Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Современный подход к психолого-педагогической диагностике отклоняющихся вариантов развития детей в специальной психологии и коррекционной педагогике




Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. В нашей стране, в силу многих причин, он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. Практика показывает, что легкие нарушения ВНД (высшей нервной деятельности) у детей появляются на поведенческом уровне и лишь позднее в учебной деятельности. Это приводит к тому, что легкие ММД (минимально-мозговые дисфункции) выявляются, главным образом, в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализированный характер. Современные методы диагностики отклонений в психическом развитии с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте.

Дифференциальная диагностика нарушений психического развития детей имеет личностно-ориентированную направленность, и предполагает проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, направленное на предупреждение и профилактику вторичных отклонений в развитии.

Следует отметить еще один важный аспект диагностической деятельности. Практика показывает, что у некоторых детей дошкольного возраста наблюдаются невротические и патохарактерологические проявления в поведении – повышенная конфликтность и агрессивность, что осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях это связано с неблагополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка, которые не учитывают его личностные, возрастные особенности и потребности. Служба психолого-педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.

Современная отечественная диагностика отклоняющихся вариантов познавательного развития детей учитывает ряд принципов.

Один из основных принципов диагностики нарушений развития - комплексный подход, который означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, психолого-педагогическое изучение ребенка составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка.

Диагностика психического развития детей показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения, учитывая ведущую роль обучения в психическом развитии. При этом следует иметь в виду, что в случаях нарушений в психическом развитии необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением ребенка, его игрой; в более сложных случаях клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое и т. п. изучение ребенка.

Следующим важным положением современного подхода к диагностике аномального развития в целях определения путей коррекционного обучения является принцип целостного системного изучения ребенка.

Целостный системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в психическом развитии, т. е. взаимосвязанную систему нарушений - первичных, вторичных, третичных и т. д.

Существенное значение в диагностике нарушений в развитии ребенка имеют также принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных.

В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развития, которые не могут опережать друг друга. Существует возрастная периодизация, на которую необходимо ориентироваться при изучении ребенка. Поэтому при организации условий и методов диагностического обследования следует учитывать принцип возрастных особенностей детского развития.

Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень, как психического развития ребенка, так и его личностные особенности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных.

Из сказанного следует, во-первых, необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, неизбежность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных. Количественные и качественные показатели практически выступают во взаимосвязи.

В настоящее время в области психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное изучение ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    Отечественными учеными создан системный подход к изучению психического развития, в котором психофизиологическая структура зрелой личности рассматривается как сложная иерархическая система соподчиненных, надстраивающихся друг над другом планов, или уровней, отражение действительности и психической регуляции деятельности субъекта.

   Возрастное психическое развитие ребенка имеет глубокую органическую основу, с одной стороны, создающую необходимые предпосылки для развития, а с другой — претерпевающую существенные изменения при активном функционировании соответствующих органических систем, реализующих свои функциональные возможности в тех или иных действиях или видах детской деятельности.

   Процесс созревания детского организма, ход формирования его морфологических и функциональных особенностей определяется не только генетической программой, но и условиями жизни ребенка.

 

Контрольные вопросы и задания:

    1. Охарактеризуйте современный подход к психолого-педагогической диагностике отклоняющихся вариантов развития детей в специальной психологии и коррекционной педагогике.
    2. Каковы принципы отечественной диагностики отклоняющихся вариантов познавательного развития детей?
    3. Какой принцип диагностики, на Ваш взгляд, является наиболее важным? Обоснуйте свой выбор.
    4. Перечислите параметры качественной оценки результатов

 

Литература:

1. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978.

2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. -М.: Педагогика, 1989.

3. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и

дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...