Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Изучение природно-территориального комплекса




Описывать окружающую местность школьники учатся еще в на­чальной школе на уроках родного языка и естествознания. В курсе гео­графии знакомство с природными комплексами происходит только в 9-м классе. Поэтому такие исследования не являются доступными для более «молодых» исследователей.

Умение проводить простейшие описания природно-территориаль-ных комплексов (ПТК) имеет, кроме всего прочего, практическое зна­чение для всех туристов, а не только для юных туристов-экологов. Для полного представления о районе туристского похода или экспедиции совершенно необходимы простейшие описания типичных для данного района ПТК. Кроме этого, само прохождение маршрута иногда напря­мую зависит от умения туристов правильно оценить ландшафт и те ес­тественные препятствия, что могут встретиться на пути.

Ландшафтные исследования подразумевают не столько покомпо­нентное изучение природных условий, сколько детальное исследова­ние природно-территориальных комплексов. В понятие геокомплекс включаются как крупные ПТК (например - природные зоны), так и морфологические единицы ландшафта - фации, урочища.

Основной единицей соподчиненных ПТК является ландшафт, отра­жающий типологические черты природы конкретно изучаемой терри­тории. Под ландшафтом понимается генетически однородный геоком­плекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и свойственные только ему группировки почвенно-растительного покрова.

Описание географических фаций

Полнота полевого физико-географического описания и форма блан­ка должна быть выдержаны в определенных рамках в исследованиях разных групп юных туристов-краеведов. Унификация описаний необ­ходима для последующей корректной математической обработки ма­териала и сопоставимости данных различных исследователей. Пос­кольку работа групп юных исследователей может быть использована в этих же пределах, их работа должна удовлетворять тем же самым тре­бованиям.

Можно использовать стандартный бланк комплексного описания фации, который широко используется в МГУ. Заполнение бланка осу­ществляется простым карандашом или шариковой ручкой. Описание начинается с фиксации адреса точки. Ее следует привязывать к посто­янным надежным ориентирам (геодезическим знакам, колодцам, вы­соким трубам, церквам, колокольням и т. д. ). Определяется азимут на предмет и расстояние до него. Желательно фиксирование местополо­жения точки по двум-трем ориентирам. При проведении исследований на залесенной территории обязательно указание на положение в лес­ном квартале. Если юные исследователи располагают аэрофотосним­ком на данную территорию, то необходимо указать номер снимка, а точку зафиксировать на нем.

Поскольку географ, как правило, описывает не одну точку, то в ка­честве дополнительного адреса можно указать расстояние и направле­ние двух-трех предыдущих точек комплексного описания, а положе­ние точек нарисовать на схеме, что предусмотрено формой бланка.

Характеристику рельефа обычно начинают с описания его мезофор-мы. Указание на макроформу в каждом конкретном описании не делают. Не указывают тектоническое и геологическое строение природно-терри­ториального комплекса и его генезис. Эти характеристики необходимы при описании ландшафта или физико-географического района в целом.

Второй блок описания можно назвать гидротермическим. Он хара­ктеризует глубину залегания грунтовых и почвенных вод, наличие верховодки, тип водного режима, распределение температуры почвы на глубине 20 и 50 см (информативные суточные и декадные уровни температуры почвы для лесной зоны).

Третий блок описания - почвенный. При характеристике почвенно­го профиля и его горизонтов необходимо фиксировать вертикальную мощность горизонтов, цвет, влажность, механический состав, структуру, плотность, включения, новообразования, переход между гори­зонтами, четкость (нечеткость) границы. (Подробнее об этом см. в гла­ве «Исследования почвы». )

Описание растительности осуществляется на ботанической площад­ке. Для леса ее площадь составляет не менее 400 кв. м, луговую или бо­лотную растительность принято описывать на площадке 100 кв. м, (Подробнее об этом см. в главе «Геоботанические исследования'). )

В итоге, на основании описания всех компонентов природно-терри-ториального комплекса, в соответствующей графе записывают назва­ние фации с обязательным указанием формы мезорельефа или ее эле­мента, слагающих пород, увлажнения, фитоценоза и почв.

Приведем два варианта названия фаций.

Лесной вариант: вершинные части пологих вытянутых песчаных валов с относительной высотой над ложбинами стока 3-4, 5 м, сложен­ные водно-ледниковыми песками со следами эоловой переработки, с глубиной залегания грунтовых вод более 3, 5 м. Увлажнение атмосфер­ное. Сосняки лишайниковые среднебонитетные, среднесомкнутые (0, 5-0, 7) с редким подлеском из можжевельника, с фрагментами вей-ника наземного и тростниковидного, на слаборазвитых подзолистых песчаных почвах.

Луговой вариант: междуречные слабовсхолмленные и слабоволнистые озерно-ледниковые песчаные и супесчаные равнины сухотравно-вейнико-во-полевицевые на дерново-слабоподзолистых супесчаных почвах.

Описания фаций производят обычно в поздневесеннее или летнее время, причем оптимальное время описания лугов - период их цвете­ния. Однако в течение годового цикла природно-территориальные ком­плексы находятся в различных состояниях. Помимо летнего состояния, важно описание фации в конце зимы, в период максимальной мощности снежного покрова. Зимнее описание, помимо адреса точки, мезорелье­фа, экспозиции, крутизны, включает фиксацию высоты и плотности снега, определение запасов влаги в слое снега, глубину промерзания.

Описание природного комплекса

Для выполнения этого задания те природные комплексы, описание которых надо будет составить, определяются заранее. Если работа про­водится чисто в учебных целях, то руководитель выбирает 2-3 природ­ных комплекса (например, в долине реки и на водоразделе), отличающихся по составляющим их природным компонентам. Учащиеся зна­комятся с компонентами природы местности, выявляют связи между ними и различия, обусловленные рельефом, характером хозяйствен­ного использования. Изучение и сравнение природных комплексов можно провести по следующему плану.

 

План сравнения Пойма Водораздел
Характер поверхности почвы Ровная, песчаная Холмистая, глинистая
Расположение вод Близко к поверхности На значительной глубине
Растительность Травянистая Смешанный лес
Животный мир Земноводные, птицы Лесные птицы, звери

Для проведения работы группу разбивают на 2-3 звена. Каждое зве­но выполняет задание по изучению и описанию одного природного комплекса. После окончания изучения руководитель организует ито­говое обсуждение следующих вопросов:

-          Есть ли какая-то зависимость расположения грунтовых вод от
дислокации фации? от характера поверхности почвы?

-          От чего зависит распространение определенных видов растений и
животных?

После изучения комплексов и подготовки сравнительной таблицы учащиеся делают вывод о разнообразии природных комплексов, о вза­имосвязи компонентов в комплексе и причинах, обуславливающих та­кое разнообразие. Отмечают изменения, которые происходят в изучен­ных природных комплексах под влиянием хозяйственной деятельно­сти человека.

План описания природного комплекса:

1. Название природного комплекса.

2. Влияние на компоненты комплекса света, тепла и влаги.

3. Почвы, характерные для комплекса.

4. Преобладающая растительность.

5. Животный мир.

6. Влияние на комплекс хозяйственной деятельности человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...