10. Изучение природно-территориального комплекса
Описывать окружающую местность школьники учатся еще в начальной школе на уроках родного языка и естествознания. В курсе географии знакомство с природными комплексами происходит только в 9-м классе. Поэтому такие исследования не являются доступными для более «молодых» исследователей. Умение проводить простейшие описания природно-территориаль-ных комплексов (ПТК) имеет, кроме всего прочего, практическое значение для всех туристов, а не только для юных туристов-экологов. Для полного представления о районе туристского похода или экспедиции совершенно необходимы простейшие описания типичных для данного района ПТК. Кроме этого, само прохождение маршрута иногда напрямую зависит от умения туристов правильно оценить ландшафт и те естественные препятствия, что могут встретиться на пути. Ландшафтные исследования подразумевают не столько покомпонентное изучение природных условий, сколько детальное исследование природно-территориальных комплексов. В понятие геокомплекс включаются как крупные ПТК (например - природные зоны), так и морфологические единицы ландшафта - фации, урочища. Основной единицей соподчиненных ПТК является ландшафт, отражающий типологические черты природы конкретно изучаемой территории. Под ландшафтом понимается генетически однородный геокомплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и свойственные только ему группировки почвенно-растительного покрова. Описание географических фаций Полнота полевого физико-географического описания и форма бланка должна быть выдержаны в определенных рамках в исследованиях разных групп юных туристов-краеведов. Унификация описаний необходима для последующей корректной математической обработки материала и сопоставимости данных различных исследователей. Поскольку работа групп юных исследователей может быть использована в этих же пределах, их работа должна удовлетворять тем же самым требованиям.
Можно использовать стандартный бланк комплексного описания фации, который широко используется в МГУ. Заполнение бланка осуществляется простым карандашом или шариковой ручкой. Описание начинается с фиксации адреса точки. Ее следует привязывать к постоянным надежным ориентирам (геодезическим знакам, колодцам, высоким трубам, церквам, колокольням и т. д. ). Определяется азимут на предмет и расстояние до него. Желательно фиксирование местоположения точки по двум-трем ориентирам. При проведении исследований на залесенной территории обязательно указание на положение в лесном квартале. Если юные исследователи располагают аэрофотоснимком на данную территорию, то необходимо указать номер снимка, а точку зафиксировать на нем. Поскольку географ, как правило, описывает не одну точку, то в качестве дополнительного адреса можно указать расстояние и направление двух-трех предыдущих точек комплексного описания, а положение точек нарисовать на схеме, что предусмотрено формой бланка. Характеристику рельефа обычно начинают с описания его мезофор-мы. Указание на макроформу в каждом конкретном описании не делают. Не указывают тектоническое и геологическое строение природно-территориального комплекса и его генезис. Эти характеристики необходимы при описании ландшафта или физико-географического района в целом. Второй блок описания можно назвать гидротермическим. Он характеризует глубину залегания грунтовых и почвенных вод, наличие верховодки, тип водного режима, распределение температуры почвы на глубине 20 и 50 см (информативные суточные и декадные уровни температуры почвы для лесной зоны).
Третий блок описания - почвенный. При характеристике почвенного профиля и его горизонтов необходимо фиксировать вертикальную мощность горизонтов, цвет, влажность, механический состав, структуру, плотность, включения, новообразования, переход между горизонтами, четкость (нечеткость) границы. (Подробнее об этом см. в главе «Исследования почвы». ) Описание растительности осуществляется на ботанической площадке. Для леса ее площадь составляет не менее 400 кв. м, луговую или болотную растительность принято описывать на площадке 100 кв. м, (Подробнее об этом см. в главе «Геоботанические исследования'). ) В итоге, на основании описания всех компонентов природно-терри-ториального комплекса, в соответствующей графе записывают название фации с обязательным указанием формы мезорельефа или ее элемента, слагающих пород, увлажнения, фитоценоза и почв. Приведем два варианта названия фаций. Лесной вариант: вершинные части пологих вытянутых песчаных валов с относительной высотой над ложбинами стока 3-4, 5 м, сложенные водно-ледниковыми песками со следами эоловой переработки, с глубиной залегания грунтовых вод более 3, 5 м. Увлажнение атмосферное. Сосняки лишайниковые среднебонитетные, среднесомкнутые (0, 5-0, 7) с редким подлеском из можжевельника, с фрагментами вей-ника наземного и тростниковидного, на слаборазвитых подзолистых песчаных почвах. Луговой вариант: междуречные слабовсхолмленные и слабоволнистые озерно-ледниковые песчаные и супесчаные равнины сухотравно-вейнико-во-полевицевые на дерново-слабоподзолистых супесчаных почвах. Описания фаций производят обычно в поздневесеннее или летнее время, причем оптимальное время описания лугов - период их цветения. Однако в течение годового цикла природно-территориальные комплексы находятся в различных состояниях. Помимо летнего состояния, важно описание фации в конце зимы, в период максимальной мощности снежного покрова. Зимнее описание, помимо адреса точки, мезорельефа, экспозиции, крутизны, включает фиксацию высоты и плотности снега, определение запасов влаги в слое снега, глубину промерзания.
Описание природного комплекса Для выполнения этого задания те природные комплексы, описание которых надо будет составить, определяются заранее. Если работа проводится чисто в учебных целях, то руководитель выбирает 2-3 природных комплекса (например, в долине реки и на водоразделе), отличающихся по составляющим их природным компонентам. Учащиеся знакомятся с компонентами природы местности, выявляют связи между ними и различия, обусловленные рельефом, характером хозяйственного использования. Изучение и сравнение природных комплексов можно провести по следующему плану.
Для проведения работы группу разбивают на 2-3 звена. Каждое звено выполняет задание по изучению и описанию одного природного комплекса. После окончания изучения руководитель организует итоговое обсуждение следующих вопросов: - Есть ли какая-то зависимость расположения грунтовых вод от - От чего зависит распространение определенных видов растений и После изучения комплексов и подготовки сравнительной таблицы учащиеся делают вывод о разнообразии природных комплексов, о взаимосвязи компонентов в комплексе и причинах, обуславливающих такое разнообразие. Отмечают изменения, которые происходят в изученных природных комплексах под влиянием хозяйственной деятельности человека. План описания природного комплекса: 1. Название природного комплекса. 2. Влияние на компоненты комплекса света, тепла и влаги. 3. Почвы, характерные для комплекса. 4. Преобладающая растительность. 5. Животный мир. 6. Влияние на комплекс хозяйственной деятельности человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|