Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция и власть на рынке




 

Настоящий раздел представляется особенно важным для специалистов производственной сферы, так как касается таких основополагающих аспектов деятельности в рыночных условиях как конкуренция, построение стратегии и тактики фирмы, эффективность рынка и др.

Раздел максимально насыщен графическими формами, весьма характерными для студентов инженерных специальностей.

С учетом условия, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько типов структур рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории выделяют четыре типа рыночной структуры: «совершенная конкуренция», «монополия», «монополистическая конкуренция», «олигополия».

Олигополия и стратегическая взаимозависимость на рынке

 

Олигополия – это рынок, на котором действует небольшое количество конкурирующих фирм, ясно осознающих свою стратегическую взаимозависимость. Фирма, работающая в таких условиях, называется олигополистом. Если участников рынка всего два, рынок называется дуополией, а каж­дый из участников является дуополистом.

Олигополия является наиболее часто встречаемой в развитых странах формой рынка. Олигополия возникает в тех случаях, когда количество конкурирующих участников рынка настолько мало, что они вынуждены при принятии стратегических решений учитывать свою взаимозависимость. Эта взаимосвязь может сильно усложнить принятие управленческих решений, поскольку фирме, планирующей изменения своей политики, необходимо предугадать ответные действия конкурентов.

Олигополия обычно наблюдается на рынках, на которых господствует небольшое количество легко определяемых фирм, производящих сходные продукты. Олигополия возможна на уровне региона, на национальном уровне и на глобальном уровне. В условиях олигополии конкурирующие фирмы обычно знают своих конкурентов и внимательно следят за их действиями. Это возможно благодаря тому, что количество конкурирующих фирм невелико, а торговые марки обеспечивают идентифицируемость производителей.

Яркий пример олигополии – автомобилестроение. В 90-х годах в Западной Европе было шесть ведущих автомобилестроительных фирм: «Volkswagen» (16,7%), «General Motors» (12,8%), PSA (12,0%), «Fiat» (11,4%), «Ford» (11,3%) и «Renault» (10,6%), близкие к ним показатели имели: «Nissan» (3,5%), BMW (3,3%), «Mercedes-Benz» (2,8%), «Toyota» и «Rover» (no 2,7%), «Mazda» (1,8%), «Volvo» и «Honda» (по 1,4%) [5].

Другими примерами олигополии могут служить рынки одноразовых подгузников, «воздушных» (кукурузных) хлопьев, бытовой техники (печи, холодильники, стиральные и посудомоечные машины), растворимого кофе, газированных напитков.

ЗАДАНИЕ

Вспомните марки товаров из вышеприведенного списка, подтверждающих данное утверждение. Приведите другие примеры олигополий.

 

Весьма благоприятные условия для возникновения олигополии создаются в отраслях с большим эффектом масштаба: если затраты на единицу выпуска снижаются с ростом объема выпуска. Примерами могут служить рынки автомобилей и бытовой техники. Однако если конкуренция на рынке данного продукта приняла международный характер, рассмотрение только национального рынка может привести к неверным выводам. Иногда олигополия оказывается связанной с такими товарами, в продаже которых важна торговая марка. Известны случаи, когда немногочисленные знаменитые фирменные изделия доминируют на рынке несмотря на незначительный эффект масштаба. В эту категорию входят кондитерские изделия, растворимый кофе, моющие средства и др.

В розничной торговле и в сфере услуг широко распространена местная олигополия, естественно, обусловленная географической близостью по­ставщика к потребителю. Типичный пример – микрорайон с двумя-тремя супермаркетами, малыми магазинами и парикмахерскими. Оживленный перекресток дорог или объездное шоссе, где напротив друг друга стоят две бензозаправочные станции, – пример местной дуополии. То же можно сказать об обслуживающих один район двух-трех банках. Местная олигополия в розничной торговле возможна также на национальном уровне: примерами могут служить немногочисленные сети супермаркетов или филиалов банков, доминирующие на национальных рынках товаров и/или услуг.

Существуют разные типы олигополии, связанные с различными типами продуктов, различными видами фирменных товаров и различными уровнями конкуренции (международный, национальный, местный). Общим для них является наличие конкурентной борьбы между малым числом фирм, понимающих неизбежность общей взаимозависимости.

Олигополист должен уметь правильно прогнозировать стратегические замыслы конкурентов и их реакции на проводимую им политику. При этом требуется непрерывно следить за действиями конкурентов и постоянно заниматься прогнозированием их реакций на происходящие на данном рынке события. Успех любой фирмы частично зависит от того, насколько точно она прогнозирует шаги своих конкурентов.

При этом оказывается полезным привлечение к анализу рынка методов теории игр – науки, занимающейся разработкой стратегий малого числа игроков в условиях взаимозависимости.

Теория игр занимается поиском в условиях взаимозависимости «наилучших ходов» (действий) участников среди всех возможных. Игра – это ситуация, участники которой учитывают указанную взаимозависимость при принятии решений. Участников, принимающих решения, принято называть игроками. План действий отдельного игрока называется стратегией, а принятие решения, учитывающего взаимозависимость, – выбором стратегии. Таким образом, теория игр занимается изучением принципов выбора стратегии.

В теории игр предполагается, что каждый игрок преследует личные интересы, т.е. старается максимизировать собственный выигрыш в игре. В экономических играх под выигрышем обычно понимается прибыль, объем производства или продаж, но на форму или вид выигрыша не существует никаких ограничений. Игра может быть однократной (разыгрывается один раз), а также многократной, повторяемой снова и снова.

В теории игр принимаются определенные предположения о поведении игроков:

1) игроки являются индивидуалистами — в том смысле, что выигрыш для каждого из них определяется индивидуально, без учета общих понятий типа общего блага;

2) игроки действуют рационально — в том смысле, что они способны правильно прогнозировать последствия ходов и затем выбирать варианты, максимизирующие индивидуальные выигрыши.

Ценовая конкуренция в условиях олигополии Рассмотрим несколько стратегий, которые могут использоваться олигополистами для увеличения прибылей. Одной из возможных стратегий является конкуренция с другими фирмами посредством изменения цены на продаваемый продукт.

Ценовая конкуренция может заключаться в том, что олигополист снижает цену, чтобы увеличить объем продаж и свою долю рынка. Есть и противоположный вариант: олигополист может поднять цену ожидая, что повышенная цена компенсирует уменьшение объема продаж.

Олигополист должен проанализировать возможные ответные действия своих конкурентов на изменение им цены на свой продукт. Разумеется, возможен вариант, когда фирмы-конкуренты не предпримут никаких мер и продолжат работать точно так же, как раньше. Однако олигополист скорее всего посчитает такой вариант маловероятным. Если фирма, снизив цену, добьется увеличения объема продаж, то объемы продаж конкурентов должны уменьшиться. Бессмысленно в этом случае полагать, что фирмы-конкуренты будут безучастно наблюдать за тем, как уменьшается их прибыль.

В этой ситуации более вероятно, что фирмы-конкуренты также снизят цену, чтобы вернуть потерянных покупателей. Они могут либо незначительно снизить цену, чтобы только замедлить падение объема продаж, либо снизить цену до уровня цен первой фирмы, чтобы восстановить исходное распределение долей рынка. В последнем случае исходное распределение долей рынка может восстановиться, но прибыль всех фирм уменьшится. В то же время фирмы-конкуренты могут не удовлетвориться простым восстановлением исходного распределения долей рынка и повести себя более агрессивно, т.е. снизить цену еще больше, чем первая фирма, лишив смысла предпринятое ею снижение цены. Первый олигополист, принимая решение о снижении цены, должен предусмотреть и такую возможность. Решая эти вопросы, олигополист, вероятно, попытается учесть многие факторы, такие, как история отношений между фирмами, случаи агрессивного поведения в прошлом, возможность вторжения новичков в случае снижения цен и т.д.

Принимая решение о повышении цены, фирма также должна рассмотреть возможные реакции олигополистов-конкурентов. Если соперники ничего не предпримут, первая фирма уступит им часть своего объема продаж. Действительно ли она хочет, чтобы такое произошло, и ее конкуренты увеличили свои доли, сохранив цену неизменной? В противоположном случае, если конкуренты последуют за первой фирмой и также повысят цены, исходное распределение долей рынка восстановится, но вполне возможно, что теперь им придется делить меньший по объему рынок.

Поскольку олигополист осознает взаимозависимость участников рынка, ему приходится рассматривать большее количество вариантов. Если бы олигополист мог проигнорировать возможность ответных действий, ему пришлось бы сравнивать с существующей ситуацией лишь два возможных результата своих действий. Назовем результатом В снижение цены и увеличение объема продаж и результатом С повышение цены и уменьшение объема продаж. Однако поскольку приходится учитывать возможность ответных действий, каждый из результатов В и С теперь распадается на два – в зависимости от реакции конкурентов, и количество возможных результатов становится равным четырем. Все четыре результата можно представить матрицей размером 2´2, показанной на рис. 3.3.1

 

 


Рис.3.3.1 Возможные стратегии первой фирмы

 

В верхней строке матрицы на рис. 3.3.1 символами B1 и В2 обозначены возможные результаты, если первая фирма снижает цену; в нижней строке символами С, и Cg обозначены результаты в случае, если эта фирма повышает цену. Из рис. 3.3.1 видно, что результат реализации стратегии первой фирмы зависит от реакции других фирм. Если ожидается, что другие фирмы не отреагируют, результаты для первой фирмы представляются элементами первого столбца - B1 и С1. Однако если ожидается ответная реакция, то результаты для первой фирмы – элементы второго столбца, т.е. В2 и С2.

 

 

Вопрос

Какие из четырех элементов матрицы представляют собой наилучший и наихудший возможные результаты для первой фирмы?

 

 


Рис. 3.3.2 Стратегии, предпочтительные для первой фирмы

 

Ответ на этот вопрос может быть таков. Первая фирма снижает цену, чтобы «переманить» покупателей у своих конкурентов, и этого она может достичь при отсутствии их реакции. Поэтому для первой фирмы результат В1 безусловно, лучше, чем результат B2. В случае повышения цены наилучшим для первой фирмы является повышение цен конкурентами. Поэтому для первой фирмы результат С1 безусловно, хуже, чем результат C2. Таким образом, наилучшая стратегия для первой фирмы асимметрична по отношению к реакции конкурентов: в случае снижения цены первая фирма предпочла бы, чтобы другие фирмы не последовали ее примеру, а в случае повышения цены первая фирма предпочла бы, чтобы они поступили так же. На рис. 3.3.2 представлена матрица, в которой оставлены наиболее предпочтительные для нее варианты.

Не зная дополнительных подробностей, таких, как формы кривой спроса и кривой затрат для первой фирмы, мы не можем сказать, какой из результатов, В1 или С2 является для первой фирмы самым выгодным. Отметим, однако, что выбор стратегии первой фирмы зависит от ожидаемой реакции конкурентов. Воспользовавшись терминологией теории игр, можно сказать, что у первой фирмы в данной игре нет доминантной стратегии. Это означает, что реальная стратегия, принимаемая первой фирмой, решающим образом зависит от того, какую реакцию конкурентов она ожидает.

 

Вопрос

Какую, по вашему мнению, реакцию первая фирма должна ожидать от конкурентов? Ответ решающим образом зависит от того, с одинаковой ли вероятностью конкуренты реагируют на повышение и понижение цены. Что бы вы ожидали?

 

Принято считать, что фирмы-соперницы более склонны реагировать на снижение цены, нежели на ее повышение. В этом случае очевидны неблагоприятные последствия стратегии первой фирмы для конкурентов, и они, вероятнее всего, вынуждены будут принимать ответные меры. Если же первая фирма повышает цену, она уступает конкурентам часть своих покупателей. В этом случае они получают выгоду от стратегии первой фирмы, даже ничего не предпринимая. Таким образом, соперницы получают более сильные стимулы к действию в случае снижения цены, нежели в случае ее повышения.

Имея в виду этот вывод, мы можем вернуться к матрице, представляющей возможные стратегии первой фирмы, и исключить элементы, соответствующие наименее вероятным вариантам развития событий, т.е. результаты В1 и С2, как показано на рис. 3.3.3. Здесь прочерки вместо результатов В1 и С2 сделаны потому, что им соответствуют наименее вероятные стратегии конкурентов. Это означает: если первая фирма правильно прогнозирует реакции конкурентов, она знает, что реально располагает стратегиями В1 и С2.

 

Вопрос

Сравните матрицу реальных стратегий на рис. 3.3.3 с матрицей предпочтительных стратегий на рис. 3.3.2. На основе сравнения укажите наилучшую политику ценообразования для первой фирмы.

 


Рис. 3.3.2. Стратегии, которыми реально может воспользоваться первая фирма

 

Ответ на этот вопрос может показаться парадоксальным. Среди четырех возможных вариантов наиболее предпочтительными для первой фирмы являются результаты В1 и С2, но именно эти результаты менее всего вероятны вследствие ожидаемых стратегий конкурентов. В то же время наиболее вероятными являются результаты В2 и С1, но именно эти результаты менее предпочтительны для первой фирмы.

Из этого примера можно сделать весьма важный для понимания олигополиста вывод: олигополисту не следует существенно повышать или снижать цену на свои товары.

Неценовая конкуренция. Из-за опасности ответных действий конкурентов фирмы должны проявлять осторожность в использовании такого средства конкурентной борьбы, как изменение цены. Следовательно, олигополисты во многих случаях будут искать неценовые формы конкуренции, менее рискованные и не грозящие стать импульсом для начала разрушительных процессов. В зависимости от характеристик рынка неценовая конкуренция может принимать разные формы.

Иногда это улучшение продукта или выпуск на рынок совершенно нового продукта, хотя отличить усовершенствованный продукт от нового не всегда просто. Например, в автомобильной промышленности изделия постоянно совершенствуются в отношении дизайна, безопасности, удельного расхода топлива и т.д.

Подобным образом многие фирмы пытаются использовать и такую форму неценовой конкуренции, как предоставление дополнительных услуг. Например, конкуренция международных авиатранспортных компаний включает в себя периодическое снижение цен и предоставление скидок, но наряду с этим большое внимание уделяется улучшению обслуживания, чтобы привлечь клиентов. Пассажирам-бизнесменам предлагают более качественное питание и обслуживание, более удобные кресла, средства связи, подарки, комнаты для отдыха со средствами оргтехники и т.д. Обычной практикой авиакомпаний стало предоставление улучшенного сервиса пассажирам первого класса, приобретающим билеты по повышенным ценам, и, наоборот, предоставление разнообразных скидок пассажирам-отпускникам, занимающим задние салоны самолетов.

Фирмы должны иметь инвестиционные стратегии, чтобы обеспечить себя необходимыми для обновления новыми идеями, оборудованием, ноу-хау и обученным персоналом. Таким образом, инвестиционные стратегии фирм также являются формой неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках включает в себя использование широкого спектра маркетинговых мероприятий, чтобы поддерживать спрос на почти не изменяющиеся продукты. К этим формам конкуренции относятся реклама для поощрения приверженности потребителя конкретным торговым маркам, подарки, купоны (собрав их определенное количество, можно затем обменять на подарки), бесплатные дополнения к покупкам

Из представленной выше модели олигополистического рынка следует, что, поскольку существует угроза неблагоприятных реакций конкурентов, фирмы должны неохотно идти на изменение цен при небольших изменениях затрат. Для олигополиста может оказаться разумнее смириться со снижением прибыли при увеличении затрат, нежели стать первой фирмой, поднявшей цену. Аналогично олигополист, добившийся снижения затрат, из опасения вызвать «войну цен» может предпочесть не снижение цены, а повышение качества продукта.

Важен случай общего увеличения затрат. Если отдельная фирма повышает цену и обнаруживает, что все остальные фирмы повысили свои цены, ей следует в последнюю очередь рассматривать возможность аналогичных действий. Однако, если фирма сумеет обеспечить не отвечающий общему росту затрат рост собственных затрат, она сможет строить свою политику ценообразования в соответствии с общим ростом цен. Однако в современном мире с высокой степенью неопределенности отдельной фирме очень трудно выяснить, что является причиной изменения цен: изменение рыночного спроса, изменение затрат или агрессивная ценовая политика других фирм. В любой реальной ситуации предпочтительнее, чтобы фирма могла комбинировать средства конкурентной борьбы.

Несмотря на это, олигополисты все-таки снижают цены в ряде случаев. Рост объема продаж при снижении цены может быть достигнут, во-первых, вследствие увеличения общего объема спроса из-за притока на рынок новых покупателей и, во-вторых, вследствие увеличения отдельным олигополистом своей доли рынка за счет конкурентов. Отдельный олигополист может решиться на снижение цены, надеясь с выгодой для себя использовать оба источника роста объема продаж. Когда все остальные фирмы снижают цены на ту же величину, что и инициатор, каждая из них может рассчитывать только на первый источник увеличения объема продаж. Таким образом, если общий объем спроса чувствителен к изменениям цены, то все фирмы могут получить выгоду от снижения цены, хотя эта выгода для каждого олигополиста будет меньше, чем та, которую он получил бы, если бы снизил цену один.

Существует мнение, что снижение цен связано с циклическими изменениями экономики. Когда экономика находится в стадии спада и объем продаж уменьшается, готовность фирм к снижению цен повышается.

Другой причиной ценовых войн является то, что не все фирмы способны снизить цены на одну и ту же величину. Если затраты фирм различны, то фирмы с наименьшими затратами могут предложить самые низкие цены и, следовательно, увеличить свои доли рынка. Таким образом, ценовая война может быть инициирована фирмой, которая уверена, что ее затраты ниже, чем у конкурентов. Используя терминологию теории игр, можно сказать, что фирма-инициатор, выбирая стратегию, рассчитывает получить результат В1
(см. рис. 3.3.3).

Существуют и объективные факторы, вынуждающие фирмы снижать цены. Многие из них создали системы, призванные обеспечить постоянный поток предложений по уменьшению затрат как от своих работников, так и от поставщиков. В Японии, например, системы взаимоотношений поставщиков и потребителей нередко включают в себя постепенное снижение цен на поставляемую продукцию. Постоянное снижение цен для повышения конкурентоспособности предприятия является одним из принципов японского предпринимательства. При таких обстоятельствах опасение фирмы лишиться выгод от снижения цен из-за того, что другие фирмы последуют ее примеру, заменяется опасением оказаться единственной фирмой, не снизившей цену.

На стратегию отдельного олигополиста основное влияние оказывают его прогнозы относительно реакций конкурен­тов. Прогнозирование в мире с высокой степенью неопределенности затруднительно и можно предположить, что олигополист получит большие прибыли, если заключит соглашения с другими олигополистами. Учитывая сильную взаимозависимость участников олиполистического рынка, не исключается заинтересованность всех олигополистов в согласовании единой стратегии.

Сговоры и стратегические альянсы. Если бы олигополисты согласовали общую стратегию, для каждого из них это было бы выгоднее, чем конкурировать со всеми остальными, пытаясь предугадать их стратегии. Выгоды сговоров для олигополистов столь же очевидны, как их отрицательные последствия для по­купателей. Во многих странах сговоры запрещены законодательством, но политическая проблема здесь заключается в том, что факт сговора нередко очень трудно доказать. Сговор не обязательно является явным, не всегда оформляется документально и открыто декларируется. В большом числе случаев сговор между фирмами имеет форму секретного соглашения или неявного согласия и его трудно разоблачить.

Соглашения между олигополистами, направленные на согласование цен, называются картельными. В то же время, сговор – дело рискованное, поскольку картели имманентно неустойчивы. Предположим, что два дуополиста договорились ограничить объем выпуска и благодаря этому поднять цену. Они рассчитали, что если каждая фирма будет выполнять соглашение об ограничении объема выпуска, обе фирмы увеличат свои прибыли. В этом случае стратегической переменной является объем выпуска, а цену фирмы принимают ту, которая сложится на рынке. Легко видеть, что данная ситуация принципиально отличается от рассмотренной выше при описании «ценовых войн» (в том случае фирмы принимали решения о цене и продавали по этой цене кто сколько смо­жет). Если соглашение об ограничении объема выпуска будут соблюдать обе фирмы, каждая из них увеличит свою прибыль. Однако, если одна из них нарушит соглашение и увеличит объем выпуска по сравнению с уровнем, предусмотренным соглашением. Цена окажется ниже прогнозируемой при заключении соглашения, но нарушитель может получить дополнительную прибыль благодаря увеличению своей доли рынка. Однако из-за того, что цена на рынке установится ниже ожидаемой, прибыль второй фирмы, выполняющей соглашение, окажется ниже, чем ожидалось. Таким образом, фирма-нарушитель получит дополнительную прибыль в ущерб своему партнеру по соглашению. Поскольку обе фирмы имеют стимул нарушить соглашение, весьма вероятно, что они обе превысят согласованные объемы выпуска и вследствие снижения цены получат прибыли ниже тех, которые они получили бы, если бы соблюдали соглашение.

В этом заключается одна из причин, по которым картели поставщиков сырья (самым известным среди которых является Организация стран –экспортеров нефти – ОРЕС) очень редко оказываются устойчивыми. Если одна небольшая страна превысит свою квоту, влияние данного нарушения на цену будет незначительным. Однако если так будут действовать многие страны, это в конечном итоге подорвет систему квот и картель разрушится.

Участникам картелей часто бывает трудно обнаружить и наказать фирму, нарушающую соглашение. Для выявления нарушителя требуется информация о поведении участников, а такая информация более доступна, если число продавцов мало, а продажи относительно часты. Открытость информации о ценах существенно способствует устойчивости картелей, поскольку облегчает взаимный контроль. Как это ни парадоксально, открытые прейскуранты в действительности могут способствовать устойчивости сговоров, тогда как тайное назначение цен может подорвать их. Это еще один пример, показывающий, что институциональные рамки могут способствовать реализации определенных результатов.

В последние годы многие фирмы начали использовать формы более тесного сотрудничества, создавая так называемые стратегические альянсы. Столкнувшись с ростом затрат на создание новых, конкурентоспособных на мировом рынке продуктов, крупные корпорации почувствовали необходимость сотрудничества. Многие проекты требуют огромных инвестиций, превышающих возможности одной фирмы, – отсюда необходимость разделения затрат, означающая также разделение рисков. Кроме того, стратегические альянсы открывают доступ к новым рынкам и к техническим достижениям партнеров.

Создание стратегического альянса превращает прежних конкурентов в партнеров. Даже если фирмы являются прямыми конкурентами, общая заинтересованность в доступе к новым рынкам сбыта и в обмене техническими достижениями может стать основой для союза. Если же фирмы не являются прямыми конкурентами, взаимовыгодное сотрудничество может принимать формы обмена лицензиями, долгосрочных договоров о поставках, совместных венчурных предприятий, совместных исследований, общих систем обучения или просто обмена специалистами и идеями.

Пионерами в создании таких стратегических союзов выступили японские фирмы, которые всегда отличались стремлением к установлению доверительных отношений с торговыми партнерами. Ныне эта идея обретает все больше последователей во всем мире.

Обоснованием такой точки зрения могут служить особенности современной экономической среды, в которой они функционируют. Стратегические альянсы формируются в условиях динамичной и глобальной конкуренции, в которых могут преуспеть только самые новаторские и эффективные фирмы.

В связи с созданием стратегических союзов встает также вопрос об этическом контексте, в котором подобные объединения оказываются жизнеспособными. Не требуют ли стратегические альянсы от своих членов отказаться от своих индивидуальных интересов в пользу общих интересов, т.е. признать нормы, совершенно отличные от доминирующих в мире рацио­нального эгоизма?

Максимизация прибыли олигополиста. Огромное разнообразие реальных экономических ситуаций не позволяет сформулировать общие законы, позволяющие предсказать, как поведет себя олиполист в любом случае. Поэтому экономисты разработали несколько моделей олигополии, которые можно применять в разных случаях.

Каждая фирма оценивает кривую спроса на свой продукт, основываясь на своем знании рынка и связанных с ним ожиданиях. Многие фирмы привлекают консультантов по исследованию рынка и эконометристов (см. разд. 1.5), чтобы построить кривые спроса на свои продукты. Однако знание кривой спроса позволяет фирме только в идеале точно предсказывать последствия изменения цен, а на практике с помощью таких кривых получается неполная и неточная информация. В этой связи достаточно отметить, что оценки спроса основываются на данных прошлого периода, тогда как действительный интерес представляют текущая и будущая кривые спроса.

Кривая спроса для олигополиста зависит еще и от реакций конкурентов. Знать точно будущую реакцию конкурентов невозможно, и полезную для подобных прогнозов информацию не дадут опросы в рамках исследования рынка. Способность прогнозировать реакцию конкурентов олигополист приобретает постепенно, наблюдая за рынком достаточно длительное время. Иногда для обретения полезного опыта фирмы практикуют пробные изменения цен, чтобы понаблюдать за реак­циями конкурентов.

Кривая спроса для отдельного олигополиста существенно отличается от кривой спроса для рынка определенного продукта в целом. Кривая спроса для отдельного олигополиста существенно зависит от цен, назначаемых конкурентами, поскольку объем продаж олигополиста при любой назначенной им цене зависит от цен на продукты конкурентов. Таким образом, рабочая кривая спроса для олигополиста – это гипотетическая кривая спроса, основанная на предположениях относительно поведения конкурентов. В качестве иллюстрации на рис. 3.3.4 показана такая гипотетическая ломаная кривая спроса (D). Точкой излома является текущая точка (цена Р, количество Q ). Олигополист ожидает, что в случае установления им цены выше Р другие фирмы не поднимут цены. Это означает, что повышение цены приведет к заметному снижению объема продаж данного олигополиста. Следовательно, кривая спроса левее точки (Р, Q) пологая. Далее, олигополист ожидает, что в случае установления им цены ниже Р другие фирмы также снизят цены, чтобы не допустить уменьшения своих долей рынка. Это означает, что снижение цены приведет к сравнительно небольшому росту объема продаж данного олигополиста. Следовательно, кривая спроса правее точки (Р, Q) является более крутой.

 

 


Рис. 3.3.4 Ломаная кривая спроса для отдельного олигополиста

 

Кроме того, точку излома можно представить как пересечение двух кривых спроса, построенных на основании различных предположений относительно поведения конкурентов. Первая кривая спроса основана на предположении, что другие фирмы не отреагируют на изменение цены. Вторая кривая спроса построена на основании предположения, что другие фирмы отреагируют и последуют примеру инициатора изменения цены. Наклон второй кривой больше, чем первой, поскольку во втором случае объем продаж менее чувствителен к изменениям цены. Обе кривые спроса пересекаются в текущей точке (цена, количество), как показано на рис. 3.3.5. Кривая спроса, помеченная символом D 1, соответствует предположению об отсутствии реакций и поэтому является более пологой, чем кривая спроса D 2, основанная на предложении о наличии реакций. Олигополист «находится» в точке X, в которой эти кривые пересекаются, и перед ним открыты четыре возможности соответствующие четырем лучам, исходящим из данной точки.

 

 

Рис. 3.3.5. Вторая интерпретация ломаной кривой спроса

 

Фирма может иметь разные цели, но в экономическом анализе обычно предполагается, что главная цель фирмы — максимизации прибыли. Следовательно, необходимо ответить на вопрос, является ли прибыль олигополиста в точке излома максимальной?

Для расчета точки максимальной прибыли существенное значение имеет информация о том, как меняются выручка и затраты, когда фирма увеличивает или уменьшает объем выпуска на единицу. Иными словами, нужно знать предельную выручку и предельные затраты.

Вы встречались с понятием предельных затрат – изменением полных затрат при увеличении на единицу объема выпуска. Математически это можно записать следующим образом:

где МС – предельные затраты;

 – изменение полных затрат;

 – изменение объема выпуска.

Аналогичным образом можно определить предельную выручку – изменение полной выручки в результате продажи дополнительной единицы продукции. Математически это можно записать так:

где MR – предельная выручка;

 – изменение полной выручки;

 – изменение объема выпуска.

Для того чтобы выяснить, является ли максимальной прибыль олигополиста в точке излома его кривой спроса, необходимо вычислить предельную выручку и предельные затраты в этой точке. Будем предполагать, что объем выпуска можно увеличивать при неизменных предельных затратах, что кривая предельных затрат в краткосрочном периоде является горизонтальной прямой. Это предположение упрощает определение точки максимальной прибыли олигополиста.

Опираясь на вышеописанные кривые спроса, проанализируем, на что может рассчитывать олигополист, если он снижает цену. При снижении цены ему следует ожидать небольшого прироста объема продаж. Однако если цена снижается, предельная выручка должна уменьшаться еще быстрее. Причина кроется в том, что дополнительные продажи возможны, только если по сниженной цене продаются все единицы продукта, включая и те, которые раньше продавались по более высокой цене. Это означает, что чистый прирост полной выручки должен быть меньше, чем цена, по которой продана последняя единица продукта. Таким образом, предельная выручка меньше цены и по мере роста объема продаж уменьшается быстрее, чем цена.

На графике кривая предельной выручки должна располагаться ниже кривой спроса и быть более крутой. Поскольку кривая спроса имеет точку излома, кривая предельной выручки должна отражать эту особенность так, как показано на рис. 3.3.6. Кривая спроса проходит выше кривой предельной выручки и имеет меньший наклон. Отметим характерную особенность кривой предельной выручки: при объеме выпуска, соответствующем точке излома кривой спроса, она имеет разрыв.

Рис. 3.3.6.Ломаная кривая спроса и соответствующая

кривая предельной выручки

 

Теперь можно ответить на вопрос о том, максимальна ли прибыль олигополиста в точке излома кривой спроса. Для этого необходимо сравнить предельную выручку и предельные затраты. Кривая предельной выручки с разрывом в точке излома кривой спроса представлена на рис. 3.3.6. Условие максимизации прибыли показывает, что если предельные затраты меньше предельной выручки, следует увеличить объем выпуска, а если предельные затраты больше предельной выручки, необходимо уменьшить объем выпуска. Это означает, что олигополист действительно максимизирует прибыль в точке излома кривой спроса (т.е. при исходном объеме выпуска), если кривая предельных затрат проходит в зазоре между ветвями кривой предельной выручки, как показано на рис. 3.3.7.

 

Рис. 3.3.7 Максимизация прибыли и ломаная кривая спроса

 

Вопрос

Чтобы удостовериться в справедливости этих утверждений, обратитесь к рис. 3.3.8. Объясните, что произойдет с прибылью, если олигополист:

1) увеличит объем выпуска до значения Q1, снизив цену,

2) уменьшит объем выпуска до значения Q2, повысив цену.

Рис. 3.3.8. Максимизации прибыли олигополиста

 

Очевидно, что правильный ответ на этот вопрос следующий: если бы олигополист, снизив цену, увеличил объем выпуска до значения Q1, предельные затраты оказались бы выше предельной выручки. Следовательно, увеличение объема выпуска относительно его значения Q в точке излома приводит к относительному уменьшению прибыли. Если бы олигополист, повысив цену, уменьшил объем выпуска до значения Q2, уменьшение выручки перекрыло бы сокращение затрат и, следовательно, прибыль бы снизилась. Таким образом, прибыль олигополиста максимальна при объеме выпуска Q, соответствующем точке излома кривой спроса.

Из проведенного анализа максимизации прибыли олигополиста можно сделать следующий вывод: цены на олигополистическом рынке должны быть относительно стабильными. Олигополист должен неохотно идти на изменение цены не только из опасения дестабилизации рынка, но и из-за того, что характер кривых спроса и предельной выручки исключает для него возможность увеличить прибыли путем изменения цены. Пока предельные затраты находятся в пределах разрыва предельной выручки, показанного на рис. 3.3.7, точка излома остается точкой максимума прибыли и стимулы для изменения цены отсутствуют.

 

3.3.2. Монополия и монополистическая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...