Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.Философия Ломоносова. 4. Философия Чаадаева.. 5. Л.Н. Толстой и Ф.М Достоевский




3. Философия Ломоносова

Первым русским мыслителем мирового значения явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) гениальный учёный- энциклопедист.

Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту. Но опыт, как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходимо аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания учёный должен выдвигать гипотезы.

В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира.

С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно- научные проблемы, скажем в математике, механике, химии и т. п. все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был принцип деизм, согласно которому Бог – главный «архитектор» мироздания.

4. Философия Чаадаева.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев 1794-1856. Его общефилософскую концепция можно охарактеризовать как динамическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из атомов и молекул т. е. «элементов материальных», из которых образуются все тела.

Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалась Чаадаевым в духе распространенного в те времени механицизма.  

Человека Чаадаев рассматривал, как объективное единство двух миров – физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы.

Чаадаев был близок к декабристам. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились: если прежде оторванность России от мирового исторического процесса рассматривалась как недостаток, то затем она тала представляться, напротив, преимуществом ее, которое позволяет ей быстро овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Реальная политическая обстановка в России, связанная с усилением абсолютизма, настраивала его на резко критический лад.

5. Философия западников и славянофилов

Яркими представителями славянофилов были Алексей Степанович Хомяков 1804-1860 и Иван Васильевич Киреевский 18006-1856.

Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «ценностных силах» (Хоияков) или о «внутреннем сосредоточии духа» (Киреевский).

Первоначально всего сущего, согласно Хомякову, - «волящий разум» или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «Волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

К западникам относятся выдающиеся мыслители Н. Г. Чернышевский и А. И. Герцен.

Николай Гаврилович Чернышевский. В области этики Ч проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма» и поныне рождающую споры. В области эстетики (о чем он написал свой труд «Об эстетическом отношении к действительности» Ч рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Ч «прекрасное – это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии – существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Ч жестоко пострадал н каторге за свои политические убеждения и выступления.

Александр Иванович Герцен в своем мировоззрения прошел сложный и внутренне противоречивый путь. В своих изданиях – альманахе «Полярная звезда» и газете «колокол» он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования – освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры.

Герцен уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества он критиковал как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии. Размышляя над проблемой свободы и необходимости, он стремился избежать крайностей, фатализма и валюнтаризма, пытался осмыслить историю как «свободное и необходимое дело», развивал идею единство среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли.

5. Л. Н. Толстой и Ф. М Достоевский

Самобытным русским мыслителем был писатель Л. Н. Толстой 1828-1910. Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества.

Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, поскольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок то, очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могла. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого.

Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. Начиная с 60-х гг он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины.

Достоевский был искателем искры Божей во всех людях, даже дурных и преступных. Достоевский делал упор на «русское решение социальных проблем, связанное с отрицанием революционного решения».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...