Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в системе межличностных отношений. К теме 4.2.

Вопросы:

1. Структура социальной власти в малой группе.

2. Позиция, статус, внутренняя установка и роль.

3. Лидерство и руководство: единство и различия.

4. Стиль руководства (управления) коллективом.

5. Сущность конфликта и его структура.

6. Классификация конфликтов.

7. Основные этапы конфликта.

8. Содержание управления конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование и разрешение.

9. Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

10. Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность).

Вопросы для самоконтроля.

1. Определите понятие «лидер», «лидерство». В чем отличие лидерства от руководства?

2. Почему при авторитарном стиле руководства снижается активность и инициатива сотрудников, складывается неблагоприятный психологический климат в коллективе?

3. Где оправдан авторитарный стиль руководства?

4. Что такое конфликт? Какие виды конфликта Вы знаете?

5. Каким образом можно выявить доминирующую стратегию поведения в конфликте?

6. Какие Вы можете предложить рекомендации по конструктивному разрешению ситуации конфликта?

7. Что такое социометрический метод?

8. Какова технология применения социометрического метода для изучения межличностных отношений в группе?

Задание 1. Опишите реально существующую группу из вашего окружения по следующим параметрам: численный состав, тип группы по рассмотренным классификациям.

Задание 2. Разберитесь в причинах, которые являются источником ваших конфликтов с другими людьми.

Задание 3. Проанализируйте предложенные ситуации, определите структуру, охарактеризуйте динамику и предложите методы разрешения конфликта.

Ситуация 1. Руководитель вновь созданной типографии принял срочный заказ на изготовление серии плакатов во время предвыборной кампании. При обсуждении деталей выполнения заказа начальники цехов сообщили ему, что невозможно выполнить работу за столь короткий срок: только изготовление форм потребует большего времени. «Так печатайте без форм», – ответил директор, повергнув всех в легкий шок. Работа была выполнена в срок, но качество исполнения оставляло желать лучшего. При выяснении причин возник конфликт между работниками печатного и формного цехов, обвинявших в этом друг друга.

Ситуация 2. Когда в коллективе начались раздоры и возникла напряженная атмосфера, менеджер не придал этому значения, посчитав, что в любой общности людей время от времени случаются стычки и все само собой уладится. Впоследствии двое сотрудников, претендовавших на одну, более высокую должность, начали искать поддержку среди коллег, тем самым разделив коллектив на два противоборствующих лагеря.

Психологический практикум.

Методика.1. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии (Дж. Морено).

Методика. 2. Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации (Методика К. Томаса - Р. Килмена).

Психологические основы толерантности. К теме 4.3.

Вопросы:

1. Основные подходы к пониманию толерантности в психологии: экзистенциально-гуманистический подход; личностный подход к толерантности; диалогический подход; фасилитативный подход.

2. Роль процессов самоидентификации личности и идентификации окружающих при формировании установок толерантного сознания.

3. Толерантная и интолерантная личность.

4. Агрессивное поведение. Типы агрессивного поведения.

5. Понятие о насилии. Враждебность и ее эмоциональный фон. Нетерпимость и формы ее проявления.

6. Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии.

7. Групповой фаворитизм.

8. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как понимается толерантность в социальных науках.

2. Какие выделяются учеными сферы толерантности?

3. Каковы особенности формирования толерантности в российском обществе.

4. Назовите основные психологические интерпретации понятия толерантность.

5. Какие виды толерантности Вы можете назвать? 

6. Дайте характеристику основных видов толерантности.

7. Существуют ли границы толерантности.

8. Выделите крайние «пределы» толерантности.

9. Что такое толерантная, интолерантная личность.

10. Назовите черты толерантной и интолерантной личности.

11. Дайте краткую характеристику основных источников интолерантности.

12. Какие Вы знаете классификации источников интолерантности.

13. Почему толерантность – признак зрелости личности?

14. Как Вы понимаете, что такое агрессивное поведение?

15. Назовите, пожалуйста, типы агрессивного поведения.

16. Назовите основные формы проявления нетерпимости.

17. Что такое ксенофобия.

18. Назовите психологические механизмы ксенофобии.

19. Дайте понятие группового фаворитизма.

20. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов ксенофобии.

21. Дайте краткую характеристику понятию экстремизм.

22. Назовите основные условия проявления экстремизма

Задание.

Задание. 1. Разработать схему, определяющую сферы толерантности.

Задание. 2. Составить таблицу, включающую источники интолерантности в обществе и в истории культуры.

Задание. 3. Составить психологические портреты толерантной и интолерантной личности.

Задание. 4. Разработать процедуру, позволяющую диагностировать наличие ксенофобных установок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...