Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность
Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения. Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. . Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.
Тема №9 Философия наука, искусство, религия, идеология План: 1. Философия и наука 2. Философия и искусство 3. Философия и религия 4. Философия и идеология 1. Наука представляет собой совокупность дисциплин, дающих рационально-эмпирический ответ на частные проблемы бытия и существования человека. Наука изучает конкретные явления и пытается на основе обобщения вывести закономерности. Философия имеет дело с миром в целом, включая сюда не только эмпирическое, но также духовное и нравственное, не забывая о том, что начальным и конечным пунктом философского исследования является индивидуальное, в том числе индивидуум как объект и субъект исследования. Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание. В Новое время произошел великий поворот в развитии культуры- наука поднялась на ее высшую ступень. С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до 20в., и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине 19в. в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции 17в., получившее называние научно-технической революции (НТР) и знаменовавшее новый этап в развитии научного знания.
НТР характеризуется, во-первых, срастание науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производственной силой, а, во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НРТ впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомный), принципиально новые вещества и технические средства ( лазер), новые средства массовой коммуникации и информации. Наука не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивать ум, экономит духовную энергию. Наука изучает мир и его эволюцию, и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, " третий", мир знаний и навыков. Отправная точка философии - миф, его осмысление, рефлексия над ним. Мифология отвечает на вопрос о начале и происхождении мира, философия - о его смысле, целостном функционировании и о смысле жизни человека. Философия - торжество духа, не отягощенного материей. Ценность ее определяется не тем, насколько она ближе к данным органов чувств, а тем, насколько силен дух сам по себе. "... задача философии состоит вообще в том, чтобы свести вещи к мыслями именно к определенным мыслям" (Гегель Г. ) В отличии от ученого, которого можно уподобить стрелку, стреляющему при ясной погоде и могущему проверить, попал он в мишень или нет, философа можно уподобить стрелку, стреляющему в кромешной мгле. Он не может никогда узнать, попал он или нет, а только поверить в свою удачливость и убедить себя. 2. Чем всё-таки искусство отличается от науки и философии? Произведение искусства, в отличии от науки, имеет преимущественно бессознательную природу ( философия сочетает в себе сознательное и бессознательное), а символы искусства более личностны, чем научные ( философия здесь занимает промежуточное положение). Искусство остаётся уникальным, и символы его более сложны, больше требует привлечения глубин бессознательного духа, чем абстрактные обобщения науки. Искусство позволяет проникнуть и индивидуальный духовный мир, тогда как наука занимается родовым в природе и человеке. В этом плане наука и искусство дополняют друг друга.
Художник, как и философ, выражает свои идеи, но главное в его деятельности - создание живого образа (символа), который не смешивался бы с ним самим. Для художника обязательно вживание в своего героя, он создаёт образ, если представить и будет нести в себе другого как нечто самостоятельное. Произведение искусства можно назвать философским, если оно на пути художественного постижения жизни доходит до глубоких обобщений. 3. Смерть - тайна из тайн. Ка уродоыомц существу, человеку противостоит природа (все люди объединяются для борьбы с ней), как социальному существу - общество (группы людей противостоять друг другу), и наконец, как индивиду человеку противостоит смерть (каждый встречает её один на один ). Люди делятся на верующих в вечность своего Я, неверующих и сомнеыающихся. Различные философские системы вращаются вокруг этих вопросов. История философии - это совокупность аргументов за и против бессмертия. От религии философия отличается тем, что сомнение играет в ней большую роль, хотя в философию идут для того, чтобы обрести твёрдую почву под ногами. Философия начинается с сомнения в чужих положениях и приходит к концепции, основанной на индивидуальном духе. Теологические системы Августина и Фомы Аквинского занимают промежуточное место между философией и религией, поскольку они индивидуальны, но покоятся на внешнем авторитете. Между философией и религией то общее, что философские истины столь де интуитивны, как догматы веры, но первые рационально обоснованы, вторые - нет. Философ обязан обосновать с логической непротиворечивостью (но не доказать - этт невозможно) то, во что он верит, и подкрепить разумом веру.
И в философии, и в религии присутствуют рассуждения о Боге. Но " в споре нет смиренномудрия", - говорили православные оптинские старцы. А философия не обходится без спора. Иноческое оружие - молитва, философское - логичный аргумент. 4. Цель идеологии - надеть на всех одинаковую " маску" (по выражению Ницше). Философия призвана спасти от опасности унификации. " Где существовали могущественные общества, правительства, религии, общественные мнения - словом, где была какого-либо рода тирания, там она ненавидела одинокого философа, ибо философия открывает человеку убежище, куда не может приникнуть никакая тирания, пещеру внутренней жизни, лабиринт сердца; и это досадно тиранам". Философия обращается ко всем и несёт общечеловеческие ценности вне различия классов и наций. Идеология обращается к определённым слоям населения и выражает их интересы. Когда в моду входят идеологи, с философией как любовью к мудрости, способной критически относиться к претензиям на всезнание, покончено. Как только какие-то конкретные идеи начинают вдалбливаться как единственно верные - прощай философия и да здравствует идеология.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|