3.2. Современный подход к психолого-педагогической диагностике отклоняющихся вариантов развития детей в специальной психологии и коррекционной педагогике
Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. В нашей стране, в силу многих причин, он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. Практика показывает, что легкие нарушения ВНД (высшей нервной деятельности) у детей появляются на поведенческом уровне и лишь позднее в учебной деятельности. Это приводит к тому, что легкие ММД (минимально-мозговые дисфункции) выявляются, главным образом, в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализированный характер. Современные методы диагностики отклонений в психическом развитии с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте. Дифференциальная диагностика нарушений психического развития детей имеет личностно-ориентированную направленность, и предполагает проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, направленное на предупреждение и профилактику вторичных отклонений в развитии. Следует отметить еще один важный аспект диагностической деятельности. Практика показывает, что у некоторых детей дошкольного возраста наблюдаются невротические и патохарактерологические проявления в поведении – повышенная конфликтность и агрессивность, что осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях это связано с неблагополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка, которые не учитывают его личностные, возрастные особенности и потребности. Служба психолого-педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.
Современная отечественная диагностика отклоняющихся вариантов познавательного развития детей учитывает ряд принципов. Один из основных принципов диагностики нарушений развития - комплексный подход, который означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, психолого-педагогическое изучение ребенка составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка. Диагностика психического развития детей показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения, учитывая ведущую роль обучения в психическом развитии. При этом следует иметь в виду, что в случаях нарушений в психическом развитии необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением ребенка, его игрой; в более сложных случаях клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое и т. п. изучение ребенка. Следующим важным положением современного подхода к диагностике аномального развития в целях определения путей коррекционного обучения является принцип целостного системного изучения ребенка.
Целостный системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в психическом развитии, т. е. взаимосвязанную систему нарушений - первичных, вторичных, третичных и т. д. Существенное значение в диагностике нарушений в развитии ребенка имеют также принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных. В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развития, которые не могут опережать друг друга. Существует возрастная периодизация, на которую необходимо ориентироваться при изучении ребенка. Поэтому при организации условий и методов диагностического обследования следует учитывать принцип возрастных особенностей детского развития. Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень, как психического развития ребенка, так и его личностные особенности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных. Из сказанного следует, во-первых, необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, неизбежность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных. Количественные и качественные показатели практически выступают во взаимосвязи. В настоящее время в области психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное изучение ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Отечественными учеными создан системный подход к изучению психического развития, в котором психофизиологическая структура зрелой личности рассматривается как сложная иерархическая система соподчиненных, надстраивающихся друг над другом планов, или уровней, отражение действительности и психической регуляции деятельности субъекта.
Возрастное психическое развитие ребенка имеет глубокую органическую основу, с одной стороны, создающую необходимые предпосылки для развития, а с другой — претерпевающую существенные изменения при активном функционировании соответствующих органических систем, реализующих свои функциональные возможности в тех или иных действиях или видах детской деятельности. Процесс созревания детского организма, ход формирования его морфологических и функциональных особенностей определяется не только генетической программой, но и условиями жизни ребенка.
Контрольные вопросы и задания:
Литература: 1. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978. 2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. -М.: Педагогика, 1989. 3. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|