Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Психолого-педагогическая диагностика отклоняющихся вариантов познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста




3. 1. Отечественные подходы к оценке познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста

В основе различных диагностических методик авторами рассматриваются различные показатели познавательного развития детей (состояние коммуникативной функции речи, способность к суждению, тип интеллектуального действия, способность к переносу, умственный возраст и др. ). Содержание диагностики умственного развития определяется общей теорией психического развития ребенка, из которой исходят авторы диагностических систем. Можно указать на существующие подходы в рамках социально-прагматического, когнитивного направления, гештальт-психологии и др. При этом многими зарубежными психологами были получены многочисленные доказательства того, что уровень интеллектуального развития, измеряемый при помощи любых тестов, существенно изменяется при изменении условий жизни человека. Диагностика же познавательного развития должна вскрывать реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения.

Проблеме психологической диагностики Л. С. Выготский посвятил несколько фундаментальных трудов, в том числе такие, как «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»(1931) и «Проблема возраста» (1932). В этих работах Л. С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших вопросов диагностики развития, опираясь на созданную им концепцию возраста. Этой концепции он придавал принципиальное значение: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики» (1983, стр. 260).

Суть этой концепции связана с введением новой единицей анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др. ), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития.

Каждый возраст, по Л. С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, т. е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику. Теоретическая и экспериментальная разработка этих идей Выготского, проведенная его последователями, привела к дополнению первоначальной периодизации психического развития ребенка характеристикой ведущего типа деятельности на каждом возрастном этапе. Именно в ней возникают и развиваются новые психологические функции и качества. Таким образом, психологические новообразования являются не только предпосылкой, но и результатом, своеобразным «продуктом» возрастного развития. Накапливаясь с течением времени, они постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ведут ее к слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.

В предложенном Л. С. Выготским определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к анализу различных явлений психического развития ребенка. Согласно этой схеме, в рамках концепции возраста Л. С. Выготского, важнейший вопрос диагностики развития - вопрос о ее содержании - получает вполне определенный ответ: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка (своего рода «психологический портрет») складывается из анализа трех основных составляющих: 1) социальной ситуацией развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе и т. д., с обществом в целом; 2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т. д. ), оценки его соответствия возрастным нормативам; 3). диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития, в области самосознания.

Концепция возраста, выдвинутая Л. С. Выготским, представляется достаточно мощной исходной парадигмой, в рамках которой отечественными психологами важнейшим показателем интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста признана степень сформированности умственных действий (или их предпосылок). Показатели познавательного развития не сводятся только к знаниям, но включают в себя и аспекты умственной деятельности: активность, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу, инициатива обучающихся в ходе приобретения и практического применения знаний, а также набор умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний.

Важнейшим показателем интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста в отечественной психологии и педагогике признана степень сформированности умственных действий (или их предпосылок). Показатели познавательного развития не сводятся только к знаниям, но включают в себя и аспекты умственной деятельности: активность, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу, инициатива обучающихся в ходе приобретения и практического применения знаний, а также набор умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний.

В начале 30-х годов в советской науке были представлены образцы разработки содержательных методов изучения умственного развития ребенка, отражающих качественные новообразования в этом развитии, которые возникают в результате усвоения ребенком общественно выработанных средств умственной деятельности. Речь идет о разработанной Л. С. Выготским методике «двойной стимуляции» (на основе его теории об опосредствованном характере высших психических функций). Одним из вариантов этой методики являлась методика, разработанная Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым, направленная на раскрытие роли слова в процессе образования «искусственных понятий» и дававшая возможность выявить доступные ребенку формы обобщения. Изучалось развитие и деятельность высших психических функций с помощью двух рядов стимулов («стимулы-объекты» и «стимулы-знаки»), используемых в качестве средств решения задачи. Первый ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого (фигуры различных цветов, формы, размера), а другой – функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется (слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями – они обозначали определенную совокупность признаков объектов - бессмысленные). Предлагается выложить фигуры, на которых, по мнению испытуемого, написаны такие слова. Испытуемый постепенно раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и проверяя каждый раз правильность своего выбора. Исследование показало, что функциональное употребление слова (знака) в качестве средства активного направления внимания, расчленения и выделения признаков, их абстрагирования и синтеза – основная и необходимая часть процесса в целом. Образование понятия – это особый способ мышления. Все это приводит вплотную к функциональному и генетическому анализу.

В отечественной психологии было выделено два направления в умственном развитии ребенка – содержательное – функциональное – обогащение мыслительной деятельности ребенка за счет овладения им новыми знаниями, отдельными действиями и усложненными вариантами; стадиальное – возрастное изменение в развитии - проявление новых планов и форм мыслительной деятельности.

Процесс функционального развития можно наблюдать у детей различных возрастов, и происходит он при усвоении ребенком, например, отдельных умственных действий и понятий. П. Я. Гальперин разработал теорию поэтапного овладения умственными действиями: на первых этапах усвоения ориентировка носит развернутый внешний характер, включает пробующие движения (т. е. ребенок осваивает умственное действие в плане внешнего материального действия с вещами). Потом оно переносится в план громкой речи, пока, наконец, не превращается в действие умственное, осуществляемое в идеальном (внутреннем) плане. Таким образом, сами психические процессы есть не что иное, как ориентировочные действия, выполняемые во внутреннем плане (явление «интериоризации»). Теория поэтапных умственных действий П. Я. Гальперина важна психолого-педагогической диагностике, так как уровень умственного развития (в рамках функционального направления) выявляется в ходе формирующего эксперимента, когда достигается качественно новый уровень решения различных (интеллектуальных, перцептивных и др. ) задач. Испытуемые овладевают такими умственными действиями, которых до эксперимента не было.

В работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова отмечается, что овладение знаниями и методами познания отражает специфику психического развития человека как существа социального в отличие от чисто биологического созревания животных: это развитие, прежде всего, осуществляется как процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. З. И. Калмыкова «фонд действенных знаний» считает одним из показателей умственного развития при его диагностике.

Отечественные психологи считают, что в основе умственного развития лежит овладение детьми разными видами познавательных ориентировочных действий. Среди них в дошкольном возрастеведущее место занимают перцептивные – целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка, и мыслительные действия - действия образного и логического мышления. Отечественные психологи считают, что именно ориентировочное познавательное действие и является основной структурной единицей познания ребенка-дошкольника.

Возрастное развитие заключается не столько в усвоении отдельных знаний и умений, сколько в образовании новых психофизиологических уровней, новых планов отражения действительности, изменениями детской личности и определяется общими изменениями характера детской деятельности; оно связано с перестройками системы отношений ребенка с предметным миром и окружающими людьми (А. В. Запорожец).

Эта теория соотносится с положением Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – «актуальном» - запас знаний и сведений, достигнутый к настоящему моменту, «потенциальном» - способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы умственных действий, перенос этих способов на другие задания, т. е. «зоны ближайшего развития».

 

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем состоят отличительные особенности отечественных методик обследования             детей дошкольного возраста от зарубежных?

2. Что является показателем интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста в отечественной психологии?

3. Расскажите о сущности методики Выготского-Сахарова и ее значении.

4. Каковы направления в умственном развитии, выделенные отечественными психологами, охарактеризуйте их.

5. Что является основной структурной единицей познания ребенка-дошкольника?

 

Литература:

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, Наукова Думка, 1989.

2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. –Т. 5. М.: Педагогика. -1983

3. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. -М.: Педагогика. -1978.

4. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. П. 5. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности. - Т. 1, М.: Педагогика. - 1986. стр. 248-257.

5. Психологическая диагностика /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - С.: УРАО, 1997.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...