4.1 Цель, задачи и этапы консультирования
Несмотря на современные социальные и экономические проблемы, возрастает роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей хотят сами (с участием специалистов) воспитывать своего ребенка. Именно родители часто выступают инициаторами к изменению организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии, содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более вариативными. Известно, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов должна быть направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в семье. Так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа " Я" в детском возрасте, позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание (адекватных) оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком. При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением развития и его родителей выделяются конкретные задачи выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка; - определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие - отвержение); способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные – неадекватные); - организовать педагогическую помощь родителям; - оказать психологическую помощь в разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания; - повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка; обосновать педагогический прогноз; определить тип образовательного дошкольного учреждения; - разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения. Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно. Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На первом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи родителей от консультации. Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенка – история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбору анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка. Третий этап посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем и речевое развитие. Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка младшего и среднего дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением ребенка в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание, и т. д.
Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывает стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым. На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения. На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|