Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная модель туристско-экологической экспедиции




Примерная модель туристско-экологической экспедиции

(По АЛ. Остапцу-Свешникову )

1. Постановка целей и задач.

2. Распределение туристско-эколого-краеведческих должностей на время экспедиции.

3. Тематические тренировочные выходы для приобретения и про­верки знаний и исследовательских умений.

4. Экскурсии в музеи и обработка литературных источников.

5. Эколого-краеведческая подготовка к экспедиции.

6. Административно-хозяйственная подготовка к экспедиции.

7. Защита туристско-эколого-краеведческих должностей участни­ков экспедиции.

8. Итоговое собрание с родителями перед выходом в экспедицию.

9. Проведение экспедиции.

10. Обработка данных, собранных в экспедиции.

11. Окончательное оформление письменного отчета об экспедиции.

12. Участие в итоговом мероприятии на экологическую тему.

13. Конференция по итогам экспедиции.

14. Участие с докладом по материалам экспедиции на всероссий­ской (региональной, школьной) конференции участников движения «Отечество».

Подготовка к экспедиции

Состав экспедиционной группы формируется в соответствии с требо­ваниями, предъявляемыми «Инструкцией по организации и проведе­нию туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с уча­щимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (При­каз Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293), а также с уче­том туристской и специальной подготовки участников. Участники экс­педиции могут значительно различаться по уровню необходимых знаний. Например, учащиеся 6-7 классов не изучали таких предметов, как химия и зоология, шестиклассники не изучали географию, а уча­щиеся 8-х классов имеют по химии и экологии слабую практическую подготовку. Поэтому при организации экологической экспедиции, по­хода с экологической направленностью рекомендуется основной состав группы подбирать как по туристскому опыту, так и по общеобразова­тельному уровню. Разновозрастный состав группы позволит более ква­лифицированно осуществить намеченную программу и одновременно -соблюсти преемственность исследований в последующих походах. Так­же очень внимательно следует отнестись к выбираемым темам исследо­ваний. Они должны быть понятны и доступны учащимся.

Планирование экспедиции начинается с выбора района. Во внима­ние должен приниматься ряд факторов: наличие объектов исследова­ний для всех секций, участвующих в экспедиции, привлекательность района для учащихся, заинтересованность педагогов в проведении ис­следований в данном районе.

Хотя многие исследовательские задачи могут быть решены в окре­стностях крупных городов, в парках или даже в лаборатории, жела­тельно организовать походы и экспедиции на наиболее интересных природных территориях. Дети должны иметь возможность реализо­вать свою естественную тягу к путешествиям, к неизведанным зем­лям. Поэтому желательно, чтобы поход или экспедиция проходил в районе, отличающемся по своим ландшафтным условиям от места по­стоянного проживания школьников. Это позволяет усилить эмоцио­нальное воздействие экспедиционных мероприятий на участников. Новый регион, новая природа, новые ощущения, новые знания - это не только расширение кругозора и осведомленности о мире, это увеличе­ние культурного потенциала подростка. Следует, однако, обратить внимание на то, что путешествие в регионе, сильно отличающемся по климатическим характеристикам или по часовому поясу, становится для многих учащихся, особенно слабо подготовленных, весьма труд­ным, почти экстремальным. Поэтому в такие экспедиции следует под­бирать хорошо подготовленных в туристском и физическом плане уча­щихся. Эти два аспекта выходят в данном случае на первый план по сравнению с учебно-исследовательской подготовкой.

Важным элементом характеристики района является допустимый уровень объективных опасностей. Очевидно, что детская экспедиция -это мероприятие с повышенной вероятностью несчастных случаев. Ру­ководители экспедиции должны максимально снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, для чего необходимо пра­вильное планирование, подбор педагогического персонала высокой квалификации, тщательная подготовка снаряжения, предварительное обучение учащихся поведению в экспедиции, контакт с местными ор­ганами власти, работниками лесхозов, рыбнадзора, егерями. В хорошо подготовленной экспедиции обеспечивается достаточная безопасность в условиях объективных опасностей, характерных для данного района (непогоды, низких или высоких температур, наличия опасных зверей, пресмыкающихся и насекомых, опасных участков рельефа, водоемов и пр. ). Единых рекомендаций для выбора района с точки зрения его безопасности быть не может. В каждом конкретном случае необходимо анализировать все факторы1.

Для проведения экспедиций следует подбирать педагогов опытных, основная часть которых принимала участие в подобных мероприятиях или походах (желательно - категорийных) с исследовательской напра­вленностью. Все участники экспедиции должны иметь практику уча­стия в туристских походах, организации быта, ночлега в полевых ус­ловиях, владеть элементарными приемами оказания первой доврачеб­ной медицинской помощи. Желательно проработать с ними действия при возможных неординарных обстоятельствах. «Сравнительный ана­лиз поведения на маршруте туристских групп, в которых специально отрабатывалась модель деятельности в напряженных ситуациях, с контрольными свидетельствует о значительном повышении безопасно­сти туристского похода..., так как снижается фактор новизны и повы­шается психологическая устойчивость»2.

Кроме обычного туристского снаряжения группе необходимо иметь оборудование и реактивы для специальных исследований. Необходимо также в подготовительный период провести 4-5 занятий по полной программе предполагаемых исследований в одно-двухдневных похо­дах. (Программа исследований, их проведение, перечень необходимого оборудования приводятся в соответствующих разделах. )

1          Панфилов A. M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции.
- М.: ЦДЮТур РФ, 1997. - С 25-27.

2          Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспита­
ния готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф. дис. ... канд.
пед. наук: / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. - М., 1988.

Время и продолжительность походов зависит во многом от занято­сти учащихся в учебном процессе в школе. Поэтому туристско-экологические походы могут быть проведены либо во время каникул, либо в выходные дни. Отличаться они будут длительностью и программой.

В связи с небольшой продолжительностью осенних, зимних и ве­сенних каникул и с учетом метеорологических условий в это время мо­гут проводиться походы, направленные на приобретение группой на­чального, возможного в этих условиях, опыта экологических исследо­ваний, а также рекогносцировки объектов летних исследований. Ос­новные же исследования проводятся в период летних каникул.

Группой могут быть проведены походы со следующими экологиче­скими исследованиями:

- описательными, без выполнения сложных измерений и химиче­ских анализов;

- с выполнением разовых измерений и анализов в конкретной точке маршрута (анализы в этом случае, как правило, - органолептические);

- с выполнением разовых исследований на всей или значительной части маршрута;

- с выполнением исследований в одной конкретной точке маршрута;

- с выполнением исследований в нескольких точках маршрута.

В зависимости от поставленной задачи походное (активное) время прохождения маршрута увеличивается в первых трех случаях на 1-4 дня, при проведении систематических исследований с анализом усред­ненных проб объектов исследований - на 6-8 дней. Исследования мо­гут проводиться как во время дневок, так и в ходовые дни.

При подготовке к походу, в камеральных условиях, проводится изучение района экспедиции (похода) по научным источникам и попу­лярной литературе, первичный анализ, связанный с определением ме­ста и характера необходимых исследований, наличием возможных ис­точников загрязнений, характером и объемом предполагаемых поло­жительных акций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...