Задания и методические указания
по выполнению контрольных работ Выполнение контрольных работ по курсу «Психология и педагогика» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем. Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ. Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения двух контрольных работ по курсу «Психология и педагогика». Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу. Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем. В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 17-20 страниц формата А-4 печатного текста. Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до начала экзамена (зачета). Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.
План 1. Подобрать литературу по теме и изучить ее. 2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников. 3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы. 4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы. 5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности. Структура контрольной работы и требования к ее оформлению Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения. Требования к элементам содержания контрольной работы: 1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1. 2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2. 3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе. 4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.
Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.). По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения. Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы. 5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности. 6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3. Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования. Темы контрольных работ Тема 1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Тема 2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии. Тема 3. Современные направления психологических исследований в мире. Тема 4. Психоанализ: история и современность. Тема 5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. Тема 6. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
Тема 7. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии. Тема 8. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания. Тема 9. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека. Тема 10. Сознание и самосознание личности. Тема 11. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения. Тема 12. Развитие самосознания и «Я-концепции». Тема 13. Я-концепция как основная производная самосознания. Тема 14. Структура личности. Тема 15. Классификация и содержание новейших теорий личности. Тема 16. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ. Тема 17. Личность в представлении психоанализа. Тема 18. Личность с точки зрения бихевиоризма. Тема 19. Гуманистические теории личности. Тема 20. Когнитивный подход к личности. Тема 21. Формирование и развитие личности. Тема 22. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности. Тема 23. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению. Тема 24. Условия и факторы нормального и аномального развития личности. Тема 25. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях. Тема 26. Потребностно-мотивационная сфера личности. Тема 27. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу). Тема 28. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека. Тема 29. Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности. Тема 30. Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности. Тема 31. Мотивация просоциального и асоциального поведения. Тема 32. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов. Тема 33. Мотивация и деятельность. Тема 34. Роль мышления и памяти в формировании различных видов мотивации. Тема 35. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.
Тема 36. Законы и загадки зрительного восприятия человека. Тема 37. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности. Тема 38. Связь памяти с личностью человека. Тема 39. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения. Тема 40. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. Тема 41. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. Тема 42. Виды мышления и их роль в обучении. Тема 43. Психология интеллекта и объективные возможности его измерения. Тема 44. Общие интеллектуальные способности личности, их диагностика и развитие. Тема 45. Проблемы и пути развития творческого мышления. Тема 46. Воображение и индивидуальное творчество. Тема 47. Воображение в познавательной и практической деятельности человека. Тема 48. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека. Тема 49. Эмоции и познавательная деятельность личности. Тема 50. Роль чувств в педагогической деятельности. Тема 51. Понятие, признаки и проявление воли у человека. Тема 52. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков. Тема 53. Значение воли в профессиональной деятельности. Тема 54. Темперамент и личность. Тема 55. Современные теории темперамента. Тема 56. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Тема 57. Место характера в структуре личности. Тема 58. Акцентуации характера у подростков. Тема 59. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция. Тема 60. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания характера. Тема 61. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития. Тема 62. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции. Тема 63. Генотип, свойства нервной системы и способности человека. Тема 64. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях. Тема 65. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека. Тема 66. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение. Тема 67. Природа индивидуальных различий в способностях людей. Тема 68. Общие творческие способности, их диагностика и развитие. Тема 69. Психология и развитие творческих способностей. Тема 70. Гениальность, задатки и способности великих людей. Тема 71. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой. Тема 72. Деятельность как условие самореализации личности. Тема 73. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции. Тема 74. Речевая культура педагога. Тема 75. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Тема 76. Общение, его роль в развитии личности. Тема 77. Общение в структуре педагогической деятельности. Тема 8. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности. Тема 78. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности. Тема 79. Психология взаимодействия людей в группе. Тема 80. Межличностные отношения в коллективах. Тема 81. Социально-психологические явления в малых группах. Тема 82. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности. Тема 83. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом. Тема 84. Лидерство и руководство, лидер и руководитель: понятийные сходства и различия. Тема 85. Феноменология лидерства. Тема 86. Пути и средства повышения эффективности групповой работы. Тема 87. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе. Тема 88. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга. Тема 89. Основные источники личностного развития индивида в группе. Тема 90. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом. Тема 91. Стили лидерства (руководства) и главные параметры содержательной и формальной сторон «авторитетного», «демократического» и «либерально-попустительского» стилей. Тема 92. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива. Тема 93. Толерантность в контексте процессов глобализации и детрадиционализации. Тема 94. Толерантность и социально-групповые идентификации личности. Тема 95. Феномен интолерантности. Тема 96. Анализ механизмов поддержания и эскалации интолерантности. Тема 97. Толерантность как культурная норма. Тема 98. Влияние социально-демографических характеристик индивида на уровень его толерантности. Тема 99. Роль толерантности в самоорганизации общества и поддержании его разнообразия. Тема 100. Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации. Тема 101 Толерантность и философская категория свободы. Тема 102. Ситуация морального выбора и толерантность. Тема 103. Понятие толерантности в философии либерализма. Тема 104. Толерантность и мировоззрение. Тема 105. Веротерпимость и мировые религии. Тема 106. Терпимость к «новым религиям», или «альтернативным культам». Тема 107. История идеи толерантности в мировых религиях. Тема 108. Возможно ли воспитание толерантности через религиозные заповеди? Тема 109. Ведет ли становление гражданских свобод к повышению уровня толерантности общественного сознания? Тема 110. Предубеждения (стереотипы) и толерантность. Тема 111. Психологические особенности толерантной личности. Тема 112. Психологические особенности авторитарной личности. Тема 113. Социально-психологические проблемы политической толерантности. Тема 114. Диагностика толерантности: возможности и ограничения. Тема 115. Толерантность в межличностных отношениях. Тема 116. Предполагает ли личностная зрелость толерантность? Тема 117. Связь толерантного сознания с экзистенциальными проблемами современного человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|