Тема: источники права социального обеспечения
Источники права – внешние формы закрепления и выражения правовых норм. Выделяют следующие виды источников: 1. НПА; 2. Нормативные договоры; 3. Судебные или административные прецеденты; 4. Правовые обычаи. Какие из перечисленных источников встречаются в ПСО? Поскольку эта отрасль публичного права и большинство отношений формируется в рамках государственной системы социального обеспечения, основным источником права является нормативные правовые акты. В советский период это был практически единственный источник ПСО. Классификацию рассмотрим потом. Нормативные договоры. В соответствии с Конституцией круг источников расширился и в состав источников вошли общепризнанные принципы международного права и международные договоры (нормативные договоры). Понятие общепризнанных принципов международного права раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 г № 5 (он так и называется «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров»). Общепризнанные принципы – это императивные нормы, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отступление от которых недопустимо. Основным источником таких норм являются нормы учредительных договоров и уставов международных организаций. Международный договор – это соглашение между государствами либо между государством и международной организацией, которые совершаются в письменной форме. От имени РФ могут заключаться: 1. Межгосударственные договоры (если они подписываются главами государств); 2. Межправительственные договоры (которые подписываются главами правительств);
3. Межведомственные договоры (которые подписываются руководителями соответствующих ведомств – министрами, как правило). По географический сфере действия международные договоры можно объединить в следующие группы: 1. Универсальные договоры (это договоры, которые должны выполняться в государствах-членах таких международных организаций как ООН, международная организация труда (МОТ), всемирная организация здравоохранения и других); 2. Региональные договоры (действующие в пределах конкретного региона); Для нас имеет значение соглашения Совета Европы и стран СНГ. 3. Двусторонние договоры. По юридической силе международные договоры принято делить на: 1. Договоры обязательные для исполнения без ратификации; Сюда же относятся учредительные договоры и уставы. 2. Договоры обязательные для исполнения после ратификации; В соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ», договоры, касающиеся прав и свобод человека, подлежат ратификации. Соответственно, ратификация в РФ осуществляется путем принятия ФЗ и принимая ФЗ о ратификации международного договора, РФ принимает на себя обязательство по приведении национального законодательства и практики с требованиями международного договора. У нас понимания второго «т.е. приведение практики» - плохо понимается. Минздравсоцразвития и т.п. готовит список тех конвенций, которые мы можем ратифицировать (исходя из нашего законодательства). Ратифицировать-то мы можем, а вот что делать с практикой. Ведь после того, как мы ратифицировали договор, то по установленному графику мы должны представлять отчеты в соответствующие международные организации (об уровне прожиточного минимума и т.п.). А эти международные организации собирают не только статистические данные от государства, но и от неправительственных организаций. Потом на основании этого ставятся соответствующие вопросы. Потом государство и международная организация идут на сближение в плане этих вопросов.
3. Договоры, которые не подлежат ратификации и не являются обязательными для исполнения. Они как правило, имеют важный программно-политический характер и государства выполняют их в добровольном порядке. Это декларации, в частности, Всеобщая декларация прав и свобод человека 1958 г. Международная организация труда принимает рекомендации – они, как правило, разъясняют содержание соответствующей конвенции. Обычно идет конвенция плюс рекомендация. С помощью международных договоров осуществляется координация внутригосударственного законодательства разных стран о социальном обеспечении и международных норм. Координация проводится по следующим направлениям: 1. Запрещение дискриминации граждан – стран участников международного договора по признаку национальности; 2. Решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизий правовых норм; 3. Установление правил суммированных периодов страхового стажа, профессиональной (трудовой) деятельности, и проживания в странах-участниках договора в целях приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия; 4. Установление условий получения выплат в странах-участниках договора или в одной из стран в участниках договора, когда право на нее приобретено в другой стране; 5. Финансовые расчеты между странами (финансовые расчеты при выплате пенсий и пособий в случае переезда граждан из одной страны в другую). Например, что касается выбора применимого законодательства, то для наемных работников (они приобретают право на пенсии по законодательству места работы) действует принцип страны мест работы. К лицам, работающим не по найму, может применяться как законодательства страны места работы, так и законодательства страны постоянного места жительства. В отношении государственных служащих действует законодательства того государства, в органах которого они работают, не зависимо от местоположения этого органа. Для неработающих граждан критерием применимого законодательства является законодательства страны места постоянного жительства. Почему это важно? Есть международная конвекция о сохранении приобретаемых прав на социальное обеспечение. Итальянец несколько лет работал в Германии, потом в Швеции, потом в Нидерландах, а потом выходит на пенсию в Германии. Получается, что они не приобрел права на нормальную пенсию ни в одной стране. Придется обращаться в каждую из стран для получения пенсий. Создаются механизмы суммирования – страховые, трудовые периоды суммируются. И пенсия считается пропорционально стажу, приобретенному в каждой конкретной стране. Эти страны перечисляют в страну, в которой пенсии назначаются соответствующие суммы (в Европе это делается в евро).
Надо бы создать такую же систему в странах СНГ. Если человек 5 лет не отработал, то он не приобретает права на пенсию. Украина повысила пенсионный возраст, Казахстан, Узбекистан тоже. В РФ сейчас в отношении стран СНГ – самый низкий пенсионный возраст. СССР не стремился к ратификации конвенции в этой области – у нас и так был один из самых низких пенсионных возрастов (и сейчас, кстати, тоже). Тогда у нас был стаж 20 лет для женщин и 25 для мужчин. Тогда эти стандарты разрабатывались для государств с другой социально-экономической системой. И сейчас ведется активная работа по ратификации конвенций соответствующих – у нас система изменилась. Если национальное законодательство предусматривает более высокие стандарты, чем то, что требуется по Конвенции, то не нужно ухудшать (снижать права, предоставленные) национальное (ым) законодательство (ом). Пока процесс ратификации идет сложно – мало средств. · Конвенция МОТ № 102 О политике в области занятости 1964; · Конвенция МОТ № 142 О развитии людских ресурсов 1975; · Конвенция МОТ № 159 О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Перечень конвенций, к ратификации которых готовится России содержится в приложении к Генеральному соглашению между Правительство РФ, Общероссийским объединением работодателей, и Общероссийским объединение профсоюзов (2009 -2012 г. – нынешнее соглашения). Первая строчка в этом списке: Конвенция МОТ 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». С точки зрения круга обеспечиваемых и видов обеспечения российское законодательство в полной мере соответствует этой конвенции. Там установлено 9 видов пособий – у нас есть все 9 (а требуется – чтобы было законодательство хотя бы 3; надо, чтобы 50% граждан соответствующим страхованием было охвачено). Главное препятствие – нормы, которые устанавливают уровень обеспечения, в частности:
· Для трудовых пенсий по старости это 40% от среднего заработка типичной получателя; · Пособия – 50% Главным образом – это пенсии. Хоть сейчас и говорят, что средние пенсии достигают 40% средней заработной платы в стране, но по расчетам есть тенденции к снижению. Права на достойный уровень жизни и то, что он может получить на пенсии = коэффициент замещения. Туда и 40% входят и корпоративную пенсию (20-30%) и частную пенсию = в Швеции можно получить под 80% предыдущего дохода. Теперь можно только среднестатистически подсчитать. У некоторых людей может быть пенсия и 300.000 руб. в месяц, у некоторых же 10.000 руб. в месяц. Считают по-разному. Даже актуарии приезжали и пересчитывали. Если мы ратифицируем эту Конвенцию, МОТ будет нас «пилить» про это 40%. Посмотрим, что будет после выборов. Европейская социальная хартия – ратифицирована ФЗ от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ. Она касается не только социального обеспечения – там и право на жилище и права мигрантов. Что касается ПСО, то в число ратифицированных попали: · Ст. 11 – право на охрану здоровья; · П. 1 ст. 12 – право на социальное обеспечение; В этом пункте говорится, что в стране должна быть система государственного обеспечения; В пункте 3 – есть ссылка на то,что уровень обеспечения должен соответствовать европейскому кодексу, но этот пункт не ратифицирован. · Ст. 14 – право на социальное обслуживания; · Ст. 15 - п. 1 и п. 2 – право нетрудоспособных лиц на социальную интеграцию (в первую очередь инвалидов) и на участие в общественной жизни; · Ст. 16 – право семьи на социальную, юридическую и экономическую защиту; · Ст. 17 – право детей и молодежи на социальную, юридическую и экономическую защиту; · Ст. 27 – право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение. Это общая характеристика нормативных договоров, как источников ПСО. Что еще можно отнести к нормативным договорам? Коллективный договор – является нормативным договором. Если мы к ПСО будем относить не только отношения, которые формируются в рамках ПСО (дополнительные выплаты с выходом на пенсию, на содержание ребенка и т.п.), то можно сказать, что коллективный договор – это тоже нормативный договор. Но их ничтожно малое количество.
Практически таких договоров, как и локальных актов (касающихся дополнительных выплат за счет работодателя) – очень мало. Что касается негосударственного пенсионного страхования указывается (в коллективных договорах), что работодатель выплачивает взносы за лиц, работающих у него по трудовому договору, а дальше выплаты производятся Пенсионным Фондом (т.е. дальше работодатель не занимается этими вопросами). Многое зависит от схемы страхования. Топ-менеджеры будут получать больше, как правило. Судебный прецедент. По поводу судебного прецедента высказывания, встречающиеся в литературе можно объединить в 3 группы: 1. Специалисты, которые не признают прецедент, как источник права. Нерсеснц! Идет от Конституции – судебные органы, это правоприменительные органы и разъяснения высших судебных инстанций содержат не новые нормы права, а правила толкования уже действующего законодательства. Иногда говорят, что КС (когда он является негативным законодателем) создает прецедент. Но это не так, т.к. норма становится недействительной в силу Конституции и ФКЗ «О Конституционном суде» - т.е. это полномочие, предоставленное ему законом. Тем более КС не отменяет соответствующий акт – это прерогатива законодательной власти. Судебная практика играет большую роль как источник правотворчества. Можно привести большое количество изменений законодательства, произошедших под влияний решений КС РФ. Пример: долгое время были списки производств, профессий и должностей – дающих право на досрочные пенсии, но только в отношении служащих государственных учреждений, больниц и т.п. Получается, что если работаешь в государственной больнице – можно выйти раньше на пенсию, если в частной – нет. Это отменили. Долгое время не выплачивали пенсии осужденным. В соответствии с УИП осужденные получили право на пенсии (они не приостанавливались). Право мужчин, воспитавших ребенка-инвалида до 8 летнего возраста получали право на досрочную пенсию тоже было получено благодаря КС РФ (ФЗ «О трудовых пенсиях»). Были нормы о непрерывном стаже – влиял на размер пособия по болезни. Теперь институт непрерывного трудового стажа в ПСО вообще не существует (КС РФ тоже помог в этом). Учитывается общий стаж не зависимо от перерывов в работе. Таких решений очень большое количество. Они касаются различного круга аспектов. Безусловно, судебная практика оказывает колоссальное влияние на законодательство. 2. Понятно, что если есть противники, то есть и сторонники того, что судебный прецедент является источником. Филиппова считает, что есть все основания для признания разъяснений ВС и КС характера источников права. Она приводит известные аргументы: в случае признания не соответствия Конституции нормы не применяются. 3. Есть более сдержанная традиция, в соответствии с которой в смысле англо-саксонской традиции у нас нет прецедента. Но вполне возможно, что они появятся (скорее всего придется корректировать Конституцию в плане разделения властей). Если идет речь об обсуждении законопроекта о ПСО и нет заключения Правительства о том, что на это есть средства, то этот законопроект даже не выносится на слушание. Наше Правительство часто исходит из политических и экономических обстоятельств. Нет комплексной социальной экономической политики. Есть Программа развития ПСО 2020. Он будет определять законотворческую деятельность. Упор на накопительную систему пенсий. В качестве негатива указано, что система не ориентирована на средний класс. Мачульская: «А почему она у нас должна быть рассчитана на средний класс, у нас что, население – средний класс?». В Чили подобную систему создать не удалось. Пусть у нас система состоит из нескольких уровней – минимальная – обеспечивается государством, добровольное страхование – если лицо захочет. Нормативно-правовые акты 1. Ведущее место у ФЗ; 2. Законы субъектов не должны противоречить федеральным законам и законодательством субъектов за счет собственных средств могут устанавливаться дополнительные выплаты и услуги для определенных категорий населений – ветеранов, семей с детьми, безработных и т.д. К исключительной компетенции РФ относится определение основ федеральной политики и принятия федеральных программ в области социального обеспечения, установление системы страховых взносов, служащих источниками финансирования, выплат и услуг. Не существует кодекса социального обеспечения, хоть и пытались его разработать (этой системе не свойственно единство, тяжело объединить эти нормы). Хотели создать Пенсионный Кодекс под эгидой Пенсионного Фонда. Тучков и Захаров тоже пытались создать Кодекс – дальше обсуждения эти проекты не прошли, даже первого чтения не было. Что касается ФЗ – много законов касается отдельных групп населения, в частности ветеранов, военнослужащих, о денежном содержании судей, о пенсионном обеспечении работников прокуратуры, о чернобыльцах, о лицах, живущих в районах крайнего Севера и т.п. 3. Источниками права являются указы Президента, которые касаются самых разных вопросов. 1 мая 2005 г. – дополнительная ежемесячная материальное обеспечение инвалидов и участников Великой отечественной войны, несовершенных узников лагерей и других мест принудительного содержания. 4. Постановлениями Правительства утверждаются перечни видов, работ, профессий должностей, дающих право на досрочные пенсии, программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, величина прожиточного минимума в РФ и т.д. 5. Инструкции, акты профильных министерств и иных ФОИВ, принимаемых совместно с соответствующими внебюджетными фондами (формы бланков различных утверждаются и т.п.). 06.03.2012 г. Правоотношения Правоотношения это урегулированное нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат услуг и льгот между физическими лицами, имеющими на них право и государственными органами или иными субъектами, действующими по поручению государства, которые обязаны их предоставить. В правоотношениях происходит реализация прав в области социального обеспечения. В ПСО различают 3 группы правоотношений: 1. Имущественные; 2. Процедурные правоотношения; 3. Процессуальные правоотношения. Когда мы характеризуем правоотношения мы должны рассмотреть особенности правового положения субъектов, особенности юридических фактов, объекты по поводу которых они возникают Материальные правоотношения Материальные правоотношения возникают в рамках трех организационных форм (подсистем): 1. Обязательного социального страхования; 2. Обеспечения особых субъектов (государственных служащих) за счет бюджетных средств и 3. Государственная социальной помощи. Сложный фактический состав – то из чего проистекают материальные правоотношения. Главная роль принадлежит юридическим фактам – событиям, представляющим собой реализацию (наступление) социального риска или иные социально значимые обстоятельства (трудная жизненная ситуация). Помимо этого необходимо волеизъявление физического лица (никакие виды социального обеспечения не предоставляются автоматически), а также решение уполномоченного государственного органа. Изменение вида материальных правоотношений может происходить как из сложного состава (переход с одной пенсии на другую, перерасчет пенсии) и решение соответствующего органа. Однако надо иметь в виду, что в силу закона в некоторых случаях волеизъявление не требуются! Например, индексация пенсий производится автоматически на основании Постановления Правительство. По срокам действия материальные правоотношения: 1. Правоотношения, прекращающиеся в связи с однократным исполнением обязанности Это правоотношения по поводу предоставления всех видов единовременных выплат. Кром того, это правоотношения по протезированию, по обеспечению инвалидов транспортными средствами и некоторые другие. 2. Правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени Это пенсионные правоотношения в связи с потерей кормильца (они существуют до достижения ребенком 19 лет и учащимся по очной форме обучения до 23 лет), пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и другие пособия на детей. 3. Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени. Пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности (хотя пенсии устанавливаются на срок инвалидности, но инвалиды 2 и 3 группы проходят переосвидетельствование раз в год, а инвалиды 1 группы – раз в два года), правоотншения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности (на период болезни, например). Но есть особенности - ограничиваются пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком, для работающих инвалидов и т.п. 4. По содержанию инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обслуживания (это осуществляется пока в этом есть потребность). С точки зрения субъектов. Субъектом материальных правоотношений является физическое лицо или семья (в пенсионных правоотношениях по случаю потери кормильца). Для того, чтобы быть субъектом правоотношений физическое лицо должно обладать правосубъектностью. Есть правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. · Общая правоспособность (т.е. потенциальная возможность быть участником всей совокупности правоотношений по ПСО) – возникает с момента рождения. · А правоспособность на получение конкретных видов социального обеспечения при наступлении соответствующих юридических фактов (в данном случае мы говорим о специальной/переменной правоспособности – пенсию по старости не получишь, пока не достигнешь соответствующего общества). Более сложны вопрос связан с моментом возникновения дееспособности. Дееспособности физических лиц складывается из следующих возможностей: · Приобретать своими действиями права на определенные виды права социального обеспечения · Осуществлять права · Нести ответственность Тут нужно субсидиарно применять ГК РФ. В разных законах по разному (где-то вообще возраст не указан).По ГК РФ – дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет. Кроме того, в соответствии со ст. 26 ГК РФ дееспособность детей в возрасте от 14 до 18 лет заключается в том,что они могут без согласия родителей/усыновителей/попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. Это означает, что по достижении 14 лет ребенок может требовать выделеняи своей доли пенсии (т.е. пенсии по случаю потери кормильца – в отношении этой пенсии вначале определяют право каждого члена семьи право на данную пенсию [и иждивенец и т.п.], и принимают одно решение о назначении данной пенсии, однако по достижении 14 летнего возраста ребенок может обратится в Пенсионный фонд и потребовать выделения своей доли). Полная дееспособность может наступить и с момента вступления в брак. Возраст вступления в брак в 16 лет. До 16 лет разрешается регистрация брака органы местного самоуправления (например, в том случае, если несовершеннолетние оказалась в состоянии беременности).И возникает вопрос, который никак не урегулирован? А как же быть, если о регистрации брака речь не идет, а девушка до 16 лет родила (т.е. неполная дееспособность). Получается, что она не может обратиться за пособием в связи с рождением ребенка. Следовательно родители/попечители/усыновители (т.е. ее законные представители) будут обращаться за подобным пособием. Можно высказывать разные соображения. Ст. 27 ГК РФ – эмансипация. Это занятие предпринимательской деятельностью с согласия обоих родителей или по решению суда (если такого согласия нет). Что касается правоотношений по оказанию бесплатной медицинской помощи, то в соответствии с Основами охраны здоровья граждан от 21.11.2011 г. № 323 с 15 лет физические лица имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское согласие (т.е. до этого возраста родители дают согласие на оказание медицинской помощи). Возникает вопрос – что делать, если по религиозным соображениям родители против медицинского вмешательства? Медицинские органы должны обращаться в суд за получение разрешения на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего, если родители не дают согласия, а состояние здоровья ребенка является критическим и существует угроза для жизни. Что касается социальных услуг, то в принципе никаких возрастных критериев нет, но этим, как правило занимаются органы опеки и попечительства. В отношении страховых пособий по временной нетрудоспособности дееспособность возникает с момента заключения трудового договора. Общий возраст -16 лет для заключения трудового договора, в исключительных случаях – с 15 лет. Хорошо, если эта девочка с 15 лет работает и она оказался в состоянии беременности и она не состоит в браке, то может ли она обратиться за пособием по беременности и родами или пособие по временной нетрудоспособности? Мачульская считает, что может, т.к. за нее уплачивает работодатель взносы. Нормы разрешающий нет, но нет и запрещающей! Следовательно, приходим к такому выводу из общих норм «застрахованное лицо может обратиться за пособием». За лиц, работающих лиц в тетарльно-зрелищных проивзведений, участвующих в театральных постановках, цирковых преставлений до 14 лет (не являются дееспособными), права в области ПСО осуществляют родители/попечители/усыновители. До 14 лет дети трудоспособны. Могут выполнять физическую работу. Но не являются дееспособными. ГП – направлено на защиту имущественных интересов. Пока человек не начал работать, он не может оценить стоимость вещи, поэтому он может заключать неэквивалентные сделки, поэтому ему нужно до 14 лет спрашивать разрешение родителей. Но вопрос – если лицо работает, но до достижения 14 лет понимает ли то, что он работает и зарабатывает этим себе на жизнь? В Международных Конвенциях установлено, что дети не должны работать, т.к. [дети должны учиться] - в аграрных странах с 12 лет можно работать, но все-равно это запрет очень жесткий. Физическое лицо должно осознавать характер осуществляемой ими деятельности. Массовый характер детского труда используется в Узбекистане (хлопок собирают). Работодатели конкурирующих стран обратились в международный суд, т.к. детский труд дешевый и довольно качественный – их цены на хлопок из-за этого снижают мировые цены. Другие страны перестали покупать узбекский хлопок, экономический бойкот устроили. Международные организации сказали, что пошлют своих наблюдателей в Узбекистан. Мачульская считает, что пусть будет 14 лет, но не раньше. Объекты материальных правоотношений Это материальные блага, по поводу которых возникают соответствующие правоотношений. Чаще всего классификация материальных правоотношений производится по объектам. Можно выделить в качестве объекта: · Пенсию – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, ставшим инвалидами, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования, с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Можно дальше формулировать определения трудовых пенсий (общее их определение; можно конкретно трудовой пенсии по старости, инвалидности) и всех иных. · Пособия – это единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка или оказания социальной поддержки в связи с наличием детей. · Услуги – это действия по удовлетворению потребности граждан в бесплатной медицинской помощи или социальном обслуживании. Объектам правоотношений являются также услуги, которые предоставляются на условиях частичной оплаты. · Льготы – это дополнительные права, предоставляемые субъектам ПСО – физическим лицам или освобождение их от исполнения части обязанностей. Например, бесплатный проезд на транспорте, бесплатное или частнично бесплатное предоставление лекарств и так далее. Содержание правоотношения Материальные правоотношения являются относительными – это значит, что и физическое лицо и государственный орган (иное лицо, действующее по поручению государственного органа) имеют права и обязанности. Но физическое лицо имеет право требовать (т.е. является управомоченным лицом), а государственный орган – обязанный субъекта, т.е. при наличии условий, указанных в законе государственный орган не может отказать в этой «услуге». Но есть и дополнительные права и обязанности. Субъективное право – это вид и мера возможного поведения субъекта. Субъективное право складывается из следующих возможностей 1. Совершать определенные действия; 2. Требовать совершения определенных действий от третьих лиц; 3. Обращаться за защитой нарушенного права. Субъективная обязанность – это вид и мера должного поведения участников правоотношения. · Она проявляется в необходимости совершить определенные действия лично или через представителя (когда это разрешается законом). Пенсия – это личное право – каждый человек работает и т.п. Можно ли наследовать, например, накопительную часть пенсии? По достижению пенсионного возраста пенсионер может распорядится накопительной частью пенсии, а если это не указано, то она будет наследоваться в общем порядке. Мачульская считает, что это не верно. Накопительная часть пенсии не должна наследоваться, т.к. нарушается особенность пенсии как личного права – это за его былую деятельность «скопилась» эта сумма. Дети должны свое «личное право» зарабатывать. Кто-то хочет вообще всю сделать накопительную пенсию. И чтобы они шли на одну карточку, чтобы потом все расплачивались ею за различные государственные услуги. Но это не правильно! Медицина не может строиться на основе индивидуальных накоплений – в медицине потребности всегда выше, чем возможности граждан (есть же, например, орфанные заболевания, т.е. редкие заболевания). · Воздержаться от совершения определенных действий. · Нести благоприятные последствия при совершении противоправных действий или уклонении от установленных законом требований. · На физических лицам лежат обязанности по представлению необходимых документов, подтверждающих наличие соответствующих прав на выплаты/услуги, а также обязанность информировать государственные органы об обстоятельствах,Которые влияют на объем правомочий, т.е. на право получать определенный вид ПСО или влекут изменение размера выплаты. Государственный орган в свою очередь имеет право требовать предоставление этих документов, и должен установить соответствующую выплату/оказать услугу соответствующего качества. Процедурные правоотношения Объектом процедурных отношений являются действия/решения об установлении юридических фактов о назначении выплаты и оказания услуг.
Процедурные правоотношения по назначению пенсий по старости существует в течении 10 дней с момента обращения (т.е. Пенсионный фонд должен рассмотреть представленные документы в течении 10 дней и в течении 10 дней должен информировать о принятом решении, а если решение об отказе – то в 5-ти дневный срок должен проинформировать). Если речь идет, скажем, о пособиях по временной нетрудоспособности/беременности и родам – установлен 6-ти месячный срок за их обращением. При пропуске указанного срока право на пособие утрачивается. Когда начинает течь этот шестимесячный срок? · Если идет речь о пособиях по временной нетрудоспособности – со дня выздоровления или установления инвалидности. · Если речь идет о пособиях по беременности и родам - со дня окончания отпуска по беременности и родам - · Если речь идет о пособиях по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1.5 лет - со дня достижения ребенком 1,5 лет Уважительные причины пропуска срока: непреодолимая сила, чрезвычайные обстоятельства, стихийные бедствия, длительная болезнь (более 6 месяцев), переезд в другой населенный пункт, вынужденный прогул (если идет спор о восстановлении на работе), смерть близкого родственника и другие причины по усмотрению государственных органов (компетентных государственных органов). Процедурные отношения по оказанию социальной помощи – есть процедурные отношения по определению материального положения физического лица или семьи, возможна проверка не только документарная уровня доходов и имущественного положения лица (т.е. наличия собственности – делают запросы в налоговые и регистрационные органы – месяц на проверку, но можно продлить), но возможна и выездная – комиссионная проверка (когда по месту жительства проверяют обратившееся за пособием лицо) Особенная часть Трудовые пенсия по старости Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Трудовая пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного трудового дохода лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим установленный страховой стаж. Пенсионный возраст в Рф для лиц, работающих на общих основаниях (в нормальных условиях труда) составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Такой же пенсионный возраст есть только в Беларуссии и Узбекистане. В других странах СНГ этот возраст повышен и составляет 57 лет для женщин и 62 для мужчин (Азербайджан, Молдова, Таджикистан), 58 и 63 (Кыргыстан, Казахстан), 63 и 60 лет (Армения). Основной фактор: финансовый. Бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет взносов от работающих лиц. Т.е. должно быть соотношение работающих и пенсионеров. У нас Пенсионный Фонд работает с дефицитом. МВБ и Всемирный банк рекомендуют РФ повысить пенсионный возраст. У нас пенсионный возраст в 1928 г. впервые был введен и с этого времени он не повышался. У нас была самый низкий пенсионный возраст и самый низкий стаж, который нужно было отработать, чтобы получать пенсию. С точки зрения социальной справедливости нужно повышать пенсионный возраст только в отношении тех, кто только начинает работать. Или сделать так – через 10 лет будет повышен пенсионный возраст. В течение 15-20 лет, говорят, будут повышать пенсионный возраст на несколько месяцев. Экономическими мерами сейчас хотят решить эту проблему. Но он не работает. Право на пению до достижения указанного возраста имеют лица, работавшие: 1. В особых условиях труда (ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» - там больше 20 пунктов); По каждому виду работ, профессий и должностей установлен список, который утверждается Постановлением Правительства. Смотрим на должность, смотрим – входит ли она в соответствующих список. Требуется, чтобы лицо было занято на указанных работах полный рабочий день, т.е. более 80% рабочего времени. Справка об этом выдается работодателю. Но, как правило, для получения досрочной пенсии нужно, чтобы были соблюдены два условия: · Специальный стаж нужно иметь · И общий страховой стаж · (и возраст, конечно) 26.01.1991 г. Постановление Кабинета Министров – там указаны эти списки были (Список № 1). Было принято специальное постановление об установлении тождества профессий по спискам ПП РФ от 11.07.2002 г. № 516. Если лицо работало по разным спискам и лицо не получило право на досрочную трудовую пенсию – то его сроки суммируются и пенсия начисляется за более легкую работу. Постановление о списках производств работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия по ст. 27 (ПП РФ от 18.07.2002 г. № 537). Многих наших работников «надувают» - написана должность в трудовой книжке не та, которая была на самом деле. И можно попасть не под Список № 1, а Список № 2. За советский период все документы, в принципе, можно найти. Если организация прекращала работу, то все личные дела должны храниться 75 лет. И все четко сдавали в архивы. А за 90-е годы тяжело такие документы найти. Если найдет в архиве, то это большая удача. После создания системы персонифицированного учета (с 2002) стало более-менее. С 91 по 2000 г. – это самый тяжелый период (смутные времени). Плюс надо проверять личные данные – е и ё, й и ь – прочие мелочи. Таких дел в судах достаточно. Нужно справку из института Русского языка, что е и ё одно и то же, чтобы через суд «установить свою личность» для этих отношений. Поработайте по Списку № 1 на подземной работе, это не легко. А тут такая «засада». Пример: По списку № 1 для определенных работ нужно 10 лет мужчине отработать; 7 лет и 6 месяцев – для женщин. Мужчинам нужно иметь 20 лет общий страховой стаж, а женщинам 15 лет. И тогда их страховой возраст снижается на 10 лет. И возраст пенсионный будет для М – 50 лет, а для Ж – 40 лет. Если еще и на Крайнем севере работал – еще минус 5 лет. И у М – 45 лет, а у Ж – 35 лет. Если же н доработали 10 лет. Пример – мужчина – 7 лет отработал. Тогда каждый его год специального стажа будет вычитаться из его пенсионного возраста. Следовательно, у тако<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|