Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №3 Философия Средних веков и эпохи возрождения




2. 2.

Общественное положение Марка Аврелия (121-180 н. э) –император. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а

пессимизм императора и, стало быть, империи. У Марка Аврелия была вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его.

Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на воздействия внешних обстоятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни. «Быть похожим на утес, о который неустанно бьется волна; он стоит, и разгоряченная волна затихает вокруг него».

То был единственный случай в мировой истории, когда государством правил философ и достигнута была видимая соц. вершина торжества философии. Казалось бы, именно Марку Аврелию и попытаться создать государство на философских принципах. Марк Аврелий не только не начал кардинальных преобразований, но даже не обращался к людям со ставшими модными в то время философскими проповедями, а лишь вел дневник для себя, не для печати.

Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное дело пытаться исправить людей и общественное отношения.

Тема №3 Философия Средних веков и эпохи возрождения

План:

1. Средневековая философия

1. 1. Общая характеристика философии

1. 2. Философия Августина Блажинского

1. 3. Мусульманская средневековая философия

2. Философия эпохи Возрождения

2. 1. Общая характеристика философии

2. 2. Философия Мишеля Монтеля

2. 3. Философия Джордана Бруно

2. 4. Философия Николая Казанского

1. 1 Общая характеристика философии

С конца 2 в христианство завладевает умами множества людей. Можно сказать, что христианство победило самую могущественную в истории человечества империю, а единственный в истории император - философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное духовное поражение. Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем была использована для нужд религии превратившись на 1500 лет в служанку богословия. Христианство стала религии верящих в бога и жаждущих отдохновениях людей. Не только нечего бояться после смерти, но там то и ждут высшие блага. Однако по мере универсализации христианства. Перед его проповедниками вставала все больше проблем, разрешить которые было нельзя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанному в языческие времена, в том числе и к античной философии.

На смену борьбе философии и религии пришла эры их сотрудничества, и результатом стала создание религиозной философии. Философия средних веков служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу.

1. 2 Философия Августина Блажинского

Августину принадлежит обоснование необходимости церкви в трактате «о граде Божьем».

Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, о соотношениях судьбы и свободной воли человека. В христианстве этот вопрос – в виде соотношений свободной воли человека и благодати божьей – в первые осмыслен Августином.

Благодать – дар божий. Каждый получает свое дарования, свою степень поддержки от бога. Человек действует по своей воле, но так как в основе её лежит божественная благодать, то все заслуги – от бога. Собственные заслуги человека – зло. Если же они добрые, то даны от бога. Второй важный вопрос связанные с предыдущими – о том, к кому обращена божественная благодать. Благодать не может быть воздаянием заслуги; это противоречит её определению. Тогда это был бы не дар, а долг: «Благодать не отдел, чтобы никто не хвалился»

Ещё один вопрос - о том, откуда берётся зол. Он особенно важен в христианстве, поскольку Бог всемогущее и всеблаг. Зачем он допускает зло в мире? Если он не может ничего с этим поделать, то он не всемогущ; Если не хочет, то не всеблаг. Как христианин, считавший, что все происходит по воле бога, Августин не мог допустить, что бог создал зло, и полагал, что оно результат свободной воли человека, который сам выбирает свой путь к жизни. Зло наказуется и поэтому необходимо для постижение божественной справедливости.

1. 3 Мусульманская средневековая философия

 Средневековая арабы – мусульманской философии сходна со средневековой европейской тем, что строится также на основе религии, только не христианства, а ислама, главная книга которого - Коран - сюжетно во многом схожа с Библией.

Мусульманской философии было два основных направления: аристотелизм как попытка рационального объяснения истин откровение скобочках аль – Фараби, 870 – 950, Авиценна, 980 – 1037) и суфизм как мистическое истолкование Корана (Аль-Газали, 1058-1111, Ибн-Араби, 1166-1240). Один из представителей аристотелизма –Аль – Фараби. Он учил что и интеллект – это ничто иное как опыт: Разумная душа в человеке бессмертна и после смерти индивида она соединяется в бессметным деятельным разумом. В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» Аль-Фараби сравнивает идеальное общество со здоровым телом, в котором все органы во взаимодействии друг с другом выполняют предназначенные им функции. Представление об обществе как организация затем получает всестороннюю разработку в эволюционизме. Арабские философы были также и выдающимися учёными, как, например Авиценна, который был знаменитым врачом. Этим арабская философия также предвосхитила европейскую философию Нового времени. Авиценна пытался постичь идеальность мысли и связи мысли с материей, организмом и мозгом человека.

Второе направление мусульманской философии – суфизм возник как мистико-аскетическое течения в исламе в середине восьмого века на территории негашёного Ирака и Сирии. Цель – слиться с богом путём внутреннего очищения и самосовершенствования. Каждый по учению суфиев, содержит в себе божественную субстанцию. Существует несколько течений в суфизме: от поднимающих человека до уровня бога до призывающих людей к непротивлению злу.

У суфиев было представление о божественном свете, исходящим от Аллаха, который (свет) несёт в себе часть души человека - «тайник сердца», обращённое к Богу. Присягнув верности Аллаху, души, обретя телесную оболочку, забыли о договоре. Цель суфии – вернуться к своему предвечному состоянию путём внутреннего самосовершенствования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...