2.2 Система психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся развитием.
Государственная система специализированных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции): -обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи; -защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия; -сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждениях; -обеспечение единых требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия; -реализация вариативности и разнообразия организационных форм и коррекционно-развивающих технологий; -обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона); -разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров. Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в разных организационных формах. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях “Начальная школа-детский сад” трех видов: - компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии; - комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
- общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания в учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также: - в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.; - в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста; - в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др. Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений “Начальная школа-детский сад” компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) при обязательном присутствии и согласии с решением родителей (законных представителей ребенка). Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в обще развивающее ДОУ или учреждение “Начальная школа-детский сад” также находятся в компетенции ПМПК.
Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными представителями ребенка). В системе образования принято следующие условные обозначения специализированных образовательных учреждений для детей с нарушением или отклонением в развитии: Учреждения I вида – для детей с нарушением слуха (глухих), II вида - для детей с нарушением слуха (слабослышащих), III вида – для детей с нарушением зрения (слепых), IV вида – для детей с нарушением зрения (слабовидящих), V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи, VI вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII вида – для детей с задержкой психического развития (ЗПР), VIII вида – для детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость). Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются органами здравоохранения. В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов. Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях “Начальная школа-детский сад” компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребывания осуществляется в соответствии со специальным учебным планом и программами для детей с теми или иными отклонениями в развитии, в том числе и лицензированными авторскими. В данных учреждениях создается предметно-развивающая среда, отвечающая особенностям развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию. Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии строится на трех основных принципах:
- ранняя (с первых месяцев жизни) коррекция отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; - обязательная коррекционная помощь каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения; - обоснованный отбор детей для той или иной модели интегрированного воспитания. Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция – “детище” специальной педагогики, т. к. интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей должна осуществляться интеграция в различных ее формах: - комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога; - частичная интеграция. Дети (1-2 человека), еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников; - временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников. Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы обще развивающего детского сада учреждения “Начальная школа-детский сад”), при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства. Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей. Если перед специализированными дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями “Начальная школа-детский сад”, в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии оказываются принципиально иные задачи: - педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии; - работа с родителями детей с подозрением на отклонение в развитии с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка; - постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии;
- обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога; - обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии; - работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдению рекомендаций специалистов, помощи дошкольнику в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей; - целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижениями с целью своевременного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения. Среди таких изменений могут быть: а) желательность перевода дошкольника в специализированное учреждение (группу), б) интенсификация коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказание в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников, совершенствование материально-технической базы интегрированного воспитания; в) оказание помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в развитии в среде нормально развивающихся детей. Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При этом необходимо учитывать следующие условия: - содержание воспитания и обучения должно быть направлено на амплификацию развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; - задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии; - содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны; - материально-технические и медико-социальные условия, предметно-развивающая среда должны соответствовать образовательным и коррекционным задачам; - профессиональная подготовка специалистов должна быть направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики. В системе Министерства здравоохранения РФ имеется сеть домов ребенка для детей от рождения до 3 лет, Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2-х до 4-х лет и специализированные психоневрологические санатории для детей от 4-х до 8-и лет с органическим поражением ЦНС. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом умственная отсталость осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь проблемным детям в этих учреждениях детские психиатрические больницы разного уровня (регионального, областного, городского), которые ведут учет и реализуют комплексный подход, как в диагностике, так и в коррекционном воздействии. В системе Министерства здравоохранения РФ имеется сеть домов ребенка для детей от рождения до 3 лет, Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2-х до 4-х лет и специализированные психоневрологические санатории для детей от 4-х до 8-и лет с органическим поражением ЦНС. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом умственная отсталость осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь проблемным детям в этих учреждениях детские психиатрические больницы разного уровня (регионального, областного, городского), которые ведут учет и реализуют комплексный подход, как в диагностике, так и в коррекционном воздействии. Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей. В системе образования принято следующие условные обозначения специализированных образовательных учреждений для детей с нарушением или отклонением в развитии: Учреждения I вида – для детей с нарушением слуха (глухих), II вида - для детей с нарушением слуха (слабослышащих), III вида – для детей с нарушением зрения (слепых), IV вида – для детей с нарушением зрения (слабовидящих), V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи, VI вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII вида – для детей с задержкой психического развития (ЗПР), VIII вида – для детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость В системе Министерства здравоохранения РФ имеется сеть домов ребенка для детей от рождения до 3 лет, Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2-х до 4-х лет и специализированные психоневрологические санатории для детей от 4-х до 8-и лет с органическим поражением ЦНС. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом умственная отсталость осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь проблемным детям в этих учреждениях детские психиатрические больницы разного уровня (регионального, областного, городского), которые ведут учет и реализуют комплексный подход, как в диагностике, так и в коррекционном воздействии. Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей. В системе образования принято следующие условные обозначения специализированных образовательных учреждений для детей с нарушением или отклонением в развитии: Учреждения I вида – для детей с нарушением слуха (глухих), II вида - для детей с нарушением слуха (слабослышащих), III вида – для детей с нарушением зрения (слепых), IV вида – для детей с нарушением зрения (слабовидящих), V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи, VI вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII вида – для детей с задержкой психического развития (ЗПР), VIII вида – для детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость В настоящее время создана модель ранней комплексной (медико—психолого-педагогической) помощи детям группы риска и их родителям в условиях стационара. Так, сотрудники Института коррекционной педагогики РАО совместно со специалистами Института Педиатрии РАМН на базе отделения по выхаживанию и реабилитациии недоношенных детей первого года жизни реализуют программу «Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклонений в развитии» под руководством док. мед. наук, профессора Г. В. Яцык. В реализации данной программы участвуют разные специалисты: неонатолог-педиатр, невропатолог, врач ЛФК, педагог-дефектолог, психолог, социальный педагог и другие специалисты. Контрольные вопросы и задания: 1. Раскройте цель, задачи и основные принципы деятельности ПМПК. 2. Расскажите о системе психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся развитием в системе образования. 3. Расскажите о системе психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся развитием в системе здравоохранения и соц. защиты. 4. Охарактеризуйте сущность и виды интеграции. 5. Каковы условия решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в дошкольных учреждениях? Литература: 1. Грибанова Г. В. Руководство по организации деятельности психолого-медико- педагогических комиссий (ПМПК) //Дефектология. 2001, №6. 2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, 1995. 3. Малофеев Н. Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России /сб. Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М.: «Права человека». 4. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. 1997, №4. 5. Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий. – Москва-Орел, 2002. 6. Региональная служба практической психологии. Опыт работы и перспективы развития. Материалы научно-практического семинара ответственных за деятельность службы практической психологии в органах управления образования субъектов Российской Федерации. – Самара, 2002. 7. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Академия, 2001. 8. Шматко Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. 1999, № 1, 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|