Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность




Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств.

Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого ве­щества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образова­ний) в их соотношении с другими образованиями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными об­разованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи.

По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. . Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимо­сти их свойств от характера протекающих в них ма­териальных процессов. Субстанциональная концеп­ция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и вре­мени И. Ньютона соответствовала определенной фи­зической картине мира, а именно его взглядам на ма­терию как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкос­новении. Пространство, по Ньютону, неизменно, не­подвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материаль­ных тел, ни от их движения. Можно убрать из про­странства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминаю­щее перевернутый вверх дном огромный ящик, в ко­торый помещена материя. Такие же взгляды у Нью­тона и на время. Он считал, что время течет одина­ково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно опреде­ляет порядок следования и длительность существо­вания материальных систем.

Тема №9 Философия наука, искусство, религия, идеология

План:

1. Философия и наука

2. Философия и искусство

3. Философия и религия

4. Философия и идеология

1. Наука представляет собой совокупность дисциплин, дающих рационально-эмпирический ответ на частные проблемы бытия и существования человека. Наука изучает конкретные явления и пытается на основе обобщения вывести закономерности. Философия имеет дело с миром в целом, включая сюда не только эмпирическое, но также духовное и нравственное, не забывая о том, что начальным и конечным пунктом философского исследования является индивидуальное, в том числе индивидуум как объект и субъект исследования. Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание.

В Новое время произошел великий поворот в развитии культуры- наука поднялась на ее высшую ступень. С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до 20в., и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине 19в. в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции 17в., получившее называние научно-технической революции (НТР) и знаменовавшее новый этап в развитии научного знания.

НТР характеризуется, во-первых, срастание науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производственной силой, а, во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НРТ впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомный), принципиально новые вещества и технические средства ( лазер), новые средства массовой коммуникации и информации.

Наука не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивать ум, экономит духовную энергию. Наука изучает мир и его эволюцию, и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, " третий", мир знаний и навыков.

Отправная точка философии - миф, его осмысление, рефлексия над ним. Мифология отвечает на вопрос о начале и происхождении мира, философия - о его смысле, целостном функционировании и о смысле жизни человека.

Философия - торжество духа, не отягощенного материей. Ценность ее определяется не тем, насколько она ближе к данным органов чувств, а тем, насколько силен дух сам по себе. "... задача философии состоит вообще в том, чтобы свести вещи к мыслями именно к определенным мыслям" (Гегель Г. )

В отличии от ученого, которого можно уподобить стрелку, стреляющему при ясной погоде и могущему проверить, попал он в мишень или нет, философа можно уподобить стрелку, стреляющему в кромешной мгле. Он не может никогда узнать, попал он или нет, а только поверить в свою удачливость и убедить себя.

2. Чем всё-таки искусство отличается от науки и философии? Произведение искусства, в отличии от науки, имеет преимущественно бессознательную природу ( философия сочетает в себе сознательное и бессознательное), а символы искусства более личностны, чем научные ( философия здесь занимает промежуточное положение). Искусство остаётся уникальным, и символы его более сложны, больше требует привлечения глубин бессознательного духа, чем абстрактные обобщения науки. Искусство позволяет проникнуть и индивидуальный духовный мир, тогда как наука занимается родовым в природе и человеке. В этом плане наука и искусство дополняют друг друга.

Художник, как и философ, выражает свои идеи, но главное в его деятельности - создание живого образа (символа), который не смешивался бы с ним самим. Для художника обязательно вживание в своего героя, он создаёт образ, если представить и будет нести в себе другого как нечто самостоятельное.

Произведение искусства можно назвать философским, если оно на пути художественного постижения жизни доходит до глубоких обобщений.

3. Смерть - тайна из тайн. Ка уродоыомц существу, человеку противостоит природа (все люди объединяются для борьбы с ней), как социальному существу - общество (группы людей противостоять друг другу), и наконец, как индивиду человеку противостоит смерть (каждый встречает её один на один ). Люди делятся на верующих в вечность своего Я, неверующих и сомнеыающихся. Различные философские системы вращаются вокруг этих вопросов. История философии - это совокупность аргументов за и против бессмертия.

От религии философия отличается тем, что сомнение играет в ней большую роль, хотя в философию идут для того, чтобы обрести твёрдую почву под ногами. Философия начинается с сомнения в чужих положениях и приходит к концепции, основанной на индивидуальном духе. Теологические системы Августина и Фомы Аквинского занимают промежуточное место между философией и религией, поскольку они индивидуальны, но покоятся на внешнем авторитете.

Между философией и религией то общее, что философские истины столь де интуитивны, как догматы веры, но первые рационально обоснованы, вторые - нет. Философ обязан обосновать с логической непротиворечивостью (но не доказать - этт невозможно) то, во что он верит, и подкрепить разумом веру.

И в философии, и в религии присутствуют рассуждения о Боге. Но " в споре нет смиренномудрия", - говорили православные оптинские старцы. А философия не обходится без спора. Иноческое оружие - молитва, философское - логичный аргумент.

4. Цель идеологии - надеть на всех одинаковую " маску" (по выражению Ницше). Философия призвана спасти от опасности унификации. " Где существовали могущественные общества, правительства, религии, общественные мнения - словом, где была какого-либо рода тирания, там она ненавидела одинокого философа, ибо философия открывает человеку убежище, куда не может приникнуть никакая тирания, пещеру внутренней жизни, лабиринт сердца; и это досадно тиранам".

Философия обращается ко всем и несёт общечеловеческие ценности вне различия классов и наций. Идеология обращается к определённым слоям населения и выражает их интересы. Когда в моду входят идеологи, с философией как любовью к мудрости, способной критически относиться к претензиям на всезнание, покончено. Как только какие-то конкретные идеи начинают вдалбливаться как единственно верные - прощай философия и да здравствует идеология.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...