Примерная модель туристско-экологической экспедиции
Примерная модель туристско-экологической экспедиции (По АЛ. Остапцу-Свешникову ) 1. Постановка целей и задач. 2. Распределение туристско-эколого-краеведческих должностей на время экспедиции. 3. Тематические тренировочные выходы для приобретения и проверки знаний и исследовательских умений. 4. Экскурсии в музеи и обработка литературных источников. 5. Эколого-краеведческая подготовка к экспедиции. 6. Административно-хозяйственная подготовка к экспедиции. 7. Защита туристско-эколого-краеведческих должностей участников экспедиции. 8. Итоговое собрание с родителями перед выходом в экспедицию. 9. Проведение экспедиции. 10. Обработка данных, собранных в экспедиции. 11. Окончательное оформление письменного отчета об экспедиции. 12. Участие в итоговом мероприятии на экологическую тему. 13. Конференция по итогам экспедиции. 14. Участие с докладом по материалам экспедиции на всероссийской (региональной, школьной) конференции участников движения «Отечество». Подготовка к экспедиции Состав экспедиционной группы формируется в соответствии с требованиями, предъявляемыми «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293), а также с учетом туристской и специальной подготовки участников. Участники экспедиции могут значительно различаться по уровню необходимых знаний. Например, учащиеся 6-7 классов не изучали таких предметов, как химия и зоология, шестиклассники не изучали географию, а учащиеся 8-х классов имеют по химии и экологии слабую практическую подготовку. Поэтому при организации экологической экспедиции, похода с экологической направленностью рекомендуется основной состав группы подбирать как по туристскому опыту, так и по общеобразовательному уровню. Разновозрастный состав группы позволит более квалифицированно осуществить намеченную программу и одновременно -соблюсти преемственность исследований в последующих походах. Также очень внимательно следует отнестись к выбираемым темам исследований. Они должны быть понятны и доступны учащимся.
Планирование экспедиции начинается с выбора района. Во внимание должен приниматься ряд факторов: наличие объектов исследований для всех секций, участвующих в экспедиции, привлекательность района для учащихся, заинтересованность педагогов в проведении исследований в данном районе. Хотя многие исследовательские задачи могут быть решены в окрестностях крупных городов, в парках или даже в лаборатории, желательно организовать походы и экспедиции на наиболее интересных природных территориях. Дети должны иметь возможность реализовать свою естественную тягу к путешествиям, к неизведанным землям. Поэтому желательно, чтобы поход или экспедиция проходил в районе, отличающемся по своим ландшафтным условиям от места постоянного проживания школьников. Это позволяет усилить эмоциональное воздействие экспедиционных мероприятий на участников. Новый регион, новая природа, новые ощущения, новые знания - это не только расширение кругозора и осведомленности о мире, это увеличение культурного потенциала подростка. Следует, однако, обратить внимание на то, что путешествие в регионе, сильно отличающемся по климатическим характеристикам или по часовому поясу, становится для многих учащихся, особенно слабо подготовленных, весьма трудным, почти экстремальным. Поэтому в такие экспедиции следует подбирать хорошо подготовленных в туристском и физическом плане учащихся. Эти два аспекта выходят в данном случае на первый план по сравнению с учебно-исследовательской подготовкой.
Важным элементом характеристики района является допустимый уровень объективных опасностей. Очевидно, что детская экспедиция -это мероприятие с повышенной вероятностью несчастных случаев. Руководители экспедиции должны максимально снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, для чего необходимо правильное планирование, подбор педагогического персонала высокой квалификации, тщательная подготовка снаряжения, предварительное обучение учащихся поведению в экспедиции, контакт с местными органами власти, работниками лесхозов, рыбнадзора, егерями. В хорошо подготовленной экспедиции обеспечивается достаточная безопасность в условиях объективных опасностей, характерных для данного района (непогоды, низких или высоких температур, наличия опасных зверей, пресмыкающихся и насекомых, опасных участков рельефа, водоемов и пр. ). Единых рекомендаций для выбора района с точки зрения его безопасности быть не может. В каждом конкретном случае необходимо анализировать все факторы1. Для проведения экспедиций следует подбирать педагогов опытных, основная часть которых принимала участие в подобных мероприятиях или походах (желательно - категорийных) с исследовательской направленностью. Все участники экспедиции должны иметь практику участия в туристских походах, организации быта, ночлега в полевых условиях, владеть элементарными приемами оказания первой доврачебной медицинской помощи. Желательно проработать с ними действия при возможных неординарных обстоятельствах. «Сравнительный анализ поведения на маршруте туристских групп, в которых специально отрабатывалась модель деятельности в напряженных ситуациях, с контрольными свидетельствует о значительном повышении безопасности туристского похода..., так как снижается фактор новизны и повышается психологическая устойчивость»2. Кроме обычного туристского снаряжения группе необходимо иметь оборудование и реактивы для специальных исследований. Необходимо также в подготовительный период провести 4-5 занятий по полной программе предполагаемых исследований в одно-двухдневных походах. (Программа исследований, их проведение, перечень необходимого оборудования приводятся в соответствующих разделах. )
1 Панфилов A. M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. 2 Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспита Время и продолжительность походов зависит во многом от занятости учащихся в учебном процессе в школе. Поэтому туристско-экологические походы могут быть проведены либо во время каникул, либо в выходные дни. Отличаться они будут длительностью и программой. В связи с небольшой продолжительностью осенних, зимних и весенних каникул и с учетом метеорологических условий в это время могут проводиться походы, направленные на приобретение группой начального, возможного в этих условиях, опыта экологических исследований, а также рекогносцировки объектов летних исследований. Основные же исследования проводятся в период летних каникул. Группой могут быть проведены походы со следующими экологическими исследованиями: - описательными, без выполнения сложных измерений и химических анализов; - с выполнением разовых измерений и анализов в конкретной точке маршрута (анализы в этом случае, как правило, - органолептические); - с выполнением разовых исследований на всей или значительной части маршрута; - с выполнением исследований в одной конкретной точке маршрута; - с выполнением исследований в нескольких точках маршрута. В зависимости от поставленной задачи походное (активное) время прохождения маршрута увеличивается в первых трех случаях на 1-4 дня, при проведении систематических исследований с анализом усредненных проб объектов исследований - на 6-8 дней. Исследования могут проводиться как во время дневок, так и в ходовые дни. При подготовке к походу, в камеральных условиях, проводится изучение района экспедиции (похода) по научным источникам и популярной литературе, первичный анализ, связанный с определением места и характера необходимых исследований, наличием возможных источников загрязнений, характером и объемом предполагаемых положительных акций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|