Выявление связей между компонентами природных комплексов
Выявление связей между компонентами природных комплексов Эту исследовательскую работа лучше проводить на местности с разнообразными и ярко выраженными природными комплексами. Для проведения данной практической работы большое значение имеет удачный выбор природных комплексов, отличающихся по количеству получаемого тепла и света, по увлажнению. Лучше всего взять для изучения природные комплексы, расположенные на водоразделе, в пойме реки, на болотистой местности. Такими комплексами могут быть смешанный лес, заливной луг, болото и т. д. Работа организуется по группам. После повторения с учащимися последовательности описания природных комплексов, характеристики составляющих комплексы природных компонентов каждой группе предлагается описать и сравнить между собой природные комплексы, находящиеся в различных условиях по отношению к получению света, тепла, влаги. Данные, полученные учащимися в процессе изучения компонентов комплекса, обобщаются в форме таблицы.
Ранее полученные знания о природном комплексе и фактический материал, полученный при непосредственном изучении комплексов, дают возможность учащимся самостоятельно сформулировать вывод о связях между отдельными компонентами и причинах отличия комплексов, отобрать конкретные примеры, показывающие эту взаимосвязь. Особое внимание следует обратить на характер воздействия человека на природный комплекс (изменение растительности на лесной вырубке, зарастание осушенного болота и т. д. ). Формулируя вывод, важно на конкретных примерах показать зависимость, существующую между почвами и растительностью, растительностью и животным миром, влияние на качество природных компонентов тепла и влаги, воздействие хозяйственной деятельности человека на природный комплекс.
После описания комплексов с помощью простых схем показывают взаимосвязи, существующие между природными компонентами. Для примера рассмотрим схему, показывающую взаимосвязи, существующие между природными компонентами болота. Комплекс, открытый для поступления солнечного света и тепла Пресмыкающиеся, земноводные, Травянистая Торфяно-болотная болотные птицы растительность почва (осока, камыш, хвощ) Переувлажнение, наличие участков, полностью покрытых водой и т. д. Подобные схемы помогут учащимся осознать взаимосвязь природных компонентов и в других природных комплексах. Глазомерная полярная съемка Работа проводится без движения учащихся по запланированному маршруту. Применяется способ полярной съемки. Каждая группа ориентируется (определяет свое местонахождение по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места -точки наблюдения. Учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек и выбирают точку наблюдения. Место для проведения наблюдения лучше выбрать открытое, хорошо просматриваемое. Учащиеся с помощью компаса определяют азимутальное направления на окружающие объекты (холм, мост через реку, опушку леса и т. д. ), а также расстояние до этих объектов. Расстояние может быть определено шагами и пересчитано в метры, а может быть установлено с использованием геометрических или тригонометрических расчетов. Полученные результаты каждая группа обобщает и заносит в таблицу и с помощью условных знаков объекты обозначают на плане.
Мост через Восток 90 450 реку Оку Составление простейшего плана местности, на которой изучаются природные комплексы После краткого повторения основных приемов составления плана местности, с которыми учащиеся подробно знакомились в б классе, группа учащихся начинает глазомерную съемку местности. При этом масштаб выбирается 1: 15000 или крупнее (в зависимости от конкретной территории). Работа проводится во время движения по маршруту. Учащиеся составляют план той местности, на которой находятся изучаемые природные комплексы. На плане отражается не вся местность, а только маршрут движения, проходящий вдоль изучаемых природных комплексов. На план могут быть нанесены и другие объекты, находящиеся вдоль направления движения. По составленному плану учащиеся определяют примерную протяженность изучаемых ими природных комплексов. В тетради дается описание маршрута движения с указанием наблюдаемых изменений в характере рельефа, почв, растительности. План местности, составленный учащимися, обсуждается в ходе подведения итогов выполнения работы. Другой вариант данной работы возможен, если группа имеет карту района экспедиции с хорошими точечными и линейными ориентирами. Даже если эта карта составлена давно и не отражает фактического состояния местности, она может являться хорошей основой для работы на маршруте. Вдоль маршрутной нитки на карту наносятся все данные, соответствующие масштабу. При встрече с местными жителями можно внести в карту только предварительные сведения о вашем дальнейшем пути, особенностях дороги, приметах и др. В дальнейшем эти сведения должны быть подвергнуты проверке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|