Тема №1. Становление и развитие философии на Древнем Востоке.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Тема №1. Становление и развитие философии на Древнем Востоке. План: 1. Развитие философии в Древней Индии 1. 1. Древнеиндийские источники 1. 2. Буддизм как философское учение 1. 3. Основные учения (понятия) Древнеиндийской философии 2. Развитие философии в Древнем Китае 2. 1. Учение о природе 2. 2. Принципы конфуцианства 2. 3. Учение Конфуция о «Золотой середине» 1. 1. Древнеиндийские источники В первых священных книгах Индии – Ведах, на ряду с религиозными идеями излагались и философские представления о миропорядке. Веды содержали священные писания и философские комментарии ( Упанишады – дословный перевод: сидеть подле ног учителя). Многие философские проблемы затрагивались в поэмах Эпосах Древней Индии, один из них – Махабхарата и Рамаяна. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Л. Толстого. 1. 2. Буддизм как философское учение (в 5 в. До н. э. ) Главные идеи философии Будды. 1. Четыре благородные истины Жизнь – это страдание Причина страданий – это бесконечное желание и стремление людей к удовлетворению Избавиться от страданий можно подавив в себе желание и стремление, которые чаще всего заканчивается ничем. Для подавления желаний и избавления от страданий, человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанного Буддой. 2. Теория причинности Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину. 3. Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия и избавления человека от страданий, поскольку сам человек является причиной этих страданий.
4. Срединный путь Будда призывал к умеренности и избеганию крайности. 5. Восьмеричный путь Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, поэтому каждый человек в течение жизни должен в себе сформировать: - правильные взгляды; - правильные стремления; - правильную речь; - правильное поведение, образ жизни. Цель Буддизма – достижение состояния Нирваны (угасание ложных желаний и страстей). Индийский поэт – Калидаса попытался охарактеризовать Нирвану: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали. » 1. 3. Основные учения (понятия) древнеиндийской философии Реинкарнация Для индийской культуры это концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в жизнь. В свою очередь, развитие концепции перевоплощения предопределило духовно-мистическую направленность индийского национального характера, а также то, что проблема жизни и смерти стала главной проблемой древнеиндийской философии. Карма Понятие кармы ключевое для индийской мысли и в основе соей имеет этический характер. В соответствии с законом кармы что посеешь в этой жизни, то и пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает абсолютный, космический статус. Законом кармы обосновывается социальное устройство индии – наличие каст, наследственный характер которых имеет, по-видимому, расовую основу. Веды Один из древнейших памятников мировой культуры. Которому более 3000 лет, - Веды (в переводе с санскрита – «знание»; тот же корень в русских словах «ведать», «ведьма») имеет мифологическую основу.
Ведийская литература делится на 4 части. Самая древняя из Вед – Ригведа (Веда гимнов). Гимны пелись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. Первое жертвоприношение совершил первозданный вселенский человек Пируша, о которого произошла вся Вселенная, и в том числе представители четырех каст индийского общества. Упанишады Упанишады буквально и значит «сидеть подле». Имеется в виду ученик, слушающий наставления учителя и его разъяснения священных книг Вед. Душа человека не умирает вместе с телом («если кто-либо умирает, он скрывается и люди перестают его видеть»), а перевоплощается в другого человек, животное или растение в зависимости от того, как он жил в предыдущей жизни – другими словами, какая у него карма. Это представляется наглядно в виде колеса жизни – сансары. Вследствие греха телесных деяний человек идет к состоянию неподвижности (т. е. возрождается растением), греха словесных деяний – к состоянию животного, греха умственных деяний – к состоянию человека низкого рождения. 2. 1. Учение о природе Среди натурфилософских представлений Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле. «Вода увлажняется и течет вниз, огонь горит и поднимается вверх, дерево сгибается и выпрямляется, металл подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, земля принимает посев и дает урожай. » В «Книге перемен» большое место занимают рассуждения о двух противоположных началах, взаимодействие которых обусловливает появление вещей, смену явлений природы и т. д. эти начала: «ян» и «инь» - соответственно светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское, успешное и неудачное. Представление о двух противоположных началах, взаимодействие которых является движущей силой раздвоения мира, получило название диалектики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|