Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из схемы логопедического обследования ребенка 2-3-го годов жизни (Ю.А.Разенкова, 1998)




Из схемы логопедического обследования ребенка 2-3-го годов жизни (Ю. А. Разенкова, 1998)

1 год 1 мес. - 1 год 3 мес.

……. 6. 8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.

1. Материал - три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: « Где...? » - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.

Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает: «Где...? » При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.

Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов. Не понимает названия окружающих предметов.

2. Материал - предметы одежды, обуви.

Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит его к шапке, просит найти ее, если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем - к штанишкам. Можно найти с ребенком два предмета из четырех, А затем раскладывают на видных местах предметы и предлагают ребенку найти их.

Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов. Не находит и не понимает названий окружающих предметов.

Б. Понимание ребенком действий.

Материал - сюжетная игрушка: кукла, тарелка, кроватка.

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить: «Положи спать куклу», «Дай попить кукле».

Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или при помощи взрослого. Не выполняет действий по просьбе взрослого.

В. Ребенок ориентируется в группе.

Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбки», «Найди, где часы», «Иди мыть руки».

Поведение ребенка: выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи. Не ориентируется в группе.

6. 10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: «Посмотри, вот кукла - ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля. А, вот она! ». После показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребенка к игрушкам.

Поведение ребенка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами («дай, бах, ав-ав, ляля»). Употребляемые лепетные и облегченные слова: ______________________________________        

Не лепечет, не пользуется облегченными словами.

 

 

 


Приложение 5

Мюнхенская функциональная диагностика (Т. Хелльбрюгге и др., 1997)

Раздел XIV. «Диагностика возраста начала развития речи»

 

Конец 5-ro месяца

Ритмические слогосочетания (слоговые цепочки)

Выполнение:

Слогосочетания относятся к звукам, которые чаще всего надо слушать спонтанно.

Обычно они появляются тогда, когда ребенка оставляют в покое и он хорошо себя чувствует. Если эти звуки нельзя ус­лышать спонтанно, то мать или экспериментатор пытается побудить к. этому предварительным произнесением слогосочетаний, например, «ге-ге-ге», «мем-мем-мем», «дай-дай-дай».

Если это не удается во время обследования, то надо вер­нуться к информации, полученной от матери:

«Какой род звуков произносит Ваш ребенок, когда хоро­шо себя чувствует и доволен? »

При описании матери следует обращать внимание на то, выражаются ли воспроизведенные слоги в последовательном присоединении. Если это не так, экспериментатор воспроиз­водит несколько слогосочетаний {например, «де-де-де», «мем-мем-мем» и т. д. ) и спрашивает мать, не слышала ли она по­хожие звуки от своего ребенка.

Оценка:

Ребенок последовательно присоединяет одни и те же сло­ги, как например, «ге-ге-ге». «да-да-да», «мем-мем-мем» и т. д. иногда некоторые слоги произносятся под ударением, создавая этим ритмическое расчленение последовательного ряда звуков.

 

Мюнхенская функциональная диагностика (Т. Хелльбрюгге и др., 1997)

«Диагностика возраста развития речи»

 

9, 5-13 месяцев.

Задание: Говорит двойные или одиночные слоги, со значением.

Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей и наблюдает за ребенком в течение обследования, чтобы выяснить не использует ли он для определенных событий, людей, животных или предметов определенные двойные или оди­ночные слоги например, «ам-ам» для еды, «брр» для автомо­биля или «пипип», если он видит животных.

Поскольку в этом возрасте чужая обстановка и чужие лю­ди производят на ребенка сильное впечатление оценка почти всегда должна опираться ни информацию, полученную от ро­дителей.

Правильное решение: По сведениям родителей ребенок говорит отчетливо воспринимаемые двойные и одиночные слоги, которые взаимосвязаны с ситуациями, людьми или предметами.

10-13, 5 месяцев.

Задание: Выражает желание определенными звуками, говоря, например, «э! ».

Выполнение;: Экспериментатор опрашивает родителей и следит в течение обследования за тем, не выражает ли ребе­нок желания   исключительно плачем или звуками усилия, Kак «Э-Э».

Правильной решение: Ребенок выражает свои желания определенными звуками, например, говоря «э».

 

10, 5-14, 5 месяца.

Задание: Использует «папа» или «мама» для людей.

Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей и следит в течение обследования за тем, говорит ли ребенок «мама» и «папа» и обозначает ли этими словами людей.

Правильное решение: Ребенок употребляет «мама» и «папа», главным образом, для людей, а больше не для того, чтобы обозначать определенные ситуации.

11-15 месяцев.

Задание: Говорит два осмысленных слова.

Выполнение: Экспериментатор опрашивает родителей, ка­кие осмысленные слова ребенок употребляет и следит за ре­чевыми выражениями ребенка в ситуации обследования.

Правильное решение: Ребенок говорит минимум два ос­мысленных слова, как например, «папа» для людей и «адда» для ухода. Эти оба слова употребляются ежедневно и без со­мнения обозначают определенные вещи, животных, людей или ситуации.

12-16, 5 месяца.

Задание: Говорит три осмысленных слова.

Выполнение : Экспериментатор опрашивает родителей, ка­кие осмысленные слова ребенок употребляет и следит за ре­чевыми выражениями ребенка в ситуации обследования.

Правильное решение: Ребенок говорит минимум три ос­мысленные слова. Эти слова употребляются ежедневно и обо­значают определенные вещи, животных, людей или ситуа­ции.


Приложение6

Методика психолого-педагогического обследования

детей 3-го года жизни (Е. А. Стребелева, 1994)

1. Лови шарик. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик! ” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: ”Кати! ” Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3 раза), как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

2. Спрячь шарик. Задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик - в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывают большую коробку, а маленькой крышкой - маленькую. Далее предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения - ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.

3. Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку двухсоставную (трехсоставную) матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. В случаях затруднения взрослый берет еще одну двухсоставную мартрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. Далее предлагается ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношене к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

4. Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка пратической ориентировки на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ему собрать ее. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

5. Парные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Взрослый указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же. В случае затруднения ребенку показывают, как надо соотносить парные картинки: “Такая у меня, такая же у тебя”, при этом используется указательный жест.

Оценка действий: принятие задания, осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость, результат, отношение к своей деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...