Изучение свойств внимания. К теме 2.4.
Вопросы: 1. Понятие «внимание». 2. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. 3. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. 4. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. 5. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. 6. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания. 7. Свойства внимания: объем внимания. 8. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя). 9. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия. 10. Развитие внимания в онтогенезе. 11. Учет и оценка различных видов и свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. 12. Методы исследования внимания. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте характеристику внимания как психического процесса. 2. Расскажите о физиологических механизмах внимания. 3. Каковы функции внимания? 4. Какие виды внимания Вы знаете? 5. Раскройте содержание каждого свойства внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих свойств. 6. Возможна ли разумная деятельность без внимания. Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях? 7. Каковы путь привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, закреплении пройденного)? 8. Какую роль играет внимание в повседневной жизни, в учебной и профессиональной деятельности? 9. Каковы закономерности развития внимания? Задание 1. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы. Сравните свою схему (таблицу) с таблицей, помещенной в атласе, выявите сходства и различия. (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Москва: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.).
Задание 2. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность учащегося на занятии? Перечислите и объясните причины. Задание 3. Разработайте психологические воздействия или ситуации, позволяющие актуализировать свойства внимания (устойчивость, концентрацию, распределение, переключение). Психологический практикум. Методика 1. Исследование объема внимания. Методика 2. Исследование избирательности внимания. Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания. Эмоционально-волевая сфера. К теме 2.5. Вопросы: 1. Понятие «воля». Воля как сознательная регуляция деятельности. 2. Функции воли. 3. Волевой акт и его структура. 4. Волевые качества личности. 5. Основные направления развития воли. Воспитание и самовоспитание воли. 6. Понятие «эмоции». Основные функции эмоций. 7. Классификации эмоций, различные основания для классификации. 8. Виды эмоций: эмоциональный тон, эмоциональный отклик, настроение. 9. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. 10. Понятие «чувства». Историческая обусловленность человеческих чувств. 11. Высшие чувства: интеллектуальные, нравственные, эстетические. 12. Саморегулирование в сфере чувств. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое воля? Какие волевые качества Вы знаете? 2. Какую роль играет воля в поведении и деятельности человека? 3. Охарактеризуйте волевые действия. 4. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.
5. Что относится к волевым качествам человека? 6. В чем состоит сложность процесса принятия решения? 7. Существуют ли способы развития волевых качеств? Если да, то какие Вы знаете? 8. Раскройте основные характеристики эмоций. 9. Расскажите об основных функциях эмоций. 10. Назовите основные виды эмоций. 11. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. 12. Чем отличаются эмоции от чувств? 13. Дайте характеристику высшим чувствам человека. 14. Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить? 15. В чем заключаются различия в эмоциональных проявлениях людей? 16. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе? Задание 1. Вспомните несколько недавно пережитых эмоций и выделите в них структурные компоненты. Опишите характерные особенности соответствующих эмоциогенных ситуаций. Задание 2. Подготовьте список известных вам эмоций и классифицируйте их. Задание 3. Представьте 10-15 жизненных и профессиональных ситуаций и психологических воздействий, в контексте которых происходит актуализация эмоций. Задание 4. Разработайте множество конкретных жизненных и профессиональных ситуаций и психологических воздействий, ориентированных на актуализацию основных видов и форм эмоций: интереса, удивления, радости, страдания, гнева, стыда, отвращения, презрения, вины и страха (по 2 ситуациям на каждую эмоцию). Задание 5. Представьте множество конкретных жизненных ситуаций, которых актуализируются основные чувства (по три ситуации на каждое чувство): 1. нравственные; 2. интеллектуальные; 3. религиозные; 4. национальные. Психологический практикум. Методика 1. Исследование волевых качеств личности. Методика 2. Исследование ситуативной и личностной тревожности (Спилбергер Ч.Д.). Методика 3. Исследование эмоционального состояния фрустрации (Розенцвег).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|