.3 Методы психолого-педагогического изучения ребенка
Современная психология располагает большим разнообразием экспериментально-методических средств, отвечающих различным специфическим задачам обследования и изучения ребенка. Важно помнить, что метод это способ осуществления обследования, а методика – технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. При этом можно говорить о двух подходах к ведению диагностического обследования – психометрическом и клиническом. Психологи-экпериментаторы выступают за жесткое проведение стандартизованной процедуры за строго ограниченный период времени для получения количественных показателей о развитии определенной психической функции. В то же время клинический подход делает акцент на качественном анализе способов выполнения ребенком заданий, учете характера и причин ошибок. Здесь не только допускается, но и специально широко используется изменение инструкций в заданиях – их пояснение, уточнение и т. д. Кроме того, практикуется отказ от ограничений по времени (при сохранении учета этой характеристики) (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 1989; К. М. Гуревич, 1985, 1997 и др. ). При психометрическом обследовании специалисты отказываются от критики, похвалы, помощи или обучения ребенка во время проведения эксперимента. Считается, что их использование существенно влияет на качество выполнения задания, что приводит к изменению специальных показателей. В клинической диагностике, наоборот, разрешается делать ребенку замечания, активно подбадривать его и т. д. Это “обязательнейшие и важнейшие приемы получения информации” (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986). Клинический вариант обследования предполагает умение экспериментатора фиксировать не только результаты выполнения задания, но и многообразные качественные особенности психической деятельности ребенка, проявляющиеся при выполнении того или иного задания.
Тем не менее, пато- и нейропсихологи не исключают возможность использования психологических тестов для изучения особенности психических процессов и состояний, подчеркивая при этом измерительную направленность тестов (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, 1997 и др. ). В то же время совместное их использование позволяет получить качественный анализ экспериментальных данных, выигрывающий от статистической обработки. О возможности их сочетанного применения в зависимости от задач исследования писал С. Л. Рубинштейн (1958). Эту точку зрения отстаивали И. Ф. Марковская, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, М. Г. Ярошевский и др. В настоящее время в отечественной психологии усиливается тенденция рассмотрения и изучения целостной личности. Для полноценного диагностического обследования оптимальной стратегией является гибкое сочетание психометрического и клинического методов, нацеленных на получение разносторонней характеристики развития ребенка (Г. В. Бурменская, 1986)( А. Н. Орлова). Основными методами психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов развития являются - наблюдение за ребенком, изучение истории развития, беседа, тестирование, опрос, проективные техники, графические методы, диагностический эксперимент – один из основных методов психолого-педагогического изучения ребенка. Наблюдение - один из методов эмпирических исследований, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Включает элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (ранжирование, факторный анализ и пр. ).
С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизованные процедуры. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко было представлено в работах М. Я. Басова. Он разработал методику психологических наблюдений, которая была единственной научной разработкой в мировой литературе. Основной принцип этой методики, отличающий ее от применявшихся ранее дневниковых психологических наблюдений (у В. Штерна, К. Бюлера и др. ), - это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – это наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных моментов. И третий принцип – избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя. При этом регистрировать при наблюдении следует не только внешние проявления, но и те внешние и по возможности внутренние стимулы, которые их вызывали, а также общую обстановку («фон»), в которой осуществлялось поведение. А. Ф. Лазурский создал специальную методику проведения целенаправленных наблюдений. Его большой заслугой являлось то, что ребенок изучался в деятельности, в естественных условиях (отсюда «естественный эксперимент»). А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной диагностике - научную характерологию (Благодаря этому удается обследовать не отдельные психические процессы, а психические функции и личность в целом). Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы (целью), выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, системой фиксации и записи результатов. В ходе диагностического наблюдения за ребенком специалист фиксирует результаты по следующим параметрам: внешний вид – невыразительное, амимичное лицо; наличие ассиметрии или диспластичности; отсутствие фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение, высунутый язык; косоглазие; размеры головы;
игра - наличие интереса к игре, стойкость интереса, адекватность употребления игрушек; характер игры (манипуляции, процессуальные действия, игра с элементами сюжета); внимание (длительность сосредоточения, переключаемость); контактность; реакция на одобрение; реакция на замечание; отношение к неудаче; моторика (походка, патологические движения); эмоционально-волевая сфера (пассивность, инертность, вялость, возбудимость, двигательная расторможенность, агрессивность). Следует указать и на желательность использования в практике психодиагностики отклоняющихся вариантов развития в целях наблюдения зеркала Гезелла для получения более достоверных результатов. Находясь в соседнем помещении, специалист, проводящий наблюдение, не отвлекая и не смущая ребенка, через зеркало Гезелла фиксирует данные. Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности достоверности полученной информации. Опрос – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюденииопределенных правил он позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенный (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом и!!! от отвечающего смысле). Они могут иметь открытый или закрытый характер. Беседа – особенностьиспользования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Как и в опросниках личности, самая большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формулировании вопросов. Существуют многочисленные правила построения вопросов, расположения их в определенном порядке, группировке в отдельные блоки и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|