Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление связей между компонентами природных комплексов




Выявление связей между компонентами природных комплексов

Эту исследовательскую работа лучше проводить на местности с раз­нообразными и ярко выраженными природными комплексами. Для проведения данной практической работы большое значение имеет удачный выбор природных комплексов, отличающихся по количеству получаемого тепла и света, по увлажнению. Лучше всего взять для изучения природные комплексы, расположенные на водоразделе, в пойме реки, на болотистой местности. Такими комплексами могут быть смешанный лес, заливной луг, болото и т. д.

Работа организуется по группам. После повторения с учащимися последовательности описания природных комплексов, характеристи­ки составляющих комплексы природных компонентов каждой группе предлагается описать и сравнить между собой природные комплексы, находящиеся в различных условиях по отношению к получению света, тепла, влаги. Данные, полученные учащимися в процессе изучения компонентов комплекса, обобщаются в форме таблицы.

 

Природные компоненты комплекса  

Природные комплексы                      Характер

воздействия Смешанный лес        Болото                   человека

на комплекс

1. Почва   Дерново-подзолистая Торфяно-болотная

2. Растительность

Сосна, береза, дуб, липа Травянистая (осока, камыш, хвощ)
3. Животный мир Лось, кабан, заяц, белка, лесные птицы Пресмыкающиеся, земноводные, болотные птицы

Выводы о взаимосвязи компонентов и причинах, обуславливающих их различие

Ранее полученные знания о природном комплексе и фактический ма­териал, полученный при непосредственном изучении комплексов, дают возможность учащимся самостоятельно сформулировать вывод о связях между отдельными компонентами и причинах отличия комплексов, отобрать конкретные примеры, показывающие эту взаимосвязь. Особое внимание следует обратить на характер воздействия человека на при­родный комплекс (изменение растительности на лесной вырубке, зарас­тание осушенного болота и т. д. ). Формулируя вывод, важно на конкрет­ных примерах показать зависимость, существующую между почвами и растительностью, растительностью и животным миром, влияние на ка­чество природных компонентов тепла и влаги, воздействие хозяйствен­ной деятельности человека на природный комплекс.

После описания комплексов с помощью простых схем показывают взаимосвязи, существующие между природными компонентами. Для примера рассмотрим схему, показывающую взаимосвязи, существую­щие между природными компонентами болота.

Комплекс, открытый для поступления солнечного света и тепла

Пресмыкающиеся, земноводные, Травянистая Торфяно-болотная

болотные птицы       растительность     почва

(осока, камыш, хвощ)

Переувлажнение, наличие участков, полностью покрытых водой и т. д.

Подобные схемы помогут учащимся осознать взаимосвязь природ­ных компонентов и в других природных комплексах.

Глазомерная полярная съемка

Работа проводится без движения учащихся по запланированному маршруту. Применяется способ полярной съемки. Каждая группа ори­ентируется (определяет свое местонахождение по отношению к основ­ным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места -точки наблюдения.

Учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек и выбирают точ­ку наблюдения. Место для проведения наблюдения лучше выбрать от­крытое, хорошо просматриваемое.

Учащиеся с помощью компаса определяют азимутальное направле­ния на окружающие объекты (холм, мост через реку, опушку леса и т. д. ), а также расстояние до этих объектов. Расстояние может быть опре­делено шагами и пересчитано в метры, а может быть установлено с ис­пользованием геометрических или тригонометрических расчетов. По­лученные результаты каждая группа обобщает и заносит в таблицу и с помощью условных знаков объекты обозначают на плане.

 

Наблюдаемый объект Расположение объекта по отношению к месту наблюдения Азимут движения к объекту, град. Расстояние до объекта, м
Холм Север 0 или 360
Опушка леса Запад

Мост через     Восток                    90                 450

реку Оку

Составление простейшего плана местности, на которой изучаются природные комплексы

После краткого повторения основных приемов составления плана местности, с которыми учащиеся подробно знакомились в б классе, группа учащихся начинает глазомерную съемку местности. При этом масштаб выбирается 1: 15000 или крупнее (в зависимости от конкрет­ной территории). Работа проводится во время движения по маршруту. Учащиеся составляют план той местности, на которой находятся изу­чаемые природные комплексы. На плане отражается не вся местность, а только маршрут движения, проходящий вдоль изучаемых природ­ных комплексов. На план могут быть нанесены и другие объекты, на­ходящиеся вдоль направления движения. По составленному плану учащиеся определяют примерную протяженность изучаемых ими при­родных комплексов. В тетради дается описание маршрута движения с указанием наблюдаемых изменений в характере рельефа, почв, расти­тельности. План местности, составленный учащимися, обсуждается в ходе подведения итогов выполнения работы.

Другой вариант данной работы возможен, если группа имеет карту района экспедиции с хорошими точечными и линейными ориентира­ми. Даже если эта карта составлена давно и не отражает фактического состояния местности, она может являться хорошей основой для рабо­ты на маршруте. Вдоль маршрутной нитки на карту наносятся все дан­ные, соответствующие масштабу. При встрече с местными жителями можно внести в карту только предварительные сведения о вашем даль­нейшем пути, особенностях дороги, приметах и др. В дальнейшем эти сведения должны быть подвергнуты проверке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...