Свойства и строение материи
1. Проблема бытия – одна из центральных философий. Взяв термин «бытие» из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «сущность», «находиться в наличии» близки по значению, и античные философы используют его для обозначения не просто существ, а того, что гарантирует существ. Человека и мира. В качестве того, что превышало человеческое бытие и служило ему опорой, гарантом выступали боги Олимпа. Античные греки доверили им заботу о благополучии своей жизни. Но в 5-4 вв. до н. э. люди стали терять веру в традиционных Богов Олимпа. Все в мире и человеческой жизни стало бесформенно и нестабильно. Люди потеряли прежнюю жизненную опору и, как считает философ Ортего-и-Гасет, что вот такая потеря наверняка вызвала массовую эпидемию ужаса, отчаяния. Нужны были новые ориентиры и опоры, которые заметили бы Богов Олимпа. Античный философ Парменит попытался найти новые гарантии существования мира. Он предложил обрести веру в новую силу, властвующую над миром, т. е. вера в некого единого, который являлся более действенным. Единого не имело ни вида, ни формы, его невозможно изобразить, показать, о нем только можно было мыслить. Единое, как вечное, неизменное, ни в чем не нуждающееся, как нечто, что есть Истина и Добро. Парменит предложил прочное и надежное основание существования человека и мира, заменив власть капризных Богов Олимпа властью Единого и неизменного абсолюта, которого назвал Божеством, Правдой, Свободой. Он его наделяет большими функциями. Единое удерживает мир от опрокидывания в хаус, что «день всегда придет на смену ночи, солнце не потухнет внезапно и люди не погибнут в один прекрасный день». 2. 1. Понятие «субстанции» используют для определения основания всего сущего. Но в связи с тем, что философы, например, Декарт рассматривал субстанцию протяженную (она используется для характеристики материальных вещей) и субстанцию мыслящую. Возникла проблема их соединения. Трудность такого соединения заключалась в том, что философы Нового времени определяли субстанцию, как вещь, которая нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Обе субстанции не отвечали данному требованию. Только один Бог соответствовал этому определению субстанции.
Попытку соединить две субстанции и при этом не обращаться к Богу предпринял Спиноза. Он предложил, что протяженность и мышление – это 2 атрибута одной и той же общей субстанции. Таковой, по его мнению, является бесконечная и вечная субстанция. Философ Гегель показал, что субстанция – это универсальное единство явлений и осуществляется только в мышлении, а потому он не принимал теорию Спинозы. 2. 2. Учение, объясняющее единство мира из одной субстанции называется мониолистическими. Если в качестве субстанции берется материальное начало, то это материалистический монизм. Если за основу мира берется духовная субстанция, то монизм идеалистический. Плюролизм объясняет происхождение мира, исходя из множеств начал и субстанций. 3. 1 Поиски материальных субстанций начались в Античной философии, которая пыталась найти устойчивое основание жизни. Древние философы устремились на поиски единого, но такого, которое дано умом. Не случайно Демокрит выколол себе глаза, чтобы чувственно – образный мир не мешал видеть подлинное истинное бытие. Почти все первые философы находились в состоянии самоослепления. Глаза видят землю, огонь, воду, а каждый из них признавал в качестве первичного начала что-то одно. Огонь, вода, воздух, земля объявлялись материальными началами и причинами вещей. Из этих начал вещи возникают, из них состоят, и в них, погибая, превращаются. Сами е материальные начала остаются неизменными.
Демокрит узнал, что все состоит из атомов, атомы, притягиваясь и отталкиваясь, порождают предметы и явления. Античный материализм столкнулся с проблемой, суть которой сформировал Аристотель. Допустим, что все происходит из одного или нескольких материальных начал, но «почему все происходит, и что причина происхождения». Сами материальные начала они признаются неизменными, более того, любой материальный субстрат не вызывает в себе собственную перемену. Например, ни дерево, ни медь, ни какое-либо другое, не могут сами себя, что-либо создать. Следовательно, есть другое, что является причиной изменения. Даже, если предположить, что в качестве начал признаются огонь, земля, то ни огонь и ни земля, не могут быть причиной того, что одни вещи прекрасны, а другие безобразны. Аристотель поставил вопрос, почему начала одни и те же у соверш. И несоверш. Вещи. Чтобы возникла вещь, считал он, надо, с субстратом, из чего вещь делается, присутствовали еще другие причины – начала: движущее (то, что движет и делает вещи), форма (проект делания или будущей вещи), цель (ради чего вещь делается). Материя заключает в себя принцип формы. Форма – это возможность делать, а материя – это возможность быть сделанным. Но откуда появилась материя-вещество? Античный материализм провозглашал тезис, согласно которому из ничего не возникает ничего. Следовательно, материя вечно существует. Средневековые философы отрицали саму возможность вечного существования материи, атрибут Бога, только он неизменно пребывает выше и вечно. 3. 2. (интернет) Свойства и строение материи Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми pазнообpазными свойствами. Несмотря на различия всем им присущи два важнейших признака: 1) все они существуют независимо от сознания человека; 2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием. В домарксистской философии сложились различные концепции материи: атомистическая (Демокpит), эфирная (Декарт), вещественная (Гольбах). «… Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства» (Гольбах. Система пpиpоды). Общим для всех концепций было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц лежащих в основе строения матеpии.
Разрабатывая научное определение материи, К. Маpкс и Ф. Энгельс имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. Опиpаясь на диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса, В. И. Ленин дальше развил это учение, сфоpмулиpовав в работе «Матеpиализм и эмпиpиокpитицизм» понятие материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогpафиpуется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя — это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т. д. 3. 3 (интернет)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|