Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания и методические указания

 по выполнению контрольных работ

Выполнение контрольных работ по курсу «Психология и педагогика» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.

Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.

Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения двух контрольных работ по курсу «Психология и педагогика». Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу.

Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем.

В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 17-20 страниц формата А-4 печатного текста.

Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до начала экзамена (зачета).

Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.

План

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.

 Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.

Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

Темы контрольных работ

Тема 1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека.

Тема 2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.

Тема 3. Современные направления психологических исследований в мире.

Тема 4. Психоанализ: история и современность.

Тема 5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

Тема 6. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

Тема 7. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

Тема 8. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.

Тема 9. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

Тема 10. Сознание и самосознание личности.

Тема 11. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения.

Тема 12. Развитие самосознания и «Я-концепции».

Тема 13. Я-концепция как основная производная самосознания.

Тема 14. Структура личности.

Тема 15. Классификация и содержание новейших теорий личности.

Тема 16. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

Тема 17. Личность в представлении психоанализа.

Тема 18. Личность с точки зрения бихевиоризма.

Тема 19. Гуманистические теории личности.

Тема 20. Когнитивный подход к личности.

Тема 21. Формирование и развитие личности.

Тема 22. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности.

Тема 23. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению.

Тема 24. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

Тема 25. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

Тема 26. Потребностно-мотивационная сфера личности.

Тема 27. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).

Тема 28. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.

Тема 29. Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности.

Тема 30. Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности.

Тема 31. Мотивация просоциального и асоциального поведения.

Тема 32. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

Тема 33. Мотивация и деятельность.

Тема 34. Роль мышления и памяти в формировании различных видов мотивации.

Тема 35. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

Тема 36. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

Тема 37. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности.

Тема 38. Связь памяти с личностью человека.

Тема 39. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения.

Тема 40. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

Тема 41. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

Тема 42. Виды мышления и их роль в обучении.

Тема 43. Психология интеллекта и объективные возможности его измерения.

Тема 44. Общие интеллектуальные способности личности, их диагностика и развитие.

Тема 45. Проблемы и пути развития творческого мышления.

Тема 46. Воображение и индивидуальное творчество.

Тема 47. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.

Тема 48. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека.

Тема 49. Эмоции и познавательная деятельность личности.

Тема 50. Роль чувств в педагогической деятельности.

Тема 51. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

Тема 52. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков.

Тема 53. Значение воли в профессиональной деятельности.

Тема 54. Темперамент и личность.

Тема 55. Современные теории темперамента.

Тема 56. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

Тема 57. Место характера в структуре личности.

Тема 58. Акцентуации характера у подростков.

Тема 59. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция.

Тема 60. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания характера.

Тема 61. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития.

Тема 62. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции.

Тема 63. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

Тема 64. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.

Тема 65. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека.

Тема 66. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

Тема 67. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

Тема 68. Общие творческие способности, их диагностика и развитие.

Тема 69. Психология и развитие творческих способностей.

Тема 70. Гениальность, задатки и способности великих людей.

Тема 71. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой.

Тема 72. Деятельность как условие самореализации личности.

Тема 73. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции.

Тема 74. Речевая культура педагога.

Тема 75. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

Тема 76. Общение, его роль в развитии личности.

Тема 77. Общение в структуре педагогической деятельности.

Тема 8. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности.

Тема 78. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

Тема 79. Психология взаимодействия людей в группе.

Тема 80. Межличностные отношения в коллективах.

Тема 81. Социально-психологические явления в малых группах.

Тема 82. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

Тема 83. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.

Тема 84. Лидерство и руководство, лидер и руководитель: понятийные сходства и различия.

Тема 85. Феноменология лидерства.

Тема 86. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

Тема 87. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.

Тема 88. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

Тема 89. Основные источники личностного развития индивида в группе.

Тема 90. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом.

Тема 91. Стили лидерства (руководства) и главные параметры содержательной и формальной сторон «авторитетного», «демократического» и «либерально-попустительского» стилей.

Тема 92. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

Тема 93. Толерантность в контексте процессов глобализации и детрадиционализации.

Тема 94. Толерантность и социально-групповые идентификации личности.

Тема 95. Феномен интолерантности.

Тема 96. Анализ механизмов поддержания и эскалации интолерантности.

Тема 97. Толерантность как культурная норма.

Тема 98. Влияние социально-демографических характеристик индивида на уровень его толерантности.

Тема 99. Роль толерантности в самоорганизации общества и поддержании его разнообразия.

Тема 100. Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации.

Тема 101 Толерантность и философская категория свободы.

Тема 102. Ситуация морального выбора и толерантность.

Тема 103.  Понятие толерантности в философии либерализма.

Тема 104. Толерантность и мировоззрение.

Тема 105. Веротерпимость и мировые религии.

Тема 106. Терпимость к «новым религиям», или «альтернативным культам».

Тема 107. История идеи толерантности в мировых религиях.

Тема 108. Возможно ли воспитание толерантности через религиозные заповеди?

Тема 109. Ведет ли становление гражданских свобод к повышению уровня толерантности общественного сознания?

Тема 110. Предубеждения (стереотипы) и толерантность.

Тема 111. Психологические особенности толерантной личности.

Тема 112.  Психологические особенности авторитарной личности.

Тема 113. Социально-психологические проблемы политической толерантности.

Тема 114. Диагностика толерантности: возможности и ограничения.

Тема 115. Толерантность в межличностных отношениях.

Тема 116. Предполагает ли личностная зрелость толерантность?

Тема 117. Связь толерантного сознания с экзистенциальными проблемами современного человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...