Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок совершенной конкуренции




 

Теперь необходимо рассмотреть последний из рассматриваемых рыночных структур – рынок совершенной конкуренции.

    Мы начнем с рассмотрения вопроса о том, что означает для фирм отсутствие монопольной власти. В отличие от фирм, рассмотренных выше, фирмы в условиях совершенной конкуренции должны быть малыми по сравнению с размерами рынка и не способными оказывать сколько-нибудь существенного влияния на цены, по которым они продают свои продукты. Многие реальные рынки в той или иной степени обладают этим свойством.

Ниже обсуждается модель совершенной конкуренции, построенная на допущении отсутствия монопольной власти. Эта модель помогает понять, в чем заключаются преимущества в эффективности конкурентного рынка по сравнению с монополизированным.

    Согласно этой модели, не только фирмы стремятся максимизировать прибыль, но и потребители тратят свои ограниченные ресурсы так, чтобы максимизировать удовлетворение от покупок. Именно на предположении о рациональном выборе основывается теоретический вывод об эффективности рынка с совершенной конкуренцией. Благодаря данному свойству, совершенно конкурентный рынок используется как эталон эффективности не только в экономической теории, но и в политике.

    Под рынком совершенной конкуренции понимается рынок, на котором объемы продаж и закупок отдельных фирм и потребителей незначительны по сравнению с размером рынка.

    Здесь важен именно относительный, а не абсолютный размер фирмы, так как фирма может иметь большой объем продаж (в абсолютном выражении), но малую долю рынка и потому быть неспособной оказывать сколько-нибудь существенное влияние на рынок. Например, в городе есть несколько крупных бакалейных магазинов и единственная небольшая фирма, специализирующаяся на продаже пищевых продуктов, например, из соn. Доля последней на местном рынке этого редкого продукта равна 100%, и, следовательно, эта малая фирма является местным монополистом. В то же время не исключено, что крупные бакалейные магазины конкурируют друг с другом и являются малыми фирмами в нашем понимании, поскольку не способны существенно влиять на рынок. Аналогично такая крупная сталелитейная корпорация, как АО «Северсталь» может рассматриваться как малая фирма, так как ее объем выпуска мал по сравнению с размером мирового рынка стали.

    Наблюдающиеся в некоторых отраслях ограничения роста малых фирм мы можем смоделировать с помощью U-образной кривой долгосрочных средних затрат (LRAC), показанной рис. 3.3.20. Мы будем рассматривать фирмы, у которых рост долгосрочных средних затрат начинается после превышения объема выпуска, малого по сравнению с размером рынка.

В этой ситуации каждая отдельная фирма не может быть монополией или, иными словами, не может сколько-нибудь заметно влиять ни на рыночную цену, ни на общий объем спроса. Теоретически малая фирма может продать, сколько пожелает, но только по навязанной ей рыночной цене. Когда мы говорим, что малая фирма может продать, сколько пожелает, мы имеем в виду следующее: любое, пусть даже кажущееся самой фирме очень значительным, увеличение ее объема продаж настолько ничтожно в масштабах рынка в целом, что не может вызвать снижение рыночной цены. Такие фирмы называются получателями цены


 

Рис. 3.3.20. U-образная кривая долгосрочных средних затрат

 

   .

    Получатель цены – это поставщик или потребитель, объем предложения или спроса которого настолько мал по сравнению с размером рынка, что он не может повлиять на рыночную цену. Такой поставщик или потребитель может продавать или покупать столько, сколько пожелает, но только по рыночной цене.

 

ЗАДАНИЕ

Приведите примеры, когда фирмы продают свои товары по цене, определяемой рынком?

 

    Получатели цены действуют на многих реальных рынках. На рынках сельскохозяйственной продукции это, как правило, множество независимых мелких фермеров, поставляющих свои продукты по единым рыночным ценам. Владельцы пунктов обмена валют продают рубли за доллары по цене, диктуемой состоянием валютного рынка.

    Можно предположить, что чем сильнее конкуренция, расширяющая для потребителя возможности выбора, тем чувствительней спрос на продукт отдельной фирмы к изменениям цены, т.е. тем больше ценовая эластичность спроса. В предельном случае фирма вообще лишается возможности повышать цену, так как если она назначит цену выше рыночной, то полностью лишится потребителей и ее объем продаж станет равным нулю. В то же время фирме для увеличения объема продаж не нужно снижать цену, поскольку она, по определению, может продать любое желаемое количество своего продукта по установившейся рыночной цене. В такой ситуации фирма «принимает» рыночную цену, и ей остается выбрать наиболее выгодный для нее объем выпуска. Как будет показано далее, это решение зависит от затрат фирмы.

    По мере обострения конкуренции кривая спроса для отдельной фирмы будет принимать все более пологий вид и в предельном случае, когда фирма лишается возможности влиять на цену и становится получателем цены, приобретет вид горизонтальной прямой. Иными словами, спрос на продукт фирмы-получателя цены является бесконечно эластичным. Однако следует помнить, что горизонтальной прямой является кривая спроса для отдельной фирмы – получателя цены. Кривая спроса в целом для рынка, на котором функционирует данная фирма, остается нисходящей кривой.

    Чтобы воспрепятствовать появлению фирм-монополистов, должны выполняться некоторые дополнительные, кроме малых относительных размеров фирм, условия. Одно из них заключается в том, что информация о ценах должна быть доступна всем реальным и потенциальным участникам рынка.

Возможности потребителя выбирать наиболее подходящего поставщика зависят от его знания рынка. Если потребители не будут информированы обо всех альтернативных предложениях, фирмы получат возможность манипулировать ценами. Образцом острой конкуренции между продавцами и хорошей организации информационной поддержки покупателей являются городские базары. Обходя прилавки, покупатели имеют возможность быстро составить представление о ценах и качестве, в чем им активно помогают продавцы.

    Государственный надзор за выполнением минимальных стандартов качества или требование обязательного информирования потребителей об опасных продуктах могут способствовать улучшению информированности покупателей.

Возможности выбора у потребителя тем шире, чем ближе по своим характеристикам продукты различных поставщиков.

Для того чтобы исключить появление фирм с монопольной властью, необходимо максимально облегчить выход на рынок новичков. Фирмы должны иметь возможность выходить на рынок и уходить с него без больших затрат. Выполнение этого условия отчасти обеспечивается указанным выше условием относительно небольшого минимального эффективного масштаба. Чем меньше минимальный эффективный масштаб, тем ниже затраты на запуск нового продукта и тем меньше эффект масштаба, служащий одним из входных барьеров. Само собой разумеется, что фирмы-старожилы не должны иметь возможности защищать себя от конкуренции со стороны новичков с помощью искусственных входных барьеров.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что на многих реальных рынках монополизация очень слаба. Следовательно, модель рынка совершенной конкуренции, все участники которого являются получателями цены, может быть весьма полезным инструментом изучения конкуренции. Чтобы понять эту модель, важно различать поведение отдельных фирм и поведение отрасли в целом. Как и фирмы-монополисты, фирмы – получатели цены будут увеличивать объем выпуска, пока дополнительная выручка превышает затраты на производство дополнительного продукта. Они прекратят увеличение объема выпуска тогда, когда дополнительная выручка окажется равной дополнительным затратам. Особенностью фирм – получателей цены является то, что они могут выбирать только объем выпуска, а не цену на свой продукт.

    Соотношение между спросом и предельной выручкой для фирмы –получателя цены иное, нежели для фирмы-монополиста. Фирма-монополист (обладающая, как иногда говорят, «рыночной властью»), имеет нисходящую кривую спроса, кривая ее предельной выручки расположена ниже кривой спроса, поскольку, чтобы продать дополнительную единицу продукта, приходится снизить цену не только на эту последнюю единицу, но и на все остальные единицы, которые можно было продать по более высокой цене: предельная выручка при увеличении объема выпуска не изменяется и равна рыночной цене. Напомним, что, как было показано в разд. 3.1, кривая спроса является одновременно кривой средней выручки. Следовательно, представленная на рис. 3.3.21 горизонтальная прямая является одновременно кривой спроса D, кривой средней выручки AR и кривой предельной выручки MR фирмы – получателя цены. Для фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, выполняется равенство

AR = MR = Р.


 

 

Рис. 3.3.21. Спрос и предельная выручка фирмы в условиях
совершенной конкуренции

 

Далее можно определить объем выпуска, при котором фирма получает максимальную прибыль. Как уже неоднократно отмечалось, прибыль фирмы максимальна, когда предельные затраты МС равны предельной выручке МR:

Если предельная выручка больше предельных затрат, фирма имеет возможность увеличивать прибыль путем увеличения объема выпуска. И наоборот, если предельная выручка меньше предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшив объем выпуска.

Однако, как показано выше, для фирмы – получателя цены предельная выручка при любом объеме выпуска равна постоянной рыночной цене. Следовательно, условие максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции принимает вид равенства предельных затрат МС и рыночной цены Р:

МС = Р (рыночная цена).

Это условие проиллюстрировано на рис. 3.3.22, где через Q обозначен объем выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль. Такой объем выпуска является равновесным, поскольку у фирмы нет стимулов увеличивать или уменьшать его. При объеме выпуска Q1, меньшем Q, предельная выручка выше предельных затрат, и, следовательно, фирме выгодно увеличивать объем выпуска. При объеме выпуска Q2, большем Q, фирме выгодно уменьшить объем выпуска, так как предельные затраты превышают предельную выручку. Таким образом, максимум прибыли обеспечивается при объеме выпуска Q, соответствующем условию: МС = MR = Р (рыночная цена).

Рис. 3.3.22. Объем выпуска, максимизирующий прибыль фирмы
 в условиях совершенной конкуренции

 

Условие МС=Р используется для построения кривой предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Кривая предложения показывает, сколько единиц продукта фирма готова поставлять на рынок при любой заданной цене. Кривая предельных затрат фирмы устанавливает зависимость предельных затрат от объема выпуска. Поскольку в условиях совершенной конкуренции предельные затраты равны рыночной цене, кривая предельных затрат позволяет по заданной рыночной цене определить объем выпуска, максимизирующий прибыль.

Объемы выпуска Q1 и Q2, соответствующие максимальной прибыли фирмы при двух значениях цены на ее продукт – Р 1и Р 2, показаны на рис. 3.3.23. С повышением цены объем выпуска увеличивается, а приращение объема выпуска определяется видом кривой предельных затрат. Таким образом, кривая предельных затрат совершенно конкурентной фирмы позволяет определить объем выпуска при известной рыночной цене. Чтобы завершить построение кривой предложения, нам необходимо рассмотреть более подробно кривые затрат совершенно конкурентной фирмы.

 

Рис. 3.3.23 Решения об объеме выпуска фирмы в условиях совершенной
конкуренции при разных значениях рыночной цены

 

    Кривые затрат в краткосрочном периоде фирмы в условиях совершенной конкуренции схематически изображены на рис. 3.3.24. Различают краткосрочные средние затраты SRAC, равные отношению полных затрат к объему выпуска, и краткосрочные средние переменные затраты SRAVC, равные отношению переменных затрат к объему выпуска. По мере увеличения объема выпуска кривые SRAC и SRAVC сближаются, поскольку постоянные затраты распределяются между все большим количеством единиц продукта. При рыночной цене Р1, объем выпуска, при котором предельные затраты равны цене, составляет Q 1.

Рис. 3.3.24. Кривая краткосрочного предложения для фирмы
в условиях совершенной конкуренции

 

Опираясь на этот график, можно ответить на вопрос: примет ли фирма решение о выпуске Q1 единиц продукции или предпочтет приостановить производство?

    Решение фирмы «производить или не производить» зависит от соотношения затрат и ожидаемой выручки. Рыночная цена Р1, достаточно высока для покрытия переменных затрат при максимизирующем прибыль объеме выпуска Q1 (точки С на кривой SRAVC), но недостаточно высока для покрытия полных затрат ни при одном значении объема выпуска (кривая SRAC).

Следовательно, при рыночной цене P1 фирма будет нести убытки: ее выручка не покроет полные затраты. Однако постоянные затраты в краткосрочном периоде неизбежны и останутся неизменными, даже если фирма приостановит производство. Разность между ценой, равной средней выручке, и средними переменными затратами называется средней компенсацией (или маргинальной прибылью): она определяет часть полных затрат, покрываемых фирмой при продаже единицы продукта. При максимизирующем прибыль объеме выпуска Q 1 средняя компенсация максимальна и равна длине отрезка АС. Следовательно, фирме выгоднее продолжать производство при объеме выпуска Q1, нежели приостановить его.

После этого необходимо дать определениекривой предложения в краткосрочном периоде. Кривая краткосрочного предложения для фирмы в условиях совершенной конкуренции представляет собой часть кривой краткосрочных предельных затрат, расположенную выше кривой краткосрочных переменных затрат. На рис. 3.3.24 кривая краткосрочных предельных затрат пересекает кривую краткосрочных средних переменных затрат в ее точке минимума F и кривую краткосрочных средних затрат в ее точке минимума В. Точке F соответствует рыночная цена Р2. При рыночной цене ниже Р 2фирма не покрывает даже средние переменные затраты и средняя компенсация отрицательна. В этих условиях фирме выгоднее приостановить производство, нежели продолжать его. На участке кривой предельных затрат между точками F и В компенсация положительна, и фирме выгоднее продолжать производство, несмотря на убытки. На участке кривой краткосрочных предельных затрат между точками F и B компенсация положительна, и фирме выгоднее продолжать производство, несмотря на убытки. На участке кривой краткосрочных предельных затрат выше точки В цена больше средних полных затрат и фирма будет получать сверхприбыль.

    Анализ краткосрочного предложения позволяет установить, какие решения принимает фирма в условиях неизменности постоянных затрат. В долгосрочном периоде фирма имеет более широкие возможности выбора.

 

Вопрос

Почему различаются кривые долгосрочных и краткосрочных затрат фирмы?

 

    В долгосрочном периоде фирма может варьировать все входные ресурсы, включая основные фонды. Иными словами, можно сделать допущение, что постоянные затраты отсутствуют, а полные затраты имеют характер переменных. В разд. 3.2 показано, что кривая долгосрочных средних затрат представляет собой пологую огибающую кривых краткосрочных затрат. Однако, как отмечено выше, на рынке с большим количеством участников эффект масштаба становится отрицательным уже при сравнительно малом объеме выпуска. Вследствие этого было сделано предположение, что кривая долгосрочных средних затрат (LRAC) имеет U-образную форму (см. рис. 3.3.20).

    Используя это предположение, мы можем построить кривую долгосрочного предложения для фирмы в условиях совершенной конкуренции точно так же, как мы строили кривую краткосрочного предложения. Кривые долгосрочных предельных LRMC и средних LRAC затрат имеют более пологий вид по сравнению с их краткосрочными аналогами благодаря возможности варьировать основные фонды. Фирма будет продолжать производство, если рыночная цена, равная долгосрочным предельным затратам, выше долгосрочных средних затрат, и прекратит производство, как только цена станет ниже долгосрочных средних затрат. Таким образом, кривая долгосрочного предложения представляет собой участок кривой LRMC, расположенный выше точки минимума долгосрочных средних затрат (выделенная часть кривой LRMC на рис.3.3.25).

Подводя итоги, можно сказать, что в условиях совершенной конкуренции фирмы принимают решение об объеме выпуска продукции с учетом двух факторов: соотношения между ценой и предельными затратами и соотношения между ценой и средними затратами. В краткосрочном периоде фирма «связана» постоянными затратами и будет продолжать производство, пока цена превосходит краткосрочные средние переменные затраты. В долгосрочном периоде фирма будет оставаться в отрасли, пока цена превышает долгосрочные средние затраты.


Рис. 3.3.25. Кривая долгосрочного предложения для фирмы
в условиях совершенной конкуренции

 

    Теперь необходимо перенести внимание с отдельной фирмы на совершенно конкурентную отрасль в целом, дополнительно учесть в нашей модели фактор выхода фирм на рынок и их ухода с рынка. Совершенно конкурентная отрасль состоит из большого числа фирм, каждая из которых мала в масштабе отрасли. Каждая фирма в отдельности не в состоянии оказать заметное влияние на рынок, однако все вместе фирмы создают определенную рыночную среду, которая, в свою очередь, влияет на поведение каждой отдельной фирмы. Данный эффект следует учесть, обобщая модель совершенной конкуренции применительно к отрасли в целом.

    Предложение в совершенно конкурентной отрасли определяется двумя факторами: решениями, принимаемыми отдельными фирмами в отрасли, и притоком фирм в отрасль или оттоком фирм из отрасли. В краткосрочном периоде состав фирм в отрасли постоянный и каждая фирма принимает решение об объеме выпуска исходя из условия равенства рыночной цены и предельных затрат. Следовательно, чтобы определить объем предложения отрасли в целом в краткосрочном периоде, мы должны определить по известной рыночной цене объем выпуска каждой фирмы и суммировать полученные результаты.

Эта процедура проиллюстрирована на рис.3.3.26. Предельные затраты двух фирм, определяемые кривыми краткосрочного предложения srmc и SRMC, суммируются, что дает кривую предложения для отрасли S. Отметим, что при суммировании предполагается, что одновременное увеличение объема выпуска всеми фирмами не приводит к росту цен на входные ресурсы.

Рис. 3.3.26. Построение кривой краткосрочного предложения
для совершенно конкурентной отрасли

    Анализ такого рода является краткосрочным: кривые предельных затрат фирм и, следовательно, кривая предельных затрат отрасли – более крутые, чем их долгосрочные аналоги.

    Практически важно поведение фирм отрасли в случае изменения рыночных цен.

Рассмотрим ситуацию в совершенно конкурентной отрасли сразу после того, как рыночная цена на продукт резко повысилась. Такое может случиться, например, когда продукт неожиданно перешел в категорию товаров повышенного спроса (стал «модным»). В краткосрочном периоде фирмы будут получать сверхприбыль (рис. 3.3.27).

Напомним, что выше нормальной была названа прибыль, достаточная для удержания фирмы на рынке. Фирма с характеристиками, показанными на рис. 3.3.27, продает на рынке Q единиц продукта по диктуемой рынком цене Р. Получаемая ею сверхприбыль равна произведению объема выпуска Q на разность между ценой Р и средними затратами С, т.е. площади затемненного прямоугольника на рис. 3.3.27.

Рис. 3.3.27. Получение сверхприбыли фирмой в краткосрочном периоде
в условиях совершенной конкуренции

 

Вопрос

Какое влияние высокие прибыли окажут на фирмы данной отрасли и на фирмы, не входящие в нее? Напомним, что, согласно одному из предположений модели совершенной конкуренции, фирмы (как входящие, так и не входящие в отрасли) и потребители полностью осведомлены о ценах, затратах и прибылях.

 

    Высокая прибыльность имеет два следствия. Фирмы, уже действующие на рассматриваемом рынке, могут принять решение о расширении производства в долгосрочном периоде, допускающем варьирование количеств всех факторов производства, включая те, которые являются фиксированными в краткосрочном периоде. Посторонние фирмы, узнав о высоких прибылях в рассматриваемой отрасли, могут также принять решение о начале соответствующего производства. Вспомним, что совершенная конкуренция предполагает отсутствие входных барьеров, в действительности же такие барьеры всегда существуют: взять хотя бы затраты времени владельцев. Если входные ресурсы для производства данного продукта легко доступны (например, сырье и неквалифицированный труд), новые фирмы способны быстро воспроизвести условия производства фирм-старожилов с тем же уровнем затрат.

 

ЗАДАНИЕ

Приведите примеры отраслей, изменение ситуации в которых обусловило привлечение в отрасль новых фирм.

 

Появление новых фирм должно, по-видимому, приводить к снижению цены. Возможности получения сверхприбыли, показанные на рис. 3.3.27, должны исчезнуть. Проникновение на рынок новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока прибыль не станет нормальной, а цена будет снижаться до тех пор, пока фирмы не окажутся в ситуации, представленной на рис. 3.3.28.

 

Рис. 3.3.28. Равновесное состояние в долгосрочном периоде фирмы
в условиях совершенной конкуренции

 

    Последствия резкого снижения цены для отрасли нередко оказываются весьма драматическими. Когда в результате притока новых фирм цена становится ниже долгосрочных средних затрат, многие фирмы оказываются вынужденными уйти из отрасли. После этого цена может вновь подняться, и у оставшихся фирм появляется возможность покрывать свои затраты. Полная идентичность невозможна, и поэтому в качестве типичной для отрасли следует рассматривать некую фирму, норма прибыли которой – это лучшее, на что может рассчитывать новая фирма, тогда как некоторые из фирм-старожилов могут иметь и более высокие прибыли.

    Какую форму имеет кривая долгосрочного предложения для отрасли? По-видимому, можно утверждать, что долгосрочное предложение для отрасли должно иметь большую ценовую эластичность, чем краткосрочное предложение (рис. 3.3.29). Если цена увеличивается с P 1 до Р 2, то долгосрочное предложение для отрасли увеличивается с Q 2до Q 3 как за счет увеличения объемов выпуска фирм-старожилов, так и за счет притока новых фирм. Тем не менее, кривая долгосрочного предложения для отрасли останется возрастающей. Экономическая эффективность новых фирм скорее всего будет ниже, чем фирм-старожилов, и поэтому можно ожидать, что рост отрасли в целом рано или поздно будет остановлен растущими затратами. Например, для привлечения дополнительной рабочей силы из других отраслей необходимо повысить заработную плату. Кривая предложения для отрасли, имеющая положительный наклон, отражает тот факт, что для увеличения объема выпуска необходимо повышать цену, обеспечивая тем самым покрытие растущих затрат (рис. 3.3.29).

Отметим, что вышерассмотренная модель совершенной конкуренции позволила построить кривые краткосрочного и долгосрочного предложений без учета рыночного спроса. Его влияние рассмотрено ниже.

 

 


Рис. 3.3.29. Кривые краткосрочного и долгосрочного предложений
для совершенно конкурентной отрасли

 

    В рыночных экономиках цены на товары и услуги часто меняются в ту или иную сторону, и люди реагируют на такие изменения, но никто не делает этого быстрее, чем оптовые торговцы, которые на обмене товарами зарабатывают средства к существованию. На товарных биржах могут действовать доминирующие оптовики, оперирующие огромными товарными массами и способные своими закупками и продажами влиять на цены. Наряду с ними на товарных биржах действует много мелких торговцев, которые, совершая действия изолированно, принимают существующие цены как данность, однако если все действуют в одном направлении, вместе они способны влиять на цены.

    Модель совершенно конкурентного рынка предполагает, что все продавцы и покупатели являются получателями цены. Отдельные потребители совершают свои покупки по установившейся на рынке цене. Рыночный спрос как бы суммирует их решения. Для рынка в целом характерна нисходящая кривая спроса, в чем отражается закон спроса, согласно которому снижение цены приводит к увеличению закупок. Далее кривые спроса и предложения совместно рассматриваются, чтобы показать, как взаимодействуют отдельные экономические агенты и рынок в целом.

    Рассмотрим изменение спроса под влиянием отдельных факторов. Смещение вдоль кривой спроса – это изменение количества вследствие изменения цены при прочих равных условиях (поскольку данная кривая определяет зависимость объема спроса от цены). В то же время сдвиг кривой спроса – это изменение количества при неизменной цене под влиянием таких факторов, как изменения доходов или проведение рекламной кампании. Спрос на товар под действием внешних факторов (при исходной цене) повысился, что соответствует сдвигу кривой спроса вправо. На рис. 3.3.30 показано, что объем спроса при исходной цене увеличился с Q 1 до Q2.

Рис. 3.3.30 Сдвиг линии спроса на природный газ вправо

 

    Многие факторы могут вызывать сдвиг линии спроса, меняя удовлетворяющую потребителей комбинацию «цена-количество» при неизменной цене.

    Нисходящая кривая рыночного спроса может интерпретироваться как сумма множества индивидуальных кривых спроса на продукт рассматриваемой отрасли. При повышении цены (при прочих равных условиях) следует ожидать, что люди будут покупать меньшее количество продукта. Если абстрагироваться от многих в социальных и иных факторов, влияющих на потребление, можно прийти к новой интерпретации кривой спроса, очень полезной для оценки совершенной конкуренции.

Мы рассматриваем каждого потребителя как независимого экономического агента, принимающего решения на основе принципа максимизации выгоды, подобно тому, как это делают фирмы. Предполагается, что точно так же, как фирмы в своих действиях руководствуются эгоистичным стремлением к максимальной прибыли, потребители, принимая решения о покупках, стремятся максимизировать удовлетворение. Предполагается, что потребители знают, что для них лучше всего, и делают выбор исходя из своих предпочтений и размеров дохода.

Следует исходить из того, что потребитель относится к каждой очередной покупке как к предельной, т.е. он сравнивает с ценой удовлетворение от потребления предшествующей аналогичной покупки. Подобно тому, как фирма, при­нимая решение об объеме выпуска, сравнивает с рыночной ценой затраты на производство дополнительной единицы продукта, потребитель сравнивает с ценой дополнительное удовлетворение.

Из этого следует, что, распределяя свой доход между конкурирующими вариантами покупки, потребитель организует свое потребление таким образом, чтобы предельное удовлетворение от последней (предельной) покупки было равно уплаченной цене.

В приведенных рассуждениях использовались два предположения, очень важные для анализа спроса. Первое увеличение потребления приводит к увеличению удовлетворения потребителя, второе: чем большее количество какого-либо продукта мы потребляем, тем меньшее дополнительное удовлетворение получаем от потребления следующей единицы продукта. Из этого следует, что чем большее количество продукта мы потребляем, тем меньшую цену готовы платить за следующую единицу продукта.

   Таким образом, каждый отдельный потребитель, являясь получателем цены, определяет собственный спрос исходя из индивидуальных предпочтений и рыночной цены и вносит свой индивидуальный вклад в рыночный спрос. Как и кривая рыночного предложения, кривая рыночного спроса определяется горизонтальным суммированием индивидуальных кривых спроса на рассматриваемый продукт (рис. 3.3.31).

 

Рис. 3.3.31 Горизонтальное суммирование линий спроса

 

    Характеристики спроса и предложения для отдельной фирмы, отдельного потребителя и отрасли в целом, действующих на рынке современной конкуренции, представлены на рис. 3.3.32.

    На рис. 3.3.32а представлена нисходящая кривая спроса отдельного потре­бителя. Эта кривая показывает, сколько товара готов купить потребитель при различных ценах. Поскольку линия рыночного спроса определяется горизонтальным суммированием индивидуальных линий спроса, для миллиона потребителей при каждой цене объем рыночного спроса будет, грубо говоря, в миллион раз больше объема индивидуального спроса. Кривая рыночного спроса показана на рис. 3.3.32b, масштаб на горизонтальной оси которого в миллион раз больше соответствующего масштаба на рис. 3.3.32c. На рис. приведены кривые предельных затрат и предельной выручки для типичной фирмы данной отрасли. Фирма максимизирует свою прибыль в точке, в которой предельная выручка равна предельным затратам. равно рыночному спросу. Равновесным такое состояние называется. Напомним, что часть кривой предельных затрат, расположенная выше точки минимума средних затрат, является кривой предложения фирмы. Опять-таки кривая рыночного предложения определяется горизонтальным суммированием кривых предложения для отдельных фирм.

На рис. 3.3.32b проиллюстрировано, как индивидуальные решения потребителей и производителей, суммируясь, определяют равновесную рыночную цену Р, которая, в свою очередь, обусловливает решения отдельных участников рынка. Равновесной является цена, при которой рыночное предложение потому, что в этом состоянии внутри рынка отсутствуют явные стимулы к изменениям.

 

 

 


Рис. 3.3.32 Спрос потребителя (а), рыночное равновесие (b)
и предложение фирмы (с)

 

    Рыночная цена, которая становится известной всем потребителям, определяет количество покупаемого ими продукта (в соответствии с их кривыми спроса). В то же время рыночная цена определяет количество продукта, которое готов поставить каждый производитель, и количество поставщиков, которые захотят стать участниками рынка. Общая схема взаимодействия между отдельными экономическими агентами и рынком в целом такова: рынок посылает ценовые сигналы, которые преобразуются в количественные решения, принимаемые отдельными агентами, а эти решения в качестве сигналов обратной связи поступают на рынок, определяя равновесную рыночную цену.

    Важно различать реакции предложения на изменения цены (смещения вдоль кривой предложения) и на изменения других факторов (сдвиги кривой предложения). Факторы, влияющие на количество фирм, готовых поставлять продукт при заданной цене, отражены в их кривых предельных затрат, верхние части которых являются кривыми предложения отдельных фирм. Изменения этих факторов приводят к сдвигам кривой предложения.

Модель совершенной конкуренции является сравнительной статиче­ской моделью: она позволяет сравнивать равновесные состояния рынка, но не описывает процесс перехода. Рассмотренные примеры иллюстрируют различия между изменениями рынка, связанными со сдвигами кривых спроса и предложения, с одной стороны, и смещениями вдоль этих кривых – с другой. В каждом из этих примеров начальное возмущение вызывало сдвиг либо кривой спроса, либо кривой предложения, а новое равновесное состояние достигалось в результате последующего смещения вдоль другой кривой. В реальности происходит непрерывный сдвиг как кривой спроса, так и кривой предложения.

Модель совершенной конкуренции занимает особое место в экономическом анализе. Сам эпитет «совершенная» имеет позитивный оттенок.

    Два обстоятельства придают этой модели особую ценность.

    Во-первых, она позволяет анализировать предельный случай конкуренции, когда все фирмы являются получателями цены. Этот случай может быть противо­поставлен другому предельному случаю – монополии, что позволяет анализировать процесс конкуренции и оценивать эффекты, создаваемые в результате усиления (или ослабления) конкуренции.

    Во-вторых, модель совершенного конкурентного рынка ценна тем, что она позволяет нам уточнить понятие экономической эффективности, широко используемое в экономическом анализе в качестве критерия. Если подойти к данной модели как к схеме взаимодействия фирм и потребителей, каждый из которых преследует собственную выгоду, можно доказать, что совершенно конкурентный рынок является, в строгом смысле, эффективным рынком.

    Чтобы исследовать эффективность совершенно конкурентных рынков, необходимо уточнить понятие эффективности. Определение «эффективности», которым мы будем пользоваться в данном разделе, предложено итальянским экономистом конца XIX - начала XX века Вильфредо Парето. Он связал определение эффективности исключительно с индивидуальными суждениями потребителей о собственном благосостоянии. Парето утверждал, что экономическое изменение является улучшением только в том случае, если оно выгодно каким-то людям (по их собственным суждениям) и не наносит ущерба кому-либо еще. По мнению Парето, экономические ресурсы распределены эффективно, если никакое дальнейшее улучшение невозможно.

    Распределение экономических ресурсов называется эффективным по Парето тогда и только тогда, когда невозможны никакие изменения, улучшающие положение хотя бы одного человека без ухудшения положения другого.

    Данное положение иллюстрируется на рис. 3.3.33. Можно представить себе некую экономику, в которой производятся два вида продуктов. Тогда можно построить границу производственных возможностей (рис. 3.3.33), точки которой соответствуют различным комбинациям объемов выпуска продовольствия и одежды, обеспечиваемых имеющимися ресурсами. Эта граница не обязательно является прямой. Увеличение производства одного из продуктов без уменьшения производства другого невозможна. В любой точке границы производственных возможностей АВ экономика являетсяпроизводительно эффективной.

    Экономика называется производительно эффективной, когда не существует способа увеличить объем выпуска одного блага без уменьшения объема выпуска другого блага.

    Производительная эффективность является необходимым условием эффективности по Парето, т.е. экономика, эффективная по Парето, должна функционировать в режиме, соответствующем точке на границе производственных возможностей. Однако производительная эффективность не является достаточным

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...