Результаты освоения дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………4 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………………...5 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ..........................................5 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.......………………...10 4.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ КОНТАКТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...........……………………………………………………….10 4.2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ..............…………………………………………………….……12 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....………………………….……24 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…. …………………........25 6.1. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ………..25 6.2. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ......................……………………..…………………….49 6.3. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА…..…………………………......56 6.4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИН… …………………………………………………………….….....63 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ..…….67 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.78 9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. …………………………………………………………79 10. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2 ………………………………………………………80
1. Цели и задачи освоения дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» (модуль «Психология»)
Дисциплина «Психология и педагогика» является общенаучной дисциплиной базовой части учебных планов. Цель изучения данного курса – формирование у студентов общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач.
Задачи курса: § ознакомление с основными направлениями развития психологической науки; § формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности; § освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека; § формирование представлений об использовании и возможностях применения психологических результатов в практике современного образования; § формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия; § приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности; § освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморегуляции; § приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности. Воспитательная цель курса: § изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой; § воспитание будущих специалистов в духе уважения к другим людям, их достоинству; § формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам; § формирование умений решать возможные конфликтные ситуации; § научить будущих специалистов решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.
2. Место дисциплины в СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующей дисциплиной: 2.1. Из курса «Биология»: Знания: основных положений биологических теорий; сущности биологических процессов и явлений; биологических систем (клетка, организм); индивидуального развития организма (онтогенеза); особенностей организма человека, его строении, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; истории развития современных представлений о живой природе; методах научного познания.
Умения: анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; выявлять приспособления организмов к среде обитания. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Психология профессионального образования».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, освоивший дисциплину «Психология и педагогика» (модуль «Психология») должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): § владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1) (для направления подготовки 09.03.02). § готовность к кооперации, работе в коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами (ОК-2) (для направления подготовки 09.03.02); § способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5) (для направлений подготовки 44.03.02, 15.03.01, 09.03.03); В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» обучающийся должен: Знать: З 1. объект, предмет, место, роль и значение психологии в системе наук, структуру психологии как науки, ее отрасли; З2. историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии; З 3. основы проведения психологических исследований и применения психодиагностического инструментария; З 4. особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; З 5. современные подходы к проблеме личности и ее роли в современном мире; З 6. закономерности психического развития и особенности их проявления в поведении и деятельности в разные возрастные периоды; З 7. потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности;
З 8. сущность основных психологических процессов и свойств, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность; 3 9. индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в поведении и деятельности; З 10. теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; З 11. основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей, в т.ч. в условиях современной социокультурной ситуации; З 12. психологические особенности речи и способы их применения в профессиональной деятельности; З 13. особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения, основные категории психологии группы; З 14. основы управления внутригрупповыми процессами и разрешения вопросов, связанных с проблемными ситуациями; З 15. социально-психологические механизмы и факторы развития толерантности в системе межличностных отношений; З 16. особенности толерантного и интолерантного поведения. З 17. м етоды изучения личности и групп в различных социокультурных средах. Уметь: У 1. анализировать современные направления и школы мировой и отечественной психологии в их преемственности с историческим опытом науки; У 2. анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; У 3. анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; У 4. адекватно возрастным особенностям анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции; У 5. разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; У 6. диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности; У 7. проводить психологический анализ ситуаций и применять полученные знания для профессионального роста и саморазвития; У 8. диагностировать и интерпретировать собственное психическое состояния; У 9. характеризовать волевые, эмоциональные психические процессы и явления, проводить анализ их развития;
У 10. выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; У 11. рефлексировать, интерпретировать, критически оценивать собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в процессе общения и деятельности; У 12. определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику; У 13. эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; У 14. организовывать индивидуальную и групповую деятельность людей с учетом их психологических особенностей; У 15. учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри коллектива, в т.ч. в условиях поликультурного общества; У 16. организовывать эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: В 1. системой общепсихологических понятий и категорий; В 2. основными методами психологического исследования; В 3. сравнительным анализом психики человека и животных; В 4. толерантным восприятием возрастных особенностей; В 5. категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности; В 6. основными приемами диагностики и измерения психических процессов в различных видах деятельности человека; В 7. методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; В 8. приемами самооценивания уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; В 9. техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности; В 10. методами проведения социально-психологического исследования в реальной группе; В 11. различными способами разрешения конфликтных ситуаций; В 12. системой психологических качеств, определяющих эффективность общения в современной социокультурной ситуации; В 13. правилами работы в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|