Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос и предложение на рынках




 

Соотношение спроса и предложения в условиях рыночной экономики - весьма важный аспект, его изучение является залогом успешного освоения последующих разделов курса.

В данном разделе необходимо проанализировать поведение людей и домашних хозяйств в экономике, чтобы выяснить их роль для формирования спроса. Рассмотрим то, что специалисты называют личным сектором, и оценить его роль в экономике.

В разделе 2.2 вы уже познакомились с расчетом национального дохода. В терминах расчета национального дохода личный сектор, как и любой другой, – это совокупность экономических агентов. Особенность личного сектора заключается в том, что основную его часть составляют семейные домашние хозяйства. Получение прибыли не является их первичной целью, и поэтому часто говорят о сугубо неэкономическом назначении семьи.

Взаимодействие домашних хозяйств и фирм (сущность которых рассмотрена в разд. 3.2) иллюстрируется на рис.3.1.1.

Домашние хозяйства в личном секторе должны сначала получить доходы, прежде чем они смогут их потратить. Они имеют источники дохода двух типов.

Первый тип: члены домашних хозяйств продают производственные услуги (услуги труда и капитала) на рынке. Члены семей, работающие по найму получают заработную плату, продавая свою рабочую силу вместе с интеллектуальными или физическими навыками. Другие получают прибыль от индивидуальной деятельности. Третьи имеют доходы в виде ренты (см. разд. 3.4.1), дивидендов или процента благодаря владению недвижимостью или финансовыми активами в той или иной форме.

Некоторые домашние хозяйства получают деньги из источника второго типа: в виде трансфертов. Они выплачиваются правительством в рамках социальных программ и рассматриваются как «некомпенсированные» выплаты, так как не представляют собой оплату конкретных предоставленных государству услуг.

Существует три основных способа использования домашними хозяйствами своих доходов. Наибольшая доля общих расходов приходится на потребительские затраты, связанные с удовлетворением повседневных потребностей людей. Это очень важные с экономической точки зрения затраты, так как благодаря им люди поддерживают себя в состоянии производить то, что необходимо экономике. Разумеется, повседневные потребности разных групп домашних хозяйств могут существенно разниться между собой, и ниже будет показано, как уровень доходов влияет на покупательское поведение и формирование спроса на различные товары и услуги.

Домашние хозяйства наряду с текущим потреблением распределяют свою покупательную способность по времени посредством сбережений. Существует два основных способа использования домашними хозяйствами собственных сбережений для наращивания своего богатства. Во-первых, люди стараются обеспечить будущее своих семей. В этом случае сбережения используются для покупки финансовых активов, в частности они делают взносы в пенсионные фонды. Во-вторых, люди стремятся избежать уплаты налогов и обесценивания денежных вкладов и с этой целью используют сбережения для покупки физических активов, особенно недвижимости (домов и земельных участков).

Третий основной вид расходов домашних хозяйств – выплаты налогов.

Государство использует налоги двумя основными способами. Во-первых, тратит полученные за счет налогов средства на оплату общественного потребления (образование, здравоохранение, оборону и дороги) во благо всех домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства наряду с доходами в виде заработной платы получают доходы в виде «социальной оплаты». Второй способ использования налогов – избирательное предоставление субсидий – служит для перераспределения покупательной способности между домашними хозяйствами. Следовательно, уплата налогов является особым видом расходов домашних хозяйств в том смысле, что люди не имеют легальных возможностей избежать их (более подробно об этом – см. разд. 2.7).

Для изучения формирования домашними хозяйствами спроса на товары и услуги необходимо предварительно рассмотреть вопрос: имеет ли устойчивый характер связь между доходами и расходами? Здесь мы обратимся к предположениям и теориям, касающимся потребительского поведения домашних хозяйств. Здравый смысл подсказывает нам, что потребление зависит от уровня доходов, но это суждение должно быть всесторонне проверено.

Мы можем придать более точную формулировку утверждению о наличии этой связи, считая, что потребительские расходы являются функцией уровня доходов. Употребив обозначение для потребительских расходов – С, а для доходов – Y, функциональное соотношение между ними (функцию потребления) можно записать в общем виде следующим образом:

С = f(Y).

Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо рассмотреть понятие «реальный располагаемый доход» – совокупный доход всех домашних хозяйств после уплаты налогов на доходы, рассчитанный с учетом инфляции.

Столь же необходимо рассмотреть так называемую среднюю склонность к потреблению – отношение совокупных потребительских расходов к совокупным располагаемым доходам, и предельную склонность к потреблению – характеристику роста потребления при увеличении доходов на единицу измерения.

Статистика показывает, что зависимость C и Y описывается линейным уравнением:

С = а + b(Yd),

Где а и b – постоянные коэффициенты, или параметры;

С – реальные потребительские расходы;

Yd – реальные располагаемые доходы.

Значения параметров a и b можно определить на основании требования наилучшей аппроксимации эмпирических данных о потребительских расходах и располагаемых доходах для разных лет.

Графическая интерпретация функции потребления приведена на
рис. 3.1.2.

Параметр а определяется ординатой точки пересечения прямой с вертикальной координатной осью. Отсюда следует, что совокупные потребительские расходы личного сектора больше нуля, даже когда доходы равны нулю. Это не удивительно, если учесть, что люди, чтобы выжить, должны питаться, какими бы малыми доходами ни располагали.

Несколько труднее оценить и интерпретировать параметр b, но данный параметр связан с вышерассмотренным экономическим понятием «предельная склонность к потреблению». В случае линейной функции потребления, показанной на рис. 3.1.2. Здесь постоянный параметр b определяет наклон прямой, т.е. скорость изменения потребительских расходов в зависимости от изменения доходов.

Иначе говоря, предельная склонность к потреблению показывает нам, как реагируют агрегированные потребительские расходы домашних хозяйств на уменьшение или увеличение реальных доходов. Иначе говоря:

b = ПСП = DC/DYd,

где DC и DYd – приросты потребительских расходов и располагаемого

дохода;

ПСП – предельная склонность к потреблению.

Завершая обсуждение общего вида функции потребления, вернемся к средней склонности к потреблению ССП (определение которой приведено выше) и попытаемся увязать эту величину с графической моделью, воспроизведенной на рис. 3.1.3. График показывает, что средняя склонность к потреблению равна:

ССП = C/Yd.

Если нам необходимо определить среднюю склонность к потреблению при уровне дохода Yd1, мы должны, следовательно, вычислить отношение
C1/ Yd1. Это отношение определяется наклоном прямой линии, проведенной из начала координат в точку, помеченную на рис. 3.5 номером 1. То же самое, проделанное для точки 2, дает другой угол наклона. Это показывает, что хотя средняя склонность к потреблению слабо изменяется на коротких временных интервалах, в долгосрочной перспективе данная величина должна монотонно убывать, если только наша модель верна.

Термин «склонность к потреблению» был введен в обращение Дж.М.Кейнсом. Слово «склонность» указывает на то, что домашние хозяйства в своем потребительском поведении следуют неким психологическим законам. Основополагающими потребностями, определяющими потребительское поведение, являются потребности в пище и безопасности. Однако приобретение телевизоров или видеомагнитофонов трудно объяснить физиологическими или психологическими причинами. Действительно, решения домашних хозяйств о том, какую часть своих доходов потратить, а какую отложить в виде сбережений, зависят от общественных устремлений, идеологии, институтов, например от семейных традиций, и, возможно в особой степени, от объема рекламы.

Однако более важным является такой объективный социальный фактор, как распределение доходов. Какова бы ни была общественная атмосфера, семья с одним мало получающим родителем или обитатели городской лачуги ведут себя иначе, нежели домашнее хозяйство финансового магната или крупного бизнесмена. Во всех странах мира домашние хозяйства с низкими доходами характеризуются повышенной склонностью к потреблению, так что если государство будет облагать налогами богатых и передавать средства бедным, потребление должно возрасти. Иными словами, склонность населения страны к потреблению зависит от двух факторов: от социально обусловленной потребительской психологии и от того, как общество распределяет доходы.

Вышеизложенное позволяет непосредственно перейти к рассмотрению такого крайне важного понятия как «потребительский спрос» – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

Таким образом, спросом является не всякая потребность в рассматриваемом товаре, но такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Иными словами, решающими факторами, определяющими спрос на конкретный товар являются доходы покупателей и цена этого товара.

Однако существуют факторы, которые оказывают влияние на спрос, труднее поддающееся количественной оценке, чем влияние дохода или цены, которые можно назвать социально-экономическими. Об этих факторах часто забывают экономисты. Рассмотрим некоторые из них.

Сначала ответим на вопрос: существует ли какая-либо вещь, которую мы бы не могли купить? Действительно, современный человек теоретически может купить все, но, например, живя в городе, невозможно купить чистый воздух. Не существует рынков для многих благ, связанных с состоянием окружающей среды, и, следовательно, наши потребности в них не могут быть выражены в форме рыночного спроса.

Кроме этого необходимо учитывать влияние уровня техники на формирование спроса. Изменения средств удовлетворения потребностей в экономической литературе называют социально-техническими инновациями.

Социально-техническая инновация, связанная, например, с появлением видеомагнитофонов, заключается не только в изменении средства удовлетворения потребности в информации и развлечениях, но и в изменении структуры спроса домашних хозяйств: люди, купившие видеомагнитофоны, часто предпочитают посещению кинотеатров домашний просмотр взятых на прокат видеофильмов.

 

Задание

Прежде чем продолжить чтение, подумайте о влиянии социально-технических инноваций в сфере питания, развлечений и транспорта на структуру спроса вашего домашнего хозяйства.

 

Обратимся к последнему, главному фактору, влияющему на количество конкретного товара, которое будет куплено индивидуумами или домашними хозяйствами, а именно к цене. Цена обычно рассматривается экономистами как один из наиболее важных факторов. Возможно, величайшим достоинством рыночной системы является то, что она позволяет людям выбирать товары для покупки в зависимости от цены, которую они готовы за них заплатить.

Сосредоточимся на эффекте цены, абстрагируясь от других факторов, влияющих на спрос. Связь между спросом и ценой может быть представлена графически в виде уже упоминавшейся в разд. 1.5 и других кривой спроса. Кривая рыночного спроса (в частном случае она может принимать вид прямой) на некоторый товар отражает зависимость готовности потребителей покупать этот товар от цены на него. Количество конкретного товара, покупаемого в стране, необязательно совпадает с его количеством, в котором люди нуждаются, оно равно тому количеству, которое люди желают и могут купить.

На рис. 3.1.4 показана гипотетическая кривая спроса на некий товар, основанная на следующем интуитивном предположении: если цена снизится, скажем, со значения Р1 до значения Р2, то (при прочих равных условиях) количество проданного товара возрастет со значения Q1 до значения Q2. Важно помнить, что речь идет об объеме продаж за определенный период времени. Обратная зависимость объема спроса от цены известна как «закон спроса».

Кривая спроса (особенно в сочетании с рассмотренной ниже кривой предложения) является инструментом адекватным большинству экономических ситуаций. Однако возможны исключения, не описываемые этой кривой.

Во-первых, наряду с рациональным потреблением, существует «расточительное» потребление, целью которого является демонстрация богатства. Отдельные товары, такие, как ювелирные украшения, роскошные автомобили и модельная одежда, могут иметь тем больший спрос, чем выше их цена. Товары, спрос на которые ведет себя подобным образом, называют «товарами Веблена».

Другое исключение относится к противоположному концу спектра: потребители в очень бедных странах могут начать покупать меньше низкокачественных пищевых продуктов, например риса, если цена на них снизится. Это объясняется тем, что они смогут тратить оставшиеся в результате покупки удешевленного основного продукта питания деньги для покупок более разнообразных продуктов. Подобные товары называются «товарами Гиффена».

Тем не менее спрос на подавляющее большинство товаров подчиняется «традиционной» кривой спроса (рис. 3.4.1).

Для объяснения такого характера кривой спроса предложено три «эффекта», имеющих место при снижении цены на товар.

    Эффект роста выгоды. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т.е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя.

    Эффект дохода. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару. Поэтому чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода.

    Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Поэтому, замещая «другие» товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

    Важнейшим экономическим понятием является ценовая эластичность спроса – мера реакции спроса на изменение цены.

    Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название «эластичного спроса»; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название «неэластичного».

    Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название «коэффициент ценовой эластичности спроса» (Кd)

Очевидно, что графически различная эластичность будет соответствовать разным углам наклона кривой спроса к горизонтальной оси: чем эластичней спрос – тем меньше угол наклона.

Следующей важнейшей категорией, которая должна быть рассмотрена в этом разделе, является предложение.

    Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть «цена предложения».

    Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая новые товары. И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

    Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р). Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, – уменьшение величины предложения.

Графически закон предложения также иллюстрируется рисунком 3.1.4.

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и «неэластичное». Коэффициент ценовой эластичности предложения (Кs) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены:

В условиях рыночной экономики устанавливается «компромисс» между спросом и предложением товара. Это находит выражение путем установления рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Уровень пересечения кривых спроса и предложения (точка А) и определяет уровень рыночной цены (так называемой «цены равновесия»). Это — действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

Приведенная на рис. 3.1.4 ситуация является простейшей схемой, иллюстрирующей взаимодействие рыночного спроса и предложения. В реальной экономике установление рыночного равновесия и формирование равновесной цены зависит от множества факторов, среди которых выделяются структура рынка, особенности поведения экономических агентов и т.д. Подробно эти вопросы рассмотрены в разд. 3.3.

 

Ф ирмы как субъекты рынка

 

В предыдущей главе мы рассматривали проблемы спроса на рынках и затрагивали деятельность домашних хозяйств как экономических агентов, хотя отмечалось, что домашние хозяйства являются также центрами производительной деятельности. В настоящей главе мы непосредственно обратимся к производству, сконцентрировав внимание на второй основной группе экономических агентов в модели кругооборота доходов (рис.3.1.1), а именно на фирмах.

В этом разделе рассматривается место фирм (организаций, предприятий, юридических лиц – в данном контексте эти термины являются синонимами) в экономической системе в общем. Впоследствии (разд. 4.1-4.4) этот вопрос конкретизируется и рассматриваются организационно-правовые аспекты деятельности предприятий, особенности их ресурсов и т.п.

Цель этой главы состоит в описании нескольких моделей фирм как производящих организаций. По существу мы попытаемся понять, как фирмы функционируют в экономике. С точки зрения экономики, важно то, что фирмы являются формальными организациями. Они имеют организационные структуры, часто иерархические, и юридически закрепленные, наименование и статус.

Экономисты рассматривают фирмы с двух точек зрения: подходя к ним как к цельным единицам, стремящимся к прибыли, или исследуя отношения внутри фирм.

Прежде чем перейти к более подробному обсуждению фирм, необходимо отметить, что не все производство осуществляется частными фирмами. Как вы уже знаете, часть производства происходит в домашних хозяйствах, но существуют и отличные от частных фирм формальные организации, производящие товары и услуги и играющие важную роль как экономические агенты: их деятельность оказывает значительное влияние на развитие экономики.

 

Вопрос

Приведите примеры отличных от частных фирм формальных организаций, производящих товары и услуги и оказывающих, таким образом, влияние на экономическую жизнь.

 

Легко начать такой список, но чем его завершить? Попали ли в ваш список какие-либо организации из перечисленных ниже? Если вы включили их, то задумайтесь почему. Если не включили, то подумайте недолго о том, являются ли они экономическими агентами: церковь, университет, департамент городского хозяйства, благотворительный фонд, пенсионные фонды.

Некоторые из перечисленных организаций являются крупными и влиятельными производителями товаров и услуг. Церковь, делающая крупные инвестиции, выплачивающая заработную плату своим наемным работникам и осуществляющая повседневный уход за принадлежащими ей зданиями, несомненно, является экономическим агентом в полном смысле этого слова.

Университеты и другие образовательные учреждения ведут хозяйственную деятельность, расходуют и зарабатывают деньги, оказывают образовательные и иные услуги, а, следовательно, также являются экономическими агентами.

Пенсионные фонды контролируют огромную долю финансовых инвестиций в экономических системах. Например, в Великобритании в 1990-х годах около 30% общего пакета акций частных компаний принадлежало пенсионным фондам. Игнорировать их как экономических агентов ни в коем случае нельзя.

Однако приоритетные цели перечисленных организаций весьма различны. Все они могут получать от своей деятельности прибыль (заниматься коммерческой деятельностью). Однако далеко не для всех из них это является основной целью деятельности. Кроме того, некоторые из них (коммерческие организации) имеют право распределять полученную прибыль между своими членами, а некоторые (некоммерческие организации) – нет.

В дальнейшем мы будем рассматривать, в основном, деятельность коммерческих организаций. Все рассматриваемые организации являются формальными, то есть официально зарегистрированными и действующими в соответствии с существующим в стране законодательством.

В данном разделе будет рассматриваться природа самих формальных организаций. Вы увидите, что организацию нельзя исследовать в отрыве от ее окружения, тем не менее в центре внимания будет именно организация.

В большей части данного раздела будут рассматриваться частные фирмы. Они обладают определенной независимостью от других социальных институтов и доказали свою высочайшую эффективность в создании общественного богатства в виде широчайшего ассортимента товаров и услуг. В то же время некоторые люди видят в частных фирмах источники неравенства и разобщения. Существует мнение, что они обладают властью большей, чем иные национальные правительства, и пользуются ею, чтобы грубо попирать нужды общества и индивидуумов. Для одних они – триумф современной цивилизации, для других – источник эксплуатации и недовольства. Тем не менее, они являются важным, хоть и противоречивым объектом, без исследования которого невозможно понять экономическое поведение людей.

Почему некоторые виды деятельности фирмы при одних обстоятельствах осуществляют сами, а при других обстоятельствах – поручают внешним подрядчикам посредством рыночных сделок. Например, работодатель имеет собственный финансовый отдел с бухгалтерами и другими финансовыми экспертами. Однако многие финансовые дела ведет бухгалтерская фирма, чье время и знания покупаются посредством рынка. Так почему работодатель предпочел организовать собственный бухгалтерский учет и в то же время пользоваться услугами внешних организаций? Тот же самый вопрос может быть задан в отношении почти любой функции, выполняемой внутри каждой организации.

Ответ на этот вопрос главным образом зависит от стоимости рыночной сделки, сравниваемой со стоимостью той же работы внутри фирмы. Если сторонние услуги дешевле, а фирма стремится к прибыли, она использует рынок, вместо того чтобы заниматься этим делом самой.

Рассматривая подобные вопросы, иногда полезно различать пассивное и активное поведение фирм. Любая фирма действует в условиях определенных ограничений, например финансовых. Пассивное поведение следует принципу: фирмы должны добиваться достижения своих целей в рамках подобных ограничений. Наоборот, активное поведение – это поведение фирм, направленное на изменение ограничений, которые им мешают. Примерами могут служить слияние с конкурентом или инвестиции в инженерные разработки с целью снижения затрат. Пассивное и активное поведение часто взаимно дополняют друг друга, но отражают два принципиально различных подхода к экономической политике. Мнение, согласно которому фирмы преимущественно пассивны, связано с верой в эффективность рынка, обеспечивающего, в конечном счете, достижение политических целей. Подчеркивание активной роли фирм, связано с тенденцией принижать роль индустриальной структуры и выделять роль экономической мощи корпоративного сектора.

Необходимо рассмотреть финансовую модель, описывающую поведение фирм безотносительно того, является ли оно активным или пассивным. Очевидно, что характер такой модели зависит от некоторых предположений о природе фирмы и ее взаимоотношений с другими экономическими агентами.

Модель, наиболее часто используемая в повседневных обсуждениях поведения фирм, основывается на взгляде на фирму как на «производителя денег». Фирма использует свои деньги для покупки материалов и труда, которые позволяют ей «делать» еще больше денег. Эта модель применима как к частному, так и к государственному сектору, поскольку оба они не могут существовать без денег. Ценность данной модели для нас заключается в ее простоте: фирма из сложной организации превращается в простое устройство для преумножения денег.

Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо познакомиться с важнейшими категориями, характеризующими деятельность фирм: выручка и прибыль.

Выручка – экономический результат реализации продукции (услуг) фирмы, определяемый ценой реализуемой продукции. Величина выручки равна произведению количества реализованной продукции на ее цену. Выручка является основным источником возмещения затрат на производство и формирования фондов денежных средств, принадлежащих фирме. Из полученной выручки фирма оплачивает покупные материальные ресурсы, необходимые для производства. Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений (см. разд. 3.4.3, 4.2), необходимых для воспроизводства основных фондов фирмы. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовый доход или вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода фирмы. Часть чистого дохода составляет отчисления, налоги и сборы, уплачиваемые в государственный бюджет и внебюджетные фонды, оставшаяся часть представляет собой прибыль фирмы.

Прибыль является основным источником средств, инвестируемых в развитие предприятия.

Однако для фирм любого размера нетипично обеспечивать финансирование своей деятельности только за счет реинвестирования прибыли. Для фирм характерно пользование банковским кредитом (см. разд. 2.9). Крупные фирмы обычно являются акционерными обществами, что позволяет им получать деньги, продавая акции. Возникновение и развитие акционерных обществ в середине XIX века явилось существенным шагом в развитии частных предприятий. Важная особенность акционерных обществ заключается в том, что они рассматриваются как самостоятельные единицы, отделенные от индивидуумов, владеющих акциями. Они могут делать долги, заключать контракты, владеть собственностью, предъявлять иски и отвечать на иски как юридическое лицо. Именно сама фирма, а не владельцы ее акций, несет ответственность по своим обязательствам. Ответственность собственников ограничена суммой денег, которую они инвестировали в компанию, купив ее акции. Собственники не должны своими личными активами отвечать по обязательствам компании.

Фонд, созданный за счет продажи акций, называется акционерным капиталом. Компания не обязана возвращать акционерам стоимость акций. Держатели акций инвестировали свои деньги, чтобы участвовать в распределении прибылей компании.

Финансирование посредством займов или облигаций также возможно для акционерных обществ. Люди, купившие облигации фирмы, не становятся ее владельцами, они – ее кредиторы. Компания обязуется ежегодно выплачивать процент и погасить облигации в определенный срок. Эти суммы должны выплачиваться независимо от того, имеет компания прибыли или нет.

Распространение акционерной формы собственности имело фундаментальные последствия. Главным из них, возможно, является разделение функций владения и контроля. Контроль обычно осуществляется менеджерами компании или ее техноструктурой (этот термин используется для обозначения квалифицированных менеджеров и профессионалов, работающих в компанию и обладающих достаточным объемом знаний о ее рынках и других аспектах деятельности).

 

Вопрос

Припомните известную вам организацию, функции владения которой отделены от функций контроля. Что вы думаете о последствиях разделения функций владения и контроля.

 

Очевидно, что акционеры должны иметь возможность участия в управлении фирмой, это осуществляется путем их участия в собраниях акционеров, на которых принимаются решения стратегического характера и назначается исполнительная дирекция. Это ограничивает техноструктуру в предпринимаемых ею управленческих действиях.

Другим ограничением, не позволяющим техноструктуре компании делать все, что она захочет, является требование о ведении адекватного учета. Без системы ведения подобного учета владельцы пакета акций будут иметь в лучшем случае неполную информацию; владельцы не будут знать активы компании, а менеджеры из-за отсутствия соответствующей информации не смогут принимать обоснованные решения.

Важнейшие сведения о финансовом положении фирмы содержатся в главных отчетах: балансовом отчете, отчете о прибылях и убытках.

Балансовый отчет показывает финансовое положение организации в определенный момент времени, например в конце года, посредством перечисления всего, что она имеет (активы) и что она должна (пассивы).

Отчет о прибыли (называемый чаще отчетом о прибыли и убытках) сообщает о потоке денег в течение данного года. Он показывает, из чего сложилась прибыль за рассматриваемый период, и включает в себя списки доходов и затрат.

Однако важнейшей является не модель фирмы как денежного процессора, хотя она, безусловно, полезна, а модель фирмы как производителя товаров или услуг. Эта модель имеет некоторые сходства с первой моделью и использует близкие понятия, но в ней многие категории трактуются несколько по-иному.

Исходным пунктом для данного базового подхода является положение о том, что фирма – это эффективный организатор входных ресурсов, т.е. организация, постоянно стремящаяся минимизировать издержки производства. Фирма может иметь и другие цели, но минимизация затрат предполагается непременным условием. Очевидно, что этим самым обеспечивается максимизация прибыли.

Крайне важно то, что в условиях свободной экономики фирма может купить все необходимые ей входные ресурсы на соответствующих рынках факторов производства (о рынках факторов производства – см. разд. 3.4). Рынок труда относится к рынкам факторов производства и включает в себя множество частных рынков, на которых предлагаются услуги труда специалистов разной квалификации: от высших менеджеров до уборщиков. На этих рынках фирма покупает услуги труда разных видов в количествах, необходимых для эффективного производства. Аналогично на рынке капиталов фирма покупает требуемые ей машины и оборудование и т.п. Кроме того, существуют рынки земли и сырья, которые фирма может закупать в нужных количествах.

Важным инструментарием для описания фирмы является производственная функция. Производственная функция определяет максимальный выпуск, который может быть произведен из различных комбинаций количеств входных ресурсов при данной технологии.

Производственная функция устанавливает наиболее эффективное соотношение между входными ресурсами и выпуском, т.е. между количеством продукта, которое фирма хочет произвести, и факторами производства, которые ей требуются для этого. Производственная функция отражает определенный уровень технологии.

Очевидно, что работа с этим определением требует уточнения понятия технической эффективности. Производственный процесс называется технически эффективным, если невозможно произвести данное количество товаров или услуг при меньших затратах одного фактора производства без роста затрат хотя бы одного из прочих факторов производства.

Можно представить производственную функцию в символической форме:

Q = f(F1,F2,....Fn).

Это означает, что Q является функцией от F1, F2,..., Fn, где Q – требуемое количество продукции; F1-Fn – количество фактора с номером от 1 до n (число факторов n зависит от производственного процесса, который мы рассматриваем).

Иными словами, количество продукции заданного качества, которое может произвести предприятие, зависит от количества факторов, которыми оно обладает.

Возможны различные комбинации факторов. Если привлечь больше квалифицированных рабочих, может потребоваться меньше исходных материалов, так как они будут расходоваться экономнее, или может возникнуть потребность в другом оборудовании. Один и тот же выпуск Q может быть обеспечен различными сочетаниями количеств факторов F. Основным ограничением здесь является уровень технологии.

Существенно влияет на уровень эффективности степень разделения труда в производстве. Она зависит от уровня технологии.

Рассмотрим в качестве примера производство автомобилей. В конце XIX века на автомобильных предприятиях работали малые группы слесарей-сборщиков, которые вручную собирали весь автомобиль от начала до конца. Такой уровень выпуска был намного превзойден в 20-е годы на предприятиях фирмы Форд, внедрившим методы массового конвейерного производства автомобилей, в котором каждый отдельный рабочий выполнял лишь малую часть производственного процесса. Под влиянием успехов Форда углубление разделения труда стало рассматриваться как основное средство повышения эффективности, позволяющее значительно увеличить выпуск при неизменных входных (используемых) ресурсах. Считалось, что пределы разделения труда устанавливаются главным образом спросом на продукцию фирмы. Убедительные аргументы сторонников этого подхода оказали влияние на понимание общих проблем организации производства на фирмах.

Возможности, возникающие при разделении труда, могут быть разными в зависимости от временного масштаба. В краткосрочный период фирма не способна построить новые цеха или установить новые машины, так что углубление разделения труда, в основном, ограничено перераспределением рабочих между существующими производственными процессами при имеющемся оборудовании.

В долгосрочный период фирма способна осуществить инвестиции в новое оборудование и здания. Диапазон возможностей для усовершенствований существенно шире, возможен переход фирмы к совершенно новым методам работы.

Иначе говоря: в краткосрочный период земля и капитал фирмы фиксированы, т.е. они являются постоянными факторами производства, тогда как труд – переменный фактор производства. В долгосрочный период все факторы производства переменные.

Продолжительность краткосрочного или долгосрочного периода зависит от характера рассматриваемого производственного процесса. Например, сталелитейное производство требует значительно больше времени для перестройки, нежели продажа хот-догов. Строительство современного сталелитейного завода занимает примерно пять лет, соответственно, краткосрочный период для стале

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...