Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление маршрутной ленты. Бланк комплексного описания фации. 11. Оценка экологического состояния окружающей среды с помощью живых организмов




Составление маршрутной ленты

1. С карты исследуемой местности сделайте копию пути маршрута (или маршрутов) так, чтобы по обе стороны вашего маршрута была на 5-7 см обозначена прилегающая местность. Следите, чтобы были отме­чены все боковые линейные ориентиры. Это и есть маршрутная лента.

2. На маршрутной ленте обозначьте стороны горизонта и масштаб карты.

3. На всех отходящих от главного маршрута дорогах надпишите, куда идут дороги, укажите расстояния до населенных пунктов и до всех крупных природных объектов.

4. Разметьте маршрут похода в километрах.

5. Все надписи сделайте четко простым карандашом (или шарико­вой ручкой).

6. Обозначьте места стоянок и дату.

7. Сложите «гармошкой» маршрутную ленту и сделайте для нее планшет.

8. Перед каждым выходом у местных жителей уточняйте характер пути (повороты, развилки, перекрестки, четко заметные ориентиры и т. п. ) и все это обозначьте на маршрутной ленте. Без этого легко откло­ниться от правильного маршрута.

9. Во время движения проверяйте, уточняйте и дополняйте карто­графические сведения. При встрече с местными жителями вносите в маршрутную ленту все сведения о вашем дальнейшем пути, особенно­стях дороги, приметах и др.

10.      Все интересные объекты обозначьте на маршрутной ленте ус­
ловными знаками, пронумеруйте их, а в полевом дневнике подробно
опишите эти объекты и укажите расстояния от них до ближайшего на­
селенного пункта или другого объекта.

Бланк комплексного описания фации

Описание фации №

Автор_____ _Дата__________ _____ Участок_____

Квадрат________ Абс. высота точки_____________

Положение точки относительно влияющих на фацию объектов

Место для зарисовок положения точки с ориентацией по карте

Взаимосвязи внутри и вне фации

Связь свойств компонентов фации______________. __

Связи со смежными природно-территориальными комплексами

Основные факторы развития, обособления фации и тенденции ее развития,
особенности сезонной динамики________________________ ________

Литература

Андреева М А., Дзиковим В А., Дмитриева В. Т., Матвеев НИ. Полевая пра­ктика по общему землеведению; для ст. -заочников геогр, фак. пед. ин-тов// МГЗПИ. - М.: Просвещение, 1991.

Гайсина Р. С. Изучение экологических ситуаций своей местности в началь­ном курсе географии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ин-т общ. сред, обра­зования Рос. акад. образования. ■ М., 1998.

Добржицкий Б. С, Кондратьев Б. А. Практические работы по физической географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1980.

Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов B. C. Современные методы географи­ческих исследований: Книга для учителя. - М.: Просвещение; - АО «Учебная литература», 1996.

Полевая практика по геоморфологии, геологии и географии почв. - Ново­сибирск: Новосибирский Гос. пед. ин-т, 1961.

Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: По­собие для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

11. Оценка экологического состояния окружающей среды с помощью живых организмов

Использование донных организмов пресноводных водоемов в биоиндикации

Проблема загрязнения вод является одной из ключевых экологиче­ских проблем многих регионов России. Существует множество различ­ных методик определения степени загрязнения вод, основанных преи­мущественно на физико-химических методах, которые, ввиду своей тру­доемкости и высокой стоимости, недоступны большинству учащихся.

Судить о состоянии окружающей среды, не прибегая к сложным физико-химическим методам, позволяет метод биоиндикации, осно­ванный на том, что об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей судят по наличию, состоянию и поведе­нию существующих в природе групп особей одного вида или сообществ (биоиндикаторов).

«Биоиндикатор - вид или сообщество, которые указывают на хара­ктерные особенности среды, в т. ч. обусловленные наличием полезных ископаемых» (по Н. Ф. Реймерсу).

Использование биоиндикации в процессе эколого-краеведческих, мониторинговых исследований позволяет учащимся получить более полное представление о взаимосвязях и взаимоотношениях живых ор­ганизмов с косной средой, более наглядно увидеть зависимость живого мира от степени антропогенного воздействия на него.

Кроме того, методы биоиндикации развивают наблюдательность, способствуют формированию навыков аналитической деятельности. Предлагаемые методические рекомендации предназначены для педагогов и учащихся 13-18 лет, углубленно занимающихся изучением рек, ручьев (водотоков).

Любая водная экосистема, находясь в равновесии с факторами внешней среды, имеет сложную систему подвижных биологических связей, которые нарушаются под воздействием антропогенных факто­ров. Прежде всего, влияние антропогенных факторов и, в частности, загрязнения, отражается на видовом составе водных сообществ и соот­ношении численности слагающих их видов. Биологический метод оценки состояния водоема позволяет решать задачи, разрешение кото­рых с помощью гидрофизических и гидрохимических методов невоз­можно. Оценка степени загрязнения водоема по составу живых орга­низмов позволяет быстро установить его санитарное состояние, опре­делить степень и характер загрязнения и пути его распространения в водоеме, а также дать количественную характеристику протекания процессов естественного самоочищения.

Подчеркивая всю важность биоиндикационных методов исследова­ния, необходимо отметить, что биоиндикация предусматривает выяв­ление уже состоявшегося или происходящего загрязнения окружаю­щей среды по функциональным характеристикам особей и экологиче­ским характеристикам сообществ организмов. Постепенные же видо­изменения видового состава формируются в результате длительного отравления водоема и явными они становятся в случае далеко зашед­ших изменений. Как при выполнении биологического исследования, так и при оценке полученных результатов необходимо иметь в виду возможность случайных местных загрязнений в пункте наблюдений.

Таким образом, видовой состав живых организмов из загрязненно­го водоема служит итоговой характеристикой токсикологических свойств водной среды за некоторый промежуток времени и не дает ее оценки на момент исследования.

Из фактов возможности распределения водных организмов в одну систему сапробности неизбежно вытекает, что нахождение в водоеме каждого показательного организма может рассматриваться с двух сто­рон. С одной стороны, он положительно показывает, что в воде имеет­ся та степень загрязнения, которую характеризует данный организм. С другой стороны, его развитие отрицает возможность более сильного загрязнения.

Знакомство учащихся с методом биоиндикации на основе изучения и сбора водных организмов целесообразно проводить на водоеме, на ко­тором учащиеся проводят постоянные наблюдения, поскольку лишь в этом случае можно уловить изменения, происходящие в жизни водной экосистемы и определить их причины. В разные времена года в связи с изменением физико-химических условий, господствующих в водоеме, там наблюдается совершенно разная биологическая картина. Лучше всего проводить исследования между второй половиной лета (избегать паводков) и зимой. Наиболее полную оценку водоема можно получить, имея материал по летнему и зимнему исследованию, а в особенно от­ветственных случаях желательно наблюдение водоема в течение го­дичного цикла. Вполне правильную картину дают лишь исследования, выполненные при низком стоянии воды.

Подготовка к исследованиям

Приступая к изучению донных организмов, надо опираться на ма­териалы начального этапа изучения водного объекта: гидрографиче­ское описание водоема, гидрологические работы. Рассмотрите общие сведения о данном водоеме, его использовании, об окружающей мест­ности, наличии или отсутствии прибрежно-водной растительности, физико-химических свойствах воды, о возможных ее загрязнителях. Надо детально рассмотреть имеющуюся карту, а при отсутствии тако­вой - сделать карту-схему, на которой отметить все водоисточники, питающие водоем, и точки нахождения возможных загрязнителей.

Надо обратить внимание учащихся на то, что водные организмы распределены в водоеме не случайно, а в соответствии с определенны­ми для каждого из них условиями существования. На основе многолет­них наблюдений учеными выделены виды растений и животных, спо­собных жить в воде различной степени загрязнения. Эти виды называ­ют индикаторами. Таким образом, возможно определение степени за­грязненности воды путем взятия проб, описания и определения соста­ва водных организмов в этих пробах.

Бентос - сообщество организмов, обитающих в грунте и придонном слое воды. Организмы бентоса различаются по таксономической при­надлежности, размерам, способам существования и т. д. Они не способ­ны плавать в воде длительное время. Их можно разделить на фитобен-тос (растения) и зообентос (животные). В данном исследовании рассма­тривают организмы макрозообентоса - животных, видимых невоору­женным глазом. Размеры их варьируют от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, поэтому они доступны для визуального наблюдения и не очень сложны в определении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...