2.2. Принципы конфуцианства. 2.3. Учение Конфуция о «Золотой середине». Тема 2. Философия античного мира
2. 2. Принципы конфуцианства 1 принцип – Жэнь (гуманность и человеколюбие). «Чего не желаешь себе, того не делай другим. » 2 принцип – Ли (почтительность и ритуал). «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, а низкий человек предъявляет требования к другим. » 3 принцип – Цэ-зюнь – Цэ-зынь (образ благородного мужа). «Все люди способны быть высоко нравственными, но прежде всего это удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. » 4 принцип – Вэнь (образованность, просвещённость). Не надо стесняться обратиться за советами к нижестоящему по должности. 5 принцип – Ди (повиновение к старшим по должности и возрасту). «Если человек почтителен, то его не призирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, то он добивается успеха». 6 принцип – Чьжун (преданность государю). «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать. » 2. 3. Учение Конфуция о «Золотой середине» Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой средины» - избегания крайностей в деятельности и поведении. Понятие середины тесно связано с понятием гармонии. Большое значение как в истории Китая, так и в учении Конфуция приобретает следование определенным, раз и навсегда заведенным правилам и церемониям. Цель ритуала – добиться не только внутрисоциальной гармонии, но и гармонии с природой. Встречаем мы у Конфуция и много других мыслей относительно правил общежития. «Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей. » Понимая значение знаний, Конфуций предостерегал от преувеличенного представления о собственных знаниях: «Зная что-либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что н знаешь, - это и есть (правильное отношение) к знанию. »
Тема 2. Философия античного мира План: 1. Философия Древней Греции 1. 1. Милетская школа; 1. 2. Философия Пифагора; 1. 3. Философия Демокрита; 2. Философия Древнего Рима 2. 1. Философия Эпиктета; 2. 2. Философия Марка Аврелия 1. 1. Философская школа в широком смысле слова представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем. Спецификой философских школ является, то, что их представители могут приходить к разным выводам. Откуда произошло все существует в мире. Фалес (625-545 до н. э) признавал первоосновой воду, Гераклит (544-483 до н. э) – огонь, Анаксилин (585-525 до н. э) – воздух, другие – землю, число, атом, идею и т. п. Анаксимандр (611-545 до н. э) отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве исходной сущности беспредельное. Представление о мельчайшие частицах, из которых состоят все тела, принадлежат Анаксагору (500-428 до н. э), который называл их геометриями, поскольку из них происходят все вещи, подобные своим невидимым прообразом. 1. 2. Виднейшим представителем другой школы – итальянской был древнегреческий математик и философ Пифагор. Ему принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляют числа, образ, порядок. Мысль Пифагора как математика развивалась следующем образом. В основе функционального мира лежит законы природы, которые могут быть выражены математически в виде определенных соотношений чисел. Оно и образует порядок, которому подчиняются и движение небесных тел, музыкальная мелодия. Само слово «Космос», которое сейчас обозначает все находящееся вне Земли, в переводе с греч. – «порядок». Небесные тела не вращаются произвольно, а их движение подчиняется закону всемирного тяготения.
1. 3. Мельчайшие неделимые и непроницаемые частицы, из которых состоят все тела, Демокрит называл идеями. Атомы («Эйдосы») бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешним формами, которые также бесконечно разнообразны – шаровидные, крючковатые, пирамидальные и т. д. Демокрит допустил наличие пустоты между атомами, чтобы объяснить возможность их движения. В Новое время понятие атома вошло в физику для обозначения частиц, из которых состоят молекулы, пустоту стали называть вакуумом. 2. 1. Эпиктет (50-140 н. э) – первый из знаменитых философов, который был рабом. Его учениками было и аристократы, и бедняги, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую назвал думой философии. Первой, что требовалось ученику, -осознать собственную слабость и бессилее, которые Эпиктет называл началом философии. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродеятельным: теоретические знания, внутр. самоусовершенствование, практические упражнения. Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постоянно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т. д. Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай» и «воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и п всему, что бы не случилось, относись спокойно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|