Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №1. Становление и развитие философии на Древнем Востоке.




Тема №1. Становление и развитие философии на Древнем Востоке.

План:

1. Развитие философии в Древней Индии

1. 1. Древнеиндийские источники

1. 2. Буддизм как философское учение

1. 3. Основные учения (понятия) Древнеиндийской философии

2. Развитие философии в Древнем Китае

2. 1. Учение о природе

2. 2. Принципы конфуцианства

2. 3. Учение Конфуция о «Золотой середине»

1. 1. Древнеиндийские источники

В первых священных книгах Индии – Ведах, на ряду с религиозными идеями излагались и философские представления о миропорядке. Веды содержали священные писания и философские комментарии ( Упанишады – дословный перевод: сидеть подле ног учителя).

Многие философские проблемы затрагивались в поэмах Эпосах Древней Индии, один из них – Махабхарата и Рамаяна. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Л. Толстого.

1. 2. Буддизм как философское учение (в 5 в. До н. э. )

Главные идеи философии Будды.

1. Четыре благородные истины

Жизнь – это страдание

Причина страданий – это бесконечное желание и стремление людей к удовлетворению

Избавиться от страданий можно подавив в себе желание и стремление, которые чаще всего заканчивается ничем.

Для подавления желаний и избавления от страданий, человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанного Буддой.

2. Теория причинности

Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.

3. Непостоянство элементов.

В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия и избавления человека от страданий, поскольку сам человек является причиной этих страданий.

4. Срединный путь

Будда призывал к умеренности и избеганию крайности.

5. Восьмеричный путь

Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, поэтому каждый человек в течение жизни должен в себе сформировать:

- правильные взгляды;

- правильные стремления;

- правильную речь;

- правильное поведение, образ жизни.

Цель Буддизма – достижение состояния Нирваны (угасание ложных желаний и страстей).

Индийский поэт – Калидаса попытался охарактеризовать Нирвану: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали. »

1. 3. Основные учения (понятия) древнеиндийской философии

Реинкарнация

Для индийской культуры это концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в жизнь. В свою очередь, развитие концепции перевоплощения предопределило духовно-мистическую направленность индийского национального характера, а также то, что проблема жизни и смерти стала главной проблемой древнеиндийской философии.

Карма

Понятие кармы ключевое для индийской мысли и в основе соей имеет этический характер. В соответствии с законом кармы что посеешь в этой жизни, то и пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает абсолютный, космический статус. Законом кармы обосновывается социальное устройство индии – наличие каст, наследственный характер которых имеет, по-видимому, расовую основу.

Веды

Один из древнейших памятников мировой культуры. Которому более 3000 лет, - Веды (в переводе с санскрита – «знание»; тот же корень в русских словах «ведать», «ведьма») имеет мифологическую основу.

Ведийская литература делится на 4 части. Самая древняя из Вед – Ригведа (Веда гимнов). Гимны пелись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. Первое жертвоприношение совершил первозданный вселенский человек Пируша, о которого произошла вся Вселенная, и в том числе представители четырех каст индийского общества.

Упанишады

Упанишады буквально и значит «сидеть подле». Имеется в виду ученик, слушающий наставления учителя и его разъяснения священных книг Вед.

Душа человека не умирает вместе с телом («если кто-либо умирает, он скрывается и люди перестают его видеть»), а перевоплощается в другого человек, животное или растение в зависимости от того, как он жил в предыдущей жизни – другими словами, какая у него карма. Это представляется наглядно в виде колеса жизни – сансары.

Вследствие греха телесных деяний человек идет к состоянию неподвижности (т. е. возрождается растением), греха словесных деяний – к состоянию животного, греха умственных деяний – к состоянию человека низкого рождения.

2. 1. Учение о природе

Среди натурфилософских представлений Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле.

«Вода увлажняется и течет вниз, огонь горит и поднимается вверх, дерево сгибается и выпрямляется, металл подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, земля принимает посев и дает урожай. »

В «Книге перемен» большое место занимают рассуждения о двух противоположных началах, взаимодействие которых обусловливает появление вещей, смену явлений природы и т. д. эти начала: «ян» и «инь» - соответственно светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское, успешное и неудачное. Представление о двух противоположных началах, взаимодействие которых является движущей силой раздвоения мира, получило название диалектики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...