2.1 Государственная система выявления отклоняющихся вариантов развития детей.
Диагностика психического развития в нашей стране осуществляется в рамках деятельности различных служб Министерства науки и образования, Министерства здравоохранения и социальной защиты. Учреждением, сочетающим в своей деятельности образовательные, медицинские и социальные подходы к решению проблем детей, является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Целью ПМПК является определение специальных образовательных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социуме. ПМПК сформировались в российской системе образования в начале 30-х годов. Их главной задачей был подбор специального учебного заведения для тех детей, которые по тем или иным причинам не могли получить образование со своими сверстниками в массовых образовательных учреждениях. В связи с ратификацией Россией Конвенции ООН о правах ребенка и пересмотра политики государства и ведомств в отношении детей с позиции защиты и обеспечения их прав как граждан страны, генеральным направлением помощи детям с отклонениями в развитии с точки зрения получения образования является максимальное использование ресурса ребенка и интеграция его в общеобразовательное пространство. В настоящее время насчитывают более 1400 ПМПК. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка; Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным законом об образовании; Федеральным законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; Региональным законодательством; Решениями главы администрации региона и руководителя соответствующего органа управления образованием; Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; Инструктивными письмами Министерства образования РФ по вопросам организации деятельности ПМПК в системе образования РФ; Инструкциями по приему детей в специальные учреждения; Уставом учреждения.
Основными принципами деятельности ПМПК являются: · Принцип междисциплинарного взаимодействия при проведении обследования ребенка и определения путей коррекционной помощи. В работе ПМПК принимают участие социальный педагог, врач-психиатр, врач-педиатр, психолог, олигофренопедагог, логопед. · Принцип семейно-центрированности, Специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей. Известно, что характер семейного воспитания оказывает влияние на становление детского образа «Я». Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основы для развития личности ребенка в целом. · Принцип партнерства заключается в направленности деятельности специалистов ПМПК на выявление положительных сторон личности ребенка, установление партнерских отношений с ребенком и его семьей. · Принцип добровольности. Родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания. · Принцип открытости. ПМПК отвечает на любой запрос семьи или лиц, представляющих интересы ребенка и обеспокоенных его развитием. · Принцип конфиденциальности. Информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче сведений о результатах обследования без согласия семьи.
· Принцип уважения к личности ребенка. Специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития. · Принцип уважения к личности родителей. Уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания. · Принцип профессиональной ответственности. Специалисты ПМПК ответственны за принятие решения и рекомендации, затрагивающие интересы ребенка. · Принцип информированного согласия. Специалисты ПМПК дают родителям (лицам их замещающим) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощь. Задачи ПМПК. ПМПК информирует общественность о целях и задачах своей деятельности; выявляет особенности развития ребенка и его резервных возможности; определяет условия образования и воспитания, необходимые детям с отклонениями в развитии, адекватные выявленным индивидуальным особенностям; содействует в организации сопутствующей или основной помощи (медицинской, социальной, иной); отслеживает динамику и уровень социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательные учреждения (сопровождение); консультирует и помогает родителям (законным представителям, педагогическим и медицинским работникам, представляющим интересы ребенка в семье и образовательном учреждении); участвует в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения и профессионалов. В ходе обследования специалисты обращают внимание на особенности интеллектуально-мнестической деятельности ребенка, психо-социального развития ребенка, эмоционально-волевой сферы ребенка; уровень сформированности качественных характеристик житейских и научных знаний, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня; исследуют объем и структуру значений языковых средств; уровень сформированности речевой деятельности. Обследование завершается вынесением решения, частью которого является заключение (более подробное примерное содержание обследования ребенка психологом, педагогом-дефектологом, логопедом, а также вариантов заключений этих специалистов представлено в Приложении № ).
В системе образования в качестве низового звена психолого-медико-педагогической службы (ПМПС), оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями является ПМПК – психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем ПМПК). ПМПК представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии. Целью ПМПК является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья (Положение о ПМПК представлено в Приложении № ). Как указывалось выше, целью ПМПК является определение специальных образовательных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социуме. Рассмотрим систему учреждений, оказывающих помощь детям, имеющим отклонения в развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|