1. Организация исследовательской деятельности в экспедиции
1. Организация исследовательской деятельности в экспедиции В подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками страны, изучение на практике исторического, культурного, природного наследия являются наиболее естественной, природосообразной деятельностью. «Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция)»1. Туристско-краеведческая деятельность является яркой, эмоциональной, очень содержательной стороной жизни учащихся. В ней интегрируются все основные грани воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое и интернациональное, умственное развитие, политехническое образование и др. 1 Остапец-Свешников А. А. Могучее средство развития личности. - М.: Агент-ство ДОК, 1994. -С. 13. Педагогические условия организации исследовательской деятельности Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса широко применяется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе с учащимися: - личностно-деятельностный; - диалогический или полисубъектный; - индивидуально-творческий; - культуросообразности; - целесообразности; - природосообразности; - краеведческий; - целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния1. Основу личностно-деятельностного подхода в экологическом воспитании составляет общественно полезная экологическая деятельность. Она отвечает следующим требованиям:
- адекватна личным мотивам, потребностям, целям; - подчиняется основополагающим воспитательным задачам; - имеет коллективный характер проведения, основанный на принципах ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания; - является творческой; - базируется на принципах соуправления, сотворчества и самодеятельности; - имеет очевидный практический фундамент и практическую направленность; - является посильной, т. е. учитывает возрастные и индивидуальные особенности; - имеет комплексный характер, то есть включает в себя разнообразные формы экологической деятельности; - способствует активизации деятельности школьников; - проводится непрерывно и систематически2. Вся учебно-воспитательная работа строится на соуправлении, организуется на основе развитой административной и исследовательской инструментовки. Экспедиция проходит в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции. 1 Самохин Ю. С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников 2 Бушманова Н. В. Туристско-краеведческая деятельность как средство соци
Исходя из этих теоретических позиций, можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в своей практике. Основная задача педагога заключается в создании некой модели по формированию развивающей, творческой среды для учащихся. Именно педагогом, научным руководителем должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности, благодаря которым у юного исследователя будет формироваться внутренняя мотивация подхода к любой возникающей перед ним проблеме с творческих, исследовательских позиций. Причем это касается проблем как научного, так и общего плана. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного во внутреннюю потребность учащегося.
«Одним из важнейших принципов педагогики, особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна одномоментно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности учащихся, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов»1. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разносто-; роннему воспитанию, приобретению жизненно важных практических | навыков, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, непосредственный контакт с природой, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, как правило, на базе специального учебного подразделения — школьного факультатива или объединения дополнительного образования. Реже это бывает группа, организованная при клубе по месту жительства или организации комитета по делам молодежи. Учебная группа из 6-15 школьников, чаще всего разновозрастная, работает по специальной исследовательской программе. В нашей практике были группы, организованные по принципу класс-команда. Мы считаем, что подобная организационная структура имеет право на существование, хотя ей присущи и некоторые отрицательные моменты - например, формирование некоего группового эгоизма, групповой отчужденности. 1 Остапец-Свешников А. А. Могучее средство развития личности. - М.: Агентство ДОК, 1994. -С. 29.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. Исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом и предполагающий наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Можно выделить ряд основных этапов, через которые проходит решение исследовательских задач. Эти этапы, к тому же, должны располагаться в строго определенной последовательности: • Постановка проблемы, т. е. выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию и объяснению. • Определение объекта и предмета исследований. • Наблюдение и изучение фактов и явлений. • Предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения данной задачи. • Выдвижение и формулировка исходных гипотез. • Построение плана исследования. • Осуществление плана. • Анализ и обобщение полученных результатов. • Выяснение связей исследуемого явления или объекта с другими явлениями или объектами. • Проверка исходных гипотез на основе полученных данных. • Окончательная формулировка выводов. • Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний. Научные предсказания1. Озеров А. Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности.: Дисс. ... канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. - М., 2001. Исследовательская функция в той или иной мере присуща любой туристско-краеведческой деятельности. Не случайно слова «путешественник» и «исследователь» зачастую выступают как синонимы. Исследовательская работа школьников рассматривается как особая форма организации процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности.
Исследовательские экспедиции и походы с исследовательским уклоном представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм туристско-краеведческой деятельности (спортивные походы, экскурсии и др. ). Это связано с тем, что экспедиция оказывается наполненной более глубоким и важным для учащихся практическим содержанием. Являясь итогом учебного года, она, вместе с тем, обладает возможностью наиболее полно реализовать на практике знания, полученные учащимися в течение года1. 1 Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. -- М., 1998. Не просто отдых и развлечения, но предстоящая работа, изучение нового, неизвестного, а возможно - и личные открытия делают для ребят экспедицию особенно привлекательной и интересной. Заинтересованное и, чаще всего, весьма уважительное отношение местного населения к научным целям и задачам учащихся значительно повышает в глазах ребят социальную значимость интеллектуального труда, формирует целевую установку, которая позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем образовании и развитии. Чтобы участники экспедиции получили удовлетворение от своего труда, в экспедиции должны быть поставлены, осознаны и реализованы конкретные исследовательские задачи в условиях конкретного региона. То есть экспедиция — это определенная мини-модель организации исследовательской деятельности. При постановке проблемы перед учащимися следует особое внимание уделять ее актуальности для данного возраста вообще и конкретного человека в частности. Всегда можно найти «точку опоры», т. е. мотивацию исследовательской деятельности в личном интересе. Толчок к исследованию должен идти «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов. Работа с различными приборами и механизмами, проведение радиосвязи, плавание на байдарках и катамаранах, использование другого технического и туристского снаряжения создает дополнительный привлекательный аспект участия в экспедиции. Тем более что у учащихся среднего и старшего возраста к подобной деятельности проявляется повышенный интерес. Непосредственное знакомство с красивейшими ландшафтами, замечательными природными объектами, романтика походной жизни вдали от цивилизации - все это также привлекает молодежь к дальним походам и экспедициям, независимо от их профиля и тематики.
Во многих образовательных учреждениях происходит конкурсный отбор участников экспедиции. Он является тем мобилизующим фактором, который повышает эффективность учебного процесса, заставляет учащихся серьезно и равномерно работать в течение года. Нами организовывался подобный отбор в походы и экспедиции даже тогда, когда финансирование народного образования позволяло взять неограниченное количество детей. При этом часто решались воспитательные задачи, напрямую не связанные с исследовательской или туристско-краеведческой деятельностью. Так, например, одному ученику ставилась задача успешно закончить учебный год, а другому - скорректировать свое поведение и т. п. Конечно, подобные отвлеченные воспитательные задачи можно решать только при наличии у данных подростков достаточно высокой личностной мотивации. В любой экспедиции реализация исследовательских программ происходит по различным направлениям. Очень важным и принципиальным моментом является то, что ученик сам выбирает из предлагаемого перечня, чем ему заниматься. Он также имеет право поменять специализацию на следующий год, что совсем неплохо, так как пока у подростков еще есть возможность попробовать себя в разных направлениях исследовательской деятельности - это следует сделать. Как показывает анализ проектов летнего отдыха и занятости учащихся, а также работ, присылаемых на Всероссийские конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» и другие конкурсы и конференции, тематика экспедиционных исследований в настоящее время охватывает такие области, как экология, геология, гидрология, геоботаника, биогеохимия, гидробиология, орнитология (и другие области зоологии), история, этнография, фольклор, археология и другие1. Ляшко Л. Ю. Научно-практическая конференция учащихся как эффективная форма дополнительного образования // Дополнительное образование. -1999. -№3-С. 7-9. Озеров А. Г. Система организации туристско-краеведческой деятельности учащихся России // Материалы научно-практической конференции " Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России" - М.: ЦДЮТур РФ, 1998. -С. 9-10.
Причем экологические исследования составляют 62% всех исследований в экспедициях, походах, полевых лагерях1. Теплов Д. Л. Всероссийский слет юных экологов: организация, проблемы, итоги: // Биология в шк. - 1995. - № 3. - С. 53-55. Этому есть несколько объяснений. Первое - находясь в природном окружении, учащиеся и педагоги выбирают исследовательскую деятельность, соответствующую этому окружению. Второе - экологические исследования доступны для проведения в любое время, на любой территории. Для них не обязательно наличие культурно-географических особенностей: старых деревень, усадеб, мест боев, исторических построек и т. п. Они не требуют открытого листа, как археология. Простейшие экологические исследования, например, квалиметрическая оценка антропогенного влияния, некоторые метеорологические наблюдения и др., не требуют специального снаряжения, доступны для участников туристских походов любой категории сложности. К сожалению, набор направлений исследований, предлагаемый в последнее время даже во Всероссийской детской туристско-экологической экспедиции, определяется не какой-то конкретной педагогической или научной идеей, не заданием местной администрации или научных учреждений, а наличием профессиональных кадров. Приглашен в состав научных руководителей гидролог - появилась гидрологическая специализация, есть квалифицированный гидробиолог - стали проводиться подробные исследования зообентоса, удалось привлечь геоботаника - развернулись геоботанические исследования, появились специалисты-историки - сформировались и историко-археологические исследовательские группы. Личность педагога, его талант, профессионализм, увлеченность, коммуникабельность и многие другие исключительно индивидуальные личностные качества учителя не в малой степени будут способствовать проявлению интереса у учащихся к тем или иным научным направлениям. Именно через непосредственное общение с настоящими профессионалами в процессе подобных занятий формируется ориентация у старшеклассников на тот или иной вид деятельности, а не через профориентационные игры или лекции о привлекательности, пользе и необходимости той или иной профессии. «Совместная практическая деятельность ребят должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера»1. В настоящее время основными направлениями работ по экологии и охране окружающей среды являются: комплексное описание природно-территориальных комплексов (ПТК); изучение ареалов и учет численности животных, растений, грибов и лишайников; метеорологические и фенологические наблюдения; выявление и паспортизация источников загрязнений, определение влияния этих источников на конкретные объекты природной среды, на конкретные организмы, разработка метода ликвидации или уменьшения загрязняющего фактора, изучение состояния окружающей среды после осуществления строительства очистных сооружений и т. д. Все это в той или иной мере может являться темами исследований групп туристов-школьников. Очень важным в исследованиях является комплексный подход, поэтому желательно не ограничиваться обследованием только одной из сред обитания (например, водных источников), а обязательно, если это возможно, провести хотя бы элементарные исследования воздушного бассейна, почвы, растительности и т. д. В экспедициях, состоящих из нескольких туристских групп, объединенных единой тематикой исследований, возможно проведение полномасштабных экологических исследований. Так, при проведении Всероссийской туристско-экологической экспедиции на озере Селигер в 1997-2003 годах в задачу учебных экологических исследований входило: - знакомство с различными приборами и методами, используемыми в профессиональном экологическом мониторинге, а также с принципами его проведения; - получение самостоятельной экологической информации о состоянии окружающей природной среды через определение уровней некоторых важных физико-химических и биологических параметров с помощью предложенных приборов и методов, рекомендованных для использования в учебных экологических исследованиях учащихся; - сравнение и оценка результатов, полученных по фоновым экосистемам (водным и наземным в районе экспедиции) с данными, полученными при изучении городских экосистем. Наиболее эффективным оказалось проведение с каждой группой учащихся 2-часовых учебных занятий по экологическому практикуму по разнообразной тематике и научных исследований, выполненных отдельными группами учащихся по нескольким близлежащим водным и наземным экосистемам. Наблюдения проводились по ряду физико-химических параметров: количеству взвеси, температуре, рН, растворенному кислороду водной среды, радиационному уровню, нитратам и нитритам водной среды, ионам тяжелых металлов (экспресс метод). Кроме того, проводились наблюдения по биологическим показателям (планктону, макрозообен-тосу и макрофитам), физико-географические описания, метеорологические наблюдения, квалиметрическая оценка экологического состояния территории. Полученные результаты по биологическим параметрам позволили определить класс качества вод озер Селигера, Белого и др. согласно ГОСТа 17. 1. 3. 01-82 «Правила контроля качества поверхностных вод». Полученные знания закреплялись в процессе одно-трехдневных походов. Во время походов учащиеся фиксировали встречающиеся экологические нарушения и картировали их. Опыт проведения экологического мониторинга и экологического практикума учащихся в период летних каникул, полученный Всероссийской экологической экспедиции ФЦДЮТиК на озере Селигер, показал важность и результативность такого метода организации туристско-экологической деятельности. Исследовательская экспедиция - главное звено годового цикла ТКД Сочетание исследовательской деятельности учащихся и исследовательской экспедиции как главного структурного звена годового цикла работы дает весьма эффективную схему организации деятельности данного объединения. Полевые исследования в экспедиционных условиях, можно сказать, являются центральным, организационно созидающим и смыслообразующим звеном. Будучи итогом учебного года, экспедиция, вместе с тем, дает возможность наиболее полно применить на практике знания, полученные учащимися в течение года. Перед организаторами полевой исследовательской экспедиции ставятся задачи: - рекреационная, т. е. отдых и оздоровление детей в природной среде; - формирование навыков выживания в природной среде; - формирование творческой активности и познавательного интереса учащихся; - воспитание экологической культуры личности; - сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях; - профессиональная ориентация учащихся; - внеурочная работа по предметам базового школьного учебного плана. Цикл начинается осенью с теоретических курсов, помогающих учащимся войти в проблематику исследований, и заканчивается следующей осенью, когда учащиеся завершают написание и докладывают работы, выполненные ими самостоятельно на основе собранных экспериментальных данных. Первые в цикле - теоретические занятия. Для новичков это — ознакомительные курсы, например, курс общей экологии, геологии, зоологии и т. п., который читает, как правило, руководитель группы или учитель-предметник. Для более старших и опытных учащихся специальные курсы или отдельные лекции могут читать приглашенные специалисты. На втором этапе происходит отработка методики. Новички с помощью более опытных товарищей осваивают ее азы, старшие проводят анализ методик, апробированных в прошедшем сезоне, отработку и совершенствование отдельных ее элементов. Центральным звеном годового цикла работы является экспедиция, где происходит основной сбор экспериментальных данных. Чаще всего - это летняя экспедиция. На осеннем этапе проходят практические занятия в лабораториях, архивах, библиотеках по обработке данных, их анализу, сравнению с литературными данными. И, наконец, завершается годовой цикл защитой работ на конференциях, конкурсах либо на заседаниях конкурсной комиссии образовательного учреждения. «Работа по модели-матрице туристско-краеведческого цикла дает возможность каждому педагогу - организатору этой деятельности составить совместно со своими воспитанниками реально действующую программу гармоничного развития личности средствами туристско-краеведческой деятельности»1. Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис.... док. пед. наук. - М., 1989. - 33 с. Такой годовой цикл может быть осуществлен на базе Дома детского творчества, Центра детско-юношеского туризма, Станции юных натуралистов и других учреждений дополнительного образования, а также может быть включен в образовательную программу учреждения общего образования в курсах естественнонаучных дисциплин, литературы, истории, ОБЖ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|