Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития экономической науки




 

Экономическое мышление человека развивалось одновременно с его способностью мыслить вообще, ибо первейшая проблема мыслящего человека – проблема выбора, экономическая по своей сути.

Серьезное развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды Ксенофонта (430-354 до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг до н.э.) сформировали исходные позиции современной экономической науки.

Достаточно последовательным экономическим учением считается «меркантилизм», описывавший главную тенденцию в экономическом мышлении конца XVII и середины XVIII вв. Ведущие принципы этого направления:

1) золото и сокровища любого рода представляют собой суть богатства (в том числе страны), создаваемого трудом;

2) внешняя торговля должна регулироваться (правительством) так, чтобы обеспечивать постоянный приток в страну золота и серебра («В настоящее время деньги стали общепринятым мерилом для всех людей в торговле между собой; поэтому нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче»);

3) импорт должен быть предельно ограничен таможенными пошлинами (протекционистская политика правительства);

4) конкуренция вредна, ее нужно избегать и предотвращать;

5) экспорт должен всячески поощряться, особенно готовой продукции (экспорт сырья никоим образом не приветствовался);

6) обеспечение роста населения для развития отечественной промышленности.

Сам термин «меркантилизм» принадлежит Адаму Смиту. Им он обозначил одну из ветвей политической экономии – «торговую систему».

Основателем системного экономического мышления принято считать ирландца Уильяма Петти (1623-1689). Он являлся тем типом мыслителя, для которого экономическое познание представляло самостоятельный интерес. Разделяя в целом основные идеи меркантелизма, он всячески старался подойти к решению круга экономических вопросов, задач и проблем системно, увязывая многочисленные факторы между собой и стараясь учесть их взаимодействие. Более того, он один из первых постарался учесть время в качестве основного фактора, что позволило рассматривать экономику как динамическую систему, в которой надлежит предвидеть все последствия принимаемых решений.

В середине ХVIII в. во Франции появилась группа мыслителей, назвавшая себя «экономистами». В известной мере они были антиподами меркантилистов, считая, что только земледельческий труд является производительным и создает в конечном счете богатство нации.

«Экономисты» развивали новую систему взглядов на хозяйственную деятельность. Ее суть была названа словом «физиократия», что буквально означает природовластие. Впоследствии этих мыслителей назвали физиократами.

Основоположником данного направления считают Венсана де Гурно (1712-1759).

Выдающейся фигурой в экономической науке был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он стал различать две категории затрат: единовременные и текущие. Применительно к труду земледельца он называет их «первоначальными авансами» и «ежегодными авансами». И до него чувствовали разницу между инвестициями и издержками производства, но четко это понятийно разграничить – несомненная заслуга автора. Позже введут более четкую терминологию – запас и поток, однако произойдет это через сто с лишним лет.

Основоположником классической политической экономии считают англичанина Адама Смита (1723-1790 гг.) – автора книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). А.Смит сформировал следующие постулаты политической экономии:

1) богатство нации, создаваемое общественным трудом, определяется не только производственной сферой, но и вовлеченной в трудовой процесс непроизводственной сферой;

2) общественное разделение труда – решающий фактор повышения производительности и эффективности труда, т.е. технического прогресса;

3) чистый доход – это выручка от проданной продукции за вычетом всех производственных затрат;

4) для производителя ценность товара – это сумма затрат по всем участвующим факторам;

5) рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций.

Смит считает, что для каждой местности в определенный период ее развития существуют некоторые средние нормы заработной платы, прибыли и ренты, которые изменяются со временем довольно медленно. Он называет их естественными нормами.

Замечательный след в истории экономических учений оставил Давид Рикардо (1772-1823) – автор трудовой теории стоимости, взятой впоследствии за основу в своем учении К.Марксом.

Велика роль в развитии экономических учений француза Жана-Батиста Сэя (1767-1832). Сэй считал, что ценность продукции (проще – ее стоимость) обуславливается не только затраченным трудом, но и землей, и капиталом. Сэй отдавал должное капиталу как равноправной составляющей создания новой стоимости. Хотя для того времени трактовал процесс образования ценности по-своему: каждый из трех перечисленных факторов порождает соответствующий доход. При этом он вынужденно поступается зависимостью капитала от прошлого труда, понимая, что учесть это практически невозможно.

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий экономист и социалист. В своем сочинении «Капитал», получившем всемирную известность, он исследовал капиталистическое производство и обращение, признавая экономические отношения основой социального строя.

Основные положения учения Маркса следующие:

1) мерилом меновой стоимости является потраченное на изготовлении предмета общественно необходимое время;

2) меновая стоимость живого труда определяется средним рабочим временем, обеспечивающим формирование средств, необходимых для существования рабочего и продолжения его рода;

3) часть рабочего времени расходуется на создание стоимости, возмещающей заработную плату рабочего, а другая часть – на создание «прибавочной» стоимости, присваиваемой капиталистом.

К.Маркс исследовал в своих трудах многие аспекты современной ему экономической жизни. Однако основанные на его учении прогнозы о неизбежной гибели капитализма не подтвердились.

Современная экономическая наука может быть представлена двумя направлениями: кейнсианством, получившим название по имени Джона Мейнарда Кейнса (1884-1946), и монетаризмом, наиболее ярким представителем которого является Милтон Фридмен (р.1912).

Дж.М.Кейнс – английский экономист, идеолог государственно-монополистического капитализма. Он получил широкую известность в связи с опубликованием в 1919 г. своей книги «Экономические последствия Версальского мирного договора». В 20-х и 30-х годай Кейнс выступил с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность получил его главный труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В связи с выходом этой книги многие экономисты выдвинули версию о так называемой кейнсианской революции, о «новой экономической науке». Так, Дж.М.Кейнс («Трактат о деньгах», 1930 г.) идеальными провозгласил бумажные деньги, которые более эластичны, чем золото, и должны обеспечить постоянное процветание общества.

В качестве главного инструмента анализа Кейнс использовал так называемые «макроэкономические» (т.е. совокупные, агрегированные, укрупненные) показатели – национальный доход, потоки инвестиций и сбережений, совокупный спрос и совокупное предложение. Поэтому Кейнса справедливо считают одним из основоположников макроэкономического анализа. Теория Кейнса весьма тесно связана с практикой, с истолкованием задач государственной политики и в этом смысле знаменует поворот к традициям немарксистской политической экономии.

По мнению Кейнса, в условиях кризиса необходимо предложить и осуществить меры по активации и стимулированию совокупного спроса (т.е. общей покупательной способности). Это должно, по Кейнсу, положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, а, следовательно, способствовать уменьшению безработицы.

Кейнс отрицал способность рыночной экономики к «автоматическому» восстановлению равновесия с высоким уровнем занятости всех ресурсов, включая трудовые. Он писал, что такое состояние само собой уже не наступит. И главную причину видел в том, что цены стали негибкими из-за процесса монополизации экономики в ХХ в.

Решающим компонентом эффективного спроса Кейнс считал инвестиции. Их стимулированию он уделил первостепенное внимание. В его работе рекомендуются два основных способа увеличения инвестиций: денежно-кредитная и бюджетная политика.

По мнению Кейнса, весьма целесообразно способствовать уменьшению имущественного неравенства в обществе. С помощью перераспределения доходов необходимо увеличивать доходы малоимущих. Это будет способствовать росту их платежеспособного спроса на самые массовые виды товаров и, тем самым, стимулировать рост производства.

В конце 30-х гг. кейнсианство становится господствующей теорией в науке и экономической политике. Правящие круги Запада черпали в ней идеи макроэкономического анализа хозяйственной жизни и необходимую рецептуру экономической политики. Это обеспечило в значительной мере экономический подъем 40-60-х гг. и долговременную стабилизацию мировой экономики.

В 50-х годах всемирную известность получил экономический центр Чикагского университета, основателями которого стали Ф.Найт, Дж.Стиглер, Дж. Вайнер, Г. Саймонс и М. Фридмен – приверженцы направления, которое называли неоклассическим или неоортодоксальным, ставшего альтернативой по отношению к господствовавшей тогда доктрине кейнсианства.

Экономика середины века требовала особого внимания к финансовой сфере, к организации денежного хозяйства. Решению этих проблем и были посвящены труды М. Фридмена, ставшего лидером современного монетаризма.

Признание и широкая популярность пришли к Фридмену довольно быстро. Не только приверженцы монетаризма, но и его противники отмечают необычайный талант этого ученого.

М. Фридмен родился в 1912 г. в бедной семье иммигрантов, проживавших в Нью-Йорке. В 1928-1932 гг. М. Фридмен был студентом-стипендиатом Рутгерского университета, учеба завершилась получением степени бакалавра сразу по двум дисциплинам – математике и экономике. Перейдя затем в Чикагский университет, он получает степень магистра (1933 г.), некоторое время сотрудничает в Колумбийском университете, а с 1937 г. работает над проектом потребительских бюджетов по заказу Национального бюро экономических исследований США.

Во время второй мировой войны М. Фридмен работает в Казначействе США, занимается налогами, а также военно-экономическими исследованиями. В послевоенные годы Фридмен выступает в качестве консультанта по реализации плана Маршалла.

После возвращения в Чикагский университет в 1948 г. Фридмен занимается проблемами цен, денежного обращения, теорией потребления, экономической методологией, проводит целый ряд давших ему международное признание исследований. В 1967 г. М.Фридмен был избран президентом Американской экономической ассоциации. В 1976 г. ему присуждена Нобелевская премия по экономике. После ухода в отставку (1977 г.) Фридмен становится консультантом Гуверовского центра при Стэнфордском университете.

Становление монетаризма произошло на почве, подготовленной выдающимися экономистами Кембриджской школы А. Маршаллом и А. Пигу, американским экономистом-математиком И. Фишером, шведскими учеными начала века К. Викселлем и Г. Касселем.

Труды М. Фридмена «замалчивались» в Советском Союзе. Главной причиной этого было то, что он совместно с Ф.А.Хайеком выступал последовательным и непримиримым критиком тоталитарной экономики.

По мнению М.Фридмена экономическая теория может быть объективной в той же степени, что и естественные науки. Он  рассматривает экономическую политику как результат экономической теории. Особое внимание в работах Фридмена уделено анализу денежного хозяйства, созданию современной теории денег. В грамотной монетарной политике автор видит магистральный путь к экономической стабилизации, созданию условий, благоприятных для инвестирования и новаторства.

Интересен взгляд М.Фридмена на финансовые аспекты образования. Поддерживая идею диверсификации форм обучения, Фридмен предлагал уменьшить налоги для людей, предпочитающих платить за обучение детей непосредственно (например, за обучение в частных школах), шире предоставлять университетское образование в кредит, адаптировать рыночные формы к удовлетворению других социальных потребностей.

Основные постуллаты доктрины монетаризма сводились к следующему:

а) оптимальна экономика со свободной, неограниченной конкуренцией, при которой рыночная система обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие;

б) трудности и кризисы, привносятся в экономику извне, имеют экзогенный характер, их главным виновником является государственное вмешательство, которое блокирует действие сил саморегулирования;

в) необходимо сузить рамки государственного регулирования, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка», а за «неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно – нашими» [8];

г) центр тяжести исследований и практических разработок в области экономики необходимо перенести в сферу денежно-кредитных отношений;

д) необходимо использовать достижения прикладной психологии и анализировать мотивы поведения хозяйствующих субъектов (Фридмен вводит понятие «рациональных ожиданий», обусловленных степенью информированности, деловой грамотности, опытности участников экономического процесса – инвесторов и потребителей, возможности предвидения действий правительства).

Несмотря на то что монетаризм имеет ряд направлений и теоретиков (К.Бруннер, А. Мельцер, Д. Лейдлер и др.), наиболее популярной является версия М. Фридмена, которая включает:

– количественную теорию денег, обосновывающую причинную связь между количеством денег в обращении и уровнем товарных цен;

– монетарную теорию промышленных циклов, согласно которой колебания хозяйственной конъюнктуры определяются предшествующими изменениями денежной массы;

– особый «передаточный» механизм воздействия денег на реальные факторы воспроизводства: не через норму процента, как полагали кейнсианцы, а через уровень товарных цен;

– положение о неэффективности государственных мероприятий экономического регулирования в связи с наличием изменяющихся издержек (лагов) между изменением денежных показателей и реальных факторов производства;

– «монетарное правило» (или правило процентов), согласно которому происходит автоматическое увеличение денежной массы в обращении на несколько процентов в год независимо от состояния хозяйства, фазы цикла и т.д.;

– систему плавающих валютных курсов для «саморегулирования» внешнеэкономического равновесия.

Широкое распространение монетаризм получил в 70-е гг. когда он использовался правительственными органами США для борьбы со стагфляцией и явился теоретической основой для государственных программ денежно-кредитного регулирования экономики.

Большинство экономистов считают монетаризм наиболее адекватной современным условиям теорией денег и денежного обращения. Ее обоснованность подтвердилась практикой стран, где она была положена в основу экономической деятельности с учетом конкретных национальных особенностей.

Основываясь на анализе оптимального количества денег Фридмен спрогнозировал, как впоследствии оказалось, весьма успешно, динамику денежной массы, цен и процентных ставок для Соединенных Штатов в конце 60-х гг. Этот прогноз успешно использовался частными банками, предпринимателями и руководством Федеральной резервной системы при выработке и проведении рациональной денежной политики.

Широко известна, например, «британская версия» монетаризма, нашедшая свое выражение в политике М.Тэтчер. Монетаризм оказался успешным в преодолении депрессии и структурных преобразованиях в ряде развивающихся стран, Израиле, в Юго-Восточной Азии. Применение на практике монетаристских идей правительствами этих стран способствовало замедлению инфляционных процессов, но стимулировало рост безработицы.

Из стран бывшего советского блока идеи монетаризма последовательно осуществлялись в Венгрии, Чехии, Польше – странах, где наиболее успешно были созданы стартовые условия для экономического развития.

«Особая статья» – применение идей монетаризма в ходе реформ в России в 90-х годах, рассмотренное в главе 6.

 

Модели и методы экономики

 

В экономике используются разные виды моделей. Некоторые модели просты и представляют собой соотношения, связывающие всего две переменные, тогда как другие сложны, моделируют функционирование национальных экономик с учетом множества взаимодействующих рынков и, возможно, содержат сотни переменных и уравнений.

Можно сказать, что существует два описанных выше общих подхода к построению моделей. Согласно первому подходу, моделирование базируется на изучении эмпирических данных об экономике. Акцент здесь делается на анализе данных и установлении эмпирических соотношений. Во втором подходе подчеркивается важность абстрактного, априорного мышления и формулирования концептуальных инструментов и приемов.

Первый из этих подходов обусловил появление специальной области экономической науки – эконометрики.

Значительная часть эконометрики посвящена методам, которые могли бы работать с моделями в условиях неполной информации, используя эмпирические данные. Это предполагает теснейшее «переплетение» методов статистики и эконометрики.

Строго говоря, данные в эконометрике не являются экспериментальными. В экономических системах все параметры изменяются одновременно. Данные, собираемые при этом, не являются результатом контролируемого эксперимента.

В естественных и технических науках можно проводить контролируемые эксперименты, в свободной рыночной экономике – нет. Некоторые возможности для экономических экспериментов есть в тоталитарных экономиках, но и там весьма ограничены.

Отсюда следует, что традиционные методы математической статистики – теория оценивания и проверки гипотез, развитые для экспериментальных наук, – трудноприменимы в экономике. Без серьезной модификации они не могут быть использованы в эконометрике.

Все это связано и с проблемой ограниченности возможностей количественной оценки в экономической и (особенно) в социально-экономический сфере. П.Самуэльсон еще в 1947 году утверждал, что даже в экономике редко удается применить количественное исчисление. Вместе с тем вполне возможен качественный анализ, т.е. «определение алгебраического знака изменения (+,-)».

Так как эконометрист имеет дело с данными не экспериментальной природы, то, как правило, он не может получить больше данных, чем у него имеется (по крайней мере, при анализе временных рядов).

Существует ряд методических подходов к эконометрическим исследованиям. Традиционная эконометрика предполагает построение модели, сбор данных, выбор подходящего метода оценивания и оценку модели.

После того как получена подходящая модель, можно делать шаги в разных направлениях: оценивать функции параметров, проверять гипотезы, представляющие интерес, делать прогнозы или да­вать рекомендации по экономической политике. Однако большинство авторов считает эту процедуру слишком упрощенной. Дело в том, что в экономике нет моделей, которые были бы справедливы во всех случаях. В лучшем случае, модель будет справедлива локально. Это означает, что модель должна зависеть от того, какой главный вопрос ставится перед исследователем. Такой вопрос в эконометрике называют центром (фокусом) исследования. Оче­видно, что в практических условиях выбор центра исследования должен предшествовать построению модели. Дальнейшая работа строится по принципу «сверху вниз» или «снизу вверх».

Сущность организации исследования «сверху вниз»: следует начать с большой модели, включающей много переменных, и затем тестировать их значимость. Если в результате проверки статистических гипотез переменная оказывается незначимой, ее удаляют из модели. Несколько таких шагов приводят к меньшей модели, в которой остались только существенные переменные.

Недостатком такого подхода является то, что трудно получить «что-то новое» этим методом: сущность исследуемого объекта описывается именно «большой» («верхней») моделью, упрощаемой в процессе работы.

Как правило, эконометристы-практики используют подход «снизу вверх». При этом подходе сначала выбирается простая модель, которая затем усложняется.

Исследователь начинает с простейшей модели, с данных, которые получены ранее. Составив такую модель (скорее всего неполную, а поэтому не удовлетворяющую исследователя), следует либо расширить модель, применив более сложную процедуру оценивания, либо использовать больше данных (или данные лучшего качества).

Таким образом, на этом этапе работа сводится к поиску «слабых звеньев» модели для их последующего совершенствования.

С проблемой «слабых звеньев» связана и проблема агрегирования: исследователей интересуют оценки функций параметров в макроэкономических уравнениях. Их можно получить как из макромодели, так и усреднением оценок, полученных из микроэкономических соотношений. На первый взгляд, второй подход предпочтительнее, хотя и требует больше данных; но он не всегда целесообразнее. В частности, потому, что микросоотношения могут значительно отличаться от макросоотношений. Кроме того, микроподход требует больше усилий и средств для осуществления. Основываясь на макроданных и неполных микроданных, трудно решить, необходимо ли собрать более полные микроданные.

Вообще вопросы организации исследований и агрегирования до сих пор вызывают дискуссии среди ученых и практиков-эконометристов.

Необходимо больше определенности в вопросах работы с моделями, без которых эконометрика невозможна в принципе.

Моделирование социально-экономических явле­ний и процессов является сложным и важным инструментом прогнозирования. Оно дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.

Модель — условный образ объекта управления (исследования). Модель конструируется субъектом управления (исследования) так, чтобы отразить характеристики объекта — свойства, связи, структурные и функциональные параметры и т.п., существенные для цели управления (исследования).

Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта.

Модели широко применяются в бизнесе, экономике, общественных науках, исследовании экономической активности и даже в исследовании социальных и политических процессов.

Модели необходимы для понимания происходящих процессов, их анализа. Модель, построенная на основе имеющихся значений переменных, может быть использована для прогноза значений зависимой переменной в будущем.

Чаще всего в качестве основания для классификации моделей берется язык, на котором они формулируются:

– содержательная модель формулируется на естественном языке;

– формальная модель воплощается с помощью одного или нескольких формальных языков (например, языков математических теорий или языков программирования). Если в естественнонаучной и технической областях моделирование является преимущественно математическим, то в социально-экономической сфере используются также содержательные модели. Чтобы разобраться во взаимоотношениях моделей различного типа, рассмотрим рис.1.5.1.

Любая модель является в конечном счете моделью объекта, фрагмента реальности (верхний уро­вень на указанной схеме).

Рис. 1.5.1. Виды моделей, используемых в экономике

 

Наблюдая за объектом, индивид формирует некий мысленный образ объекта, который принято называть когнитивной моделью. Часто используют также термин «ментальная модель», понимая под когнитивной моделью модель взаимодействия с объектом.

Формируя когнитивную модель объекта, индивид, как правило, стремится ответить на определенные, конкретные вопросы, поэтому от бесконечно сложной реальности отсекается все ненужное с целью получения более компактного и лаконичного описания объекта.

При построении содержательной модели нельзя исходить из того, что эта модель является просто вербализированной (словесной) копией когнитивной модели. Дело в том, что когнитивная модель может содержать элементы, которые индивид не может или не хочет сформулировать. Возможна и обратная ситуация. Если содержательная модель сформулирована кем-то другим или является продуктом коллективного творчества, то ее интерпретация, уровень понимания, степень доверия по отношению к отдельным элементам модели могут существенно варьироваться.

Построение содержательной модели позволяет получить новую информацию о поведении объекта, выявить взаимосвязи и закономерности, которых не удается обнаружить при других способах анализа.

По функциональному признаку содержательные модели подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.

Описательной моделью можно назвать любое описание объекта. Объяснительные модели призваны ответить на вопрос, почему что-либо происходит. Прогностические модели должны описывать будущее поведение объекта, т.е. отвечать на вопрос, к каким изменениям приведет то или иное воздействие на исследуемый объект. Заметим, что прогностические модели совсем не обязаны включать в себя объяснительные модели. Нередко удается получить удовлетворительный прогноз на основе эмпирических обобщений, т.е. используя только данные описательной модели.

Под концептуальной моделью понимают содержательную модель, базирующуюся на определенной концепции или точке зрения. Формулировка концептуальной модели нередко представляет собой сопоставление достижений объекта с его формальной моделью.

Концептуальные модели воплощаются либо в чисто вербальной форме, либо в смешанном вербально – визуальном представлении. Выделяют три вида концептуальных моделей: логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следственные.

В процессе построения, изучения и совершенствования содержательной модели когнитивная модель непрерывно модифицируется и усложняется. В гуманитарных науках цикл моделирования на этом обычно и заканчивается, но в некоторых случаях модель удается формализовать до такой степени, что становится возможным построение и изучение формальной модели объекта.

Элементами логико-семантической модели являются все утверждения и факты, включенные в вербальное описание объекта. Анализ такой модели осуществляется средствами логики с привлечением знаний, накопленных в данной предметной области.

При построении структурно-функциональных моделей объект обычно рассматривается как целостная система, которую следует расчленить на составные части, компоненты, элементы, подсистемы. Части системы связываются структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач. Структурно-функциональные связи целесообразно визуализировать в виде разного рода схем, карт и диаграмм. С помощью таких схем удобно анализировать служебную роль и назначение отдельных подсистем по отношению к целому, оценивать взаимозависимость отдельных элементов.

Причинно-следственные модели часто используются для объяснения и прогнозирования поведения объекта. В отличие от структурно-функциональных моделей, они ориентированы в основном на описа­ие динамики исследуемых процессов; при этом время далеко не всегда учитывается в явном виде. Дело в том, что причинно-следственные отношения, связывающие элементы модели, подразумевают развитие процессов и событий во времени. Элементами таких моделей могут быть понятия, категории, концепты, конструкты, показатели, индикаторы и переменные, описывающие поведение исследуемого объекта. Элемент причинно-следственных содержательных моделей обычно называют фактором (от лат. factor — делающий, производящий) — причиной, движущей силой исследуемых процессов и явлений. Термин «фактор» напоминает исследователю, что после расчленения объекта на части и компоненты необходимы следующие операции:

– выявление главных взаимосвязей;

– определение того, как изменение одних факторов влияет на другие компоненты модели;

– понимание того, как будет в целом функцио­нировать собранный механизм, будет ли он адекватно описывать динамику интересующих исследователя параметров.

В социальных науках формальные модели занимают относительно скромное место. В экономике они представлены весьма широко. Поэтому о моделях в практической экономике следует рассказать подробнее.

Модель можно сравнить с прожекторным лучом света; направив этот луч на экономику, мы можем надеяться высветить лишь некоторые из элементов столь сложного объекта, каковым она является. Таким образом, модели, как и карты, отличаются друг от друга степенью детализации и элементами, на которых они сфокусированы.

Некоторые экономисты восприняли бы приведенное выше описание как пример классического по­зитивистского определения моделей. В позитивизме утверждается главенствующая роль фактов и наблюдений реальности в процессе накопления научных знаний и формулировании законов природы и общества. Позитивизм традиционно связывается с эмпиризмом, объявляющим опыт основным источником знаний: идеи и концепции выводятся из опыта, который мы обретаем, воспринимая реальность посредством органов чувств. Именно органы чувств являются единственным источником информации.

Изложенному выше «реалистическому» подходу к понятию «модель» может быть противопоставлен более откровенно «теоретический» подход, используемый, в частности, математиками. В этом случае основой построения моделей объявляются формальные и абстрактные мысленные эксперименты. Иногда такой подход связывают с рационализмом, подчеркивая тем самым мощь и роль априорного (дедуктивного) мышления в выявлении истин и накоплении знаний об окружающем мире. В этом подходе подчеркивается роль теории в упорядочивании наших представлений о мире и нашем анализе его. Согласно данному подходу, модели являются не более или менее детализированным отображением существующей независимо от нас внешней реальности, а, напротив, набором приемов и инструментов, с помощью которых мы строим мысленный образ экономики.

Продолжающиеся дискуссии между сторонниками этих двух (и многих промежуточных) подходов имеют большое значение для развития методологии социальных наук. Высказывание, приводимое ниже, не следует считать попыткой дать ответ на вопрос о выборе между двумя описанными подходами, поскольку единственного наилучшего подхода просто не существует. В конечном счете наиболее приемлемой, возможно, является позиция агностицизма.

Модель есть представление чего-то, т.е. замена моделируемого объекта другим объектом, который нам более знаком, нежели моделируемый объект. Цель моделирования заключается в том, чтобы «осветить» нужный объект; однако неизбежным результатом его замены другим (более простым и знакомым) объектом является частичное его затенение или искажение. Таким образом, модель — это средство или инструмент, с помощью которого мы постигаем механизмы функционирования экономики.

Модель, в сущности, подменяет собой то, что она должна описывать. Язык модели — это единственное средство, с помощью которого создатель модели может сообщить нам, как она функционирует. Таким образом, терминология, или лексика, модели столь же важна для экономического анализа, как и формы самого экономического анализа. В действительности одно связано с другим, поскольку обсуждение любой модели проводится в терминах «языка», пусть даже по форме эта модель математическая или графическая.

Эконометрист формулирует экономические модели, основываясь на экономической теории или на эмпирических данных, оценивает неизвестные величины (параметры) в этих моделях, делает прогнозы (и оценивает их точность), дает рекомендации по экономической политике. Все это осуществляется с использованием математических моделей.

В большинстве случаев экономические законы выражаются в относительно простой математиче­ской форме.

Примером этого служит функция потребления:

lnС = b0 + b1 lnY + b2 lnP,

где С — потребление некоторого продук­та на душу населения в некотором году; Y — реальный доход на душу населения в том же году; Р — индекс цен на этот продукт, скорректированный (дефлированный) на общий индекс стоимости жизни; ру, b 0, b 1, b 2 — константы.

Это уравнение называется уравнением поведения. Оно описывает (усредненно) решение потребителя о покупке данного продукта в зависимости от относительного уровня цен на него и реального душевого дохода.

Эконометрист, работая с такой моделью, должен определить значения b 0, b 1, b 2.

Кроме того, следует выяснить:

– надо ли дополнительно включить в уравнение новые переменные (например, цены на другие товары);

– не следует ли исключить из уравнения некоторые переменные;

– корректно ли измерены даны; представляют ли они то, что должны представлять, по нашему мнению;

– верно ли, что данная модель линейна; верна ли экономическая теория, утверждающая это;

– полна ли модель настолько, чтобы адекватно отражать реальные процессы (что произойдет, если ввести дополнительные переменные, например, отражающие предложение товаров);

– влияют ли на включенные в модель параметры их значения в предыдущие периоды (иначе говоря: адекватна ли вышеприведенная статическая модель, или ее следует заменить динамической моделью);

– достаточно ли изучить макроэкономическое уравнение, приведенное выше, для ответа на интересующие нас вопросы, или необходимо также рассмотреть отдельные микроданные. Работая с любой моделью, следует ответить на все эти вопросы.

Работая с моделями, следует помнить, что эконометрика представляет собой «нечто большее», чем только применение математических моделей. Она требует прочных экономических знаний и «здорового скептицизма» по поводу значимости теории и моделей в практических условиях хозяйственной деятельности.

Можно указать три класса моделей, которые применяются для анализа прогноза в подавляющем большинстве случаев.

Модели временных рядов. К этому классу относятся достаточно простые модели тренда. К моделям временных рядов относятся также более сложные модели, такие как модели адаптивного прогноза, модели авторегрессии и скользяще­го среднего и др.

Все они объясняют поведение временного ряда исходя только из его предыдущих значений. Такие модели применяются, например, для изучения и прогнозирования объема продаж сезонных товаров, краткосрочного прогноза процентных ставок и т.п.

    Регрессионные модели с одним уравнением. К таким моделям относятся модели, где зависимая переменная представляется в виде функции

f(x, b) = f(x1,....,xk, b1, b р),

где x 1,...., x k — независимые переменные; b 1, bр — параметры.

В зависимости от вида функции f (x, b) модели делятся на линейные и нелинейные.

Область применения таких моделей шире, чем моделей временных рядов.

Типичные примеры прим

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...