Составление маршрутной ленты. Бланк комплексного описания фации. 11. Оценка экологического состояния окружающей среды с помощью живых организмов
Составление маршрутной ленты 1. С карты исследуемой местности сделайте копию пути маршрута (или маршрутов) так, чтобы по обе стороны вашего маршрута была на 5-7 см обозначена прилегающая местность. Следите, чтобы были отмечены все боковые линейные ориентиры. Это и есть маршрутная лента. 2. На маршрутной ленте обозначьте стороны горизонта и масштаб карты. 3. На всех отходящих от главного маршрута дорогах надпишите, куда идут дороги, укажите расстояния до населенных пунктов и до всех крупных природных объектов. 4. Разметьте маршрут похода в километрах. 5. Все надписи сделайте четко простым карандашом (или шариковой ручкой). 6. Обозначьте места стоянок и дату. 7. Сложите «гармошкой» маршрутную ленту и сделайте для нее планшет. 8. Перед каждым выходом у местных жителей уточняйте характер пути (повороты, развилки, перекрестки, четко заметные ориентиры и т. п. ) и все это обозначьте на маршрутной ленте. Без этого легко отклониться от правильного маршрута. 9. Во время движения проверяйте, уточняйте и дополняйте картографические сведения. При встрече с местными жителями вносите в маршрутную ленту все сведения о вашем дальнейшем пути, особенностях дороги, приметах и др. 10. Все интересные объекты обозначьте на маршрутной ленте ус Бланк комплексного описания фации Описание фации № Автор_____ _Дата__________ _____ Участок_____ Квадрат________ Абс. высота точки_____________ Положение точки относительно влияющих на фацию объектов Место для зарисовок положения точки с ориентацией по карте
Взаимосвязи внутри и вне фации Связь свойств компонентов фации______________. __ Связи со смежными природно-территориальными комплексами Основные факторы развития, обособления фации и тенденции ее развития, Литература Андреева М А., Дзиковим В А., Дмитриева В. Т., Матвеев НИ. Полевая практика по общему землеведению; для ст. -заочников геогр, фак. пед. ин-тов// МГЗПИ. - М.: Просвещение, 1991. Гайсина Р. С. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ин-т общ. сред, образования Рос. акад. образования. ■ М., 1998. Добржицкий Б. С, Кондратьев Б. А. Практические работы по физической географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов B. C. Современные методы географических исследований: Книга для учителя. - М.: Просвещение; - АО «Учебная литература», 1996. Полевая практика по геоморфологии, геологии и географии почв. - Новосибирск: Новосибирский Гос. пед. ин-т, 1961. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1991. 11. Оценка экологического состояния окружающей среды с помощью живых организмов Использование донных организмов пресноводных водоемов в биоиндикации Проблема загрязнения вод является одной из ключевых экологических проблем многих регионов России. Существует множество различных методик определения степени загрязнения вод, основанных преимущественно на физико-химических методах, которые, ввиду своей трудоемкости и высокой стоимости, недоступны большинству учащихся. Судить о состоянии окружающей среды, не прибегая к сложным физико-химическим методам, позволяет метод биоиндикации, основанный на том, что об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей судят по наличию, состоянию и поведению существующих в природе групп особей одного вида или сообществ (биоиндикаторов).
«Биоиндикатор - вид или сообщество, которые указывают на характерные особенности среды, в т. ч. обусловленные наличием полезных ископаемых» (по Н. Ф. Реймерсу). Использование биоиндикации в процессе эколого-краеведческих, мониторинговых исследований позволяет учащимся получить более полное представление о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов с косной средой, более наглядно увидеть зависимость живого мира от степени антропогенного воздействия на него. Кроме того, методы биоиндикации развивают наблюдательность, способствуют формированию навыков аналитической деятельности. Предлагаемые методические рекомендации предназначены для педагогов и учащихся 13-18 лет, углубленно занимающихся изучением рек, ручьев (водотоков). Любая водная экосистема, находясь в равновесии с факторами внешней среды, имеет сложную систему подвижных биологических связей, которые нарушаются под воздействием антропогенных факторов. Прежде всего, влияние антропогенных факторов и, в частности, загрязнения, отражается на видовом составе водных сообществ и соотношении численности слагающих их видов. Биологический метод оценки состояния водоема позволяет решать задачи, разрешение которых с помощью гидрофизических и гидрохимических методов невозможно. Оценка степени загрязнения водоема по составу живых организмов позволяет быстро установить его санитарное состояние, определить степень и характер загрязнения и пути его распространения в водоеме, а также дать количественную характеристику протекания процессов естественного самоочищения. Подчеркивая всю важность биоиндикационных методов исследования, необходимо отметить, что биоиндикация предусматривает выявление уже состоявшегося или происходящего загрязнения окружающей среды по функциональным характеристикам особей и экологическим характеристикам сообществ организмов. Постепенные же видоизменения видового состава формируются в результате длительного отравления водоема и явными они становятся в случае далеко зашедших изменений. Как при выполнении биологического исследования, так и при оценке полученных результатов необходимо иметь в виду возможность случайных местных загрязнений в пункте наблюдений.
Таким образом, видовой состав живых организмов из загрязненного водоема служит итоговой характеристикой токсикологических свойств водной среды за некоторый промежуток времени и не дает ее оценки на момент исследования. Из фактов возможности распределения водных организмов в одну систему сапробности неизбежно вытекает, что нахождение в водоеме каждого показательного организма может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, он положительно показывает, что в воде имеется та степень загрязнения, которую характеризует данный организм. С другой стороны, его развитие отрицает возможность более сильного загрязнения. Знакомство учащихся с методом биоиндикации на основе изучения и сбора водных организмов целесообразно проводить на водоеме, на котором учащиеся проводят постоянные наблюдения, поскольку лишь в этом случае можно уловить изменения, происходящие в жизни водной экосистемы и определить их причины. В разные времена года в связи с изменением физико-химических условий, господствующих в водоеме, там наблюдается совершенно разная биологическая картина. Лучше всего проводить исследования между второй половиной лета (избегать паводков) и зимой. Наиболее полную оценку водоема можно получить, имея материал по летнему и зимнему исследованию, а в особенно ответственных случаях желательно наблюдение водоема в течение годичного цикла. Вполне правильную картину дают лишь исследования, выполненные при низком стоянии воды. Подготовка к исследованиям Приступая к изучению донных организмов, надо опираться на материалы начального этапа изучения водного объекта: гидрографическое описание водоема, гидрологические работы. Рассмотрите общие сведения о данном водоеме, его использовании, об окружающей местности, наличии или отсутствии прибрежно-водной растительности, физико-химических свойствах воды, о возможных ее загрязнителях. Надо детально рассмотреть имеющуюся карту, а при отсутствии таковой - сделать карту-схему, на которой отметить все водоисточники, питающие водоем, и точки нахождения возможных загрязнителей.
Надо обратить внимание учащихся на то, что водные организмы распределены в водоеме не случайно, а в соответствии с определенными для каждого из них условиями существования. На основе многолетних наблюдений учеными выделены виды растений и животных, способных жить в воде различной степени загрязнения. Эти виды называют индикаторами. Таким образом, возможно определение степени загрязненности воды путем взятия проб, описания и определения состава водных организмов в этих пробах. Бентос - сообщество организмов, обитающих в грунте и придонном слое воды. Организмы бентоса различаются по таксономической принадлежности, размерам, способам существования и т. д. Они не способны плавать в воде длительное время. Их можно разделить на фитобен-тос (растения) и зообентос (животные). В данном исследовании рассматривают организмы макрозообентоса - животных, видимых невооруженным глазом. Размеры их варьируют от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, поэтому они доступны для визуального наблюдения и не очень сложны в определении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|