во всяком устремлении являть

справедливость, во всяком представлении — беречь способность постигать.

23- Все мне пригодно, мир, что угодно тебе; ни­что мне не рано и не поздно, что вовремя тебе, все мне плод, что приносят твои, природа, соки. Все от тебя, все в тебе, все к тебе. Сказал поэт: «Милый Кек-ропов град», ты ли не скажешь: «О, милый Зевеса град»?

24- «Мало твори, коль благоспокойства желаешь». А не лучше ли необходимое делать — столько, сколь­ко решит разум общественного по природе существа и так, как он решит? Потому как тут и будет благоспо-койствие не от прекрасного только, но еще и малого делания. Ведь в большей части того, что мы говорим и делаем, необходимости пет, так что, если отрезать все это, станешь много свободнее и невозмутимее. Вот отчего надо напомш шть себе всякий раз: «Да точ­но ли это необходимо?» И не только действия надо урезать, когда они не необходимы, но и представле­ния — тогда не последуют за ними и действия сопут­ствующие.

25- Испробуй, не подойдет ли тебе также и жизнь достойного человека, довольного тем, что он полу­чает в удел от целого, довольствующегося справед­ливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада.

26. Видел то? ну а теперь это. Не смущай ты себя — будь проще. Кто-то дурно себя повел? — Ему же дурно. Что-то хорошее тебе случилось? — Изначально опре­делено и ушла но было мировым целым все, что с то­бой случается. Вообще: жизнь коротка, так поживись настоящим с благоразумием и справедливостью. Трезво веселись.

27. Либо стройный миропорядок, либо груда, ме­шанина, и все-таки миропорядок Может ли это быть, что в тебе есть некий порядок, а в мировом целом од­на беспорядочность? И это при том, что все так и раз­лито, и различено, и единострастно?

28. Темный нрав, женский нрав, жесткий, звери­ное, скотское, ребячливое, дурашливое, показное, шутовское, торгашеское, тиранское.

29. Если чужой миру тот, кто не знает, что в нем есть, не менее чужой, кто не ведает, что в нем проис­ходит. Изгнанник, кто бежит гражданского разуме­ния; слепец, кто близорук умственным оком; нищ, кто нуждается в чем-то, у кого при себе не все, что нужно для жизни; нарыв на мире, кто отрывается и отделяет себя от всеобщей природы, сетуя на проис­ходящее, — ведь все это она приносит, которая и те­бя выносила. Отщепенец города тот, кто отщепляет свою дутпу от других разумных, между тем как она едина.

30. Один без хитона философствует, другой без книги. Тот, полуголый, так говорит: «У меня хлеба нет, а я верен разуму». — «А у меня познавательной нет пищи, и я верен».

31. Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся. А остаток пройди, от всей души препоручив богам все твое, из людей же никого не ставя ни господином себе, ни рабом.

32. Помысли себе, скажем, времена Веспасиана; все это увидишь: женятся, растят детей, болеют, уми­рают, воюют, празднуют, занимаются торговлей и земледелием, подлещиваются, высокомерничают, подозревают, злоумышляют, мечтают о чьей-нибудь смерти, ворчат на настоящее, влюбляются, накапли­вают, жаждут консульства, верховной власти. И вот нигде уже нет этой жизни. Тогда переходи ко време­нам Траяна — снова все то же, и снова мертва и эта жизнь. Точно так же взгляни на другой какой-нибудь отрезок времен в жизни целых народов и посмотри, сколько тех, кто напрягался, а там упал и распался на первостихии. Особенно стоит возвращаться к тем, о ком знал ты, что они дергаются попусту, пренебре­гая собственным же устроением вместо того, чтобы за него уцепиться и довольствоваться им. А столь не­обходимо это припоминание оттого, что озабочен­ность тем или иным делом имеет свою цену и меру. Ты тогда не оплошаешь, когда не примешься за малое с большей, чем надобно, силой.

33. Когда-то привычные слова, ныне ученая ред­кость. Так же имена прославленных когда-то людей

ныне — вроде как забытые слова: Камилл, Цезон, Во-лез, Дентат; а там, понемножку, и Сципион с Катоном, затем и Август, потом Адриан, Антонин. Все переход­чиво, все быстро становится баснословием, а вскоре и совершенное забвение все погребает. И это я гово­рю о тех, кто некоторым образом великолепно про­сиял, потому что, кто не таков, тот, чуть испустив дух, уже «незнаем, неведом». Да и что вообще вечно-па­мятно? Вздор все это. Так что же тогда есть такого, ра­ди чего стоит усердствовать? Единственно справед­ливое сознание, деяние общественное и разум, ни­когда не способный ошибаться, и душевный склад, принимающий все происходящее как необходимое, как знакомое, как проистекающее из того самого на­чала и источника.

34- Добронолы к) вручай себя пряхе Клото и не ме­шай ей впрясть тебя в какую ей будет угодно пряжу.

35. Все на да ш, и кто i к >mi шт, и кого.

36. Созерцай непрестанно, как все становящееся становится в превращениях, и привыкай сознавать, что природа целого ничего не любит так, как превра­щать сущее, производя молодое, подобное старому. Ибо некоторым образом все сущее есть семя будуще­го, ты же думаешь, семя — то, что падает в землю или в лоно, — очень уж по-обывательски это.

3 7- Умрешь вот, так и не сделавшись ни цельным, ни безмятежным, ни чуждым подозрений, будто мо­жет прийти к тебе вред извне; так и не сделавшись ко всем мягок, не положив себе, что разум единственно в том, чтобы поступать справедливо.

38. Разгляди их ведущее, хотя бы и разумных, — за чем гонятся, чего избегают.

39- В чужом ведущем твоей беды нет, как нет ее, конечно, и в том или ином развороте или измене­нии внешнего. Но где же? Там, где происходит при­знание беды. Так вот: пусть не идет оттуда призна­ние, и все у тебя хорошо. И если даже это твое тело режут и жгут, если оно гноится, гниет, пусть та доля, которая ведает признанием этого, будет покойна, то есть пусть так рассудит, что это ни добро, ни беда, раз может такое случиться и с хорошим человеком,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...